Как снять мерки с женской фигуры для пошива прямой юбки. Конструирование юбки (построение чертежей и выкроек) Снятие мерок для юбки карандаш

ОСНОВНЫЕ МЕРКИ

Все мерки, снимаемые с человека, делят на пять групп: обхватные, продольные (длины), поперечные (ширины), диаметры и проекционные. Диаметры и проекционные размеры используются для характеристики телосложения фигур и построения скульптурных эталонов типовых фигур и манекенов.
Для получения точных измерений фигуру подпоясывают по талии тонким шнуром, располагая его параллельно полу. Все мерки снимаются без учета припусков на швы. Обмеряя себя, е втягивайте живот и не разгибайте спину, если вы привыкли сутулиться.
Названия измерений записывают начальными буквами. Ниже приведено описание основных измерений для плечевого изделия..
1.Длина спины (Дс.) измеряется от седьмого шейного позвонка до талии с учетом выпуклости лопаток. Если фигура с выступающими лопатками, сантиметровую ленту сдвигают на уровне ростка вбок, чтобы она проходила через выпуклость лопатки. Если одна лопатка выступает больше другой, измерение производят по обеим сторонам (рис.1).2. Длина юбки (Дю.) измеряется от талии по боку вниз до желаемой длины (рис.2). Для большей точности можно делать два измерения. При выступающих ягодицах измерение производят через выпуклость ягодиц, а при выступающем животе - и через выпуклость живота.
3. Длина рукава (Др) измеряется от плечевого сустава до первого сустава большого пальца (рис.3).
4. Длина полочки до талии (Дпт) измеряется от точки соединения плечевых швов у основания шеи через выпуклость груди до талии (рис.4).
5. Наклон плеча спинки или высота плеча косая (Впк) измеряется от центра спины на талии, до конца плечевого сустава, т.е. до точки соединения плечевого шва (рис.5).
6. Высота груди (Вг) измеряется от точки у основания шеи до центра выпуклости груди (рис.6).
7. Наклон плеча полочки (Нпп) измеряется от точки соединения плечевого шва (по плечевому суставу) до центра выпуклости груди (рис.7).
8. Ширина спины (Шс) измеряется по выпуклостям лопаток между соединениями рук с туловищем. Это сложное измерение выполнять особенно внимательно, так как нет четких границ места соединения рук и туловища (рис.8).

9. Ширина груди (Шг) измеряется выше грудных желез между впадинами, где соединяются руки с туловищем (рис.9).
10. Расстояние между центрами груди (Цг.) измеряется между центрами выпуклостей груди (рис.10).
11. Полуокружность шеи (Пош или Сш) измеряется по основанию шеи до яремной впадины (рис. 11).
12. Полуокружность груди (Пог или Сг) измеряется вокруг туловища на уровне подмышечных впадин и выпуклостей груди (рис.12).
13. Полуокружность талии (Пот или Ст) измеряется по самому узкому месту туловища (рис.13).

14. Полуокружность бедер (Поб или Сб.) измеряется по выпуклостям ягодиц, по бедрам с учетом выпуклости живота (рис. 14).
15. Обхват руки (Ор) измеряется вокруг руки по самому выпуклому месту на уровне подмышечной впадины (рис.15).
16. Обхват кисти руки (Окр) измеряется по самому широкому месту кисти руки (рис.16).

17. Длина плеча (Дп) измеряется от основания шеи до плечевого сустава (рис.17).

Если необходимо уточнить расположение линий фасона, производят другие дополнительные измерения, например, измеряют расстояние между складками в юбке, от талии до подреза и др.Выполнять измерения надо в нижнем белье перед зеркалом, особенно основные долевые.

Для построения чертежа выкройки юбки необходимо снять следующие мерки.

Ст – полуобхват талии – плотно опоясываем сантиметровой лентой по резинке линию талии вокруг туловища (рис.18).

Сб– полуобхват бедер – ленту накладываем горизонтально: сзади – по выступающим точкам ягодиц, спереди – с учетом выпуклости живота (не поднимая на него ленту, а ослабляя ее (рис.18).

Дю – длина юбки – определяется следующим образом:

Дсб – длина юбки сбоку снимается от талии вдоль правого бока до пола (рис.19);

Дсп – длина юбки спереди снимается от линии талии по средине переда до пола (рис.18);

Дсз – длина юбки сзади снимается сзади от линии талии до пола (рис.20).

Затем устанавливаем расстояние от пола до желаемого нижнего края юбки и вычитаем полученную величину от мерок длины юбки сбоку, спереди и сзади. Таким образом, определяем длину юбки сбоку, спереди и сзади (рис.21).

Для построения чертежа выкройки брюк необходимо снять следующие мерки.

1.Полуобхват талии (Ст). Ленту накладывают горизонтально вокруг туловища по линии талии.

2.Обхват бедра (О бедра). Лента строго горизонтально обвивает бедро, касаясь верхним краем подъягодичной складки, замыкается на его наружной стороне.

3.Длина брюк, длина брюк до колена (Дбр, Дбрк). Измеряется от линии талии по боку до нужной точки.

4. Длина от талии до пола сзади (Дсз). Измеряется по линии, продолжающей линию позвоночника до пола.

5.Длина шага (Дш). Измеряется по внутренней поверхности бедра от паха до пола при слегка раздвинутых ногах.

Высота подъягодичной складки (Впя). Измеряется от середины подъягодичной складки до пола вертикально.

6.Высота сиденья (Bс). Человек, с чьей фигуры снимается мерка, должен сесть на стул с плоским твердым сиденьем. Измеряют по боку от линии талии до сиденья стула.

Длина сиденья (Дс). Лента проходит от линии талии спереди через пах до линии талии сзади.

7.Обхват колена (Ок). Измеряется на согнутой под углом 90 е ноге на уровне коленной точки.

Прежде чем сделать чертеж выкройки, надо проверить, правильно ли сняты мерки. Полуобхват груди должен быть равен сумме мерок половины ширины спины, ширины проймы и половины ширины переда. Половину ширины спины берут по снятой мерке; ширина проймы рассчитывается по мерке обхвата руки (Шпр = Ор: 3 + 0,5см); половина ширины переда равна половине ширины бюста минус приблизительно 2 см. Если допущена неточность более1 см, мерки нужно проверить еще раз. Длина спины до талии должна быть равна сумме мерок глубины проймы и длины бока.

Любая, даже самая изысканная дизайнерская одежда теряет привлекательность на фигуре своей обладательницы, если не угадать с размером. Излишняя обтянутость или, напротив, слишком свободно висящий наряд мало кого красит. Этого можно легко избежать, если подготовиться к приобретению, выполнив несколько простых действий. Подчеркивающие женственность юбки снова набирают былую популярность, вытесняя удобные и практичные брюки. Поэтому многие стали интересоваться, как определить размер юбки.

Снимаем мерки правильно

Прежде всего, необходимо замерить основные параметры фигуры, от которых зависит определение размера одежды. Для этого потребуется сантиметровая лента. При этом для достоверности получаемых результатов и во избежание неприятных последствий важно, чтобы она не была растянута или каким-то образом деформирована. В идеале она должна быть новой.

Обратите внимание! Замер производится в нижнем белье или в тонкой облегающей фигуру одежде. Во время проведения измерений следите за тем, чтобы портняжный метр не перетягивал фигуру и нигде не провисал – это важно для получения наиболее точного результата. Его прилегание должно быть достаточно плотным. Располагать его следует строго параллельно полу, без перекосов.

Основными мерками, которые потребуется снять, являются обхваты талии и бедер. Рост влияет на выбор длины юбки, чтобы максимально подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки фигуры. Для измерения последнего достаточно снять обувь, встать спиной вплотную к стене и заметить уровень макушки. Дальше останется только замерить высоту расположения полученной отметки.

Для измерения обхвата талии необходимо расслабиться, не стараясь втянуть живот - иначе придется делать это постоянно, чтобы новая юбка не разошлась по швам. Замер производится сантиметровой лентой в самой тонкой части талии.

Перед измерением обхвата бедер необходимо выпрямиться, поставить ноги вместе. Лента проводится по наиболее выступающим точкам бедер и ягодиц примерно в двадцати сантиметрах ниже талии. В отличие от предыдущего случая линия замера не будет прямой. Для проверки можно зафиксировать полученный обхват на метре и попробовать перемещать его по бедрам верх-вниз, как будто одевая и снимая юбку - лента не должна быть сильно свободной, но и застревать при этом она не будет, если мерка снята правильно.

Определение размера по полученным меркам

Существует специальная таблица, в которых соотносятся снятые по фигуре мерки, включая обхваты талии и бедер, и размеры одежды, которые наносятся на бирки изделий. Чтобы узнать, что искать в магазине, достаточно найти в таблице полученные на предыдущем шаге значения и соответствующий им российский размер юбки. Например, для талии 73 см и бедер 99 см нужная маркировка - 46. Вы можете определить свой размер, воспользовавшись таблицей ниже:

В зарубежных магазинах размеры имеют другие значения, соответствующие международному формату или соглашениям отдельных стран. Чтобы подобрать нужный, можно также воспользоваться таблицами соответствия. Кроме того, для некоторых стран есть простые правила. Например, для получения размера США достаточно из российского вычесть 38: 46-38=8. Для получения европейских обозначений (Германии и большинства других стран) вычитается 6: 46-6=40. Для Италии разница составляет 2 пункта, для Англии 34, для Франции - 4. Таким образом, чтобы получить нужный размер по определенной системе, не всегда требуется таблица – он вычисляется вычитанием соответствующего значения. Вот пример таблицы, в которой вы можете найти соответствие российских размеров зарубежным:

Умение определять нужный размер особенно важно при покупке через интернет, когда примерить будущую покупку сразу во время оформления заказа нельзя. Многие российские магазины предоставляют такую возможность перед оплатой курьеру, но не заказывать же для этого все размеры. Ну а при международной доставке сложностей по возврату еще больше.

В качестве примера смотрите соответствие размеров одежды с Aliexpress российской размерной сетке:

Даже если размер подобран в точности по фигуре, не стоит пренебрегать примеркой, если это возможно. Не всегда реальный размер изделия соответствует установленным стандартам и может отличаться у разных моделей или различны производителей. Может «играть» и посадка на разных типах фигур.

Обратите внимание! Производители США нередко занижают размеры, поэтому велик риск приобрести юбку, сидящую на фигуре более свободно, чем хотелось бы. Китайские модели, наоборот, скорее всего, будут «маломерить» на 1–2 размера.

Перед началом примерки достаточно приложить боковые швы юбки к тазовым косточкам. Юбка подходит, если они располагаются ровно посередине, в таком случае можно идти примерять обновку. Во время примерки необходимо прислушаться к своим ощущениям во время движения, в расслабленном состоянии, попробовать присесть. Нужно обращать внимание на то, чтобы не было перекосов, излишних сборок. В юбке должно быть комфортно – тогда можно смело оформлять покупку.

Приветствую всех, кто хочет научиться шить самостоятельно и изучить тонкости швейного дела! Пошив любого изделия начинается со снятия мерок. От того, насколько правильно Вы их снимете, зависит скорость выполнения работы и посадка изделия. Сегодня я расскажу о том, как снять мерки с женской фигуры для пошива . Это самые элементарные мерки, которые пригодятся Вам всегда при построении любых выкроек юбок.

Для снятия наиболее точных размеров, необходимо чтобы на фигуре, кроме нижнего белья больше ничего не было. Допускаются тонкие . Для облегающих моделей это особенно важный момент.

Все юбки считаются талевыми изделиями, поэтому измерения проводятся именно от линии талии. Определение этой линии дело не простое. Многие женщины считают, что талия у них находится на том месте, где им кажется, но для построения выкройки нам необходимо правильное положение талии, а не кажущееся. Поднятие этой линии или опущение выполняется уже непосредственно при моделировании изделия.

Я расскажу Вам, какие мерки нужны для построения чертежа прямой юбки. Для некоторых других моделей понадобится либо большее, либо меньшее количество мерок. Итак, начнём с определения линии талии.

Для нахождения её местоположения, необходимо встать ровно и найти самое узкое место посередине высоты туловища. Завязать на этом месте горизонтально полу, тонкий шнурок, шириной не более 5 мм. Именно это и будет линия талии.

Для сложных фигур, у которых имеются жировые отложения в этой области, порой бывает не просто завязать шнурок горизонтально полу. Для этих целей я использую , который надевается на клиентку и скрывает неровности фигуры. Это моя придумка и могу сказать с уверенностью, что он очень помогает в работе. Наверняка, у Вас такого корсета нет. Вместо него можно использовать достаточно плотную вещь, которая натянется на фигуре. Возможно, это будет. Мерки снимать придётся с учётом его толщины.

На всём протяжении снятия мерок фигура должна стоять ровно и не перекашиваться в стороны. Определив правильное положение линии талии и завязав на этом месте шнурок, можно измерить сантиметровой лентой обхват талии (ОТ). Следите за тем, чтобы шнурок был расположен горизонтально полу на всех участках талии. Это важно для снятия мерок высот.

После этого зрительно определяем самое широкое место на уровне бёдер, обращая внимание и на ягодицы, и измеряем высоту бедра (ВБ), немного отступив от центра середины переда. Мерка снимается вертикально от линии талии вниз.

На уровне ВБ измеряется обхват бёдер (ОБ).

На стройной фигуре его измерить не сложно, а если фигура имеет выступающий живот, то это становится несколько проблематично. Для того чтобы снять нужную правильную величину можно использовать следующий способ. Взять плотную бумагу (обои или ватман) и обернуть фигуры в центральной её части. Поместить как бы в цилиндр. Зафиксировать объём окружности этого цилиндра. Это и будет ОБ.

При построении выкройки прямой юбки учитываются все выпуклости фигуры. Лишняя ткань убирается в вытачки и глубину некоторых также можно измерить, не прибегая к вычислениям. Для определения глубины боковой вытачки (ГБВ), я использую интересный инструмент. Вы можете сделать его самостоятельно, без особых усилий. Для этого необходимо взять две линейки. Лучше, если одна из них будет деревянной и отпилить у неё уголок в самом начале от нулевой отметки.

Для того чтобы Вы поняли, как собрать этот инструмент, я взяла одну прозрачную линейку, а вторую деревянную с обрезанным уголком. На прозрачную линейку необходимо надеть обычную резинку для волос, таким образом, как показано на фото. После этого просунуть деревянную линейку сзади, между перекрещенными участками резинки. Инструмент готов. Деревянная линейка, благодаря резинке хорошо скреплена с прозрачной линейкой и может перемещаться перпендикулярно ей в стороны.

Для того чтобы измерить глубину боковой вытачки, необходимо упереть носик деревянной линейки в шнурок на талии, при этом другая линейка должна иметь вертикальное положение. Количество делений на деревянной линейке и будет равно глубине вытачки.

Если у Вас нет такого инструмента, то глубину вытачки можно будет рассчитать, но с помощью линеек получается более точная реальная величина.

После этого надо измерить половинки, которые будут необходимы при построении выкройки. В связи с особенностями женской фигуры половинку по талии удобнее измерять по переду, а половинку по бёдрам – по спинке.

Это делается следующим образом. Перёд, зрительно делится пополам, и измеряется длина по линии талии от центра переда до виртуального бокового шва (ППТ). Половинку спинки по бёдрам (ПСБ) измеряют по линии бёдер от центра спинки до бокового шва. Полученные величины лучше записать в таблицу.

Они очень важны для правильного построения выкройки. При измерении этих половинок нужно зрительно провести боковой шов или закрепить на фигуре тонкий шнурок, который будет его определять.

Для нахождения ППБ и ПСТ из полуобхватов талии и бёдер надо вычесть соответственно ППТ и ПСБ.

На следующем этапе измеряются высоты фигуры: высота талии по переду (ВТП), высота талии по боку (ВТБ), высота талии по спинке (ВТС).

Необходимо чтобы во время снятия мерок длин на женщине не было обуви.

ВТП измеряется вертикально по центру переда от линии талии до пола.

ВТБ измеряется вертикально от линии талии по боковому прогибу до пола. Если высота боков у фигуры разная, то надо снять мерку с обоих.

ВТС измеряется вертикально от линии талии по центру спинки до пола.

И в самом конце снимается мерка длины изделия (ДИ). В данном случае желаемая длина юбки. На этом все основные измерения закончены. Теперь Вы знаете, как снять мерки с женской фигуры для пошива прямой юбки. Давайте, их ещё раз перечислим.

ОТ – обхват талии

ОБ – обхват бёдер

ВБ – высота бедра

ГБВ – глубина боковой вытачки

ППТ – половина переда по талии

ПСБ – половина спинки по бедрам

ВТП – высота талии переда

ВТБ – высота талии бока

ВТС – высота талии спинки

ДИ – длина изделия

Если Вам кажется, что мерок слишком много, то, я Вас уверяю, это не так. При определённом навыке они все снимаются буквально за 5 минут. Но, зная их, Вы сможете построить точную основу своей прямой юбки, без каких – либо непонятных вычислений. Освоив этот метод снятия мерок, Вам станет намного понятнее ход построения выкроек, о которых я расскажу в следующих статьях.

Если возникнут вопросы, задавайте их в комментариях.

Делитесь полезным материалом с друзьями и подписывайтесь на новости, чтобы узнавать ещё больше информации о пошиве изделий!

Ю бка карандаш — идеальное решение не только для женщин, которые хотят продемонстрировать изящные формы, но и для того, чтобы скрыть излишнюю полноту. За счет отсутствия складок и сборок, юбка карандаш плотно облегаетПо одной из версий, юбку карандаш придумала легендарная Коко Шанель, по другой — англичане… фигуру, плавно заужаясь книзу. Длина юбки карандаш может быть разной — от короткой до миди (чуть ниже колена). Если вы хотите сшить длинную юбку карандаш, разрез следует делать сзади, без разреза в такой юбке будет неудобно ходить.
Сшить юбку карандаш самой очень просто. Для того, чтобы смоделировать и сшить такую узкую юбку, для начала необходимо построить выкройку-основу прямой юбки по собственным меркам, сделать это можно буквально за 15 минут.

Для построения чертежа выкройки основы прямой юбки (рис. 1), необходимо снять следующие мерки:

  1. Длина юбки………………………72 см
  2. Полуобхват талии………..36 см
  3. Полуобхват бедер……… 50 см

Выкройка юбки карандаш — построение

Начертите прямоугольник ABCD.

Ширина юбки карандаш. Линии прямоугольника АВ и DС равны 51 см (полуобхват бедер по мерке плюс 1 см для всех размеров): 50 + 1 = 51 см.

Длина юбки карандаш. Линии прямоугольника AD и ВС равны 72 см (длина юбки по мерке).

Рис. 1. Выкройка юбки карандаш

Линия бока юбки карандаш. От точки А вправо откладывают 1/2 отрезка АВ и ставят точку Т. Из точки Т вниз опускают перпендикуляр до пересечения с линией DC.

Линия бедер юбки карандаш. От точек А, Т, В откладывают вниз по 20-22 сантиметра, ставят точки Л, Л1 и Л2 и соединяют их пунктирной линией.

Расчет глубины вытачек на линии талии юбки карандаш. Определяют разницу между полуокружностью бедер по мерке (вместе с прибавкой) и полуокружностью талии по мерке с прибавкой 1 см: 51-37=14. Разница равна 14 см. В боковую вытачку убирают 7 см (половина разницы), в переднюю – 3 см и в заднюю – 4 см (остаток от разницы).

Боковая вытачка юбки. Боковая вытачка равна 7 сантиметрам. От точки Т вправо и влево откладывают по 3,5 см (половина глубины боковой вытачки): 7: 2=3,5 см.

От точек 3,5 вверх откладывают по 1 сантиметру. Точки 1 соединяют пунктирными линиями с точкой Л1, делят их пополам и от точек деления левой вправо и правой влево откладывают по 0,5 сантиметра. Линию слева проводят через точки 1, 0,5, Л1, линию справа – через точки 1, 0,5, Л1.

Передняя вытачка юбки. Глубина передней вытачки равна 3 см. От линии бока вправо отложить 5-6 см, провести перпендикуляр вниз, длина передней вытачки – 9-10 см. От точки пересечения перпендикуляра с линией талии вправо и влево откладывают по 1,5 см (половина глубины передней вытачки) 3: 2=1,5. Нижний конец вытачки отводят на 0, 5 см к боковому шву.

Задняя вытачка юбки. Глубина задней вытачки равна 4 см. АТ делят пополам и от точки деления влево и вправо откладывают по 2 см.

Длина задней вытачки – 12-13 см.

Линия талии задней половинки юбки. Точку 1 соединяют с точкой 2 (вытачки).

Линия талии передней половинки юбки. Точку 1 соединяют с точкой 1,5 (вытачки).

Примечание. Если разница между полуокружностью бедер по мерке с прибавкой и полуокружностью талии по мерке с прибавкой больше 14 см, на задней половинке юбки делают 2 вытачки. Первую располагают на расстоянии 5-7 см от середины спинки, раствор вытачки 3-4 см, длина – 13-15 см. Оставшееся расстояние делят пополам, раствор второй вытачки – 2-3 см, длина – 12-13 см.

После построения основной выкройки юбки, необходимо определить длину юбки. Для юбки-карандаш длиной около 60 см от линии бока переда и спинки юбки необходимо отложить по 2-2,5 см (на заужение) и от линии бедер провести прямые линии (красные линии на рис. 2).

Рис. 2. Моделирование юбки карандаш

Если длина вашей юбки-карандаш около 40 см, то юбку-карандаш необходимо дополнительно заузить на 1-2 см книзу по линии бока.

ВАЖНО! Если есть зона «галифе», необходимо проконтролировать объем выкройки на 10 см ниже линии бедер. При необходимости, верхние точки красных линий построения опустить на 10 см ниже линии бедер.

Цель урока: Научить правильному измерению фигуры человека, показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.

Задачи урока :

Образовательные :

  • Ознакомить учащихся с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;
  • Научить правильному измерению фигуры человека;

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
  • Формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
  • Развитие навыков работы в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке;
  • Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, юбки- 2 шт., манекен, рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждых трёх учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты, карточки-рисунки для итоговой проверки знаний, запись на доске: пословицы “Люби дело – мастером будешь”; “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Методы:

  • объяснительно-демонстрационный;
  • частично-поисковый;
  • инструктаж;
  • практическая работа.

Тип урока : комбинированный.

Формы организации учебной деятельности : практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.

Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.

План урока

Виды и формы работы

Время

1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация рабочих мест учащихся

2. Мотивационное начало урока

Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи урока.

3. Изучение нового материала

Решение проблемы урока. Текущий инструктаж

Практическая работа

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного

Ответы на вопросы, работа с рисунками, взаимоконтроль.

5. Подведение итогов, домашнее задание.

Анализ хода и результатов игры.

Ход урока

I . Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Отметка явки.
  3. Проверка готовности к уроку.
  4. Проверка организации рабочих мест.
  5. Сообщение темы и целей урока.

II. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы рассмотрели классификацию одежды и основные требования к ней. На сегодняшнем уроке мы приступаем к проектированию и изготовлению одежды.

Вспомните, пожалуйста, что называется одеждой?

Ответ: Одежда – совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений.

Какие вы знаете группы одежды? Назовите их?

Ответ: В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную. Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях, а производственная для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности.

Каким требованиям должна отвечать одежда?

Ответ: К основным требованиям относятся: эстетические, эксплуатационные, гигиенические и экономические.

У вас на столе карточка, установите соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками). Приложение 1

Проблемная задача. Учитель предлагает двум ученицам выйти к доске и примерить юбки. Учащиеся видят, что на одной девочке юбка сидит хорошо, а другой она велика. Какие требования к одежде были нарушены при изготовлении этих изделий?

Ответ: Были нарушены эстетические требования, не были учтены особенности телосложения человека.

Проблемная задача. Представьте себе, что вам нужно посетить ателье, и вы хотите сшить себе юбку. Как вы думаете, с людьми, каких профессий вам предстоит встретиться и какие события вам предстоят. Обсудите ответы.

Обсуждение в парах и группах.

Предполагаемые ответы учащихся. В ателье работают люди разных профессий: швея, закройщик, приёмщик заказов. При оформлении заказа необходимо подобрать модель изделия и снять мерки с фигуры заказчика.

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.

Таким образом, мы можем составить план (алгоритм), по которому будем шить изделие.

Учитель и ученики обсуждают и вместе составляют план работы над изделием.

План изготовления юбки.

  1. Снятие мерок для построения чертежа юбки.
  2. Конструирование юбки. Построение чертежа.
  3. Моделирование изделия.
  4. Раскрой юбки.
  5. Выполнение поузловой обработки.

Основная проблема урока. Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.

Решение проблемы:

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина – 2 см. на концах ленты – металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Снятие мерок производится с фигуры в непринуждённом, естественном положении с опущенными руками. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…

  • Линия воды находится на линии шеи.
  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.
  • Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии.
  • На 12-14 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.
  • На уровне середины колена будет располагаться линия колен. Приложение 2

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.

Какие мерки необходимы для построения юбки? Какие мерки необходимы нам были для построения фартука? (демонстрация рисунков с изображением юбок различных конструкций, фасонов)

Ответ: Для изготовления фартука нам были необходимы мерки полуобхвата талии, полуобхвата бёдер, длины изделия.

После повторения ознакомить учащихся с мерками, которые требуются для построения юбки. Рассказать и показать правила снятия мерок, используя манекен и инструкционную карту « Снятие мерок для конструирования юбки». Обратить внимание на точное выполнение этой работы, так как от правильности снятия мерок зависит, как юбка будет сидеть на фигуре.

Текущий инструктаж

При снятии мерок нужно помнить следующее.

  • Мерки снимают по правой стороне фигуры.
  • Талию предварительно опоясывают пояском.
  • При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
  • Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
  • Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере , так как чертеж строят на одну половину фигуры.
  • Все величины записывают в сантиметрах.

Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.

Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).

Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.

Практическая работа «Снятие мерок для конструирования юбки»

Учащиеся снимают мерки группами по три человека: измеряемая, измеряющая, записывающая, поочерёдно меняя операции. (При выполнении используется игровой момент. Работа выполняется в виде игры «Ателье»- заказчик, закройщик, приёмщик заказа.)

Каждый учащийся в ходе работы заполняет инструкционную карту, которая используется для построения чертежа. Приложение 3

Целевой обход учителя

Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия.

Формулирование решения проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?

- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)

- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)

- Как измерить окружность талии? (По линии талии.)

- Как измерить длину юбки? (От линии талии до желаемой длины.)

Работа в парах: Выполните задание по рисунку. Впишите в окружности буквенные обозначения мерок. Проведите взаимопроверку, исправьте возможные ошибки.

Подведение итогов урока. О ценка работы учащихся на уроке.

Организация домашнего задания

Текст § 10, приготовить чертежные инструменты, линейку закройщика.

Список используемой литературы:

  1. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 5,6,7,8,9 классы. Пособия для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005.
  2. Технология: Учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных школ (вариант для девочек)/ Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В. и др. / Под редакцией В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Технология.6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику « Технология. 6 класс» под ред. В.Д.Симоненко/авт.-сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова - Волгоград: Учитель,2008.


Просмотров