Народное гулянье "купалье". Обрядовый праздник "иванов день" Сценарий иван купала для молодежи

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста.

Горобцова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель МКДОУ№2 п. Ульяновка Тосненского района Ленинградской области.
Описание работы: Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Материал предназначен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям начальных классов, вожатым.
Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы у детей, приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к народному творчеству.
2. Воспитывать позитивное, доброжелательное отношение к природе.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки и умения.
2. Способствовать развитию творческого воображения и познавательной активности.
3. Развивать любознательность, речь, логическое мышление, память, внимание и воображение.
Образовательные:
1. Закрепить и систематизировать знания детей о празднике Ивана Купала.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями, танцами, играми.
3. Закрепить народные хороводные движения по кругу, «змейкой», «улиткой».
4. Совершенствовать двигательные умения и навыки.
Оборудование : музыкальный центр, диски мр3, куски алой ткани (костры), стойки для эстафет, искусственные цветы, обручи, волшебный цветок с угощениями.
Предварительная работа:
- просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
-просмотр мульфильма «Цветок папоротника » (1979);
-разучивание хороводных движений, стихотворений, народных игр «Заря», «Водяной», «Ручеек»;
- изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Оформление зала (участка) : цветы, зелень листвы, ветки березы, шары.
Ход мероприятия
Дети под народную музыку собираются в зале.
Ведущая (в венке): Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные! (Кланяется.)
Сегодня мы с вами, ребята, отмечаем русский народный праздник – день Ивана Купала, который состоится 7 июля. В Иванов день существовало много обычаев, связанных с водой (начинались купания). В этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветет всего одну ночь в году - в ночь на Ивана Купала.
Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвел цветок папоротника, зарыт клад.
А вот какими словами мог начинаться праздник Ивана Купала на Руси.
Дети : 1. Как собрал нас здесь праздник древности.
Праздник летний наш, почитаемый.
Будем петь, плясать,
Клад лесной искать.

2. По легенде той, что дошла до нас,
Есть в Иванов день необычный час.
Расцветает в ночь огненный цветок,
Но найти его там не всякий мог.
Вед. : Мы тоже сегодня попытаем счастья в поисках огненного цветка. А начнем мы наше путешествие с веселого хоровода «На Ивана, на Купала»

ХОРОВОД «На Ивана Купала»
(«Волшебники двора»)

Вед. : Праздник Ивана Купала очень веселый. В этот день молодые люди много играли. А особое внимание уделяли березке, в этот день ее особо почитали. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на березе, и мы с вами сделаем тоже самое (ведущая просит загадать желание и завязывает ленточку на веточке березы)
А теперь поиграем в игру «Ручеек»
Игра «Ручеек» (водящий с веточкой березы, проходит в ручейке, разбивает пару – отдает веточку, становится с «разбитой» парой, а тот у кого веточка -становится водящим)


Звучит пение птиц, ведущая рассматривает веточку березу, пытается увидеть птиц, которые поют, но находит письмо.
Вед.: Ребята, я поняла, почему щебетали птицы, они хотели нам подсказать. Посмотрите, что я нашла? Это письмо. Сейчас мы узнаем от кого оно (читает письмо)
Письмо от Березки: Здравствуйте, ребята!
Я березка у вашего детского сада!
Если препятствия пройдете, то цветок счастья вы найдете!
А препятствия, друзья, написала Вам Фея.
Вы в корзинку посмотрите, там задания найдите!
Ведущая ищет корзину, но вдруг звучит громкая музыка, в зал из-за двери бросают паука, скорпиона, жука и т.д. Наконец появляется Кикимора.. Она всех пугает, а затем из распылителя обрызгивает детей водой.


Кикимора: Никогда вы цветок не сыщете, пока все обряды не совершите!
Я – Кикимора лесная,
Я – колдунья деловая!
Делать пакости люблю;
И лягушку и змею
Положу я на обед
Вместо булок и конфет.
Я испортить праздник рада –
Лучше ничего не надо!
Вы, наверное, забыли, что сегодня праздник Ивана Купала – обливай кого попало (снова обрызгивает водой детей )
Кикимора: Ох, как славно поиграла –
Подобрела я немало.
И растрогалась совсем,
Что кого-то, может, съем (снова пугает)
Вед.: Не пугай детей, Кикимора. Они не из пугливых. Не страшна им нечистая сила. Есть у нас веночки из лекарственных трав. Ну-ка, посмотри!
(Ведущая и дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками)

Кикимора (дрожит) : Ой, ой, ой, боюсь, боюсь!
Уберите их отсюда,
Кабы не было мне худо…
Я не буду вам мешать,
С вами буду я играть.
Вед.: Ну, так и быть, оставайся и помогай нам искать волшебный цветок. Сейчас я корзину Феи найду с заданиями!
Ведущая наконец-то находит корзину с заданиями препятствий, какие нужно пройти,и читает первое задание.

1. В гости к Водяному
Кикимора: Ура!!! Сейчас вам Водяной задаст!
Вед. : Ничего не задаст. Мы не пойдем к настоящему Водяному, мы лучше поиграем в игру, которая называется «Водяной».

Игра «Водяной» (Дети становятся в круг, Водяной идет по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню. По окончании Водяной отдает колокольчик стоящему в кругу. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик)
Слова: Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку.
(Во время игры Кикимора радуется неудачам детей, вместе с ними поет песни и т.д.)

Вед.: С этим заданием мы отлично справились. Читаем следующее!

2. Запустить красного петуха.
Ведущая спрашивает у детей, что бы это могло быть (ответы детей, Кикимора придумывает страшную историю – взять, украсть, покрасить в красный цвет и запустить …), ведущая подводит к правильному ответу.
Вед.: Правильно. Красный Петух – это костер, а запустить красного петуха – это значит прыгать через костер.


Эстафета «Прыжки через костер»

Вед. : Молодцы. Приступаем к следующему заданию.

3. Сбор лекарственных трав.
Кикимора: По-больше крапивы, колючек, шиповника…
Вед. : Зачем это? Эти травы мы не будем собирать, они поранят нам ручки, ишь какая, у нас другие есть.

Эстафеты «Сорви лекарственную траву» (дети берут по одному цветку)


Вед. : Итак, приступаем к следующему заданию.

4. Отгадать загадки

Вед.: Какие загадки?
Кикимора: А я, ребята, нашла в подорожнике вот эти загадки. Ха-ха-ха!!! Надо их отгадать, а то - как напугаю!!!
Вед.: Ты опять? Лучше загадывай!
Кикимора: Да ладно, ладно, я пошутила. Читаю, отгадывайте:

1. Какой цветок носит
И женское, и мужское имя? (Иван-да-Марья)
2. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
3. Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой? (Чертополох)

4. Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – Запах... (Мяты)

5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Вед.: Молодцы, ребята, спасибо, Кикимора! В корзине, как я вижу, осталось последнее задание. Приступим к его выполнению.

5. Отогнать нечистую силу.
Кикимора: Меня выгнать?
Вед.: Ну ты же нечистая сила?
Кикимора: Она и есть. НЕЧИСТАЯ! (пугает)
Вед.: Вот мы и посмотрим - справились мы с заданием или нет! А поможет нам в этом Заря. Мы все дружно ее попросим, а заодно и поиграем.

Игра «Заря»
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой.
Дети поют: Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и догоняет водящего, который должен впоследствии занять свободное место.


К концу игры (4-5 раз), Кикимора кричит.
Кикимора: Ой-ой-ой-ой…! (кружится и убегает!) Боюсь, боюсь, боюсь!!! Водяной!!! Ой-ой-ой!
Вед.: Кажется у нас получилось. Прощай Кикимора. Даже как-то грустно стало! Не такая уж ты плохая, правда, ребята? (ответы)
Мы с Вами - молодцы! Все препятствия преодолели… От нечистой силы спаслись, а где же волшебный цветок?

(Звучит звон колокольчика, волшебная музыка – это звуки цветка).
Вед. : Ребята, это же цветочек нас зовет! Он где-то здесь, рядом! Давайте его поищем.

(Ведущая и дети ищут цветок, музыка помогает, играет то тише, то громче (по принципу холодно – тепло)
Ведущая: Ребята, это точно волшебство, посмотрите, это же и есть волшебный цветок!

(Ведущая поднимает «папоротник» и находит там конфеты в фольге).

Целый день дети готовятся к празднику: Украшают ленточками дерево-купалицу.

А главные гуляния Купалы обычно проводятся на берегу речки или озера. Где можно было по-настоящему поиграть с водой. Одним из довольно распространенных обрядов Ивана Купала - обливание друг друга. Ведь в этот день вода наполняется солнечной энергией и является целительной.

Сегодня праздничек-купальничек – взявшись за руки, ребята делятся с нами полученными впечатлениями. Праздничная игровая программа позволяет вести воспитательную и познавательную работу. На вопрос что же можно приготовить из репки, последовали ответы, о которых не знала сама Василиса Премудрая.

Колядовать можно не только зимой, но и летом. Только угощение колядующим, не сладости, а яйцо. Отсюда и игра поцелуйная. Куда яйцо покажет, того и целовать, если девочки кумились - подруг верных себе выбирали.

Седьмое июля самый длительный день, после дни на убыль. И большинство развлечений поэтому, посвящены дню и ночи. На Ивана Купалу проверяли и народные поверья – на хорошую погоду, ребята бросают монетки в старинный ушат. Попадёшь в воду будет вёдро, мимо к дождю.

Летом каждая травинка имеет лечебное свойство, прибавляет силы и оказывает очищающее воздействие. Прыжки через крапивный костёр добавили задора в познавательную программу.

Мальчишки и девчонки лентами цветными берёзку украшают, желание загадывают.

Девушки плетут венки из полевых трав и цветов. Ребята на сцене делают плетеные заборчики и соломенное чучело славянского бога Купалы для праздничного спектакля. После ужина, все украшают друг друга зеленью, гирляндами из цветов и листьев.

А знаете ли вы, что этот праздник Ивана Купала называют праздником огней. Именно огонь был символическим воплощением могущественного солнца и перепрыгивая через купальские костры, по народному поверью, люди становятся здоровыми и набираются новых сил.

На Ивана Купала загадывают свою судьбу, обливают водой, которая в эту ночь обладает очистительной силой. А еще девушки опускают на воду венки с зажженными свечами и ждут, куда понесет их течение. Если уплывет венок далеко, значит, не скоро милый замуж позовет, ну а к берегу прибьет – скоро сватов в дом жди.

Активизируется в день Ивана Купала и вся нечисть лесная. Водяные, лешие, кикиморы веселятся не меньше людей. И если их задобрить щедрыми дарами и добрыми словами, то не будут они вредить людям целый год. А если развеселить-порадовать красивыми песнями и плясками, то может быть будут еще и помогать.

Летний оздоровительный лагерь в День Ивана Купала превращается в грандиозный шабаш на Лысой горы. Девушки водят хоровод и поют купальские песни. В них прославляются деревья, вода, ветер, солнце. Ведь могущество человека заключается в единстве с природой. Это хорошо знали наши предки. Потому и посвящали природе столько обрядов и праздников.

Девушки просят у Водяного разрешения опустить на воду венки, узнать свою судьбу:

Выйдь на берег, Водяной, Позволь нам купаться, Над водой играться, Бросать венки в воду, Погадать народу.

Водяной услышав такие призывные песни, выбирается на берег, да не один, а с русалками-подружками:

Кто меня посмел тревожить, В глубине лиманских вод. Почему шумит и пляшет, Возле берега народ.

Ему объяснили, что этот праздник замечательный в лагере - День Ивана Купала, что девушки в этот день гадают на женихов, он обрадовался:

Женихи! Это хорошо! А то в Лимане русалок на выданье полным-полно. А ведь русалки сестры мне, у меня за них душа болит. Только им любые женихи не нужны. Так что, ладно уж, шумите. Очень уж охота на женихов поглядеть, пусть покажут, кто каков!

Юноши танцуют, поют, демонстрируют боевые искусства – очень уж хочется водяному и русалкам понравиться. У водяного нрав суровый:

Люб тебе скажи, сестрица! Коли нет, веди топится! Враз Русалки защекочут, Коль женится не захочет!

Но как только девушки опустили венки в воду, ведьма сразу пронюхала, что кто-то затевает ворожбу за его спиной. Прилетела на метле и свиту с собой привела: лешего, кикимору и прочую нечисть.

Кто тут без меня ворожбу затевает? Про меня совсем забыли. Вот когда травки какой от хвори или приворожить кого, так вы ко мне тропинку находите, а на праздник Ивана Купала меня, Ведьму не пригласили.

Ведь в купальскую ночь многие травы и растения приобретают целебную и магическую силу. А главное только этой ночью, один день в году, на Ивана Купала расцветает папоротник. И кому удастся его сорвать, получит все земные сокровища.

Ну а кому не повезло в этом году сорвать папоротник, чтобы оставаться весь год счастливыми и здоровыми, обливаются водой, прыгают через купальские костры, чтобы сгорели в этом пламени все недуги и печали. Не возбраняется и просто посидеть у костра, обратившись к духу огня с просьбой выжечь из жизни все плохое, тяжелое, гнетущее.

А на восходе солнца можно умыться росой, чтобы весь год оставаться красивыми.

И конечно же, всех ждет купальский каравай, прикоснувшись к которому, нужно загадать желание. И оно непременно сбудется!

Игры на Ивана Купала

Игра «Водолей»

В день Ивана Купалы все традиции имеют тесную связь с водой. Самый распространенный из обрядов, дошедших до наших дней, - обливание водой прохожих.

На начало дистанции обычно ставят ведра, наполненные водой, а на финиш - пустые ведра. Первый игрок зачерпывает поварешкой воду и бежит до пустого ведра, выливает в него воду, возвращается и передает поварешку следующему участнику. Команда, которая быстрее заполнит свое ведро или по истечении времени (3-5 мин) будет иметь большее количество воды в своем ведре, выигрывает.

Игра «Пламя костра»

Игра заключается в том, чтобы удачнее и быстрее перепрыгнуть через костер, пройдя всю эстафету.

У каждой команды есть свой «костер » - два игрока со скакалкой. По сигналу они натягивают скакалку перед первым игроком, который перешагивает через нее. «Костры» перебегают вперед и опять натягивают скакалку перед игроком. Таким образом они движутся до конца дистанции, обратно возвращаясь бегом.

Игра «Цветущий папоротник»

Самая известная легенда купальских праздников повествует о цветке. В праздничную ночь Ивана Купалы расцветает этот цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад. Первый игрок команды верхом на метле по сигналу бежит до конца дистанции, где лежат картонные коробки для каждой команды. В них находится большое количество карточек с изображением папоротника, но лишь на некоторых (по количеству участников в команде) нарисованы цветущие папоротники.

Игрок ищет карточку с изображением цветущего папоротника, возвращается с ней назад и передает метлу следующему участнику. Победителем считается команда, закончившая эстафету первой.

Перепрыгивание через костер

Ночью, когда огонь достигает большей силы и становится самым высоким, парни и девушки прыгают через него с разбега парами и по одному. Во время гуляний и игр девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе новую пару. В случае удачи, когда костер не задет, пламя не искрит и руки прыгающих через костер не разъединены, будет пара.

Праздник Ивана Купалы: мифология и обычаи

Праздник Ивана Купалы: мифология

Имя «Купала» означает «ярко-белый». Потому белый цветок кличут купавой, а для особой белизны подобрали слово «кипень». Так и говорят: кипенно-белый цвет. Ромашка - это символ праздника Купалы. "На Ивана Купала Я веночек сплетала, Я веночек сплетала, На ромашке гадала."

Купайла - с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались перевязями из цветов, на голову надевали венки из трав. Водили оды, пели песни. С помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца.

Однако главным героем растительного мира становился в этот день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах и о наделении того, кому посчастливится заполучить цветок папоротника, волшебными, сверхъестественными качествами и способностями.

Как мы помним из легенд - чудесным даром прозорливости наделяется тот, кто сорвет цветок папоротника. Правда, это тот случай, когда сказать проще чем сделать. Согласно повериям, папоротник расцветает лишь на несколько мгновений в полночь на Ивана Купала.

Середина лета - период самых длинных дней и самых коротких ночей. Для этих людей в краткости ночи скрывается какая-то концентрированная, а потому особо мощная магическая сила. Связаны купельские обряды с силами природы: с землей, водой. Особое место в таинстве занимает огонь. Через костер прыгают, чтобы избавиться от всего плохого, а чтобы исполнилось желание - проходят по углям.

Изначально языческий праздник Ивана Купала был связан с летним солнцестоянием. И отмечался в ночь с 20 на 21 июня. Позже обрядовую часть приурочили старому стилю к 24 июня, по новому - 7 июля. Так что все теперь празднуют по-разному. Кому какая дата ближе. Если в ночь на Ивана Купала, не важно по какому стилю, вам все-таки удастся найти цветущий папоротник, значит, вы прогуливали ботанику. Зацвести он может лишь так - благодаря мерцанию свечи.

Говорили, что с цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в Ивано-Купальскую полночь, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится - и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть: невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет завладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворятся перед ним - стоит только приложить к замку чудный цветок; невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице - и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка»

Праздник Ивана Купалы: обычаи

В ночь с 6 на 7 июля празднуется этот мистический, загадочный, но в то же время веселый и разгульный день Ивана Купалы.

Иванов день был наполнен различными обрядами, связанными с водой. Самый распространенный обычай - купаться в Иванов день, хотя в некоторых областях крестьяне считали купание опасным, так как в этот день именинник - водяной, которого тревожить не стоит.

Всякий неосторожный человек, полезший в его царство, будет утоплен. Еще одно поверье: в эту зачарованную Купальскую ночь деревья переходят с одного места на другое и шепчутся друг с другом с помощью листьев. Травы в эту ночь наполняются особой волшебной силой.

Главный герой растительного мира в день Ивана Купалы - папоротник, с этим растением были связаны повсеместные легенды о кладах. В этот день папоротник раскрывается огненно-красным, сильным мерцающим светом, что дает возможность нашедшему его угадывать будущее. Только с помощью цветка папоротника, раскрывающегося только полночь на несколько мгновений в Иванов День, можно увидеть все вклады, как бы глубоко в земле они не были запрятаны.

Главной особенностью купальской ночи являются очищающие костры. Вокруг них всегда плясали и прыгали: кто прыгнет выше и удачнее, тот будет счастливее. В некоторых местах даже прогоняли скотину через купальский огонь, чтобы защитить ее от мора. В купальском костре можно было сжечь снятые с часто болеющих детей сорочки, чтобы вместе с ними сгорели и болезни. Дети и молодежь, напрыгавшись через костры, устраивали веселые шумные игры и бег наперегонки. Игра в горелки тоже была традиционной.

Девушки, несчастные в любви, чтобы приворожить избранника, в полночь должны были несколько раз обежать ржаное поле, желательно обнаженными. Считалось, что пока девица бегает голой кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть- его судьба.

В этот день было обычаем бросать в реку венок из веток и листьев березы: если венок поплывет - выйдешь замуж, если утонет- ожидает смерть, если к берегу прибьет - будешь незамужней. Существует обычай есть кутью и париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи.

Солнце в день Ивана Купалы играет и скачет. Этнографы записали много различных поверий о том, что на Петров день и в День Ивана Купалы «солнце на восходе играет, переливается всеми цветами радуги, погружается в воду и снова появляется».

В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло...»; «Солнце сходить грае...».

Подобные наблюдения за «играющим» солнцем продолжались до Петрова дня, который стоит рассматривать, очевидно, как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния.

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

Одни празднуют так называемый праздник Росы, другие украшают вербу и водят вокруг нее хороводы, а третьи устраивают ведьминский слет на высокой горе.

Существует поверье: в самую короткую ночь вода и растения проявляют свою чудодейсвенную способность излечивать болезни и повышать плодородие земли. Люди разжигают костры, опускают на поверхность воды венки и ищут в лесу чудесный цветки папоротника.

По поверью, на противоположных берегах реки стоят любящие женщина и мужчина. Они стремятся друг к другу, но только один раз в году, 7 июля, они могут встретиться, перейдя вброд реку.

Мужчинами разводится огромный костер, пляшут вокруг него, а затем веселятся внизу у костра: поют песни, танцуют и играют.

Русалки - еще один сказочный персонаж этой загадочной ночи. Русалки слывут своей неземной красотой. Бытует поверье, что русалки в в Купальскую ночь наделяются огромной силой и способны утащить на дно. Для того чтобы задобрить речных дев, самые красивые девушки плетут венки из полевых цветов и пускают их по воде. Согласно приметам, русалки, приняв человеческий облик, выходят полюбоваться на берег издали купальными огнями и, встретив в лесу мужчину, могут заворожить его. Чары прекращают свое действие, когда проходит Иванов день.

На празднике каждый должен пройти полное очищение, дабы полностью очищенным приступить к сбору полевых плодов. Полное очищение состоит из трех частей:

Первое очищение (Очищение Тела): Каждый присутствующий на празднике в День Купала должен омыть свое тело в священных водах (реки, озера, водоема, росы и т.д., предпочтительней текучая вода) не менее 9-ти раз, чтобы смыть с себя усталость и грязь.

Второе очищение (Очищение Души): Для того, чтобы присутствующие на празднике в День Купала могли очистить свою Душу, возжигают большие костры, и все желающие прыгают через эти костры не менее 9-ти раз, ибо Огонь сжигает весь негатив и очищает ауру и Душу человека.

Третье очищение (Очищение Духа): Каждый присутствующий на празднике в День Бога Купала проходит босиком по горящим углям не менее 9-ти раз.

Цель: дать представление о празднике Ивана Купалы; развивать воображение, память, мышление, пространственную ориентацию.

Оборудование: цветные карандаши, рисунок трех елочек с номерами на них и водоемом, тетради в клетку, рисунки с изображением Бабы Яги, Лешего, Водяного.

Учитель . У нашего народа есть замечательный праздник Ивана Купалы. Он отмечается в ночь с 6 на 7 июля.

Во время праздника разжигаются костры, вокруг них водят хороводы, поют, играют, прыгают через костер, собирают целебные травы, купаются в реке или ходят босиком по росе. Все это делается для того, чтобы очистить свои тело и душу, вернуть здоровье и молодость, набраться жизненных сил. Известно, что огонь и вода обладают очищающими свойствами.

Самым захватывающим и таинственным моментом праздника являются поиски цветка папоротника. Существует поверье, что папоротник цветет только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу, и тот, кому посчастливится увидеть этот волшебный цветок, получит от него чудодейственную силу, станет богатым и счастливым.

Закройте, пожалуйста, глаза и попробуйте представить себе то, о чем я буду говорить.

Лето... Теплый июльский вечер... Сумерки...

Лесная поляна, со всех сторон окруженная деревьями... Огромный костер, языки пламени которого взмывают ввысь и невольно приковывают к себе твой взгляд... Вокруг костра — хоровод... Ты вместе с друзьями в хороводе... На тебе старинные русские одежды, на голове — венок из ромашек... Твой голос сливается с другими в песне, славящей Огонь, Воду, Воздух, Землю...

На лесную поляну опускается ночь... Таинственно мерцают бесчисленные звезды, словно подмигивают тебе: «Пора отправляться на поиски цветка папоротника»...

Учитель. Откройте глаза. Что вы представили себе особенно ярко? (Ответы детей, обмен впечатлениями.)

Считается, что в ночь на Ивана Купалу собираются отовсюду злые, темные силы — нечисть. Во время праздника проводятся специальные обряды защиты от них в виде сожжения на костре соломенной куклы, символизирующей богиню болезней, зла, холода; «потешных» боев, игр.

Вспомните, какая «нечистая сила» водится в наших сказочных лесах. (Ответы детей.) Как известно из сказок, она не всегда бывает такая уж страшная, иногда даже забавная!

Я предлагаю вам отправиться на поиски цветка папоротника в сказочный лес, и может быть, под какой-нибудь елкой нам удастся отыскать заветный цветок! (На доске — рисунок: три елочки с номерами 1, 2, 3; возле елки № 3 — водоем.) Цифры на елках означают номера остановок, на которых нас ждут встречи с «нечистой силой». Итак, в путь!

В лесу темно и тихо, только иногда пугающе ухает филин. Но нам совсем не страшно, ведь нас много и сможем в любой момент прийти на помощь друг другу. Правда ведь?

ОСТАНОВКА №1.

Кто же прячется за этой елочкой?

Кощеева подружка,

Хозяйка волшебной избушки,

У нее костяная нога —

Значит, это... (Баба Яга)!

Баба Яга . Далеко ли путь держите, соколики?

Учитель. За цветком папоротника, бабушка.

Баба Яга . Э-э, чего удумали... Башмаки стопчете, а к утру не поспеете отыскать цветочек. Никому еще не удавалось на моем веку за одну ночь это сделать. Что ж вы не догадались транспортное средство какое-нибудь волшебное для этого дела приспособить?

Учитель. Какое средство?

Баба Яга . У-у, милые, сколько их... Да вы сами сейчас назовете не меньше десятка.

Задание Бабы Яги . Назвать необычные транспортные средства, на которых передвигались следующие сказочные герои:

➢ Иван-царевич (Серый Волк).

➢ Емеля (печка).

➢ Золушка (тыква).

➢ Хоттабыч (ковер-самолет).

➢ Барон Мюнхгаузен (пушечное ядро).

➢ Князь Гвидон с матерью (бочка).

➢ Элли с Тотошкой (фургон).

➢ Нильс (дикие гуси).

➢ Лягушка-путешественница (утки)

➢ Мери Поппинс (ветер).

➢ Дюймовочка (ласточка).

➢ Баба Яга (ступа).

Учитель . До свидания, бабушка. Спасибо за науку. А нам надо спешить.

Продолжаем путь. Темно. Дорогу освещают только луна да звезды. Не сразу разглядишь, где дуб, где береза, где елка... А вот и она! Елочка под номером 2.

ОСТАНОВКА №2.

О ком говорится в следующих строчках?

Шапку сними, поздоровайся —

В лесу есть обычай такой:

Приветствовать леса хозяина

Вежливо должен любой. (О Лешем.)

Говорят, если, входя в лес, не спросить разрешения у Лешего и не поздороваться с ним, он может разозлиться и заставить плутать среди деревьев, кружить на одном месте. Нам ведь это ни к чему?!

Учитель . Дедушка Леший, разреши нам, пожалуйста, по твоему лесу побродить, цветок папоротника поискать. Леший. Отчего ж не разрешить, раз вы вежливые такие да воспитанные! Я б и сам вас по лесу поводил, хозяйство свое показал, да некогда мне: порядок навожу, все учитываю, пересчитываю. А тут еще такая незадачка вышла: вороны-озорницы притащили откуда-то в лес весы, а гири-то взять не додумались! Стали звери да птицы взвешиваться (без гирь, конечно!). Оказалось, что (запись на доске):

цапля весит три вороны и лягушку;

ворона весит три лягушки;

а главный санитар леса волк — пять цапель и четыре вороны.

Леший . Вот спасибо! А то б я до утра промучился! Ну, удачи вам!

Учитель. Продолжаем поиски. Силы уже на исходе, а заветного цветка не видать. Уж скоро рассветет. Осторожно! Здесь какой-то водоем!

Учитель . Здравствуйте, Водяной. Как поживаете?

Водяной . Эх, жизнь моя жестянка! Тоска зеленая... Поговорить не с кем: одни пиявки да лягушки. Надоели! А мне бы хоть одно новое живое существо!

Учитель . Хотите, мы вам рыбок нарисуем, а вы их оживите и поселите в своем водоеме?

Водяной . Это вы здорово придумали! (Дети чертят фигуру рыбки по клеточкам.)

ОСТАНОВКА №3.

Кто на этот раз нам встретится?

Все его подружки —

Пиявки да лягушки.

О жизни скучной неземной

Поет страданья... (Водяной)

Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на 4 клетки вниз наискосок слева направо;

3 клетки вправо;

2 клетки вверх наискосок слева направо;

2 клетки вверх наискосок справа налево;

3 клетки влево;

4 клетки вниз наискосок справа налево.

Учитель . Дорисуйте рыбку и разукрасьте ее цветными карандашами.

Водяной . Ну, спасибо. Сразу столько рыбок!

Учитель . Скажите, пожалуйста, вы не видели здесь случайно цветущего папоротника? Водяной. Скажу. Не видел. И никто его не видел. Потому что папоротники не цветут! Да-да. Не удивляйтесь: у папоротника не бывает цветков, но от этого он не перестает быть лекарственным растением. Вот почему его вместе с другими целебными травами собирают накануне праздника Ивана Купалы. А вы, я вижу, расстроились... Напрасно. Хотите быть богатыми и счастливыми? Так будьте ими. Знания, получаемые вами в школе, — дороже богатства. А что касается счастья... Так ведь как в народе говорится? КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК — КУЗНЕЦ СВОЕГО СЧАСТЬЯ. (Дети объясняют смысл пословицы.)

Учитель. Спасибо, Водяной, за мудрые слова. До свидания. А нам пора возвращаться.

Подведем итог занятия. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...».

ЕВГЕНИЯ ВОЛОКИТИНА
Сценарий праздника «Иван Купала» для всех возрастных групп

Сценарий праздника «Иван Купала » для всех возрастных групп

Цели и задачи :

Способствовать укреплению здоровья дошкольников.

Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре.

Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купалы , воспитывать уважение к традициям своего народа

Место проведения : спортивная площадка

Оборудование : 2 обруча, 2 ведра с водой, 2 таза с водой, 2 кружки, пластиковые мячи, ленты для украшения березок, искусственный костер, «Сюрприз» – коробка с конфетами.

Музыкальный центр, записи песен «Во поле березка стояла» , «Купола Ивана Купалы » , «Яблочко» , «Порушка - Поранья» , «Песня Бабы Яги» , «Пошла млада за водой» .

Действующие лица :

Аленушка – Волокитина Е. В. ,

Иван - Толкачева Т . Г. ,

Баба Яга - Охремчук Е. А.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня, выходит ведущая.

АЛЕНУШКА :- Здравствуйте детушки, здравствуйте малые! Смотрю, вы уже все собрались. Да и я пришла, не опоздала. К празднику собиралась , венок плела, наряжалась. Ведь праздник сегодня не простой - в честь батюшки нашего главного-Ивана Купалы славного ! Сегодня праздник огня , воды и матушки Земли!

Сейчас я хочу вам рассказать о празднике Иван Купала . В ночь с 6 на 7 июля отмечали этот праздник . Считается, что вода в реках и озёрах обретает в эту ночь целебную силу, потому и пошёл обычай обливать друг друга водой. В народе существует и другое название этого праздника Иван травник , Иван цветной . Травы, собранные в это время исцеляют, поэтому в этот день заготавливали лечебные травы впрок. С этого дня начинался сенокос – заготовка сена для домашних животных. А ещё в эти дни девушки плели венки из полевых цветов, которые защищали от нечистой силы.

АЛЕНУШКА : - А сейчас мы начнем наш праздник . Начнём с загадок :

Оно за весною к нам в гости идёт, С собою приносит немало забот,

Горячие, долгие дарит деньки, чтоб зрели скорей на полях колоски. (ЛЕТО)

Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут. (ДОЖДЬ)

Золотое яблочко по небу катается, с утра всем улыбается. (СОЛНЦЕ)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.

И сада, и огороды, все округи полила. (ГРОЗА)

Поднялись в небо ворота, всему миру красота. (РАДУГА)

АЛЕНУШКА : - Молодцы, ребята, здорово отгадали все загадки. А ещё была забава –

полежать в высоких травах, только нужно на заре, чтоб трава была в росе.

В озере, в реке купались , все играли, все смеялись….

Наш праздник посвящён воде и всему, что с ней связано! По поверьям и сказкам, раньше в воде жили - кто? (РУСАЛКИ, ВОДЯНЫЕ) .

Давайте и мы выберем русалочек из наших девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину, а вы ребята решайте, у кого коса длиннее.

Конкурс «Самая длинная коса» .

Участницы награждаются аплодисментами.

АЛЕНУШКА : - На празднике этом украшением служит берёза. Да вот и они, стоят и ждут, когда мы их нарядим. Нужно загадать заветное желание и завязать ленточку.

Желающим ребятам раздают яркие ленты для украшения берёз. Все идут к берёзкам. Звучит песня «Во поле берёза стояла» .

АЛЕНУШКА : - Ну, вот и всё готово, да только друг мой – Иван , еще не пришел. Ребята, а я знаю одну старинную хороводную Купальскую песню , давайте встанем в хоровод и попробуем спеть вместе. Может быть, мы так сможем его зазвать к нам на праздник .

Звучит русская народная песня «Купала , Ивана Купала » . Затем появляется Иван . В его одежде цвета, отражающие огонь, землю, траву, воду. В руке ветка вербы.

АЛЕНУШКА : - Здравствуй Иван друг наш весёлый !

ИВАН : - Здравствуй, Аленушка, девица красная, здравствуйте, детишки малые!

А вот и я - Иван . Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня праздник всех этих стихий ! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришёл к вам с веточкой вербы, чтобы окропить вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце .

Окропляет с помощью ветки вербы :

Чтоб здоровы вы были и много лет жили!

ИВАН : - А давайте ещё освежимся и поиграем с водой!

Игра «Достань яблоко из воды» 2 команды желающих игроков

В таз с водой бросают яблоки (мячи) и игроки, пытаются поймать яблоко и достать его из воды. Чья команда достанет больше яблок из воды – та и побеждает. (играют 2 минуты)

ИВАН : - Молодцы, как дружно поиграли! Вот еще одна забава!

Игра «Водоносы»

2 команды, 1 ёмкость с водой (из которой будут набирать воду, 2 ведра, 2 кружки (пластмассовые) . Нужно зачерпнуть кружкой воду, донести до ведра не расплескав, и вылить в ведро. Кто быстрее наполнит ведро, тот и победитель.

ИВАН : - Сегодняшний день полон волшебства! В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдёт его, тот будет счастлив и найдёт клад! Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Да и подойти к нему нелегко, так как его охраняет нечистая сила.

Звучит песня Бабы Яги. Под музыку она залетает на метле и танцует.

ИВАН : - А ты почему это сюда явилась? Твоё дело цветок охранять!

БАБА ЯГА : - Да, интересное дело, сами тут веселиться собрались, а мне цветок охранять. Скука - то какая! Тогда и вам здесь не чего делать! Не будет вам веселья. Я вам праздник испорчу . Сейчас как замету вас метлой, что разбежитесь отсюда без оглядки, только засверкают пятки. У-гу-гу!

Замахивается метлой.

ИВАН : - Ладно тебе детей стращать. Они не из пугливых будут, да к тому же с собой обереги принесли, вон какие веночки сплели. Не страшна им нечистая сила. Это ты должна бояться.

Дети снимают венки, держат впереди себя двумя руками.

БАБА ЯГА : - Чур, чур, чур! (трясётся) . Уберите их подальше. Ладно, не буду вам мешать, а можно с вами поиграть? Только не прогоняйте. Мне так скучно в этом лесу, а с вами будет весело!

АЛЕНУШКА : - Ну, так и быть, оставайся. А ты знаешь какие-нибудь игры?

БАБА ЯГА : - Конечно. Моя любимая игра «Полёт в ступе» . Сейчас я посмотрю, кто летает лучше меня.

Игра «Полёт в ступе» 2 команды соревнуются, кто в ступе летает лучше.

У каждой команды есть обруч-ступа, все по очереди садятся в ступу, добегают до стульчика, оббегают его и возвращаются обратно. Побеждает та команда, которая быстрее пролетит в ступах.

БАБА ЯГА : - А теперь я хочу посмотреть какие вы прыгучие.

Игра» Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник) . Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга. Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку» :

Бабка-Ёжка, костяная ножка. Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко, съела человечка. А потом и говорит.

И «Бабка-Ёжка» говорит :- У меня живот болит.

И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.

Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на скамью. Играют до тех пор, пока в «Бабка-Ёжка» всех не переловит .

Игра «Море волнуется раз…»

АЛЕНУШКА : - Ребята вставайте все в большой хоровод. Слова произносим громко, хором, фигуры замирают и не двигаются, а Баба Яга будет ведущей, она будет ходить и выбирать ту фигуру, которая зашевелиться. Та фигура, которая зашевелиться, выходит из игры! (Играют 3 – 4 раза)

БАБА ЯГА : - Эту игру я знаю, сейчас я всех Вас быстро обыграю !

ИВАН : - Ну, а теперь, по старому обычаю - всем ребятам нужно через огнь прыгнуть, очиститься от недуга, набраться сил, здоровья. Готовы?

Прыгают через костёр

БАБА ЯГА : - Молодцы, ребята! Вы такие ловкие, находчивые, умеете преодолевать препятствия – таким и клад отдавать не жалко. Наверное, покажу вам дорогу к папоротнику, вдруг вы там клад найдёте.

Дети становятся друг за другом «паровозиком» , Баба Яга ведёт «змейкой» детей к папоротнику, находят клад, раздают конфеты.

ИВАН и БАБА ЯГА :- Ну, вот мы и позабавились в этот праздник . С вами нам было очень весело. А теперь, прощайте до следующего года.

Звучит песня «Купала , Ивана Купала » . Все участники праздника танцуют и подпевают .

Сценарий летного праздника «Иван Купала»

для детей 1-4 класса городского оздоровительного лагеря

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи: 1. Развивать двигательную активность, укреплять здоровье и содействовать нормальному физическому развитию.

2. Воспитывать интерес к русским народным играм, традициям, обычаям.

3. Воспитывать чувство ответственности, сплоченности, доброжелательности.

Ход праздника.

В актовом зале. Театрализованное представление с конкурсами и танцаи.

Ведущая: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня будем встречать. Много у нас в России народных праздников, традиций, обрядов. И сегодня я познакомлю вас с праздником Ивана Купала. У древних славян этот день был посвящен языческому богу Купале, но после крещения Руси его стали связывать с праздником Рождества Иоанна Крестителя (в переводе с греческого, как погружатель, купатель). Так день Купалы превратился в день Ивана Купалы. Сейчас этот всеми любимый, древний праздник отмечают в ночь с 6 на 7 июля. Иван Купала - с древнейших времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса.

( Видеоклип- http://www.youtube.com/watch?v=lnatAZR2u2s )

День Ивана Купала – праздник мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый, полный приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий и все они были связаны с водой, огнем и травами. В загадочную купальскую ночь собирают целебные травы, прыгают через костер, устраивают игры и пляски, умываются росой, купаются в водоёме, ищут цветок папоротника и обязательно гадают, пытаясь узнать свою судьбу. Существовало поверье, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.

Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях…

Ведущая : Ну вот, все собрались, а самого хозяина праздника нет. (Всматривается в даль)
Приехал Купаленко!
На семидесяти тележках.

Привез нам Купаленко
Добра, здоровья, богатства, почести!

Звучит музыка, появляется Иван Купала. Его одежда и шляпа украшены травами и полевыми цветами. В руке горящая свеча и веточки березы, украшенные ленточками. Обходит всех детей.

Ведущая : Здравствуй, Купала, наш веселый! Князюшка наш летний добрый!

Иван Купала: Здравствуйте, люди добрые! Здравствуйте, детушки малые!

А вот и я – сам Иван Купала. Еще меня называют – цветной, колдовник, травник, веселый, купальник, чистоплотный. Я люблю огонь, воду и землю – матушку нашу. И сегодня-праздник всех этих стихий! Сегодня надо веселиться, петь песни, резвиться. Я пришел к вам с огнем - земным подобием солнца. С ним я буду вас очищать. Живите в здравии, будьте веселы и богаты (обходит с огнем детей).
- А теперь окроплю вас водой. Вода сегодня целебная, в ней купалось солнце.

Девушки в веночках выносят воду в чашах. Иван Купала этой водой с помощью веточек березы окропляет всех.

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Ведущая: Спасибо тебе, Иван Купала!Наш праздник посвящен воде и всему, что с ней связано. В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени.

ВОПРОС : Ребята, по народным поверьям, раньше в воде жили кто?

ОТВЕТ: Русалки, водяные и кикиморы.

Сегодня мы выберем русалочек, девочек, у которых самые длинные волосы. Выходите на середину зала.

Звучит музыка и слова группы "Иван Купала". Проводится конкурс «Самая длинная коса».

Ведущая: Праздник Ивана Купала олицетворяют не только с водой. В народе существует и другое название этого праздника – Иван травник , или Иван цветной. В Иванов день собирали цветы и травы, которые имели целебную силу. А ещё с этого дня начинался сенокос.

ВОПРОС: Ребята, что такое сенокос? (сенокос-заготовка сена). А для чего заготавливали сено? (для домашних животных).

Утром в этот день хозяин принимался косить траву, а жена ему помогала. Первый покос - самый большой, люди старались ещё до восхода солнца накосить как можно больше сена, существовала такая поговорка: «пройди до солнышка два покоса – ходить не будешь босо». В день Ивана Купалы девушки плели венки из трав и полевых цветов. Водили хороводы, пели песни. Купальский цветок- это не просто украшение, а оберег от нечистой силы и сглаза. Вечером, на заходе солнца, загадав желание, венок пускали на водную гладь озера или реки, наблюдая, как и куда они поплывут. Если он поплывет вдаль – желание сбудется.

Наши девочки тоже сегодня постарались, красивые веночки из полевых цветов себе сплели. А давайте посмотрим, у кого самый красивый веночек получился. Выходите девочки, да вставайте в круг!

Звучит музыка. Проводиться конкурс на самый красивый и оригинальный веночек из трав и полевых цветов. («Иван Купала» исп. группа «Волшебники двора»).

Ведущая: Огонь, как и вода, имели очищающую силу. Старики с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь» и в купальную ночь разжигали костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом - символом солнца. Вокруг них плясали, пели песни и водили хороводы, через них прыгали.

Иван Купала, посмотри, какой танец для тебя приготовили наши девочки!

Звучит песня «Ой на Ивана да на Купала», исп. Театр Песни «Джерела», группа девочек исполняет танец.

Иван Купала: Сегодня день полон волшебства. В мой день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Чтобы найти цветок нужно преодолеть много препятствий. Я с вами пойду, и буду помогать вам.

Ведущая: Ребята, сегодня в День Ивана Купала мы с вами отправимся в веселое путешествие. Мы узнаем о лечебных травах, пройдем очищение водой и огнем, поиграем в горелки, а если повезет, то и цветок папоротника найдем. А заодно, познакомимся с обычаями и традициями древних славян, наших предков.

Иван Купала: Ребята, вручаю вам лесную карту, она и приведет вас к цветку.

Звучит музыка. Каждый отряд получает лесную карту (маршрутный лист с названием станций) и отправляется в путешествие по станциям (пришкольный участок).

После игры-путешествия все собираются в актовом зале. Подведение итогов и награждения по номинациям:

- самая длинная коса

- самый красивый и оригинальный веночек из трав и полевых цветов

-победители и призеры в игре-путешествии «В гости к Ивана Купала»



Просмотров