Национальный праздничный женский костюм франции. Французский народный костюм

В XVI в. Франция становится одной из сильнейших европейских держав. Ее культура формировалась под воздействием мировоззрения и художественных идеалов итальянского Возрождения. При дворе короля Франциска I творили приглашенные из Италии Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини и другие знаменитые художники. Сказывается итальянское влияние и на одежде. Хотя в нем и прослеживалось подражание испанскому, французский костюм эпохи Возрождения был более ярким, легким и светлым.

Мужской костюм

Во Франции XVI в. каждый светский человек должен был иметь не менее тридцати костюмов (на каждый день месяца) и ежедневно менять их. Недаром возникла пословица: «Дворянство носит свои доходы на плечах».
Костюмы богатых французов шились из дорогих тканей - бархата, парчи, шелка, сукна - и украшались жемчугом, золотыми и серебряными вышивками. Многие названия одежд XV в. сохранились, но изменилось их назначение. Пурпуэн превратился в верхнюю одежду. В первые десятилетия XVI в. его шьют с глубоким вырезом, из-под которого виден воротник рубашки из тонкого полотна, украшенный рюшем. На пурпуэне делают декоративные разрезы, которые скрепляются розетками с драгоценными камнями.
У пурпуэна появилась съемная баска - длинная, до колен, похожая на юбку в крупную складку. Она могла быть другого цвета, что разнообразило костюм. Этот элемент был заимствован у рыцарских доспехов.
Модными становятся вышитые белые мужские рубашки; длинные шоссы (штаны-чулки) сменяются верхними короткими широкими штанами («о-де-шосс»), собирающимися внизу на шнуре, и длинными чулками («ба-де-шосс»). Во второй половине XVI в. появились трикотажные чулки.
С середины этого века во французском костюме становятся заметными испанские мотивы. В моду вошли короткие плащи, часто с отложным воротником, а также короткие, подбитые мехом плащи со стоячим воротником. Длинную одежду по-прежнему носят только пожилые горожане и должностные лица. Французский король Генрих II носил черные испанские костюмы, чем подавал пример для подражания. Исчезает декольте и появляется высокий стоячий воротник, расширяются манжеты и «фреза» - круглый белый крахмальный плоеный воротник, заимствованный у испанцев. Пурпуэн начинают делать на каркасе, и он к концу века приобрел такую вычурную форму, какой не было даже в Испании.
Цвета французских одежд постепенно становятся более темными.
Но уже с третьей четверти XVI в. влияние испанской моды ослабевает, и, хотя каркасная форма костюма сохраняется, французы создают свои собственные, часто весьма экстравагантные фасоны.
В период царствования Генриха III мужчины начинают носить одежду светлых тонов: розового, голубого. Костюм становится более женственным. Лиф пурпуэна делается на жесткой прокладке с низко спущенной, набитой конским волосом выпуклостью впереди, так называемым «пансом» («брюхом»). «Колет» - узкая мужская куртка - почти утрачивает полы и приобретает впереди мыс, что делает его похожим на лиф женского платья. Верхние короткие штаны пышно подбиваются ватой или конским волосом и приобретают широкую раздутую форму, имитирующую женские бедра. Стеганые на вате чулки также придают мужским ногам форму женских. Гофрированные воротники становятся огромными, как мельничный жернов, их так и называют. В это же время во Франции становятся популярными полумаски, которые надевают при выходе на улицу.
Религиозные войны, нищета и разорение всей страны в период правления Генриха III не коснулись королевского двора, и придворные щеголяли друг перед другом роскошными костюмами.
Разделение французов на два враждующих лагеря - католиков и гугенотов - отразилось и на одежде. В то время как католики стремились подражать придворным в роскоши, гугеноты одевались просто и скромно. Одежда их была неярких цветов, а испанский плоеный воротник они считали «дьявольским» изобретением.
С приходом к власти Генриха IV мужской костюм стал строже. Королем издается указ об ограничении роскоши и пестроты костюмов. Дворяне были обязаны носить дорогие одежды, но темных цветов. Плащи становятся длинными и накидываются лишь на одно плечо. На штанах больше нет валиков, они удлиняются до колен, приобретая мягкую сборчатую форму.
Крестьянский костюм конца XVI в. состоял из короткой куртки, шоссов с откидным передом, накидки и войлочной шляпы.

слева: дублет со свободной шнуровкой

справа: верхняя одежда с коротким рукавом

Костюм мушкетеров

В XVI в. мушкетеры начинают играть главную роль во французской армии. В этот период единая форма отсутствовала, но считалось, что мушкетерский костюм наиболее соответствует представлению о военных.
Мушкетеры носили пурпуэн ярко-красного цвета с малиновыми рукавами, а поверх него надевали коричневые латы. На пурпуэне были разрезы, под которые подкладывалась белая ткань. Костюм дополняли чулки, перевязь и пороховница синего цвета, а также черная фетровая шляпа, украшенная лентой и яркими перьями.

Женский костюм

В начале XVI в. на французский костюм знатных дам оказывала влияние итальянская мода, и он стал пышнее и объемнее. На рукавах верхнего платья появилась отделка из вертикальной полосы меха.
Уже в 20-х годах XVI в. стал модным конусообразный силуэт испанского женского костюма. Придворные французские дамы стали использовать «вертюгад» - нижнюю воронкообразную юбку из плотной жесткой ткани, в которую вшивались металлические обручи. Сверху она покрывалась тафтой. С вертюгадом носили тугой лиф на каркасе - «баскин», стягивавший грудь и талию. Под лиф надевалась рубашка с длинными рукавами, а сверху вертюгада и лифа - платье (котт), чаще из узорчатой ткани, с рукавами и еще одно верхнее платье (роб) - из гладкой ткани, с распашной юбкой. Узкие у плеча рукава сильно расширялись книзу и могли иметь меховые манжеты. Из-под рукавов верхнего платья были видны узкие рукава котт. Такой костюм просуществовал как парадная одежда почти полвека.
Платьям до середины XVI в. было характерно декольте. Затем у верхнего платья появился вырез каре, прикрывавшийся вставкой. Рукава верхнего платья приобретали форму буфа, из-под которых виднелись покрытые разрезами рукава нижнего платья. Вошел в моду привезенный Екатериной Медичи из Италии воротник «фреза». Она же ввела в обиход женские панталоны, которые шили из дорогой ткани и покрывали вышивкой шелком, золотом или серебром, полосками парчи.
В 80-е годы XVI в. женский костюм претерпел существенные изменения. Прежде всего это относится к форме юбки: она приобрела круглую форму, напоминающую абажур, благодаря жесткому каркасу. Сверху юбки, на талию надевали плоскую плоеную оборку, имеющую форму колеса. Лиф платья стал еще уже, а его мыс сильно заходил на юбку, что зрительно укорачивало ноги. Появилось очень глубокое округлое декольте, и фрезу сменил стоячий воротник на каркасе, иногда поднимавшийся выше головы. В женском костюме этого периода сказалась извращенность моды двора Генриха III: нагромождение крупных деталей и больших объемов искажало женскую фигуру.
В моде были маски, считавшиеся условием приличия.

на мужчине: дублет с рукавами-бур на шнуровке, барет с прорезями

на женщине: парчовое платье с рукавами-бур

Обувь

В первой половине XVI в. французы носят обувь с широкими тупыми носками («медвежья лапа»), украшенную прорезями и вышивкой. В 40-х годах этого столетия появились легкие туфли с разрезами. Французская знать ходила в нарядной обуви из шелка и бархата. Сапоги в XVI в. были без каблуков и на мягкой подошве.
К концу века у мужских туфель появились каблуки, а носы стали украшать розетками.
У женской обуви тоже появился небольшой каблук. Женщины носили мягкие закрытые туфли. Позже, в 80-е годы, в моду вошла итальянская обувь без задников на высокой деревянной подошве.

Прически и головные уборы

В XVI в. мужчины носили короткие стрижки, дополнявшиеся бородой и усами. Головным убором знатных французов был «барет» - большой круг ткани, который нашивался на жесткий бортик и соединялся с небольшими полями. По полям барет украшали жемчугом, пряжками с драгоценными камнями, белыми страусовыми перьями. Модными также были испанские шляпы с высокой тульей и неширокими полями.
К третьей четверти века бородка и усики уменьшились, мужчины красили и завивали волосы, румянились, пользовались различными ароматическими средствами и, по примеру короля Генриха III, носили серьгу в ухе. Мужским головным убором становится женский ток.
Но в конце XVI - начале XVII вв., при Генрихе IV, мужская прическа сильно изменились. Длинные волосы гладко зачесываются назад, усы закручиваются вверх, а бородке «a la Henri IV» придается остроконечный вид. В подражание седеющему королю французы пудрили виски. Модным головным убором была шляпа с полями, украшенная белыми страусовыми перьями.
Француженки до конца XVI в. укладывали волосы надо лбом в виде валиков, украшали бусами или изогнутым в форме прически чепчиком с вуалью. Модным головным убором был барет.
К концу XVI в. появилось два типа дамских причесок. Волосы завивали волнами и зачесывали назад. Или же их поднимали вверх и закрепляли на проволочном каркасе. Иногда дамы носили парики.
Замужние горожанки и крестьянки покрывали голову чепцами из полотна.

Украшения и косметика

Французские дамы пользовались белилами, румянами, духами.
Модными украшениями были жемчужные бусы и длинные декоративные пояса, веера, украшенные вышивкой, и перчатки с драгоценными камнями. На поясе носили кошельки, зеркальца в оправе, часы в виде луковицы и «блохоловки» - изящные драгоценные коробочки с небольшим отверстием.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян

В рамках конкурса «Дети планеты» мы с учениками работали над проектом по французскому языку «Французский народный костюм», который затем разделился на две подтемы. Руководителем проекта является учитель; мои помощники – ученицы 9 класса; участники проекта – шестиклассницы.

Сначала я познакомила детей с разнообразием национальной одежды Франции. Использовала для этого тематическую презентацию.
Девочки узнали об основных частях традиционного мужского костюма: брюки, гетры, рубашка, жилет, куртка, шейный платок. Крестьяне носили брюки до колен; их вместе с чулками, обычно шерстяными, или гетрами подвязывали под коленями шерстяными подвязками, голубыми или красными. Головной убор французского крестьянина – круглая шляпа с широкими полями, зимой сделана из фетра, летом – соломенная. Традиционной народной обувью являются выдолбленные из дерева башмаки (sabot). Сабо носили и женщины, и мужчины.
Но особое внимание мы уделили изучению традиционного женского костюма. Женский костюм состоит из широкой юбки со сборками или складками, доходящей до середины голени, просторной блузы с длинными рукавами, застегивающейся у ворота и свободно спадающей на юбку. На талии блузку стягивали тесёмкой передника, который был короче юбки. На плечи набрасывали косынку или платок, концы которых завязывали на груди или же закладывали под нагрудник передника. Могли вместо платка надевать жилет для тепла. Головной убор крестьянки – чепец, его носили и в доме, и на улице. Поверх чепца надевали в случае необходимости платок или шляпу.
Конечно, праздничная одежда намного богаче и красивее, украшена вышивкой и кружевом, а так же разнообразие одежды зависит от региона Франции.
Выбор основных цветов для костюма не случаен: они соответствуют колориту французского флага (сочетанию синего, белого и красного). А ещё французы всегда окрашивали одежду белым и синим пигментами, символизировавшими снежные вершины Альп и поля цветущей лаванды.

Далее мы закрепили полученные знания, работая с наглядным материалом: это – бумажная кукла с одеждой разных стран, в том числе и французской; фарфоровая кукла, одетая в костюм региона Прованс; бумажная кукла-плакат «Красная Шапочка». Мы удостоверились, что современные художники, в общем, соблюдают элементы французского женского костюма.

Затем мы вспомнили, где ещё можно видеть героев, одетых во французские народные костюмы (книги, раскраски, мультфильмы). Девочки-помощники продемонстрировали книги с произведениями, которые мы проходим на уроках французского языка: «Сказки» Шарля Перро, «Синяя птица» Мориса Метерлинка.

Иллюстрации в книгах так же соответствуют образу французского национального костюма.

Не обошлось на проекте и без загадок. В «Волшебной коробке» (я часто использую её на уроках, пряча то, что надо отгадать) лежали конфеты «Красная Шапочка» разных производителей. Ответы на загадку оказались и вкусными, и полезными: мы смогли рассмотреть красивые рисунки на фантиках и снова убедились, что основные элементы французского народного женского костюма отображены верно.

Пришла пора применить все полученные знания на практике. Мы разделились на две группы: в каждой – помощница-девятиклассница и 3-4 ученицы шестого класса. И мой пост с этого места тоже делится пополам. Здесь я продолжаю описывать работу одной группы по проекту «Французский народный женский костюм», а работу другой группы по проекту «Красная Шапочка» можно посмотреть тут . Использовали в работе: гофробумагу, салфетки вискозные для уборки, кружева и ленты, различные нитки и пряжу, клей, карандаши и фломастеры.

Начало работы. На листе А2 девочки размечают контуры фигуры, голову распечатали заранее для обеих групп (чтобы была красивая))).

Разделение труда: кто-то работает над причёской…

…а кто-то уже готовит украшения и декор.

Изучать культуру различных стран и эпох – это довольно-таки интересное и увлекательное занятие. Известно, что народный костюм может многое рассказать о стране и об обычаях. Кому, как ни нам знать, что во все времена женщины любили наряжаться и оригинально украшать одежду. Поэтому в каждой стране имеется свой народный костюм, который передает дух и традиции своих граждан.

Французский народный костюм

Женский народный костюм Франции состоит из широкой юбки длиной до середины голени, декорированной различными складками и оборками, а также кофты с длинными рукавами застегивающейся у ворота. Обязательный элемент – светлый передник длиной чуть короче юбки. На плечи можно набросить косынку или платок, связав концы спереди. Традиционным считается чепец, поверх которого можно надеть шляпу или платок.

Крестьянская одежда производилась в основном из серых, коричневых или белых тканей. Французская элита предпочитала носить голубую, красную, сиреневую, а также черную одежду.

История французского народного костюма

Основные черты французского народного костюма сложились еще в XVII веке. В те времена крестьяне носили одежду из холста и шерстяной ткани. Рубахи и кофты шили из сукна с добавлением хлопчатобумажной нити.

После Великой французской революции появились праздничные костюмы, которые различались по типу одежды провинций. Бретонские женщины ввели в моду кружевные наколки, корсажи и приталенные лифы. Отличительной чертой фламандцев была клетчатая шаль с бахромой. У каталонцев в традиционной одежде присутствовали манготы – это ажурные нарукавники от локтя до запястья, также они предпочитали яркие и пестрые расцветки.

После первой и особенно после второй мировой войны, в связи с изменениями в системе отопления деревенского жилища, изменился способ приготовления пищи, да и весь режим питания крестьян. Различия в пищевом режиме городского и сельского населения сохраняются, но они не столь разительны, как прежде. Зато различия в уровне питания различных социальных слоев городского и сельского населения не только сохраняются, но и углубляются, так как рост стоимости жизни во Франции отражается в первую очередь на покупательной способности рабочих н низкооплачиваемых слоев населения.

Несмотря на региональные различия, можно отметить общие характерные особенности пищи французов.

Во Франции много едят овощей и корнеплодов: картофель, лук (его знают несколько сортов), салаты, стручковую фасоль, шпинат, капусту разных сортов, помидоры, сельдерей, петрушку, спаржу, артишоки.

Не только в деревнях, но и в городских поселках, в небольших и средних городах многие семьи имеют сад и огород. Очень характерно, что уход на пенсию, на покой, французы называют mller planter ses choux » (буквально «идти сажать капусту»).

Молока и молочных продуктов потребляют во Франции меньше, чем в большинстве стран Европы. Исключение составляет сыр. Во Франции производят разнообразные сорта сыров, среди которых широко известные рокфор, грюер и др.

В районах сыроварения (Нормандия, Центральный массив, Юра, Альпы, Пиренеи и др.) сыр занимает одно из первых мест в крестьянском рационе. В городе сыр подают перед десертом. В зажиточных кругах подают сыр нескольких сортов, на выбор. В семьях победнее довольствуются недорогими сырами, например камамбером. Это острый, мягкий сыр, которым славится Нормандия. Сыр с хлебом и вино - обычный завтрак, который берет с собой рабочий, отправляясь на работу.

Различия в уровне питания различных слоев населения сказываются главным образом в употреблении мяса, мясных продуктов и жиров: рабочие вынуждены ограничивать потребление этих дорогостоящих продуктов.

Не случайно поэтому выражение «защищать свой бифштекс» (defendre son bifteck ) означает «бороться за свои Ллизненные права».

У крестьян до конца XIX в. мясо считалось праздничным кушанием. С развитием животноводства положение изменилось, но и теперь крестьяне победнее мясо едят не часто. В деревне значительно больше, чем в городах, употребляют свинину. Кроме того, едят мясо кроликов, домашней птицы, на юге - голубей.

По потреблению вина Франция стоит на первом месте в мире. Вино обязательно подается к столу дважды в день, дети и иногда женщины пьют его, разбавляя водой. Нередко вино наливают в суп. В городах к столу подают различные фруктовые напитки или минеральную воду. В последние полвека во Франции широко распространились крепкие алкогольные напитки - аперитивы, абсент, мар, кальвадос, коньяк. Кофе пьют утром, обычно с молоком, нередко черным кофе завершают обед и ужин. Лишь сравнительно недавно в городской буржуазной среде стали употреблять чай. В некоторых семьях вечером предпочитают пить липовый чай (tisane ).

Если в деревнях режим питания зависит во многом от времени года и характера сельскохозяйственных работ, то горожане строго выдерживают определенные часы утреннего завтрака ( petit dejeuner ), второго завтрака ( dejeuner ) и обеда ( diner ). Утренний завтрак состоит из кофе, булочки, масла и джема. Его съедают перед выходом на работу. От полудня до половины второго-время второго завтрака; супы в эти часы обычно не*’едят, однако время после двух часов принято называть послеобеденным ( apres diner ) Обед, или ужин,- от семи до половины девятого.

При всем разнообразии французской и особенно парижской кухни можно назвать блюда, ставшие традиционными и составляющие основу французского меню.

Таким блюдом принято считать бифштекс с жареным в кипящем растительном масле картофелем ( bifteck - pommes /rites ). Большинство французов предпочитает кровавый бифштекс, со слегка поджаренной корочкой и почти сырой внутри.

Из мясных блюд традиционным является также рагу под различного вида соусами, в частности blanquette - рагу из белого мяса под белым соусом. Соусы очень характерны для французской кухни, они широко применяются при приготовлении мясных блюд, салатов, различных холодных закусок и очень разнообразят пищу.

Заменой мясному блюду нередко служит омлет с различными приправами - ветчиной, сыром, грибами в соусе. Приготовляют и разнообразные рыбные блюда. Гарниром, а подчас и основным блюдом является картофель - жареный в растительном масле, отварной или в виде пюре, и овощи: стручковая фасоль, шпинат, горошек и т. д. Готовят различные салаты, которые могут служить и гарниром и закуской. Для обеспеченных французов закусочным блюдом служат нередко устрицы, промысел которых во Франции широко развит.

В городах супы принято есть вечером, хотя в некоторых районах их подают и на завтрак вместо закуски. Супы предпочитают овощные, грибные, рыбные, обычно протертые; нередко их едят с гренками. Очень популярны суп-пюре из лука-порея с картофелем и луковый суп, заправленный сыром.

В деревне супы составляют основу питания. Очень распространенные еще в начале нашего века похлебки (bouillie ), которые заправляли мукой и молоком, вышли из употребления. К праздничному столу готовят различные крестьянские блюда, требующие длительного тушения на медленном огне в плотно закрытой кастрюле.

Крестьянская пища в значительно большей степени, чем городская, различается по районам в зависимости от хозяйственной деятельности населения. Так, несколько десятилетий тому назад четко выделялись зоны употребления того или иного вида жира. Основной вид жира, применявшийся раньше в крестьянской кухне,- свиное топленое сало. В Нормандии, Фландрии, Бретани и долине Луары крестьяне употребляли сливочное масло, на юге, в Провансе и долине Роны - оливковое, в некоторых районах Центрального массива и в области Юры - ореховое, на юго-западе, в Аквитании,- гусиный жир. Сейчас гусиный жир и ореховое масло употребляют лишь для приготовления специальных блюд, увеличилось потребление сливочного масла. На юге по-прежнему предпочитают готовить на оливковом масле.

Четко выделялись и зоны употребления напитков. На северо-западе, в Бретани и Нормандии, традиционным напитком было не вино, а сидр, на востоке, главным образом в Эльзасе,- пиво. В послевоенные годы и на северо-западе сидру предпочитают вино.

Хозяйственная специфика заметно отражается на традиционных местных кушаньях, очень разнообразных. Так, овернцы готовят суп с сыром, каталонцы Руссильона - рисовый суп с кровяной колбасой, жители Лангедока предпочитают овощной суп с чесноком, лавровым листом и раститель* ныммаслом. Широкоизвестен провансальский рыбный суп bouillabaisse , сдобренный перцем. Некоторые местности славятся «фирменными» блюдами. Таков печеночный паштет с трюфелями Перигора, окорока Байонны, сосиски Тулузы, томаты по-провансальски и т. д.

На юге Франции, в частности в Провансе, одно из любимых кушаний - улитки. Их едят с серым хлебом, натертым чесноком, с омлетом и с соусом из чеснока. Стол южанина разнообразят мдслины в разных видах.

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

Основные черты традиционного французского народного костюма, повсеместно бытовавшего в сельской Франции, сложились в XVII в.

До конца XVIII в. крестьяне шили одежду из домотканого материала: холста и шерсти разной выработки. Тонкий холст употребляли для праздничной одежды (рубах, кофт) и белья, грубый - для повседневной одежды. Верхнюю одежду шили из сукна, часто с добавлением холщевой нитки или же покупной хлопчатобумажной. В XIX в. постепенно вошли в обиход ткани фабричного производства. Шили одежду сельские портные за обед, кров и определенную плату.

Основные части традиционного мужского костюма, бытовавшего в XIX в.: штаны, гетры, рубаха, жилет и куртка, шейный платок.

До середины XIX в. (примерно до 30-х годов) крестьяне носили штаны до колен; их вместе с чулками, обычно шерстяными, или гетрами, подвязывали под коленями шерстяными подвязками, голубыми или красными. Гетры шили часто из того же материала, что и штаны. В 1830-е годы вошли в обиход длинные узкие штаны. Рубаха имела отложной воротник, который первоначально затягивали двумя тесемками, так же как и манжеты; позже воротник и манжеты стали за- - стегивать на пуговицы. Ворот рубахи был обычно закрыт шейным платком. Носили жилеты, чаще светлые, закрытые, с двумя рядами металлических пуговиц. Поверх жилета надевали куртку или короткую, немного ниже пояса, или удлиненную сзади басками. В конце XVIII в., вначале на севере страны, а позднее повсеместно вошла в обиход блуза: широкая рубаха из холстины с прямыми поликами, длиною до середины бедра, собранная в сборки у ворота и на рукавах. Ее носили поверх куртки. Блуза первоначально была праздничной одеждой крестьян, из деревни она перешла в город и после революции 1830 г. стала одеждой ремесленников и рабочих в противовес буржуа, которые носили пальто. Блуза оставалась традиционной одеждой крестьян, ее надевали во время народных церемоний, праздников «братств». В конце XIX и начале XX в. блуза постепенно стала рабочей одеждой. Дольше всего она сохранялась у пастухов и в глухих сельских местностях. Поверх блузы зимои и в холодную погоду пастух накидывал на плечи широкую накидку-плащ из козьей шкуры или грубой шерсти. Блузу носили, а иногда носят и до сих пор, художники.

Головной убор французского крестьянина в XVIII в.-треуголка, которую пожилые люди носили и в начале XIX в.; на смену ей пришла круглая шляпа с широкими полями, зимой фетровая, летом соломенная. Жители побережий (в частности Нормандии) носили шерстяную шапку (колпак), конец которой, украшенный помпоном, спускался сзади. По форме этот головной убор похож на знаменитый фригийский колпак.

Традиционная народная обувь - выдолбленные из дерева башмаки ( sabot ). Сабо носили и женщины и мужчины. В некоторых деревнях их носят и сейчас как рабочую обувь.

Женский костюм состоял из широкой юбки со сборками или складками, доходящей до середины голени, просторной кофты с длинными рукавами, застегивающейся у ворота, свободно спадающей на юбку; на талии кофту стягивали тесемкой передника, который был короче юбки. На плечи набрасывали косынку или платок, концы которых завязывали на груди или же закладывали под нагрудник передника. Обязательной принадлежностью праздничного костюма был корсаж. Головной убор крестьянки - чепец; его носили и в доме и на улице; поверх чепца надевали в случае необходимости платок или шляпу.

Преобладающими цветами крестьянской одежды до появления тканей фабричного производства были белый, серый и коричневый. Женская одежда была более разнообразной по расцветке: корсажи носили коричневые, голубые, сиреневые, красные, полосатые; юбки белые, серые, красные, голубые, редко черные; передники белые, серые, красные, голубые, черные.

После Великой французской революции в крестьянском костюме произошли большие изменения, что было вызвано повышением благосостояния крестьянства и появлением на рынках товаров фабричного производства (сукна, шелка).

Появились праздничные костюмы, в которых отразилось влияние городской моды, и хотя основные элементы костюма были одинаковыми по всей Франции, формы головных уборов, покрой корсажа, форма передника и расцветка тканей отличали костюмы одной провинции от другой, и внутри каждой провинции можно было выделить несколько комплексов одежды. Так, например, различались по типу одежды такие области, как Бретань, Эльзас, Прованс, баскские области. Отдельными элементами выделялась также одежда жителей Нормандии, Лимузена, Бреса, Оверни и др.

В конце XIX в. почти во всей стране в обиход вошел городской костюм. Только наиболее устойчивый элемент одежды - головные уборы сохранялись долгое время неизменными и бытуют еще в настоящее время в некоторых местностях: в долинах Альп, в глухих районах Центрального массива, в Руссильоне, в Бретани.

В наше время патриоты-регионалисты, пытаясь возродить старые традиции, устраивают празднества, на которых проводят конкурсы на лучший костюм; особенно популярны празднества провансальцев, бретонцев и савойяров.

В настоящее время традиционный костюм надевают только члены танцевальных коллективов и в торжественных случаях, чтобы продемонстрировать самобытность культуры своего народа.

Изменилась в последние десятилетия одежда французского рабочего, обязательную принадлежность которого ранее составляли рабочая блуза, брюки из вельвета и кепка. Теперь французский пролетарий носит на работе комбинезон или спецовку; популярным головным убором наряду с кепкой является берет.

В современном французском городском костюме общеевропейского типа, несомненно, чувствуется присущее французам чувство красок, пропорций, формы. Подавляющее большинство горожан следит за модой, разнообразие их костюмов, выдержанных в определенном стиле, составляет характерную черту современной одежды.

На протяжении веков Париж был законодателем мод для всех европейских стран. И в настоящее время готовое платье и модные изделия, изготовляемые французской, главным образом парижской швейной промышленностью, широко экспортируются. Но наряду с изделиями, отличающимися хорошим вкусом, элегантностью и оригинальностью, в Париже создаются и насаждаются путем рекламы моды, отвечающие лишь вкусам пресытившихся буржуа.

Более четко элементы традиционного костюма Франции сформировались более уже в 17 столетии. В гардероб пришли длинные рубашки, юбки со сборками, чулки, панталоны, декольте и т.п. Одежда изготавливалась из таких материалов, как шерсть и холст разнообразной выработки. Так продолжалось до конца 18 столетия.

В 19 веке уже начинают использовать ткани фабричного производства. Шитьем занимались обычно сельские портные, в основном за обед, жилье или небольшую плату.

После Великой революции во Франции в национальном костюме начали происходить изменения. Связано это было, в первую очередь, с ростом благосостояния, а также с появлением в продаже новых фабричных тканей - сукна и шелка. Так появились праздничные наряды, конечно же на них влияла городская мода. Формы передника, юбки, головного убора, а также покрой корсажа различались среди провинций. Особенно это было заметно в цветовых элементах. Даже внутри провинции часто различались элементы костюма.

В конце 19 века повсеместно начал появляться городской костюм. Однако, долгое время оставались в обиходе такой элемент, как головной убор, особенно в глухих районах или в районе Альп.

Цвета и оттенки

Среди цветовой гаммы для одежды преобладали в основном спокойные сдержанные оттенки. Среди них - серый, коричневый, белый. Такие цвета были характерны как для мужского, так и женского костюма.

Конечно же, женские предметы гардероба были порой более ярких оттенков. Помимо стандартных цветов юбка могла быть голубой, красной, реже черной. Фартуки также были красных или синих оттенков, а также желтого цвета. Корсаж - фиолетовый, бордовый, коричневый или в полоску.

Ткани и крой

В крестьянской одежде более тонкий холст использовался в основном для праздничной одежды, например, юбок или рубах, а также белья. Грубый же холст предназначался для повседневной одежды.


Если говорить о верхней одежде, то ее шили из более плотных и теплых материалов, например, сукна, добавляя в него хлопчатобумажные или холщовые нити.

После революции на смену привычным материалам пришли фабричные ткани, среди которых был и шелк.

Разновидности

Женский

Национальный женский костюм состоял из юбки с многочисленными сборками, широкой кофты с длинными рукавами и застежкой у ворота и платка или косынки, накинутого на плечи. Юбка, как правило, была длинной, приблизительно до середины голени, с ней надевалась кофта, спадающая сверху юбки. Кофту стягивали на талии тесемкой передника, который был немного короче юбки. Платок завязывался на груди или закладывался под нагрудник передника.

Обязательным для костюма был корсаж. Головной убор женщины - чепец, поверх которого надевали еще платок или шляпу. Чепец носили дома и на улице.

Мужской

Традиционный мужской костюм 19 века состоял из следующей одежды: штаны, рубаха, гетры, шейный платок, жилет или куртка.

Примерно до 30-х годов 19 века крестьяне носили короткие штаны до колен, при этом совместно с гетрами или шерстяными чулками, которые подвязывались под коленом подвязкой из шерсти, обычно голубого или красного цвета. Часто гетры были из такого же материала, что и штаны.

Уже после 30-х годов появились длинные узкие штаны. Рубаха уже имела отложной воротник. Манжеты и воротник первоначально затягивались двумя тесемками, а позже из стали застегивать на пуговицы. Дополнительно надевали еще и шейный платок. Совместно с рубахой надевали еще и жилет, светлого цвета с двумя рядами металлических пуговиц. Поверх надевалась куртка, она могла быть короткой или удлиненной.

Рубаха же вошла в повседневный обиход еще в конце 18 века . Она была прямого силуэта, примерно до середины бедра, со сборками на рукавах и ворота. Шилась она из холстины.

Изначально рубаха была праздничной одеждой для крестьян, а после революции 1830 г. Ее начали носить в городе - ремесленники и рабочие. Для крестьян она по-прежнему оставалась традиционным нарядом для праздников и народных гуляний.

В 19 веке и начале 20 века рубаха уже стала рабочей одеждой, но еще сохраняла свои позиции в сельской местности. Зимой же пастухи надевали сверху нее широкий плащ из козьей шкуры или грубой шерсти.

До сих пор порой можно увидеть классическую рубаху на художниках.

Если говорить о головном уборе, то в 18 веке это было треуголка для крестьянина, ее носили вплоть до начала 19 века. Сменила ее круглая широкополая шляпа, соломенная - для лета, фетровая - для холодной погоды.

Мужчины - жители побережий носили шапку-колпак из шерсти, схожий с фригийским колпаком. Такую шапку-колпак украшал свисающий сзади помпон.



Просмотров