Народные праздники в детском. Проект на тему«Народные фольклорные праздники в жизни малышей

Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.

Фольклорные праздники в детском саду заканчиваются ярким, красочным, эмоционально насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринужденной, веселой форме.

Приступая к осуществлению фольклорно-праздничного проекта, необходимо продумать цель, задачи и методы его организации. Обращение педагогов к такой форме проведения праздника не должно быть стихийным или случайным. Его подготовка и проведение требуют от детей обладания определенным запасом знаний об устном, музыкальном и изобразительном народном искусстве.

Успешному осуществлению фольклорно-праздничного проекта способствуют следующие моменты:

  • объединение дошкольников и взрослых вокруг единой цели;
  • удачный подбор художественной, научно-популярной литературы и музыкального репертуара;
  • определение участников проекта и направления работы каждого из них;
  • рассматривание проекта как единой воспитательно-развлекательной системы, в процессе осуществления которой личность ребенка развивается целостно;
  • рассматривание проекта как одного из направлений культурно-досуговой деятельности, способствующих развитию познавательной и художественной деятельности детей и взрослых;
  • фольклорные праздники в детском саду готовятся и проводятся с учетом национальной принадлежности ребенка и родителей.

Необходимо определить идейно-тематический замысел мероприятия, то есть четко сформулировать идею и программное содержание, составляющих фольклорные праздники в детском саду .

Основная цель фольклорного праздника – через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.

Важно продумать сценарный ход праздника («Ярмарка», «Гуляние», «Посиделки»). И только после этого выстраивается композиция, определяется очередность развития событий, кульминация праздника. Сценарий следует завершить развязкой.

Проектная деятельность, связанная с организацией фольклорного праздника, обязательно включает постановку поисковых действий и предварительную работу, построенные в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и дошкольников.

Например, показать ребенку историю народной игрушки (игрушки разных народов России, где их изготовляют; особенности народных деревянных, глиняных, соломенных, тряпичных игрушек и т. д.) невозможно без посещения музеев, выставок, конкурсов. Дошкольнику не обойтись без помощи взрослого при рисовании «Информационных карточек», изготовлении игрушек.

Но изготовить простую игрушку, поучаствовать в выставке «Народная игрушка», выразив свои впечатления через продуктивную деятельность ребенок может и самостоятельно.

При разработке фольклорного праздничного проекта важно каждый законченный его этап обсуждать с ребенком: что у него получилось, что можно сделать еще.

Например:

  • искусствоведческий этап: посещение музея, выставки, конкурса и беседа об увиденном;
  • продуктивно-художественный этап: изготовление игрушки, поделок; организация выставок и конкурсов;
  • художественно-образный этап: исполнительское мастерство;
  • театрализация действий на основе подобранного фольклорного материала (устного, музыкального и изобразительного);
  • заключительный этап, завершающийся всеобщим ярким действием.

Приведем в качестве примерного сценарий, подготовленный и реализованный ДОУ ЗелАО г. Москва.

Сценарий костюмированной ярмарки ремесел «Во деревне Филимоново»

Фольклорный праздник подготовили сотрудники детского сада с этнокультурным русским компонентом образования № 2096 ЗелАО г. Москвы:

  • педагог дополнительного образования Сарибекян Сусанна Исраеловна,
  • музыкальный руководитель Бобрович Маргарита Александровна.

Цель

Познакомить детей с народной филимоновской игрушкой, способом ее изготовления и росписи желто-красно-зелеными полосками. Учить рассматривать глиняные игрушки, выделять материал – глину, украшения игрушки, нарядность, яркость. Создать радостное настроение от встречи с народной игрушкой, усиливая впечатление использованием фольклорных произведений, костюмов.

Оформление зала

Осенняя картина деревни: изба, колодец (крыши расписаны филимоновским орнаментом), деревья, украшенные листьями под филимоновскую роспись; под деревом на скамеечке сидит дед Филимон. Вывешены таблицы с узорами и фигурками. Подготовлены

  • стол, на котором расставлены филимоновские игрушки: петух, корова, солдат, сударыня, птичница, всадник; вертящаяся карусель с фигурками;
  • товары для ярмарки: баранки, бусы, платочки.

Сценарий

Дети в филимоновских костюмах (порты и юбки из ткани в полоску) перед началом праздника рассаживаются в зале на стульчиках. В зал входят гости. Дети встают в полукруг. Исполняется приветственная песня.

— К нам гости пришли
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли. (2 р.)

Филимонова деревня
Мастерами славится.
Приходите, гости, чаще –
Всем у нас здесь нравится!

Разыгрывается ярмарочная суета: кто-то из детей «продает» баранки, бусы, платочки. Остальные ходят, рассматривают товары.

Дети (зазывалы):

– Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!

– Как у нас ли, тары-бары,
Всяки – разные товары…

– Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите!..

– Кому бусы?

– Кому баранки?

– Кому платки расписные?

– Небольшой расход,
Подходи, народ!

Появляется Мастерица, обращает внимание детей на крутящуюся «карусель» с висящими на ней нарисованными фигурками, на расставленные на столе филимоновские игрушки. Несколько детей, заинтересовавшихся яркими фигурками, подбегают к Мастерице.

Мастерица: — Чудо-игрушки – разноцветные зверюшки!

Дети: — Ой, а что это у вас такое интересное?

Мастерица: — А разве вы не знаете, ребятки, чем наша деревня славится? Ну, да ладно, послушайте, я вам сейчас расскажу… Давным-давно жил в нашей деревне дед Филимон, который делал игрушки-свистульки. А игрушки те были не простые, а расписные. И далеко пошла слава о них… Полюбуйтесь, как вы думаете, из чего сделаны эти замечательные игрушки? (Ответы детей.)

— Да, правильно, из глины, потому что лесов вокруг Филимоново мало, но много оврагов, а в них разная глина: белая, красная, розовая, черная. Глина у нас мягкая, рукам послушная, лепят из нее барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Посмотрите, какие филимоновские игрушки необычные! Их трудно спутать с какими-либо другими. У всех животных сильно вытянуты шеи, так что коровы в Филимонове похожи на жирафов, а медведи – на забавных Змеев Горынычей.

Ребенок: — Не желает медведь реветь – желает свистеть! (Жестом показывает на фигурку медведя.)

Мастерица: — Раньше в этих краях и стар и млад со свистульками на праздник ходили и веселились. И нам пора веселиться.

Сценка «Небылицы со свистульками»

Дети исполняют сценку «Небылицы со свистульками».

— Уж и где же это видано,
Уж и где же это слышано,

Чтобы курочка бычка принесла,
Поросенок яичко снес.

Чтоб по поднебесью медведь летал,
Черным хвостиком помахивал!

Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.

Малых деток – поросяточек,
Поросятки по сучкам висят.

Поросятки по сучкам висят,
В небеса глядят, лететь хотят!

Небылица, небывальщина,
Небывальщина да неслыхальщина!

Мастерица: — А знаете, почему такие длинные шеи у зверюшек? Я вам открою секрет: филимоновская глина такая, что очень быстро сохнет. Поэтому, когда мастера сушили игрушки, на них образовывались трещины, тогда приходилось им эти трещины еще раз намазывать глиной и разглаживать пальцами. И от этого шея у фигурок становилась все длиннее.

Выходит мальчик, рассматривает фигурку петушка:

— Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочку зовет.
Ку-ка-ре-ку!

Выходит девочка-курочка:

— Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней цыплятки – желтые ребятки.

Песня-игра «Курочка-рябушечка»

Исполняется песня-игра «Курочка-рябушечка».

Играющие по считалке выбирают «курочку», «коршуна», остальные дети – «цыплята». «Коршун» отходит в сторону, а «цыплята» становятся позади «курочки» друг за другом. «Коршун» спрашивает:

– Курочка-рябушечка, куда пошла?
– На мельницу.
– Курочка-рябушечка, за чем пошла?
– За водичкой.
– Курочка-рябушечка, кому вода?
– Ребятишкам.
– Курочка-рябушечка, ребята чьи?
– Мои. Они пить хотят, на всю улицу кричат!

«Коршун» бросается то в одну сторону, то в другую, стараясь схватить «цыпленка», стоящего в самом конце. «Курочка» загораживает «цыплят» «крыльями». А «цыплята» стараются увильнуть от «Коршуна». Игра продолжается до тех пор, пока не будут схвачены все «цыплята».

Загадки

Мастерица: — Ребята, а ну-ка угадайте, каких зверюшек любили лепить филимоновские мастерицы?

Стоит на стройных ножках,
Вся краса в рожках.
(Олень)

Два бодаста,
Четыре ходаста,
Один хлестун.
Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем ребятам
Молоко дает.
(Корова)

Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны,
Летом в лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)

До того жирна, даже шея не видна,
Лежит замарашка в щетинистой рубашке,
Хвост крендельком, нос пятачком,
Ничем не больна, а все в стоне она.
(Свинья)

Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса.
Догадались – кто?
(Лиса)

Песня-игра «Тень-тень-потетень»

Исполняется песня-игра «Тень-тень-потетень» (поет одна группа детей).

Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася Лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»
Похвалялся медведь:
«Могу песни я петь!»
Похвалялася коза:
«Всем я выколю глаза!»

Мастерица: — Кроме зверюшек мастерицы лепили и фигурки людей. Вот, посмотрите: «Один солдат – на базар, другой – с базара».

Выходят два мальчика и показывают сценку «Фома и Ерема».

Фома: — Здравствуй, брат Ерема.

Ерема: — Здравствуй, брат Фома.

Фома: — Куда путь держишь?

Ерема: — На ярмарку иду.

Фома: — На работу – так позади последних, а как на ярмарку – наперед первых. А кто же тебе про ярмарку-то сказал?

Ерема: — Кума сказала.

Фома: — А кума откуда знает?

Ерема: — Кума все знает, что на свете делается. А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?

Фома: — Бывал…

Ерема: — Велика?

Фома: — Не мерил.

Ерема: — Сильна?

Фома: — Не боролся.

Ерема: — А кого ты на ярмарке видел?

Фома: — Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову. Глаза у ней узенькие, а лоб широкий.

Ерема: — Это ведь медведь был.

Фома: — Какой там медведь? Я прежде медведя знавал, он не такой. Медведь серый, хвост длинный, рот большой.

Ерема: — Да это же волк!

Фома: — Все же ты, брат, говоришь не в толк. Я прежде волка знал. Волк маленький, глазки косые, ушки длинненькие, с горки на горку подпрыгивает, от собак убегает.

Ерема: — Это заяц.

Фома: — Какой там заяц. Я прежде зайца видал. Заяц беленький, хвостик черненький, с елки на елку перелетывает да почирикивает.

Ерема: — Да это ведь горностай. И байки, брат Фома, сказывать-то перестань.

Мастерица: — А вот еще: «Собрались Иван да Маланья на гулянье; танцует парочка, солдат да сударочка».

Исполняется парная «Кадриль» (танцует другая группа детей).

Мастерица: — Руки у филимоновских мастериц сильные, теплые и ласковые, у них и терпение есть, и глаза красивое видят. Оттого и узоры получаются такими яркими, в разноцветные полоски: красные, желтые, зеленые.

Номер с ленточками

Исполняется «Номер с ленточками» (сопровождение народным наигрышем в записи).

Участвуют шесть девочек. Они делятся попарно. У каждой пары – свой цвет ленточки: желтая, зеленая, красная. Девочки сначала «рисуют» полоски, затем «рисуют» дорожку.

Мастерица (комментирует нарисованный орнамент): — Как красиво получилось у наших мастериц! Что же означают эти полоски?

Дети: — Это наша земля, наше полюшко.

Мастерица: — А что растет на нашем полюшке? Правильно – рожь, пшеница, лен. Но это все без воды не вырастет. А ну-ка, мастерицы, в ваших узорах есть символ воды? (Показ на мольберте.)

Девочки «рисуют воду».

Мастерица: — А без чего же еще не вырастет урожай? Правильно, солнышко дает всему жизнь.

Девочки «рисуют солнышко».

Мастерица: — Солнышко – это уже более сложный узор. Есть еще другие узоры: ветвистая елочка, лучистая звездочка, яркая ягодка. Много нарядных узоров придумали филимоновские мастерицы. (Показать на плакате, на мольберте нарисовать.)

— Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
Вот вроде все, что я хотела рассказать…
Ну а теперь пора нам всем сплясать!

Дети встают со стульчиков на общую пляску.

Мастерица:

— Пестро, красно кругом:
Штаны на парнях полосатые,
Рубахи всех цветов.
У девок косы с лентами,
Лебедками плывут!

Звучит веселый народный наигрыш, танцуют все.

Дети под пляску поют частушки:

– Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей!

Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги –
Куплю Маше серьги.

Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся пятаки –
Куплю Маше башмаки.

Ай, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари,
Останутся грошики –
Куплю Маше ложки.

Купил милке перстенек –
Милка доброй стала.
Позабыл купить платок –
Милка нос задрала.

Автор статьи — Зацепина Мария Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

Материал предоставлен №4 за 2010.

Народные праздники и обряды всегда были тесно связаны с явлениями природы, временами года, растительным и животным миром. Через обряды, игры и песни народ проявлял свое к ним уважение и восхищение. Эта связь с окружающим людей миром нашла отражение и в театрализованных представлениях и праздниках .

Фольклорный праздник в детском саду поможет ребенку отыскать дорогу в праздничный и добрый мир - в мир необыкновенного искусства, лицедейства. Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка - загадываться, игра - играться; песня только тогда и песня, когда ее поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, то есть книжной жизнью, но еще и прежней, настоящей - устной. Для этого необходимо устроить театрализованное представление или фольклорный праздник, где весело только тому, кто и сам поет песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Поэтому его лучше проводить в любой просторной комнате, в спортзале и игротеке, а также на поляне или на лужайке, где прекрасной естественной декорацией послужит живая природа.

Наши предки умели и любили веселиться. Обычно праздничный день начинался с торжественной службы в церкви, а продолжался на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

На Пасху катали крашеные яйца, соревновались в силе и ловкости. В мае дружно встречали весну, украшали березки, плели венки из цветов. В июне, под Иванов день, вереницей ходили в луга, прыгали через горящие костры, а возвращаясь под утро, свистели в самодельные липовые дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов земных», а зимой, в святочные дни, продолжавшиеся две недели, ходили ряжеными по улицам, надевали маски, пели колядки.

Издавна непременными участниками всех праздников на Руси были бродячие актеры скоморохи. Их еще называли: «шуты», «глумцы», «смехотворцы». Группой по пятнадцать-двадцать человек странствовали скоморохи из города в город, из села в село. Одни играли на гуслях, домрах, сурнах (трубах), били в барабаны, бубны, другие плясали, третьи демонстрировали ученых медведей.

Более подробно остановимся на самых ярких, значимых народных праздниках.

После распространения на Руси христианской веры многие языческие обряды сохранились в форме увеселений, обычаев, традиций. Все «официальные» праздники разделялись на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно в одни и те же дни, другие - ежегодно, но в разные числа месяца. Таким великим праздником, выпадающим на разные дни, начиная с 22 марта по 25 апреля, была на Руси Пасха.

Слово пасха - еврейское и обозначает «исход», «избавление», «освобождение». Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело. Христос Воскрес!

Рождество. Новый год

Еще один из наиболее почитаемых и известных на Руси праздников - Рождество Христово. Святые вечера начинаются с 25 декабря и заканчиваются 6 января. Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Дело в том, что Святки совпадают с Новым годом - светлым праздником детворы, с новогодней елкой, переодеваниями, ряженьями, гаданиями девушек, плясками и всеобщим весельем.

Верующие люди готовились к встрече праздника Рождества Христова строгим и долгим постом. В канун праздника, называемый Сочельником, надо было совершенно отказаться от пищи до появления на небе первой звезды, символизирующей ту «первую звезду», которая, по Библии, указала путь мудрецам-звездочетам (волхвам) к новорожденному Иисусу.

Вот такой торжественный и важный христианский праздник совпадал со встречей Нового года. Две недели православные ходили по домам и славили Христа, колядовали, пели песни, угощались.

Главным, героем новогодних праздников в наши дни является Дед Мороз. У нас это белобородый старик в усеянной звездами или снежинками красной шубе и красной шапке. На праздник он приходит со своей спутницей Снегурочкой и мешком подарков.

Масленица

В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки:

Не житье, а Масленица. Как коту Масленица.

Проводы Масленицы сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому посту .

Таким образом, фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов, активизировать словарь детей старшего дошкольного возраста.

ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Люди стремились воспитывать молодёжь, развивая чувство прекрасного, прививая юному поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам.


Долгое время народное искусство не преподавалось; не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.


В наше время, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой, формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение, поэтому изучение фольклора, как средства музыкально — эстетического воспитания ребёнка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов.

В каждом разделе программы музыкального воспитания — слушание, пении, движении можно найти материал, взятый из детского фольклора. В младших группах: песенки: «Ладушки», «Петушок»… хороводы: «Ходит Ваня», «Кто у нас хороший»; В старших группах попевки: «Чикалочки», «Патока с имбирём», «Лиса по лесу ходила», «Скок- поскок». Хороводы: «Ворон», «Калина», «Как на тоненький ледок» и многие другие песни, хороводы, танцы. Каждая песня, прибаутка, потешка связана с интересными, важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его потребности в двигательной активности.

Детский фольклор имеет несколько направлений в работе с детьми. Установление и формирование доверительных и ласковых отношений между взрослым и ребёнком. Главное в отношениях это яркое проявление любви и расположения. Взрослый использует активные жесты поглаживая — снимает напряжение и отчуждённость, помогающих установить контакт.

Детский фольклор это не только выразительная речь, но и разнообразные движения: игры на дудочке, на балалайке, на гармошке. Ребёнок учится пантомимике, яркой мимике и жестам, эмоциональности в речи и в движениях.

В течении года с детьми разучивается немало пословиц, поговорок, прибауток на занятиях с воспитателями и на музыкальных занятиях.

Вечера досуга проводились в течении года и посвящались смене времён года: «Как хлебушек родится», «Здравствуй, гостья зима», «Масленица», «Посиделки», «Русская песня для детей»

Своим содержанием, наполненным играми, забавами, приговорами, песнями, эти вечера досуга помогают детям пополнить свой эмоциональный запас, избавится от стеснительности, неуверенности в себе, напряжения. Русские народные песни, игры направлены на развитие у детей коммуникативности, общение со сверстниками и взрослыми.

Фольклорный материал доступен детям, он быстро разучивается, запоминается своей яркостью. Например, любимые игры детей: «Гори, гори ясно», «Плетень», «Жмурки», «Золотые ворота». Русские народные песни легко инсценируются: «Где был Иванушка» инсценировали с показом кукольных персонажей, осваивая ведение куклы за ширмой.

На материалах народного творчества решаются задачи развития умения чувствовать художественный образ, развивать способность улавливать звучность, музыкальность, поэтичность речи, а так же способность различать красоту и богатство русского языка — его точность, меткость.

Фольклор имеет место и в современных ритмах, позволяют детям не только вспомнить знакомых героев, но и путём движения выполнить задачи эмоционального плана.

На досугах с фольклорным материалом знакомим детей с бытом народа, костюмами. Переодевание детей в костюмы преображает их, рядом со взрослыми они чувствуют себя артистами, поднимая своё настроение. Дети знакомятся с предметами быта русского народа. В детском саду сделана печь, горшки, прялка, передники, сарафаны, кокошники и многое другое. Через фольклор мы передаём детям знания о нашей Родине, её истоках, традициях народа, его культуры, тем самым, прививая любовь к Родине. Никакая техника, телевидение не заменит живого русского языка, который должен знать большой и маленький житель России.

Работа может строится следующим образом:

ОСЕНЬ – используются вечера досуга, посиделки: «Что нам осень принесла», «Жатва». «Как хлебушек родится». Во взаимосвязи с этими темами идёт работа и по театрализованной деятельности, которая помогает детям познакомиться с народным творчеством действенным образом. Дети старших и подготовительных групп готовят для показа малышам народные сказки «Теремок», «Репка», «Колосок», «Как коза избушку построила», «Пых», «Три медведя», «Лекарство для бабушки». В постановках сказок используются хороводы, народные песни и костюмы.

ЗИМА — Работа тесно переплетается с явлениями общественной жизни человека. Досуги «Зимушка — зима», «Зимние забавы», «Русские богатыри», «Русская изба», «Русская песня». Большое внимание уделяется знакомству детей с русским бытом, с образом жизни городских и деревенских жителей. Помогает сориентироваться в прошлом и настоящем. Проводим сказочные представления на зимнюю тематику: «Рукавичка», «Морозко», «Солнце, мороз и ветер», «Зимовье зверей», «Красная ягодка».

ВЕСНА – проводим досуги «Весна — красна», «Как природа расцвела», «Масленица», «Ярмарка в мамин день». И опять подключается работа по театрализованной деятельности. Идёт постановка сказок: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса», «Как снеговики солнце искали»», «Из жизни насекомых», «Как ослик счастье искал».

ЛЕТО – Время проведения народных, хороводных, подвижных игр на улице, рассматривание окружающего с использованием пословиц, поговорок, потешек.

Это сообщение было написано Пятница, Июль 5th, 2013 в 13:01 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой , кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

Мария Борисовна Зацепина -

Татьяна Викторовна Антонова -

кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания МГОПУ им. М.Л. Шолохова.

От авторов

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.

Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.

Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому художественное и эстетическое (художественно-эстетическое) воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, па наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Сегодня в дошкольной педагогике уже делаются шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально-воспитательную работу на материале народных несен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги-практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Однако на практике педагогам приходится преодолевать определенные трудности, в основном организационного характера. До сих пор не существует специальной программы, учитывающей именно фольклорное направление в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, хотя попытки создать такие программы предпринимались и были опубликованы в журналах «Дошкольное воспитание», «Живая старина», в методических разработках лаборатории дошкольного воспитания «МИПКРО».

Большинство этих программ заслуживают пристального внимания, так как являются результатом практического опыта работы с детьми, но раскрывают в основном этнографическую сторону фольклорного материала (ознакомление с традициями и обычаями, народными песнями и играми). Раздел обучения детей народному танцу недостаточно разработан или отсутствует совсем. Народный танец как один из видов музыкального искусства, на наш взгляд, требует более внимательного изучения в плане возможностей его влияния на эстетическую сторону развития личности и творческих проявлений детей.

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детьми различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средства музыкально-эстетического воспитания ребенка нам представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трех компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально-ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее изучена и ее изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Это дало бы возможность использовать новые методы и приемы, формы воспитания и обучения в музыкально-эстетической работе с детьми.

Книга имеет логическую структуру построения. Она ведет от общего знакомства с традициями и праздниками русского народа к планированию интегрированных занятий по ознакомлению детей с русской народной культурой. В разделе «Планирование интегрированной работы по ознакомлению детей с русской праздничной культурой» предлагаются варианты тем занятий, их цель, раскрываются программные задачи, а также излагается перечень детской литературы, художественных картин, музыкальных произведений, что в итоге поможет педагогам творчески подойти к этим материалам с учетом возможностей детей и своих художественных пристрастий. Следующий раздел книги содержит сценарии детских праздников и развлечений. В конце книги имеются приложения: перечень календарных праздников, народных игр, произведений изобразительного искусства, где сюжетом являются народные праздники; список художественной литературы о православных праздниках.

Традиции и праздники русского народа

Данную главу хочется начать со слов академика Ю. Г. Круглова: «То, что складывалось веками, сбросили с "парохода современности", как иные "неистовые ревнители" призывали сбросить с этого же парохода и Пушкина, и Толстого, и Достоевского. Но их, к нашей радости, не удалось сбросить, а вот обряды – сбросили, "искоренили", как сбрасывали кресты с церквей, как жгли тысячами сложенные в поленницы иконы, старинные рукописи и старопечатные книги».

В настоящее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе и, как подчеркивают многие ученые, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности; к корням культуры, древних преданий и поверий. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. В истории все бывает один раз, поэтому задача современников – использовать накопленный предыдущими поколениями опыт, но повторить и в точности его возродить нельзя.

Такие ученые, как В. М. Межуев, М. С. Каган, В. Паперный и другие в своих исследованиях подчеркивают, что культурный опыт былых эпох продолжает жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с современным смыслом. Именно поэтому мы считаем, что при знакомстве детей с традициями, обычаями праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, мы должны стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и праздниками языческих времен, православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Как показали исследования, детям порой бывают недоступны многие обряды, окончательный их смысл они не понимают и воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а глубинная сущность и тот смысл, который придавался нашими предками, для них остаются закрытыми, и они часто истолковывают их по-своему.

Ведущие специалисты совершенно правомерно отмечают, что верность традициям не может быть обеспечена пренебрежением к запросам реального развития, к новым веяниям времени. Нельзя знакомить детей и возрождать то, что для них является далеким. Это может сформировать суеверие и страх. Если педагог обладает знаниями традиций праздничной культуры, то он сумеет познакомить с ними детей, привить интерес к их возрождению. Мы считаем, что в дошкольном детстве (до 7 лет) целесообразнее знакомить детей с народными традициями. После первого причастия, когда ребенок регулярно посещает церковь, начинает изучать закон Божий, следует знакомить с православными праздниками. Исключением могут быть только большие праздники: Рождество Христово и Святая Пасха. по этим двум праздникам накоплен значительный опыт привлечения ребят к празднованию. Уже с XIX века и но сегодняшний день выпускались и продолжают выпускаться методические пособия, содержащие литературный и музыкальный материал для праздников, проводимых с детьми. Со всеми остальными православными праздниками детей следует знакомить на познавательных развлечениях, где педагог рассказывает о празднике и привлекает детей к играм и т. д.

Педагогу необходимо правильно понимать традиции русского народа, православных праздников и религиозных обычаев.

Рождество Христово. Один из двунадесятых праздников христианской церкви. По значимости это второй праздник после Пасхи. Православные Рождество Христово отмечают 7 января по новому стилю (действующему календарю). Празднованию предшествует сорокадневный пост, который является подготовкой к этому событию. Время от 7 января до 18 января, то есть от Рождества Христова до Крещения, называется Святками. Святки соединялись с чествованием Коляды – бога зимы. Его необходимо было встретить, прислужить и проводить с магическими действиями, заклинаниями, ритуальными кушаньями. На празднике люди высказывали друг другу пожелания, веря, что сказанное от души обязательно сбудется. Во время Святок по улицам носили изображение звезды, под которой родился Иисус. Дети вставали с мешками под окнами и пели: «Пришла Коляда накануне Рождества…», просили подарков, подношений, жадным грозили, что им не будет благодати в этом году. Обычно люди встречали детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства.

Крещение. Праздник предваряется Сочельником (день накануне праздника). 18 января к концу вечерни приурочено первое освящение воды – древнейший христианский обряд. Освящение воды в древние времена проводилось на реке. Там, где вода замерзала, делали проруби. Это таинство получило статус покаяния и очищения людей от первородного греха. Второе название этого праздника – Богоявление. При крещении Спасителя произошло явление трех лиц Божества: Отец из разверзшихся небес голосом свидетельствовал о крещеном сыне, и Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом слово Отца. Установление праздника Богоявления относится к первым векам христианства. Как и в Сочельник, в день Крещения после водосвятия совершали обряды очищения домов и хозяйственных построек. Окропление строений святой водой накануне и в день праздника совершалось еще и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в каждой местности свое название. Магические свойства приписывались не только святой воде, но и снегу, соломе, верхушкам елочек, Богоявленской свече. Молодежь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечеринку с песнями и играми. Крещенская ночь и Богоявленская обедня были последним сроком гаданий. Типичной темой крещенского гадания у девушек были замужество, желание узнать свою судьбу, долю, участь. Гадания были разные: связанные с водой, зеркалом, снегом и т. д. К празднику Крещения во многих местах России еще в конце XIX века приурочивался обычай устраивать смотрины, как говорили, «большой смотр невест». Смотрины в Крещение наряду с обрядами святочного периода (гадания, ряженья, посиделки, где пели, играли и ухаживали) являлись элементом предсвадебной обрядности.

Вербное воскресенье (вход Господень в Иерусалим). Шестая неделя Великого Поста – вербная неделя – «вербница». Главное в этой неделе было воскресенье, когда совершались все основные обряды и действа, связанные с вербной неделей. В воскресенье празднуется вход Господня в Иерусалим. Этот праздник входит в число главных христианских праздников. Он знаменует память въезда Иисуса Христа в Иерусалим па осле. Народ, встречая его с пальмовыми ветвями, устилал ими землю на продолжении всего его пути. В память того, что народ использовал пальмовые ветви, православные держат в руках во время заутрени вербные ветки. Использование вербы связано с тем, что это первое дерево, которое оживает у нас после зимы. Если в природе к этому дню верба не пробуждалась, то ее ветки ставили в воду заранее, чтобы они распустились к Вербному воскресенью. Освященную вербу из церкви несли в дом и сохраняли ее около икон, вешали при входе, выгоняли ей скот, веря, что верба обладает магической силой. Это поверье дошло до нас от древних славян. Распространенным был обычай слегка ударять малых детей вербой по приходе из церкви от заутрени и приговаривать: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба». Верба считается целебным деревом. Ее клали в воду, в которой купали больных детей, использовали как предохранительное средство от болезней, например, съедали по девять вербных почек, считая это лекарством от лихорадки. Сажать вербное дерево считалось плохой приметой: когда это дерево вырастет, тот, кто его сажал, умрет.

Пасха – Светлое Христово Воскресение. Придя в Иерусалим, Иисус Христос все дни проводил в храме. Он рассказывал людям о Боге, и народ слушал Его. Не любили Христа только еврейские учителя-наставники, фарисеи. Они всегда спорили с Ним, а Иисус обличал их в гордости, в лицемерии и во лжи. Эти люди возненавидели Христа и решили Его погубить. При помощи предателя Иуды, который оказался среди учеников Иисуса, они схватили и предали Его суду. Осужденных в то время распинали на кресте. К такой казни был приговорен и Иисус Христос за то, что учил парод вере и называл Себя Царем иудейским.

Когда в пятницу около полудня исполнили приговор, в небе померкло солнце, и опустилась на землю тьма. Это всемирное, многочасовое затмение описали тогда ученые разных стран. Знаменитый философ из Афин Дионисий Ареопагит был в то время в Египте. Наблюдая внезапную тьму, он предположил, что это «или Творец страждет, или мир разрушается». Когда же через несколько часов после тяжких мучений на кресте Иисус Христос умер, весь мир вновь содрогнулся, камни рассыпались, а из разверзшейся земли восстали усопшие святые и явились многим людям.

Только к вечеру ученики смогли снять с креста тело Иисуса и отнести в пещеру. Оставив Его там, они затворили вход камнем, чтобы никто не смог войти туда. А гонители Христа выставили рядом стражу – они опасались, что кто-нибудь попытается взять Его тело.

Прошла суббота – день, когда но непреложному закону никто не должен был работать или начинать любых дел. Наступило утро третьего дня. Перед восходом солнца пещера, где находилось тело Христа, озарилась светом, и благодаря Своей Божественной силе Иисус Христос ожил – воскрес из мертвых. Его человеческое тело преобразилось, и Он вышел из пещеры, невидимый для стражи. Воины, не ведая этого, охраняли теперь уже пустую гробницу.

Вскоре с небес сошел Ангел, похожий на молнию, в одежде белой, как снег. Он отодвинул камень и сел на него. Стража пришла в ужас, а опомнившись от страха, разбежалась. В это время несколько женщин подошли к пещере. Они принесли душистое масло, которым, согласно обычаю, надо было помазать тело Христа. Увидав вход в пещеру открытым, женщины испугались. Но светозарный Ангел обратился к ним и сказал, что Иисуса в пещере нет, что Он воскрес и явится сегодня своим ученикам.

Женщины с трепетом и великой радостью поспешили в Иерусалим, чтобы рассказать о случившемся. Лишь одна Мария Магдалина вернулась к месту погребения и заплакала. Ей казалось, что Христа уже больше нет. Вдруг позади себя она услышала знакомый голос: «Что ты плачешь? Кого ищешь, Мария?». Обернувшись, она увидела живого Иисуса Христа… Это было Его первое явление после Воскресения. В этот день Учитель являлся Своим ученикам еще не раз. Но прежде всего он обрадовал Свою мать, возвестив ей о свершившемся через Ангела: «Дева, радуйся! И опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!».

В продолжение сорока дней Христос приходил на Землю с множеством доказательств Своего воскресения и беседовал с верующими в него о Царствии Божием. Враги Иисуса Христа не хотели поверить в Его воскресение и, желая скрыть от народа правду, подкупили стражу. Они велели воинам говорить, что в ту ночь стража заснула, а пришли ученики и украли Его тело.

Праздник Воскресения Христова празднуется весной. В Православной церкви это самый большой, самый торжественный праздник. Он еще называется Пасхой, то есть Днем, в который совершился переход верующего человека от смерти к жизни, от земли к небу. Господь показал людям: жизнь вечная – это жизнь после земной смерти. Праздник Воскресения продолжается целую неделю, и служба в храме совершается особенная. Всю ночь на Светлое Воскресение не спят христиане. К полуночи церковь освещается свечами и внутри, и снаружи. Священнослужители в светлых одеждах, под колокольный звон, с крестом, иконами и возженными свечами проходят крестным ходом вокруг храма. А ровно в полночь провозглашается: «Христос Воскрес!». И все откликаются: «Воистину Воскрес!». При этих словах люди поздравляют друг друга с праздником, целуются, прощая обиды, потому что Христос заповедал всем любовь.

День Святой Троицы – это праздник, который входит в число двунадесятых православных праздников. Он празднуется на пятидесятый день после Святой Пасхи. Празднование идет в честь Святой Троицы, которая олицетворяет собой триединое Божество – Троицу нераздельную, не сли-янную, три ипостаси единого Бога: Отец, Бог-Сын и Бог-Святой дух. Это утверждение служит основанием всего христианства и христианского вероучения. В содержание праздника входит память о сошествии Святого Духа на апостолов – учеников Христа, потому что в пришествии Духа к людям проявляется полнота Божества. Праздник Троицы имеет на Руси древние корни. Он гармонично воссоединил в себе традиции языческих зеленых святок, посвященных концу весеннего периода, пробуждению природы и началу лета. Интересен и символичен пришедший еще с языческих времен обряд завивания березки. Она считается деревом, обладающим хорошей энергетикой. Есть на Руси много разных обрядов и примет, связанных с березой.

Этот обряд является ключевым моментом Семика – одного из самых главных праздников земледельческого календаря, который приходится на седьмой четверг после Пасхи. Семик открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – березкой. Неделя перед днем Святой Троицы называется троицко-семицкой – от слова Семик. Еще ее называют зелеными святками или русальной. Так ее называли потому, что в народе считалось, что в это время из воды выходят русалки и бродят по берегам рек и озер, заманивая в воду людей, а водяной мутит воду, поднимает ее, рушит мельницы на реках. Для усмирения всей этой нечистой силы по берегам жглись костры, молодежь пела песни и всячески старалась прогнать русалок. К утру полагали, что нечистая сила ушла, и тогда все начинали купаться, чего нельзя было делать всю русалочную неделю. Ночи на этой неделе народ называл воробьиными – из-за их малой долготы. На Руси этот праздник отмечали весело. В Троицын день все церкви и дома внутри и снаружи украшались цветами и ветками березы, а также душистыми травами, которыми устилали полы в церкви и домах. Иногда травы складывали в большие снопы, в середину которых ставили тройные свечи. Потом эту траву высушивали и сохраняли весь год как средство от всех бед и ран для детей.

Береза – главный атрибут праздника. В четверг девушки ходили в рощу и там завивали ветки на березах. В Троицын день шли их развивать, гляделись в них, целовались через них, обменивались платочками и кольцами, то есть кумились. Также смотрели, засох ли их венок или нет: если нет, то не будет замужества, а если засох, то будет свадьба или смерть. Вечером бросали венки из цветов и веток березки в реку и смотрели: если он поплывет, то будет перемена в жизни, если нет, то свадьба расстроится.

В этот день утром пекли караваи (бабки), пироги, приглашали гостей. Все веселились, плели венки из цветов для себя и гостей, водили хороводы, участвовали в играх. Как правило, этот праздник отмечался на природе, в рощах, на лугах. Стелилась большая скатерть, на нее ставился большой каравай, украшенный венками из березовых веток и цветов; разные угощения, которые приносились всеми участниками праздника. Этот импровизированный стол в складчину всех объединял, и начиналось веселье, заводился хоровод, который олицетворял вечность жизни. Считалось, что когда люди берутся за руки и водят хоровод по движению солнца, то земля, небо и березка отдают свою живительную силу людям и забирают все зло. Так же символичны и венки. Ведь это тот же круг – олицетворение вечности жизни и ее возвращение. Венки, каравай, скатерть имели большое значение для последующей брачной жизни. Каравай резался на сухари, которые сохраняли до свадьбы, замешивая в свадебный каравай. На смотринах скатерть стелилась на стол под другую, верхнюю, чтобы приворотить суженого.

В праздничные дни хороводы занимали особое место. Как правило, их вела бойкая, веселая молодая женщина – хороводница, которая знала чередование движений, песен, остановок и т. д. Рисунок движений был очень разнообразным. В одежде девушек преобладали светлые тона: голубой, розовый, бирюзовый. Платки тоже были светлых цветов. Хоровод шел вереницей по улице деревни, села или по поляне в роще. Участники сходились, расходились, заплетали сложные фигуры, останавливались, кланялись и снова образовывали круг.

Осенины – это удивительная пора. По народному поверью осень начинается с Бабьего лета. В народном календаре различают сто дважды: «молодое» – с 23 августа по 11 сентября, и «старое» – с 14 по 21 сентября. В эти дни обычно стоят почти летние дни, только все больше становится желтых и красных листьев, да паутина как серебряные нити оплетает ветки деревьев и кустарников, а птицы суетливо собираются улетать в теплые края. После окончания Бабьего лета начинается сразу предзимье, а потом первозимье – это последняя неделя ноября. По старому русскому календарю осень начинается со старого Бабьего лета (14 сентября).

В древности после окончания полевых работ приходило время встречать осень. При этом праздновали Осенины всем миром. 14 сентября по церковному календарю значится как Семенов день, но также имеет названия: Семин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец. По преданию святой Симеон пас овец своего отца. Потом ушел в монастырь, где стал послушником, а в восемнадцать лет – иноком. Симеон прославился своим аскетическим образом жизни, направленным па служение Богу, его почитали как мудрого духовного наставника. Он был инициатором подвижничества, которое также именуется столпничеством. До 1700 года день памяти преподобного Симеона (1 сентября) совпадал с окончанием старого года и началом нового. Этот день отмечался особенно пышно, празднично. Люди ходили друг к другу в гости и не расходились до утра. Эти вечера часто носили семейный характер. Встречать Новый год было принято у старшего в роду. В Москве начиналось новолетие с полночным ударом вестовой пушки в Кремле и колокольного звона на колокольне Ивана Великого, одновременно открывались городские ворота. Утром все шли к заутрене.

Особое место занимал Симеон день («Семен лето провожает») у сельского населения, которое в этот день начинало обряд Осенины – встречи осени. В народе сохранилась поговорка: «Как не хвались баба Бабьем летом, а все глядит Осенина-матушка: на дворе сентябрь – в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина». В этот день следили за погодой, так как по ней определялось состояние погоды на весь осенний период: «Если на Семин день теплая погода, то вся зима будет теплой», «Сухая осень, коли на Семин день сухо», «Если гуси улетели на Семин день, жди ранней зимы». С этого дня начинались посиделки. При этом было принято накануне погасить, а на утренней заре зажечь новый огонь. Начинали праздновать свадьбы, переселялись в новые дома, осуществляли посвящение мальчиков в отроки, проводя обряд «подстрига»: волосы, которые остригали, отдавали матери, она прятала их в ладанку, и хранили их в семье до самой смерти. Все стремились в этот день совершить доброе дело, быть милосердными. Как говорили в Москве, ни один нищий не оставался без подаяния, а заключенный – без подарка.

С Симеон днем связано несколько поверий. Люди считали, что в этот день рыба-угорь выходит из воды и гуляет по росе на три версты от реки. Таким путем рыба снимает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось ходить на берег, пока не спадет роса. Еще бытовало и такое поверье: в Симеон день черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить. Для этого все воробьи собирались у него, и их нельзя было увидеть. Существовало поверье и о том, что от «Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болеют, первая затравка наводит зимою большие добычи».

С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где хозяева угощали их пивом, брагой, а затем начиналась игра «Пиво варить». Этот день также связан с очень забавным обрядом: похоронами мух и других насекомых. Говорили так: «В Семин день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтобы не водились в доме», «Убьешь муху до Семена дня – народится семь мух; убьешь после Семена дня – умрет семь мух». В обряде похорон принимали участие девушки, одетые в праздничные платья. Они делали небольшие гробики из овощей (репы, моркови, свеклы или из кочерыжки капусты). Затем укладывали туда пойманных насекомых и с шутливой торжественностью зарывали их в землю, а дома кто-нибудь выгонял мух полотняным полотенцем и приговаривал: «Мухи вы, мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь». Смысл обряда был не только в том, что уничтожались насекомые, но и в том, что во время него девушки устраивали смотрины, старались показать себя всем, а парни выбирали невест.

Вторые Осенины совпадают с днем Рождества Пресвятой Богородицы – 21 сентября. Это двунадесятый праздник православной церкви. В писании о святых написано, что родители Девы Марии были благочестивыми людьми, вели праведную жизнь, помогали бедным и странникам. Отец Иоким был родом из города Назарета в Галилее, из царского рода Давида, из мессианского «колена» Иуды, а мать Анна – из Вифлеема, из архиерейского рода Ларона, из священного «колена» Левия. Они не имели детей и поэтому молились: Иоким в пустыне 40 дней и 40 ночей, а Анна тоже просила Бога, чтобы он даровал ей дитя, и обещала посвятить его Богу. Ангел возвестил отца и мать о том, что у них будет ребенок, о котором будет говорить весь мир. Ангел сказал Анне, что она должна идти в Иерусалим и там, у Золотых ворот, она встретит своего мужа. Так и произошло. Пресвятая Дева родилась в Назарете, ей было дано имя Мария, что означает «госпожа», «надежда», «превосходящая». Богородицу почитают и говорят о ней, что она Пресвятая, Пречистая, владычица, царица неба и земли, избавительница от скорбей, целительница, небесная заступница. К пей люди часто обращаются за помощью в своих молитвах при разных жизненных ситуациях. Она считается заступницей детей на этом и на том свете.

В русской народной традиции образ Богородицы всегда соединялся с образом Матери-земли, с землей-кормилицей. Приурочив к этому дню встречу осени, женщины собирались рано утром и выходили на берега рек, озер и прудов и встречали Матушку Осенины. Для этой встречи выпекался овсяный хлеб. По обычаю его держала в руках старшая женщина, а молодые пели песни. Затем хлеб разламывали и всем давали по кусочку, им же кормили скот. Осенины справлялись в течение недели. За один-два дня до праздника родители посылали детей к родственникам с приглашением приходить в гости. Внуки оставались в доме дедушек и бабушек на несколько дней и после праздника.

Последний день Осенины приходился на церковный праздник Воздвижение. Его часто называют Воздвиженьев день, Старов день, капустники, капустницы. Народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 27 сентября. Установлен этот праздник в первой половине IV века в честь обретения Честного Креста Христова. Существует несколько преданий, и одно из них гласит, что мать византийского императора Константина Великого Св. Елена нашла на святой земле место, где был распят и погребен Христос, – Голгофу и пещеру Гроба Господня. Раскопав холм, она нашла три креста. Определить крест Иисуса Христа удалось после исцеления больной. Другое предание гласит, что на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечестыо». Эти две силы «воздвигаются» одна на другую. В этой битве побеждает «честь» с помощью поднявшегося из недр земли Святого Креста Господня.

В старину говорили, что «Воздвижение лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит», «Воздвижение осень зиме навстречу двигает», «Воздвижение кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет». О природе так сказывали: «На Воздвижение птица в отлет двинулась», «В Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу», «Около Воздвижения змеи цепенеют перед зимней спячкой». Старинное предание гласит, что на Воздвижение птицы начинают улетать, а гадюки ползут на зиму в Вырай (неведомая теплая страна), поэтому в этот день ходить в лес опасно. По другому поверью на Воздвижение все змеи сползаются в кучу к своей матери по оврагам и прячутся в земле. Возвращаются они с первым громом. Народ опасался ходить в лес и по другому поверью: именно в этот день лешии устраивали змеям смотрины перед наступлением зимы, и встреча с ними опасна для человека.

Русские ПОСИДЕЛКИ

С детьми и РОДИТЕЛЯМИ

Цель: 1.Продолжить знакомство с традициями русского народа на примере посиделок.

2.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее культуре и традициям

. Предварительная работа. Разучивание потешек, загадок, считалок, песен, народных игр,

Действующие лица: ведущие – воспитатели; дети и родители 2 младшей группы.

Приглашенные гости: родители воспитанников, педагоги детского сада. Оборудование: народная посуда, предметы быта, русские народные костюмы, вышитые салфетки, выставка книг по фольклору, народные музыкальные инструменты, созданы декорации русской избы

Хозяюшка. Добро пожаловать, гости званые и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Хозяйка. Рады вас видеть у себя в гостях. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по-старинному - посиделками называется.

Хозяюшка. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому сказку, кому правду, кому песенку.

Хозяюшка. Мы гостей встречаем вкусным, румяным караваем.

Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. И сегодня румяный каравай мы вручаем нашим гостям.

(вручаем хлеб-соль)

Хозяйка. А теперь будем праздник продолжать! Будем петь, шутить, играть!

Хозяюшка. Русь – так наша страна в старину называлась. В России живём мы теперь.

Познакомимся ближе с русской культурой. И сердца наши станут добрей и родней.

Хозяйка. Эй, подружки – хохотушки,

Развеселые болтушки!

Эй, ребята – молодцы,

Озорные удальцы!

Выходите поплясать,

Длинный день скоротать.

Ребята выходят из-за столов и водят с воспитателями хоровод:

Хозяюшка. Ходим, ходим хороводом

Перед всем честным народом.

Сели, (присаживаемся)

Встали, (встаем)

Себя показали. (повертелись)

Попрыгали, (прыгаем)

Потопали (топаем)

В ладошки мы похлопали.

(хлопаем)

Общий хоровод.

Хозяйка. У нас говорят: «Мой дом – моя крепость» У каждого человека есть дом, а как назывался дом на Руси?

Хозяюшка. Правильно, изба. Вот и у нас в детском саду есть своя избушка. А в ней жильцы. Давайте все вместе на них посмотрим .(2-3 слайд)

Приглашаем вас в путешествие по русской избе

(презентация «Путешествие по русской избе» . ( СЛАЙД 4)

Давным давно на Руси предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из бревен и называли избами.

Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Почему печь в избе самая главная?
Русская печь, как мать родная, накормит и обогреет, когда надо вылечит и обсушит

СЛАЙД 5
С левой стороны, за печкой находилось рабочее место хозяйки. Здесь женщины делали домашние дела. Какие? (Готовили пищу, мыли посуду, стирали и т. п.) Женщину в старину называли..? (Баба.) Вот поэтому место за печкой называлось бабий кут. Кут – означает угол: бабий угол, или бабий (женский) кут.
Мужской угол -коник, где обычно ставился большой сундук. В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. В конике выполняли мелкие мужские работы.

В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога - не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
А еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали.
Кто любит труд, того люди чтут. Есть терпенье, будет и уменье.
Гостя встречали с лаской, с поклоном до земли, угощали с радостью, провожали с благоговением. Первой выходила хозяйка в праздничном наряде. Угощение начиналось с хлеба с солью, затем угощали самым лучшим, что было в доме.

После трапезы было чаепитие. На прощанье гостю всегда говорили: «Скатертью дорога».

Хозяюшка. Есть много пословиц, которые отражают основные принципы питания на Руси: "Каша – матушка наша, а хлеб ржаной – тятька родной!", "Щи да каша - пища наша". А знаете ли вы, ребята, какие блюда готовили на Руси?

Дети: вареники, блины, кисель, пироги, сочни, лепешки, щи, пельмени, квас, каши, окрошка, оладушки, борщ, рассольник, уха, рыбные и мясные солянки, кулебяка, расстегай, калач, пышки, шанежки, ватрушки, сочни, компоты, квасы, морсы.

Хозяйка. В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в нашей горнице работа найдется. Немного недоглядела, а мой котенька-коток все мешочки с крупой рассыпал. Нужно крупы разобрать, чтобы можно было кашу варить.

Хозяюшка. Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите, Свое уменье покажите!

Игра «Переберём крупу» (фасоль, кукуруза, гречка).

Хозяйка: Хорошо потрудились наши гости. Спасибо вам.

Хозяюшка. Что-то вы, ребятушки, призадумались? Призадумались, закручинились? Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Есть для вас у меня игра-забава.

Игра с погремушками

Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите? Аль плясать вы не хотите? В круг скорее становитесь, Крепче за руки беритесь!

Танец

Хозяйка: Люди русские всегда славились умением песню спеть, станцевать, да на музыкальных инструментах себе подыграть. А вы, ребята, так, как предки, сумеете?

Хозяюшка. Как у нашего соседа

Весела была беседа,

А у нас на весь двор

Еще лучше разговор:

Утки

Дети: В дудки!

Хозяюшка. Кошки

Дети: В ложки!

Хозяюшка. Тараканы

Дети: В барабаны!

Хозяюшка. Чайки

Дети: В балалайки!

Хозяюшка. Кукушки

дети: В колотушки!

Хозяюшка. А веселые скворцы

Заиграли в бубенцы! Играют, играют, Всех потешают!

Ребенок: Инструменты возьмем в руки

И, чтоб не было здесь скуки,

Мы сыграем вам ладком

И про мамочку споём.

Ребята выходят из-за столов, усаживаются на свои места на лавках и получают в руки музыкальные инструменты..

Хозяйка: Ой, ребятки, да какие же вы молодцы, замечательно играете, а поете так, что можно заслушаться.

Хозяйка: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Хозяюшка. Не красна изба углами, а красна - пирогами!

Видите Самовар уже пыхтит,

Мне на ушко говорит:

«Пора к столу приглашать,

Гостей чаем угощать!»

Хозяйка: Любите чай с пирогами,

С баранками да кренделями?

Тогда садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!



Просмотров