Формирование физической культуры личности школьников в спортивно-игровой деятельности: на примере баскетбола Веланская Елена Алексеевна. «Спортивные и подвижные игры как средство физического и духовного развития личности

РЕФЕРАТ Тема: «Роль спортивных игр в воспитании школьников» Работа выполнена Учителем физической культуры МБОУ «СОШ №7» г. Реутов Шурыгиной С.В. План. 1. Актуальность спортивных игр в свете физического и духовно-нравственного воспитания школьников. 2. Влияние спортивных игр на физическое развитие школьников. 3. Спортивные игры как важное средство решения воспитательных задач. В настоящее время деятельность передовых учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта, воспитание морально-волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения между юношами и девушками, учениками и педагогами. Заботой учителя является также воплощение в жизнь таких целевых установок, как формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. Основная цель физического воспитания – содействовать всестороннему развитию личности. Исходя из общей цели в учебном процессе решаются много задач, в том числе воспитательная. Эту задачу помогают решить спортивные игры. Важность и актуальность занятий спортивными играми подтверждают приказ (№164, от 03 июня 2008 г.) Министерства образования Российской Федерации: «В целях усиления роли командных (игровых) видов спорта в процессе обучения физической культуре и совершенствования ее преподавания в образовательных учреждениях» о внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования, полученный учителями физической культуры Московской области в 2008-2009 учебном году. Суть физического воспитания состоит в том, чтобы с помощью средств физического воспитания придать естественному процессу становление форм и функций растущего организма оптимальный характер, обеспечить, возможно, гармоничное в этот период физическое развитие, содействовать нормальному функционированию организма, укрепить здоровье. Важное место в системе физического воспитания детей школьного возраста занимают спортивные игры. Общая характеристика игровых действий является важной основой при определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а следовательно, и на определение значения их в системе физического воспитания. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу. Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кротчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку, оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества. Важная особенность спортивных игр – сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой наказание. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера. С помощью спортивных игр воспитываются умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, патриотизм. Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками спортивных игр в большинстве случаев на свежем воздухе, то есть в благоприятных гигиенических условиях, имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха для детей школьного возраста на фоне все более возрастающих умственных нагрузок в учебном процессе. Учитывая выше сказанное начинать обучение спортивным играм нужно в младшем школьном возрасте. Упражнения в бросании, катание мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются: быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитывать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку. В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с пристанным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т. п. школьник выполняет эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Недостаток движения, ограничение двигательной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма. Двигательная активность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его работоспособность, что достигается при занятиях спортивными играми. Заметное влияние оказывают спортивные игры на центральную нервную систему. Большая быстрота выполнения движений и частая их смена, постоянное варьирование интенсивности мышечной деятельности способствуют увеличению силы, подвижности и лабильности нервной системы. Рассматривая значение спортивных игр в физическом воспитании школьников, нельзя не обратить внимание на духовно-нравственную составляющую. Воспитание всегда являлось важной стороной учебного процесса. Положительный эффект использования спортивных игр в целях воспитания достигается лишь в том случае, если учебный процесс соответствующим образом организован, если весь коллектив повседневно и целеустремленно занимается воспитанием. В учебном процессе центральной фигурой является учитель. К нему, как воспитателю, предъявляются высокие требования. Отмечая важность поведения и деятельности воспитателя, А. С. Макаренко указывал: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас». Воспитание занимающихся осуществляется в процессе урока, дополнительных занятий, соревнований, спортивно-массовых мероприятий, в личных беседах. Перед каждым занятием преподаватель должен ставить конкретные задачи (например, воспитание смелости – при изучении защитных приемов в падении в волейболе, дисциплинированности – при выполнении сложных групповых упражнений, настойчивости – при устранении недостатков в физической подготовленности, трудолюбия – при выполнении занимающимися поручений по подготовке инвентаря, разметки площадки, уборки помещений и т. д.) Большое внимание следует обращать на развитие инициативы и творчества. Для этого используются упражнения, при выполнении которых школьники решают тактическую задачу различными путями. Моральные и волевые качества еще в большей мере совершенствуются в условиях соревнований. Соревнования по спортивным играм отличаются эмоциональностью, поэтому серьезного внимания заслуживает их организация и проведение. Игрока, который недостойно ведет себя на поле, необходимо сразу же заменить. Желание выиграть любыми путями и средствами, «погоня за очками» не должны иметь место, так как это приводит к отрицательным последствиям в воспитательном отношении. Соревнования по спортивным играм, где действия одного спортсмена зависят от действий других членов команды, нужно использовать для воспитания коллективизма, на котором строятся действия игроков. В практике секционной работы в школе нередки случаи, когда хорошо организованные соревнования по спортивным играм помогают улучшить дисциплину учащихся и их успеваемость. Полноценное решение воспитательных задач невозможно без индивидуального подхода к учащимся. Личные беседы дают возможность ближе узнать каждого и являются также ценным средством воспитательного воздействия. Воспитание морали тесно связано с воспитанием волевых качеств. Общие рекомендации для их воспитания: 1. Ставить и выполнять ясные и конкретные задачи, начиная с несложных, отвечающих возможностям учащегося. 2. Каждое задание обязательно выполнять вовремя и качественно. 3. Соблюдать режим дня и питания. 4. Заставлять себя работать над слабыми сторонами в физической и техникотактической подготовке. Нередки случаи, когда неудачный исход игры объясняется неумением преодолевать отрицательные эмоции (растерянность, гнев, боязнь, неуверенность, огорчение и др.) Для преодоления отрицательных эмоций рекомендуется воспитывать в игроках чувство долга и ответственности, закреплять положительные действия в учебном процессе. Воспитание учащихся – сложный и трудоемкий процесс. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Попытка развития телесной сферы без воспитании духовности обречены, как правило, на неудачу. Поэтому следует прилагать особые усилия, чтобы развить у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности.

Футбол – это известная и массовая игра. Футбол – одно из самых легкодоступных, широко распространенных, популярных средств физического воспитания и укрепления здоровья всех слоев населения. В нашей стране футболом занимаются, увлекаются около 3 миллионов человек.

Коллегиальный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, братства, взаимовыручки, развивает такие моральные качества, как чувство ответственности, почет к товарищам по команде и соперникам, приучение к дисциплине, инициативность. Также игре необходима подчинение личных стремлений интересам команды.

Во время игры нужно уметь овладеть сложной техникой и тактикой, совершенствовать физические способности, преодолевать усталость, боль, вырабатывать устойчивость к плохим условиям окружающей среды. Все это помогает воспитанию волевых черт характера: выдержки, смелости, стойкости, решительности.

Игра в футбол предъявляет строгие требования к личности игроков. Также футбол влияет на процесс становления личности спортсмена. Результатом спортивной деятельности являются не только физическая, техническая, тактическая подготовка и спортивный результат, но и психологические изменения, к которым относится сфера личности.

В исследованиях психологических особенностей спортивных игр неполно представлен материал, касающийся личности футболиста, особенно на этапе наиболее активного включения школьников в спортивную деятельность – в подростковом возрасте.

Помимо этого, подростковый возраст – ключевой этап в развитии личности. В этот период впервые формируется устойчивая система личностных качеств, закладываются механизмы психической регуляции деятельности: направленность личности, самооценка и др.

На этом возрастном этапе развития виден качественный сдвиг в развитии самосознания человека. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни определяют все другие особенности - поведение, направленность активности и т. п.

Подростковый возраст отличается от всех других этапов жизни человека темпами роста и развития организма, особенностями физиологических процессов, также половым развитием. Многие изменения, происходящие в этом возрасте, имеют отношение к двигательной деятельности подростка.

В подростковом возрасте появляется большой интерес к собственному «Я», желание познать себя, свои возможности, силы. Самосознание предполагает самооценку. Интенсивное развитие самосознания рождает потребность в самовоспитании. Подростки стремятся стать активными, сильными, смелыми. Настоящие возможности воспитать у себя такие качества появляются в занятиях спортом.

Ключевая особенность личности подростков - стремление к самоутверждению, стремление занять свое место в обществе. Поэтому огромное значение в жизни подростков имеет коллектив, в котором они учатся или занимаются спортом.

Среди проблем спортивной медицины главное место занимают исследования, которые посвящены изучению влияния занятий спортом на здоровье человека. Данная проблема имеет важное теоретическое и практическое значение для спортивной медицины.

Вопрос о влиянии спортивных занятий на здоровье получает большой интерес из-за особенностей настоящего этапа развития спорта. Известно, что уровень спортивных достижений и их высокий рост влекут изменения в системе подготовки спортсменов, а именно высокого класса. Ранняя спортивная специализация, интенсивные тренировочные нагрузки, большая психоэмоциональная напряженность- все это предъявляет высокие требования к организму. Из-за высоких запросов, предъявляемых к организму спортсмена современным спортом, появляется нужда улучшения методов врачебного контроля. Врачебный контроль - важный элемент общей системы подготовки спортсменов.

Привыкание организма к мышечной деятельности является сложным взаимодействий различных функций организма. Адаптация обеспечивается процессами регулирования, направленными на сохранение физиологических параметров или такое изменение, которое адекватно запросам, предъявляемым к организму.

Спортивная тренировка оказывает влияние на улучшение центральных механизмов регулирования, оптимизации межсистемных и внутрисистемных функций, высокому развитию процессов саморегуляции на всех уровнях жизнедеятельности организма - системном, органном, клеточном, субклеточном. Эти механизмы обеспечивают покрытие больших энергетических запросов и компенсацию дефицита в кислороде при напряженной мышечной работе, что является фактором предохранения организма от появления нарушений состояния здоровья спортсменов.

В настоящее время считается фактом, что психологический настрой спортсмена – это главный фактор победы в спорте. Поэтому в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук уделяют особое внимание разработке специальных технологий психологической подготовки спортсменов на основе соответствующих методов психодиагностики.

Свойства нервной системы и темперамент человека в спортивной деятельности – тот фактор, который определяет направление и степень влияния психического стресса на уровень достижения спортсменов, т.е. от них зависит терпимость к стрессу. Именно свойства нервной системы и темперамента определяют индивидуальные стрессовые нормы спортсменов в соревнованиях.

Но психологические факторы имеют значение не только во время соревнований. Достижение спортсменом высокой физической, тактико-технической подготовленности главным образом связано с развитием у него определенных особенностей физических функций и качеств его личности. Нельзя добиться совершенства в выполнении тех или иных технических приемов без высокого и специального развития двигательной чувствительности, двигательной памяти, внимания и т.д.

Физиологической основой психики является нервная система, которая функционирует подобно другим системам – мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и т.д., но гораздо чувствительнее к разным воздействиям. Поэтому игнорирование психологической готовности в спорте высоких достижений просто невозможно.

Хотелось бы также отметить, какую же пользу несет в себе игра в футбол.

· Исправляет состояние здоровья человека.

· Влияет на укрепление иммунитета.

· Частично убирает вероятность возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, снижает кровяное давление.

· Улучшает циркуляцию крови, и, следовательно, снабжение кислородом органов.

· Улучшает обмен веществ в организме.

· По словам специалистов, частая игра в футбол способствует укрепление костной ткани и хорошо влияет на опорно-двигательный аппарат.

· Во время игры в футбол движения очень разнообразны, что позволяет укрепить большинство мышц организма.

· Развивается ловкость и улучшается координация движений.

· Футбол – хороший помощник в борьбе с лишним весом.

· Футбол, как и другие виды физической активности, помогает бороться со стрессами и депрессиями, улучшает настроение и сон.

· Футбол важен для развития личностных качеств, таких как умение работать в команде, воля к победе, целеустремленность, ответственность, упорство, смелость и др.

Важно отметить, какой вред может нести игра в футбол.

Футбол считается очень опасным видом спорта и может принести серьезные травмы игрокам. Но если Вы делаете разминку перед игрой и играете в компании с людьми, которые ведут себя корректно по отношению к сопернику, то риск получить травму значительно снижается.

Список литературы

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М: Физкультура и спорт, 1978.

2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям.-М.: Физкультура и спорт, 1985.

3. Введение в теорию физической культуры. Под ред. Л. П. Матвеева.- М.: Физкультура и спорт, 1983.

4. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. Сост. В. П. Богословский.- М.: Просвещение, 1984.

5. Управление физической культурой и спортом. Сост. И. И. Переверзив, Н. Н. Бугров, Я. Р. Вилькин и др.- М.: Физкультура и спорт, 1987.

6. Физическое воспитание. Под ред. Б. А. Головина, В. А. Маслякова, Л. В. Коробкова и др.- М.: Высшая школа, 1983.

Спортивные игры широко представлены в физическом воспитании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, в армии, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игровых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и специальной физической подготовки. По показателям основных физических качеств представители спортивных игр занимают высокие места среди спортсменов других видов.

Сложность технических приемов и тактических действий определяет необходимость длительной специальной подготовки игроков с постоянным составом команды (в коллективных играх). Игровая деятельность характеризуется работой переменной интенсивности, в основном скоростно-силового характера. В ходе каждой игры возможна работа различной мощности. Поэтому тренировка должна быть направлена на достижение у спортсменов высокого уровня аэробной и анаэробной производительности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека.Как средство физического воспитания (эффективное содействие гармоничному развитию личности)спортивные игры имеют свои особенности , без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность. Наиболее характерные из них следующие.

1. Комплексность воздействия на организм занимающихся (разносторонность воздействия), т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), функций организма (дыхания, кровообращения и др.) и освоением жизненно важных двигательных навыков.По разносторонности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо (показатели: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др.) в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча или шайбы), оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсюда требование надежности, стабильности навыков и т.д.

Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину различными способами и в самых разнообразных условиях.

2. Коллективность действий , характерная черта для большинства спортивных игр. Важная особенность спортивных игр - сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых, приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды будут различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь игроков. Своевременная и правильная помощь партнеру - важный фактор в достижении победы над противником. Как в нападении, так и в защите, помогая друг другу, нужно стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником.

Воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх. Во время учебных занятий и соревнований при правильном педагогическом руководстве занимающиеся приучаются подчинять личные интересы интересам команды. Воспитывается чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности за свои действия перед коллективом. Внезапная смена игровой обстановки требует быстрых и рациональных решений. Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистских качеств личности.

4. Воспитание личности в коллективе и через коллектив . Основной психологической установкой спортсмена на игру является стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков. Условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.

В процессе учебных, товарищеских и календарных встреч между игроками могут возникнуть конфликты, связанные с болевыми ощущениями (при столкновениях), недовольством действиями партнера и т.д. Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой различные наказания. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Очень остро реагируют занимающиеся на мнимые и действительные ошибки спортивных судей. Тут большую роль играет личный пример преподавателя. Его корректное и приветливое отношение к судьям, отсутствие внешних проявлений раздражения из-за возможных ошибок - все это способствует воспитанию выдержки, мужества, уважения принципов спортивной этики.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера. С помощью спортивных игр воспитываются умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, патриотизм.

5. Доступность для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью, до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений). Занятия спортивными играми - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся, поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Но есть и определенные трудности в регулировании нагрузки в спортивных играх - даже в однородных по возрасту и полу группах физическое развитие занимающихся различно. Преподаватель должен внимательно наблюдать за каждым учеником, руководствуясь главным образом объективными показателями утомления (нарушение координации движения, обильное потоотделение, побледнение, учащение пульса выше допустимого).»Субъективные» же показатели утомления («я не устал, дайте мне еще поиграть») должны приниматься во внимание строго в соответствии с индивидуальными особенностями игроков

6. Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата.

В играх это только своеобразная первая ступень - «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности.

7. Спортивные игры уникальное зрелище , по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Привлекательность и популярность игр - в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс. Играм принадлежит одно из первых мест по числу занимающихся и участвующих в соревнованиях. Спортивные игры несутвысокий эмоциональный заряд , здесь по этому признаку все равны - «и стар и млад. Однако большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр создает известные трудности в организации педагогического процесса. Стремление быстрее приступить к игре иногда вызывает недостаточно серьезное отношение к общей физической подготовке изучению элементов техники, разучиванию тактических комбинаций. На конкретных примерах с достаточным тактом преподаватель должен убеждать учащихся в целесообразности всех видов подготовки

Спортивные игры в Е С К

Спортивные игры включены в Единую спортивную классификацию, что во многом способствует их развитию в нашей стране. ЕСК определяет условия и порядок присвоения спортивных разрядов и званий на основании норм и требований, определенных ЕСК Республики Беларусь).

Основными задачами ЕСК являются: установление единых оценки уровня мастерства спортсменов и порядка присвоения спортивных званий и разрядов; содействие развитию видов спорта, совершенствованию системы спортивных соревнований, привлечению граждан к активным занятиям спортом, повышению уровня всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства спортсменов. В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка выступления команды также производится с позиций Единой спортивной классификации (ЕСК) - игрокам команды присваивается спортивный разряд или звание. Разрядные нормы - нормы, необходимые для присвоения спортивных разрядов и званий, выраженные в количественных показателях мер длины, веса и времени, а разрядные требования - требования, необходимые для присвоения спортивных разрядов и званий, выраженные в очках, баллах, занятом месте в командных или индивидуальных соревнованиях, победах над соперником, достижением определенного рейтинга. Оценивается также выступление команды за определенный период времени (год, два и т. п.) суммарно в различных соревнованиях. Для этого с учетом категории соревнований и занятого места (I- IV) разрабатывается шкала оценок, где каждое выступление оценивается в баллах, которые в итоге суммируются.

Юношеские разряды (I-III), спортивные разряды (кандидат в мастера спорта и I-III), звание "Мастер спорта РБ", "Мастер спорта международного класса", «ЗМС».

Однако как бы ни было велико положительное значение спортивных игр, их нельзя рассматривать как универсальное средство физического воспитания. Только в органической связи с гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием и другими видами спорта занятия по спортивным играм могут успешно решать задачи разностороннего физического развития человека.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Своим становлением в современном мире человек в огромной мере обязан игре. Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели .

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий .

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне .

Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками подвижных игр имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.

Подвижные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для спортивной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами) .

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении. Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий (например, эстафеты).

Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому спортивные игры - это не только средство полноценного развития организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта .

Важнейшая особенность спортивных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

В игровой деятельности находит свое выражение присущая человеку потребность творчества. Многообразие игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие правильного решения. Результат и непосредственно сам процесс решения приносят играющим внутреннее удовольствие, вызывающее стремление испытывать его вновь и вновь .

Таким образом, игра представляет собой процесс удовлетворения потребностей индивидуума в физической и эстетической активности, в творческой, общественно значимой деятельности.

Подвижными называются игры с относительно простым содержанием, где используются естественные движения, а достижение цели не связано с высокими физическими и психическими напряжениями.

Действия участников игры определяются ее сюжетом и представляют собой сознательные акты поведения, обусловленные сложившейся игровой ситуацией и избранным способом ее разрешения. Действия играющих носят соревновательный характер и выражаются в стремлении выйти победителем в каждом единоборстве и в ходе всей игры.

Таким образом, игровая деятельность предстает как особая разновидность соревновательной деятельности между отдельными участниками и коллективами. Для разрешения той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. Эти действия могут быть индивидуальными или коллективными .

Каждый участник должен владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии разрешать любые ситуации, с которыми он сталкивается в ходе игры. В наиболее часто повторяющихся ситуациях используют игровые навыки, которые представляют собой закрепленный способ выполнения игровых приемов.

Действия играющих отличаются особым разнообразием, но в каждом из них всегда можно выделить две взаимосвязанные стороны: внешнюю и внутреннюю. Под внешней следует понимать избранный способ решения двигательной задачи, который имеет определенную двигательную структуру, обусловленную конкретной ситуацией и законами механики движения. Другую сторону составляют психические процессы, связанные с выбором правильного решения.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми .

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет, включающий: историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники и тактики отдельных игр, воспитание педагогических навыков. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В подвижных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции.

Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок. Игра – морально волевое воспитание.

Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического воспитания. Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.

Игровая деятельность характеризуется рядом принципиальных особенностей, отличающих ее от других видов деятельности человека.

Игровая деятельность носит активный, творческий характер, вызывающий целостную реакцию организма. Она проходит с участием всех функциональных систем организма при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга.

Игровая деятельность протекает в рамках определенных целевых установок, достижение которых служит побуждающим мотивом действий играющих .

Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения – эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки, достаточного количества необходимых предметов и творческого подхода как играющих так и руководителей игр.

Спорт как средство развития личности ребёнка

1.2 Спорт как один из способов развития личности ребёнка

Спорт - очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Роль спорта в воспитании "нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных. Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.

Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер). Вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Социальная ответственность спортсмена. Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");

спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в

практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена.

Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит - доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.



Просмотров