Инновационный проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста. Проект по профориентации в доу

«Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья,
а приготовить к труду в жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку
и любовь к трудуоно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.»

К.Д. Ушинский

Период от рождения до школы, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного развития ребёнка, в этот период закладываются основные физические и психические качества и свойства, делающие ребёнка ЧЕЛОВЕКОМ. Важность дошкольного периода характеризуется тем, что именно в этом возрасте обеспечивается общее развитие человека, которое служит в дальнейшем фундаментом для выбора им ценностных ориентиров, для выстраивания отношений человека с окружающим миром, именно этот возраст является основой для усвоения знаний, умений и развития познавательных интересов человека.

В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным качествам человека. Гармонично развитым человек может считать себя при условии, что он нашёл своё место в жизни, правильно сделал свой выбор и получает удовлетворение от своей профессии, пользуется авторитетом в обществе, и его труд служит на благо народа и обеспечивает личное благополучие. Человек счастлив, если он умеет и любит трудиться. С этой точки зрения чрезвычайно значимым является дошкольный период детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, его личной культуры, отношения к самому себе и к окружающему миру, в частности к своей будущей профессиональной деятельности. Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка в собственном реальном мире.

Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребёнка, приобретённого им в каких-то видах трудовой деятельности. Эта работа начинается уже в детском саду. В процессе своего развития ребёнок наполняет своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, продавца, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми. Некоторые элементы профессиональной деятельности им ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора старших дошкольников о мире.

Целью ранней (детской) профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, профессионального самоопределения дошкольника в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Основными формами работы в ДОУ по профориентации дошкольников являются следующие методы:

  • организованная деятельность (беседы, занятия, интегрированные занятия, экскурсии, игры, праздники, развлечения);
  • оборудование развивающей среды;
  • общение с родителями воспитанников;

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок рассказы воспитателей и родителей, непосредственно образовательная деятельность, игры, праздники и развлечения, самостоятельная художественно-творческая деятельность обогащает представления детей о труде взрослых, а имея эти представления, они осознают, что их родители нужные всем люди, что труд их почётен. У ребят появляется интерес к трудовой деятельности взрослых. Дети вместе с воспитателями с увлечением мастерят атрибуты для сюжетно-ролевых игр. В своих творческих работах дети изображают родителей, себя в будущем. Интереснее и осознанней становятся высказывания детей. Они дают оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечают взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражают желание в будущем избрать профессию мамы или папы.

Экскурсии - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.

Посетив завод «Прогресс» дошкольники познакомились с историей завода, с профессиями своих родных, работающих на приборостроительном заводе «Прогресс» (монтажница, слесарь-сборщик, балансировщик, фрезеровщик, программист, экономист, контролёр, диспетчер), с трудовыми династиями. В результате у детей возникло понимание значимости труда взрослых, уважение к труду родителей, желание им помочь и желание следовать их примеру в профессиональной деятельности.На экскурсии в ВНИИС и Дом-музей И.В. Мичурина дети познакомились с выдающимся учёным-селекционером, естествоиспытателем, который внёс значительный вклад в совершенствование природы растений, разработку методов селекции, создание новых сортов плодовых культур. Его дело продолжают учёные-садоводы ВНИИС, с чьей работой были познакомлены дети.

Выстраивание рефлексивной деятельности(изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления детей с профессиями в таких видах детской активности, как:

  • сюжетное рисование, после проведённых наблюдений, экскурсий;
  • конструирование, лепка, аппликация;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • составление рассказов из опыта, иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;
  • конкурс рисунков и поделок;
  • викторины, КВН

Работа с родителями - важное направление в работе нашего учреждения. Работая в этом направлении, мы проводим следующие мероприятия:

  • «Дни открытых дверей»;
  • конкурсы поделок и рисунков совместно с родителями;
  • оформление папок-передвижек «Великий учёный-садовод И.В, Мичурин», «Мичуринск - наукоград», «Завод «Прогресс»;
  • анкетирование;
  • самоиздание мини-книг « Моя профессия»

Создание полноценной предметно-развивающей среды

  • организация работы мини-музея;
  • создание папок по ознакомлению с историей завода «Прогресс» и ВНИИС, с профессиями;
  • пополнение атрибутов для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр по данной тематике;
  • оформление альбомов « Профессии на заводе и ВНИИС», «Семейные родословные»;
  • собрание видеоматериалов;
  • дидактические и развивающие игры «Угадай, какая это профессия», «Что из чего сделано?», « Кто что выполняет»;
  • оформление и систематическое обновление стенда «Мы и завод «Прогресс», «Мичуринск-наукоград»;
  • презентации

Результативность работы

С целью совершенствования профориентационной работы в учреждении ведётся постоянный мониторинг. По материалам мониторинга наиболее результативными формами профориентации в разделе организационно- методической работы выделены педсоветы, мастер-классы, семинары, семинары- практикумы, деловые игры, консультации, разработка методических рекомендаций по ранней профориентации, тематические выставки, Дни открытых дверей для родителей, конкурсы, тематический контроль, диагностика, кружковая работа, работа творческой группы, экскурсии, оформление дидактического материала.

Работа с воспитанниками осуществляется успешно благодаря постоянно проводимым экскурсиям на завод «Прогресс» и ВНИИС, просмотрам видеофильмов, циклам познавательных занятий, конкурсам рисунков и поделок, КВН для старших дошкольников, тематическим развлечениям, игровой деятельности, сюжетному рисованию, конструированию, выстраиванию макетов, составлению рассказов, беседам, чтению художественной литературы)

Сотрудничество с родителями значительно облегчает профориентацию в учреждении, так как налажены такие формы работы, как практические занятия, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки, дни открытых дверей, рассказы родителей о профессии, тематические праздники.
Благодаря целенаправленной работе учреждения по ранней профориентации наших воспитанников мы отслеживаем следующие результаты:

  • появился интерес к истории завода « Прогресс» и ВНИИС;
  • у детей сформировалось целостное представление о профессиональной деятельности родителей на заводе «Прогресс» и ВНИИС, об общественной значимости той или иной профессии родителей;
  • у детей развились познавательные навыки, интерес к профессиям родных, уважение и гордость за них;
  • совместная работа родителей и детей сформировала доверительные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

Результаты помогают воспитателям выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.

В заключение следует заметить, что 20 век - это век интеллектуально развитых и творчески мыслящих личностей. Известный русский поэт в своё время писал: если есть возможность - иди впереди, нет возможности - иди вместе с веком, но никогда не отставай от него. Воспитатель должен владеть современными знаниями и информационно-коммуникационными технологиями, постоянно получать информацию из глобальной сети. Только тогда он сможет правильно вести профориентационную работу с учётом интересов воспитанников. Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью современной профессией, востребованной обществом и государством.

Список литературы

1 . Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – [с. 28]

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – [с.70]

3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – [с.13]

4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – [с. 37]

5. Интернет ресурсы: http://nsportal.ru/Википедия (http://ru.wikipedia.org)

МБДОУ детский сад «Березка»

Подготовил: воспитатель Лукьянова Ю.Ф

Игрим

2014

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Б. А. Сухомлинский

Краткая аннотация.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Ознакомление ребят с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.

Цель:

рассмотреть и проанализировать условия формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду взрослых.

Задачи:

    Развивать интерес к миру взрослых, желание следовать поступкам взрослых людей.

    Формировать представление о предметном мире, созданном руками человека, о роли человека в нем.

    Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.

    Учить детей понимать эмоциональные состояния свои и взрослых, выражать собственные эмоции через мимику, позу, слово, жест.

    Рассмотреть теоретический аспект психолого-педагогических условий ранних представлений ребенка о профессиях взрослых;

    В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм.

Гипотеза:

педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.

Вопросы, направляющие работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Основополагающий вопрос

Для чего живет человек?

Проблемные вопросы:

Какой образ жизни вам больше нравится?

Какой должен быть образ жизни человека?

Как трудовая деятельность влияет на человека?

Примерные учебные вопросы:

Что такое труд?

Какие профессии людей ты знаешь?

Какое твое самое любимое занятие?

Ты уже знаешь, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Ты любишь наблюдать, как работают люди?

Ты знаешь кто ухаживает за цветами?

А кто занимается животными?

Кто водит автомобили, поезда, самолеты?

Ты знаешь кто ремонтирует технику?

Кто лечит людей?

А кто учит?

Как называют тех, кто рисует?

Детям дается представление о том, что профессии разделяются на несколько категорий:

    «Человек – природа». Это профессии, труд в которых направлен на предметы живой природы:

    животновод,

    растениевод,

    ветеринар.

    «Человек – человек». Это профессии, труд в которых направлен на человека. Это профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством:

    учитель,

    воспитатель,

    медицинская сестра,

    врач.

    «Человек – знак». Это профессии, труд в которых направлен на обработку условных знаков, цифр, формул, текстов:

    секретарь,

    художник,

    Программист.

Профориентационные курсы

1 курс «На златом крыльце сидели…»

Цель: знакомство детей с разными профессиями; формирование интереса к различным видам труда.

Адресат: МБДОУ детский сад «Березка», дети от 5 до 6 лет .

Мероприятия

Кол-во

Экскурсии .

1 раз в месяц

Цикл занятий:

    1. «Чем пахнут ремесла

      Профессия – воспитатель, учитель

      Профессия – медицинская сестра

      Профессия – повар, завхоз .

      Профессия – прачка, кастелянша .

      Профессия – врач .

      Профессия – милиционер, водитель .

      Профессия – почтальон .

      Праздник труда . Итоговое занятие .

9часов

Общее количество часов:

2 курс «Все профессии важны, все профессии нужны».

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.

Адресат: МБДОУ детский сад «Березка», дети от 6 до 7 лет .

Мероприятия

Кол-во

Экскурсии в школу, типографию, администрацию

1 раз в квартал

Встречи с родителями разных профессий

1 раз в квартал

Цикл занятий :

    1. Введение в мир профессий .

      Профессия – учитель .

      Профессия –растениевод.

      Профессия – продавец .

      Профессия – плотник, швея .

      Профессия – руководитель .

      Профессия – корреспондент, журналист .

      Профессия – бухгалтер, экономист .

      Игра «Путешествие на остров мастеров».

Итоговое занятие.

9 часов

Общее количество часов

План работы по ознакомлению дошкольников

с профессиями

группа от 5 до 6 лет

Проводимые

мероприятия

Срок

Что узнали нового

Беседа с детьми о работе воспитателя, учителя

октябрь

Воспитатель и учитель – учат и воспитывают детей.

Экскурсия в школу

октябрь

В школе учитель проводит уроки, есть учителя начальных классов и учителя - предметники, которые преподают только свой предмет (физику, историю, русский язык, биологию и т.д.)

Беседа с медсестрой детского сада (отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей).

ноябрь

Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок , делает прививки, составляет меню для воспитанников

Экскурсия в процедурный кабинет (бинт, вата, лейкопластырь, зеленка, шприцы, термометр, таблетки, йод).

ноябрь

Все вакцины в процедурном кабинете хранятся в хо лодильни ке; прививки, уколы тоже делают в процедурном кабинете. Там очень чисто, стерильно.

Беседа с завхозом, поваром детского сада

декабрь

Завхоз занимается заготовкой продуктов питания. Повар – подготовкой продуктов к готовке, приготовлением пищи, раздачей готовой продукции.

Экскурсия на кухню детского сада, в кладовку

декабрь

Узнают, как продукты попадают в кладовку детского сада, как происходит выдача продуктов на кухню, как повара и помощник кухни подготавливают необходимые ингредиенты, как повар готовит, как готовая пища раздается на группы.

Беседа с прачкой,кастеляншей

январь

Постельные принадлежности, инвентарь. (нитки, иголки, выкройка, ножницы, мел, ткань, швейная машина).

Экскурсия в прачечную. Наблюдение за работой прачки (машиниста по стирке белья) и кастеляншей

январь

Узналикак происходит процесс подготовки к стирке, стирка. Глажка сухого белья, его сортировка, хранение, выдача по группам (постельные принадлежности, инвентарь, стиральная машина, гладильный стол, стеллажи для хранения постельных принадлежностей и инвентаря)

Беседа с врачом – педиатром

февраль

Врач лечит людей. Ставит диагноз по заболеванию. Врачи бывают разных специальностей (педиатр, терапевт, хирург, окулист и т.д.)

Экскурсия в больницу

февраль

Фонендоскоп, укол, капельница, ростомер, термометр, бинт, вата, гипс

Беседа с полицейским, инспектором ДПС

март

Чем занимается участковый милиционер. В чем заключается работа следователя.

Где можно и где нельзя играть. Игры на мостовой опасны. И водителям, и пешеходам помогают дорожные знаки.

Экскурсия к светофору, знакомство с машиной ДПС (светофор, пешеходный переход, регулировщик, сигнал, безопасность движения, обочина дороги, жезл, форма, сирена, инспектор).

март

Пересечение дорог называется перекресток. Это самое бойкое место и здесь обычно стоят светофоры. Переходы через улицу обозначены линиями разметки “зебра” и дорожными знаками. Знаки правил дорожного движения – запрещающие и разрешающие.

Беседа с почтальоном

апрель

Почта (журналы, газеты, письма, квитанции на получение посылок, бандероли, телеграммы), узел связи.

Экскурсия на почту

апрель

Узнали как на почту поступают газеты, журналы, посылки. Что делают почтальоны перед тем, как разносить почту гражданам. Для чего надо правильно писать индекс

Экскурсия в библиотеку (формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки).

май

Библиографы устраивают позна вательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

группа от 6 до 7 лет

Проводимые мероприятия

Срок

Что узнали нового

сентябрь

Торжественная линейка, посвящение в ученики (первоклассники), выпускники, поздравления

Беседа о профессии – учитель

октябрь

Учитель пишет план, проводит уроки, проверяет тетради, проводит дополнительные занятия с учениками, участвует в конкурсах, учится на курсах

Встреча с увлеченным человеком – вышивание (пяльцы, мулине, иголки, нитки – ирис, ткань, рисунок).

октябрь

Кроме работы, люди отдыхают, заполняют его интересными занятиями – хобби. Кого-то увлекает шитье, вязание, коллекционирование. Увлечение приносит радость ему и тем, кто видит, любуется готовым произведением, продуктом. Может быть украшением интерьера (рисунки, картины, вышивки, поделки).

Беседа о профессии – растениевод (рассада, удобрения, грядки, семена)

ноябрь

Увлечения , интересы у людей могут быть разные. Кому-то нравится копаться в огороде, собирать ягоды, разводить цветы.

Беседа о животноводах (корова, сено, доильный аппарат, дойка, молоко, поросята, корма, ветеринар).

декабрь

Доярка начинает работу очень рано. Доярки используют в работе современную технику: электропоилки, электрические доильные аппараты. По совету ветеринара : подбирают животным специальный рацион: витамины, добавки к еде ; осуществляют уход за животными

Беседа с работником торговли (товар, покупки, завоз, продажа, электронные весы, чек, кассовый аппарат, супермаркет, магазин)

декабрь

В магазин завозят товар с продуктовой базы или от производителя (молокозавода, мясокомбината). Раскладывают товар на полках, лишнее хранят на складе, соблюдая определенные требования для хранения.

Экскурсия в магазин

декабрь

Покупатель, продавец, кассир, отделы магазина: продуктовый, кондитерский, колбасный. В супермаркетах можно купить все – и продукты питания, и канцтовары, и парфюмерию. Но есть и специализированные магазины, в которых можно купить только: продукты, одежду, обувь, парфюмерию, канцтовары и т.д.

Беседа о профессиях: плотника и швеи (молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка; разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало).

январь

Ателье – большое помещение, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. Впримерочной делают примерк у одежды.

В своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу.

Экскурсия в школу, в кабинет труда (для девочек), в мастерскую (для мальчиков)

январь

На примере девочкиувидели как и из чего создают постельное белье: наволочки, пододеяльники, простыни. Как используя выкройки шьют ночные сорочки.

Мальчики узнали как дерево сделать гладким, что из него можно изготовить. Как правильно забить гвоздь.

Беседа о профессии – руководитель

февраль

Заведующий детским садом, директор школы, глава администрации – это все руководители. Они несут ответственность за людей, работу, вверенное им учреждение или предприятие, даже страну (президент)

Экскурсия в администрацию поселкового совета.

февраль

Приемная, секретарь, запись, кабинет специалистов, архив и другое.

Встреча с родителями

Беседа с банковским работником (банкноты, инкасаторская машина, банкомат, банк, деньги, кредит, проценты, чек, пластиковая карточка).

март

Банк дает покупателям деньги в долг для важных дел и покупок: квартиры, мебели, на обучение, для покупки домашней или бытовой техники. Затем покупатели возвращают банку деньги каждый месяц небольшими суммами.

Беседа о профессии - корреспондент, журналист

март

Очерк, статья, рассказ, повесть, титульный лист, обложка, автор, содержание.

Экскурсия в типографию

апрель

Как составляется газета для печати. Рассказ специалистов о подборе информации для номера, размещение статей в газете.

Беседа о труде бухгалтера, экономиста.

Встреча со специалистом

апрель

Учет, сложение, вычитание, расход – приход. Что очень важно учитывать растраты и приобретение. Прежде чем истратить надо определить, а рационально ли это. Часто можно и нужно обходиться без лишних и не нужных покупок.

Встреча с парикмахером (ножницы, фен, лак, гель, расческа, стрижка, прическа, краска для волос, мелирование, модельная стрижка)

май

Когда у человека красивая прическа, повышается уверенность в себе, настроение хорошее. Когда у человека ухоженный вид ему приятно смотреть на себя в зеркало, комфортно в обществе друзей, коллег.

Экскурсия в милицию

январь

Дежурная часть, следственный отдел, отдел с экономическими преступлениями, отдел по работе с несовершеннолетними

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого человека к труду.

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогатить свой словарный запас.

Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге – позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, детского сада, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий в ателье, в библиотеку, в мастерскую школы, в магазин, дети проявили активность в диалоге, интерес к профессиям.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. При посещении мастерской дети обратили внимание на общий порядок, что все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый вовлекал детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, дети решили, что дома они будут помогать своим папам.

Некоторых мальчиков очень увлекла работа плотника, они решили стать плотниками, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС. Дети решили охранять порядок на улицах города.

Для усиления эмоционального воздействия на детей были использованы: детская художественная литература, подборка фотографий и картинок с изображением различных профессий.

Детям дали понимание того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу. Что труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.

Дети восхищались теми чудесными превращениями, которые происходили в результате труда: шершавая доска превращалась в гладкую; кусок ткани в руках швеи превращался в предмет одежды, разноцветные нитки в руках увлеченного человека рисуют замысловатый узор, из маленького зернышка вырастает красивый цветок.

Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.

Вывод.

Целью педагогической работы по формированию у старших дошкольников положительного отношения к труду является: создание условий для воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам, способствующим формированию системных знаний о трудовом процессе, как единице труда

Задачи для педагогов в дальнейшей работе по ознакомлению старших дошкольников с профессиями:

    формировать нравственно-трудовые качества детей

    способствовать расширению и уточнению представлений о разных видах труда,

    создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о названии оборудования, инструментах и материалах, необходимых для работы,

    побуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых

    способствовать выработке положительного отношения и уважения к труду и начальной профориентации

Задачи для детей :

    узнавать о труде людей, о разных профессиях

    уважать тех, кто трудиться

    стараться научиться выполнять простейшие трудовые операции, чтобы помогать взрослым в труде

    знать разные виды труда и как обращаться с инструментами и бытовой техникой

    относиться к предметам и вещам бережно

    учиться дружить, заботиться о товарищах,

    быть трудолюбивыми, самостоятельными

В группах общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет следует:

    обобщать детские представления о труде взрослых на основе знакомства с азами сельского хозяйства, транспорта, промышленности и т.п.;

    обеспечивать дальнейшее ознакомление с современной техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей.

Изменение характера мышления старшего дошкольника позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых, через рассказы, беседы, чтение детских книг. Следует обучать детей умению строить наглядно-схематическую, а затем мысленную модель трудового процесса.

Ознакомление старших дошкольников с трудом взрослых должно строиться на диалоге с взрослым, труд которого наблюдают дети. Воспитатель побуждает детей к вопросам, высказыванию предположений.

Неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий оказывают родители. Следует приглашать родителей для рассказа о своей профессии в группу, заранее договариваясь о примерном содержании беседы, педагог советует что принести, показать.

Яркие впечатления, полученные в процессе проектной деятельности, где экскурсии, наблюдения, встречи с родителями, чтение книг и рассказов воспитателем, праздники и утренники, где воспеваются люди труда и величие Родины, существенно обогащают игровую деятельность, которая является зеркалом развития внутреннего мира детей.

Проведенная работа в этом направлении позволила ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия - великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Наталия Карташова
Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души!»

Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «, !» (знакомство с профессиями родителей ) .

Слайд 2. Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации» . У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей . В этом случае углубленное изучение профессий , через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда . Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий , требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта . Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей . Знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированой с учетом ФГОС ДО.

Слайд 3. Цель : Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей ; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи : Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека .

Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей , выявить свои стремления, желания и наклонности.

Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

Развивать коммуникативные способности . Обогащать словарный запас детей.

Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий .

Слайд 4. Участники проекта : дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

Вид, тип проекта : творческий, познавательный, информационный.

Место проведения : МДОУ детский сад №1 «Аленушка» , г. Тейково.

Сроки проведения : краткосрочный, январь – апрель 2016 г.

Возраст детей : 6 лет.

Слайд 5. Условия реализации проекта .

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника , обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Слайд 6. Планируемый результат

Для детей :

Наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

Обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

Понимание детьми значения слово «профессия » , проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей) .

Сформированность знаний о некоторых профессиях родителей , их назначении, особенностях;

Пополнение лексики воспитанников;

Умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей :

Успешное взаимодействие со своими детьми;

Повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя :

Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта ;

Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

После завершения проекта дошкольники смогут :

Узнавать и называть профессии и место работы родителей.

Владеть обобщающим понятием «профессия » .

Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

Слайд 7. План реализации проекта (этапы работы) .

Работа была спланирована в следующих формах : занятия (с использованием мультимедийных презентаций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, мастер-классы, беседы, экскурсии, выставки, тематическое развлечение.

I этап – подготовительный (диагностическо-прогностический) : выявление проблемы.

Включал :

Определение темы проекта и перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей;

Формулировка цели и задач;

Составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;

Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Создание предметно-развивающей среды;

Сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;

Планирование деятельности по реализации проекта ;

Подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий;

Подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций и интерактивных игр;

Пополнение предметно – пространственной развивающей среды

Слайд 8. Методы сбора информации :

Анализ современных образовательных программ ДО.

Анкетирование родителей.

Обследование предметно-пространственной развивающей среды.

Анализ планирования.

Беседы с детьми.

Наблюдение за играми детей.

Слайд 9. (выбор профессий для ознакомления ) . Модель (метод) трех вопросов

Профессий много есть на свете , это знают даже дети.

И профессий нет не важных – вам об этом скажет каждый !

Полицейский.

Медицинская сестра.

Врач-стоматолог.

Парикмахер.

Слайд 11. План выполнения проекта (интеграция образовательных областей) .

Социально – нравственное воспитание : Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, полицейский, парикмахер, стоматолог, медицинская сестра) ; рассказы о разных профессиях ; экскурсии с детьми по профильной ориентации .

Познавательное развитие : Знакомство с профессиями родителей ; встречи с интересными людьми.

Речевое развитие : чтение художественной литературы (Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» , С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Стёпа» , В. Маяковский «Кем быть?» и другие); беседы (на тему «Какие профессии дети вы знаете , «Кем работает мама, папа?» , «Происхождение профессий » , «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?» ).

Художественно-эстетическое развитие : изодеятельность (на темы «Кем я стану когда вырасту» , «Кем работают мои родители» ); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие : Развлечения, конкурсы (тематические) .

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры («Кухня» , «Парикмахерская» , «Больница» , «На перекрестке» и др.); дидактические игры («Кем быть» , «Кому, что нужно для работы» , «Профессии » и др.).

Работа с родителями : встречи с интересными людьми (родителями) ; рассказы родителей о своей профессии ; папка-передвижка «Профессии » ; привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта .

Слайд 12. 2 этап – основной, организационно-практический.

Реализация проекта «Сколько профессий и все хороши , каждый способен найти для души ! Профессии моих родителей », через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей , как повар, полицейский, стоматолог, медицинская сестра, парикмахер.

Слайд 13. Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Слайд 14. Формы работы с детьми, в рамках реализации проекта .

Образовательная деятельность с детьми (с использовании ИКТ) .

Беседы с детьми по профориентации .

Сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности .

Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы) .

Рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (повар, стоматолог, парикмахер, полицейский и медицинская сестра) .

Трудовая деятельность детей и взрослого (кружковая работа) .

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность.

Мастер – классы родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе» .

Экскурсии «Все работы хороши , по знакомству детей с профессиями родителей .

Встречи с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях , а иногда и с результатами своего труда - самое яркое событие для детей.

Наблюдения за трудом взрослых обеспечит наибольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности .

Слайд 15. Алгоритм ознакомления с профессией

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества

Слайд 16. «Расскажи – ка о профессии (схема) .

Слайд 17. Знакомство с профессией – «Повар» (фото) .

Слайд 18. Знакомство с профессией – «Парикмахер» (фото) .

Слайд 19. Знакомство с профессией – «Полицейский» (фото) .

Слайд 20. Знакомство с профессией – «Врач - стоматолог» (фото) .

Слайд 21. Знакомство с профессией – «Медицинская сестра» (фото) .

Слайд 22. 3 этап – заключительный :

Цель - призван наглядно продемонстрировать единение и атмосферу сотрудничества всех участников проекта и его результат .

Входит :

Создание мультимедийной презентации. Представление проекта .

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ) .

Дидактические игры на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей .

Продолжение знакомства с другими профессиями родителей .

Слайд 23. Рефлексия.

Вопросы к детям : Какие профессии ты знаешь ? С какими профессиями ты ближе познакомился? Кем работает твоя мама? Кем работает твой папа? Как ты хочешь стать, когда вырастешь?

Дидактические игры - на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей .

Слайд 24. Продолжение знакомства детей с другими профессиями родителей : «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления ) . Модель (метод) трех вопросов : Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?

Слайд 25. Итог работы. Вывод.

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства ! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей . Думаю, что после реализации данного проекта вопрос , кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых . Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Нужно рассказывать детям о профессии родителей . Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они познакомятся с различным инструментами и приспособлениями , понять кто и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопится не стоит. Но это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве . В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии , так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Слайд 27. Ресурсное обеспечение :

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

3. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании . – М.: УЦ «Перспектива» . 2013. – 104 С.

4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей . Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

5. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников . - М., 1988.

7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. - Балашов : Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

8. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н . Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

11. Петрова В. И., Стульник Т. Д Этические беседы с детьми 4-7 лет : Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. ,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях . - М.: Сфера, 2005 – 64 с.

13. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет . М.: ТЦ Сфера, 2008.

14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост . В. Н. Журавлева : Учитель, 2011.- 202 с.

15. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

16. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями , Детство- Пресс, 2012, 207с.

17. Шорыгина Т. А. Профессии , какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

18. Беседы с ребенком. Профессии . Картинки с заданиями. М., 2013

19. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ .

20. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

21. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет , М., 2010

22. Профессии . Демонстрационный материал. М., 2013

23. Профессии . Демонстрационный плакат М., 2013

24. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей

старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

25. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях . Метод. Пособие М., 2014

26. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014.

Наталья Постникова

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх : сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий , приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии , наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация .

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для пе-дагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики . Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях . Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий . Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте , когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях . Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий , способствует ранней профессиональной ориентации .

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии . Профориентационная работа в детском саду строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий , их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели читают детям художественную литературу, изучают с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации, например, «Научим мыть чашку» , «Веселые поворята» и т. д.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию об-разов, воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада : воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом педагоги стараются об-ращать внимание малышей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы детям здесь было тепло, уютно и интересно.

Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно- ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионально-го поведения , модели межличностных профессиональных отношений . Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентацион -ной предметно-развивающей среды.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада. Наша задача : в доступной форме дать детям знания о профессиях . В основу работы положена огранизационно – содержательная модель ранней профориентации дошкольников .

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными про-фессиями. Нами разработана серия экскурсий на весь учебный год. Маршруты экскурсий разрабатывались совместно с родителями. Систематически педагоги и дети посещают раз-личные предприятия. Такие экскурсии начали организовывать со знакомства с пожарной частью № 64. В этом учебном году уже побывали в аэропорту «Бугульма» , на железнодорожной станции «Бугульма» , в библиотеке, краеведческом музее. Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного , библиотекаря, машиниста.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети :

понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий , с помощью ка-ких орудий и машин, и что получается в результате;

были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект открытого мероприятия «Ранняя осень» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Ленинского района, города Саратова Конспект.

Занятие в подготовительной к школе группе «Военный. Детям о профессиях» Цель: продолжать знакомить детей с миром профессий. Задачи: 1.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Труд строителя всем нужен

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты, кем хочешь стать?

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.

В дошкольных учреждениях, должны обратить особое внимание на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получат пятерки» и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.

И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.

Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно предоставить максимум информации о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

Понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

Уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

Были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

Учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.

Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.

Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.

Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической профориентационной работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы , которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них

  • Наглядные (живые образы), к которым относятся:
  • экскурсии
  • наблюдения
  • дидактические пособия
  • рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
  • просмотр видеозаписей
  • Словесные, которые включают:
  • художественное слово
  • рассказ воспитателя
  • беседы
  • малые фольклорные формы
  • проблемные ситуации
  • высказывания и сообщения
  • Практические – это:
  • трудовые поручения
  • игровые обучающие ситуации
  • сюжетно-ролевые игры
  • Игровые, к которым относятся:
  • дидактические игры
  • игровые упражнения
  • игры с правилами
  • словесные игры
  • игры-воображения
  • игры-шутки
  • сюжетно-ролевые игры
  • сюрпризные моменты

Нужно отметить и группу методов, которая непосредственно способствует продуктивной детской деятельности. Это:

  • показ
  • объяснение
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
  • обсуждение труда и его результатов
  • оценка

Педагоги считают, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.

Мы надеемся, что наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Нам бы хотелось, чтобы именно наши дети не ошибутся в выборе профессии!!!




Просмотров