Нравственное воспитание классный час. Духовно-нравственное воспитание: классный час, порядок разработки методических материалов, темы

Классный час по духовно-нравственному воспитанию

Тема: «Чем я богат»

Назаренко А.Г.,

учитель начальных классов

МКОУ «Шараповская СОШ»

Цель : воспитание духовно-нравственной культуры учащихся

Комплекс воспитательных задач:

    познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями;

    помочь развить интерес к человеку, как к явлению природы вообще и к самому себе в частности;

    формировать умения различать истинные и мнимые ценности.

Комплекс образовательных задач:

    дать представления о первоначальных ценностях;

    обогатить словарный запас учащихся;

    развивать умения выражать свои мысли.

Оборудование:

средства ИКТ, презентация, демонстрационный материал (бусинки, две шкатулки, солнышки в подарок).

Ход классного часа:

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. C егодня у нас будет классный час на тему: «Чем я богат » (слайд 1)

Давайте улыбнемся друг другу и подумаем о чем-нибудь приятном. Ведь для того, чтобы наш классный час прошел хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было прекрасное настроение (слайд 3)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но понятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

И в ответ улыбку зажечь.

    Введение в тему

Ребята, протяните мне свои ладошки (каждому ребенку в ладонь кладется бусинка).

Рассмотрите бусинку. На что, по вашему мнению, она похожа?

(дети высказывают свои мысли)

А может она похожа на нашу планету Земля? Такой мы видим ее из космоса (слайд 4).

Как живется нам с вами на планете Земля?

На нашей планете около 5 миллиардов жителей и каждый из них - это целый мир. У каждого есть душа.

Можете ли вы дать определение понятию «душа»?

На протяжении многих веков люди бились над определением «души». Ее нельзя ни увидеть, ни пощупать, можно лишь только ощутить. Душа имеет свой мир (слайд 5).

Она способна жить своей жизнью. Поэтому сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе: «душа радуется», «душа болит»… (слайд 6,7)

Что еще говорят о душе? (слайд 8, 9)

У каждого человека есть свои духовные ценности. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся и попытаемся разобраться: чем же богат каждый из нас?

    Знакомство с духовными ценностями.

Сейчас я прочитаю сказку Шэла Сильверстейна «Щедрое дерево», а вы внимательно послушайте и вдумайтесь в ее название (см. приложение 1).

Ребята, что означает название сказки? Как вы это понимаете?

Назовите главных героев? (мальчик и яблоня). Представьте, что слова мальчик и яблоня превратились бы в магнит, имели бы способность притягивать. Какие из ниже перечисленных слов притянет к себе слово «яблоня». Объясните свой выбор.

Какие слова притянет к себе слово «мальчик». Докажите (дети в парах работают на карточках) (проверка ответов по слайду 10).

Какой частью речи являются слова мальчик и яблоня? (существительные) Поставьте к ним вопросы (яблоня-что?, мальчик-кто-?).

У кого из них больше душевного и живого?

Вывод: на самом деле живого и душевного у яблони больше, чем у мальчика, так как она способна чувствовать, ощущать, переживать.

- Ребята, я для вас приготовила совет-пожелание. (слайд 11)

    Различия между истинными и мнимыми ценностями

- А теперь поразмышляем над темой нашего классного часа «Чем я богат?»

У меня есть две шкатулки (слайд 12 , а также демонстрируется шкатулка с драгоценностями).

В одной лежат украшения, деньги – это богатство. Что можно сделать с этим богатством? Для чего люди копят богатства? (ответы учащихся)

А в другой шкатулке – пусто. Что мы можем туда положить? (размышление детей).

Давайте в шкатулку положим свою бусинку с названием духовной ценности, которой обладаете именно вы (дети кладут в подготовленную пустую шкатулку свою бусинку с названием духовной ценности)

- Это тоже богатство, но только богатство человеческого сердца, духовное богатство. Как вы думаете, что лучше копить, собирать всю жизнь: богатство из первой шкатулке или из второй?

Вывод : прочнее и ценнее то богатство, которое копится в нашей душе, находится в нашем сердце. Его у нас никто не отнимет – это наша с вами собственность. Чем больше людей с таким богатством будет на нашей Земле, тем лучше и добрее будет наш мир (слайд 13)

V . Рефлексия деятельности

Изменилось ли у вас настроение?

Наше солнышко по-прежнему продолжает улыбаться и согревает нас своим теплом (слайд 14) .

И в память о нашем сегодняшнем разговоре, солнышко дарит вам частичку себя (детям раздаются маленькие солнышки).

Приложение 1

Щедрое дерево

Жила в лесу дикая яблоня... И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плел из них венок, надевал его как корону и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки, и когда мальчик уставал, он засыпал в тени ее ветвей. И яблоня была счастлива... Но шло время, и мальчик подрастал, и все чаще яблоня коротала дни в одиночестве. Как-то раз пришел мальчик к яблоне. И яблоня сказала:

    Иди сюда, мальчик, покачайся на моих ветках, поешь моих яблок, поиграй со мной, и нам будет хорошо!

    Я слишком взрослый, чтобы лазить по деревьям. - ответил мальчик - Мне хотелось бы других развлечений. Но на это нужны деньги, а разве ты можешь мне дать их? г

    Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет денег, одни только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, продай их в городе, тогда у тебя будут деньги. И ты будешь счастлив! И мальчик залез на яблоню и сорвал все яблоки, и унес их с собой. И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго не приходил, и яблоня опять загрустила. И когда однажды мальчик пришел, яблоня так и задрожала от радости.

    Иди скорей сюда, малыш! - воскликнула она.

    Покачайся на моих ветках, и нам будет хорошо!

    У меня слишком много забот, чтобы лазить по деревьям, - ответил мальчик, - мне хотелось бы иметь семью, завести детей. Но для этого нужен дом, а у меня нет дома. Ты можешь дать мне дом?

    Я бы рада, - вздохнула яблоня, - но у меня нет дома. Мой дом - вот мой лес. Но зато у меня есть ветки. Сруби их и построй себе дом. И ты будешь счастлив. И мальчик срубил ее ветки и унес их с собой, и построил себе дом. И яблоня была счастлива.

После этого мальчик долго-долго не приходил. А когда явился, яблоня чуть не онемела от радости.

    Иди сюда, мальчик, - прошептала она, - поиграй со мной.

    Я уже слишком стар, мне грустно и не до игр, - ответил мальчик. - Я хотел бы

построить лодку и уплыть на ней далеко-далеко. Но разве ты можешь дать мне лодку?

    Спили мой ствол и сделай себе лодку, - сказала яблоня, - и ты сможешь уплыть на ней далеко-далеко. И ты будешь счастливым. И тогда мальчик спилил ствол, и сделал из него лодку, и уплыл далеко-далеко. И яблоня была счастлива. ...Хоть в это и нелегко поверить.

Прошло много времени. И мальчик снова пришел к яблоне.

    Прости, мальчик. - вздохнула яблоня. - Но я больше ничего не могу тебе дать. Нет у меня яблок.

    На что яблоки? - ответил мальчик. - У меня почти не осталось зубов.

У меня не осталось ветвей, - сказала яблоня - Ты не сможешь посидеть на них.

    Я слишком стар, чтобы качатъся на ветках - ответил мальчик.

    У меня не осталось ствола,- сказала яблоня. И тебе больше непочему взбираться вверх.

    Я слишком устал, чтобы взбираться вверх, - ответил мальчик.

    Прости - вздохнула яблоня, - мне бы очень хотелось тебе хоть что-нибудь, но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости...

    А мне теперь много и не нужно, - ответил мальчик. Мне бы теперь только тихое и спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.

    Ну что ж, - сказала яблоня. - старый пень для этого как раз и годится. Иди сюда, мальчик, садись и отдыхай.

Так мальчик и сделал. И яблоня была счастлива

Цель : Нравственное воспитание старшеклассников.

Форма: Мастерская общения.

Участники: Классный руководитель, учащиеся класса.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

В наше время многие молодые люди, как, впрочем, и вполне зрелые, совершенно не знакомы с правилами поведения в обществе.

Но так ли нужно их знать? Для чего вообще нужны хорошие манеры?

Учитель (обобщает, выслушав ответы учащихся): Знать и выполнять основные правила этикета необходимо прежде всего для того, чтобы уметь общаться, наладить контакт с собеседником или партнером; не причинять окружающим беспокойства, которого можно избежать; показать себя человеком цивилизованным, воспитанным, оставить о себе самое приятное впечатление. В каждой культуре, в каждом сообществе людей есть своего рода кодекс взаимных ожиданий, моделей и правил общения. Именно он и составляет основу этикета, который пронизывает все виды официального (служебного, общественного, гражданского), ci также неофициального (семейного, бытового, товарищеского) общения. Правила, входящие в этот кодекс, не новы и не сложны. Суть их проста: поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой! Вы улыбнулись— получили улыбку в ответ. Проявили внимание, интерес к собеседнику — он будет вспоминать о вас с теплотой и признательностью. Разве это не приятно? Не нужно делать вид, будто вам безразлично, что о вас подумают: каждый человек в той или иной мере озабочен мнением окружающих о себе, впечатлением, которое он производит. И чтобы это впечатление было благоприятным, надо в первую очередь усвоить несколько правил поведения в общественных местах, которые ни при каких обстоятельствах не должен нарушать воспитанный человек.

— Прежде всего, конечно, ни один мужчина (кроме очень пожилых и инвалидов) не должен сидеть в присутствии стоящей женщины и садиться без приглашения. Кроме того, недопустимо начинать разговор с женщиной или кланяться ей прежде, чем она вас узнала. Правда, в этом случае есть небольшое исключение. К примеру, проходя мимо доброй знакомой на улице или в служебном коридоре и видя, что она вас не заметила, вы можете остановить ее и осторожно дотронуться до ее руки или негромко окликнуть по имени. Ни в коем случае нельзя обращаться в общественном месте к даме по фамилии. Если вашим попутчиком (попутчицей) оказался пожилой человек, недопустимо, чтобы он держал тяжелую поклажу. Если вы не можете уступить ему место, то надо хотя бы забрать у него тяжелую сумку или чемодан. Если, конечно, он не возражает.

Безусловно, непозволительно говорить о неприятных вещах за столом, критиковать чьи-либо религиозные убеждения, унижать или принижать какую бы ни было национальность или страну, смеяться над ошибками или промахами других людей.

Воспитанный мужчина никогда не пройдет в комнату впереди женщины. Но это правило следует нарушить в том случае, когда в комнате темно и там нужно включить свет, чтобы дама случайно не наткнулась на стоящую в комнате мебель. Находясь с женщиной на лестнице, мужчина должен следовать таким правилам: при подъеме быть сзади нее, а при спуске — впереди. Таким образом мужчина убережет свою попутчицу от возможного падения.

— Любое общение начинается с приветствия. Кто должен здороваться первым? Надо ли здороваться с незнакомым человеком, если он находится в комнате?

— Здороваться надо в любом случае, это никогда не унизит вашего достоинства, а лишь покажет ваше уважение к незнакомому человеку, что всегда приятно. И не нужно ломать голову над вопросом, кто первым скажет «здравствуйте». Ведь правила этикета основаны на всем понятных нормах поведения: уважение к старшим по возрасту, по положению, к женщинам... Естественно, что положено младшему приветствовать старшего, мужчине — даму. А вот пожимать руку при этом не обязательно, рукопожатие предполагает достаточно давнее или тесное знакомство. При этом младший не должен первым протягивать руку, тут инициатива за старшим по возрасту или за дамой, с которой здороваются. При рукопожатии всегда смотрите в глаза друг другу, протянутую руку пожимайте не слишком крепко, однако свою ладонь никогда не держите безвольно, неподвижно: это всегда неприятно.

— Можно ли подавать руку в перчатке или надо обязательно снять ее?

— Мужчине — обязательно. Женщина может подавать руку, не снимая перчатки. Если она это делает, примите это как знак особого уважения. В любом случае, здороваясь, выньте руки из карманов, избавьтесь от сигареты. Если вы сидите, то лучше привстать, приветствуя входящего в комнату, если, конечно, он старше вас или если это дама. Женщина же может вести себя более свободно: и руки из кармана, муфты может не вынимать, может и вообще не протянуть руки, а ограничиться кивком, это ее право.

— Существуют ли такие ситуации, при которых женщина или пожилой человек должен все-таки здороваться первым с молодым мужчиной?

— Да, если вы обгоняете его или если присоединяетесь к его компании.

— А что такое комплименты и как правильно их делать?

— Делать комплименты — это особое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить красивые и приятные слова в адрес других, тем более, что неумело сделанный комплимент может быть воспринят как лесть или неискренность. Не считайте, что комплименты делают только мужчины женщинам — это ошибочное мнение. Конечно, женщинам всегда приятно услышать добрые слова в свой адрес, но мужчинам тоже нужно уделять внимание. Как это делается? Если в женщине особенно ценится внешняя красота, то в мужчине прежде всего ум, мужественность. Именно эти качества можно отмечать, если хотите оказать внимание, завоевать дружбу или просто сделать симпатичному вам человеку приятное.

Старайтесь говорить комплименты не только, когда того требует обстановка, но и тогда, когда внутри вас вспыхивает восхищение. Это будут самые удачные комплименты и самая удачная похвала. Очень часто молодые люди и девушки испытывают неловкость, когда нужно сказать приятные слова. Умение говорить красиво и к месту приходит с опытом. Этому можно научиться, поэтому не стоит отказываться, когда вам предлагают на каком-либо мероприятии произнести поздравительные или приветственные слова, пытайтесь, вам это пригодится в жизни.

Как правильно общаться с другими людьми?

Мы живем среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свои мысли, шутить, т.е. общаться друг с другом с помощью речи. Вы наверняка уже сталкивались с такими ситуациями, когда собеседник вас не понял или неправильно понял. Вполне возможно, это произошло потому, что вы не знали о правилах общения. С собеседником нужно вести себя вежливо, доброжелательно, внимательно. Тему для беседы следует выбирать интересную для всех участвующих в разговоре. Постоянно говорить о себе неприлично. Нельзя перебивать собеседника.

Умение слышать, а не только слушать является важнейшим фактором эффективного общения. К древнегреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, жаждущий овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» — удивился ученик. — «Потому, — ответил знаменитый философ, — что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать».

Эти слова, прозвучавшие более двух тысячелетий назад, перекликаются с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами». Во время разговора следует показать свою заинтересованность к человеку, с которым ведете диалог. Слушающий не только должен воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника. Иногда лучше промолчать, чем сказать лишнее. Например, если знаешь, что произнесенное тобой слово может обидеть собеседника.

Информация для учителя. Эффективными средствами нравственного стимулирования личности учащихся могут стать любительские психологические тесты, используемые на классных часах с целью самопознания, самоанализа учениками тех или иных личностных качеств, побуждения их к саморазвитию и самосовершенствованию. Не претендуя на абсолютную объективность, они дают человеку информацию, которая помогает ему задуматься о самом себе, определить перспективы своего личностного роста.

Тест «Добрый ли вы человек?»

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что это вас мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, чтобы просто поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Можете ли вы бескорыстно помочь человеку?

9. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь поставьте себе 1 балл за ответ «Да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «Нет» на вопросы 2, 5, б, 8, 9, 10, 12.

Если вы набрали больше 8 баллов. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей, вас считают хорошим другом.

От 4 до 8 баллов — ваша доброта — дело случая. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Старайтесь быть ровным со всеми, чтобы люди на вас не обижались.

Менее 4 баллов — общение с вами, надо признаться, порой бывает мукой даже для самых близких вам людей. Вам необходимо пересмотреть свое отношение к окружающим.

Тест «Хорошо ли вы воспитаны?»

Это можно проверить (впрочем, не принимая результаты слишком серьезно), если ответить «Да» или «Нет» на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы приветливо здороваетесь с людьми, несмотря на свое настроение?

2. Выходя из здания, придерживаете ли вы тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, который идет следом?

3. Продвигаясь в трамвае к выходу, вежливо ли вы обращаетесь к пассажирам: «Пожалуйста, разрешите пройти»?

4. Здороваетесь ли вы везде, куда бы ни пришли, даже в лифте и в магазине?

5. В театре вы проходите к своему месту, повернувшись лицом к людям, которые уже сидят?

6. Вы считаете, что указательный палец назван так для того, чтобы указывать им направление?

7. Вы пришли в кинотеатр. Должна ли женщина снимать свой головной убор?

8. Может ли левша протягивать для рукопожатия левую руку?

9. При механическом обрыве телефонной связи, если разговор еще не закончен, вновь набрать номер телефона должен тот, кто звонил?

Если на большинство вопросов вы ответили положительно, то можете считать себя вполне воспитанным человеком. Главное, чтобы вы всегда помнили о правилах вежливости.

Викторина знатоков этикета

За столом

1. Следует ли, наливая чай в чашки, наполнять их до краев? (Нет, уровень чая должен быть на 1-1,5 см ниже края чашки.)

2. Можно ли есть варенье из общей вазочки? (Нет. Варенье кладут в специальную розетку и едят из нее.)

3. Как принято есть лимон? (Ломтик лимона- кладут в чашку с чаем, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и кладут на край блюдца.)

4. Как следует есть пирожные? (Пирожные берут специальной вилкой или чайной ложкой. Твердые пирожные, которые легко крошатся, можно брать рукой.)

5. Можно ли брать хлеб с общей тарелки вилкой? (Хлеб с общей тарелки берут всегда рукой, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.)

На улице, в транспорте

1. Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

2. С какой стороны от женщины должен идти мужчина? (Слева от женщины, военный — справа.)

3. Можно ли познакомить двух людей, просто подведя их друг к другу и не называя имен, предложить им самим себя представить? (Нет. Человек, знакомящий их между собой, обязан представить каждого.)

4. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)

5. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)

6. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть.)

7. С вами, наверное, такое бывает: вы встречаете человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да.)

8. Может ли юноша, знакомясь с девушкой, свободную руку держать в кармане? (Нет, он должен вынуть руку из кармана.)

9. Нужно ли улыбаться, приветствуя человека? (Приветливая улыбка желательна всегда.)

10. Кто здоровается первым: входящий или присутствующий? (Первым здоровается входящий.)

Правила общения, которые помогут вам быть приятным собеседником

1. В беседе старайтесь не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника.

2. Не унижайте других, не задевайте чувств своего собеседника, не старайтесь его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничайте. Неприлично говорить об отсутствующих плохо.

4. Следите за своей речью. Не следует разговаривать слишком громко, привлекая к себе внимание окружающих, но и слишком тихо говорить также не стоит, так как собеседник вынужден будет изо всех сил напрягать свой слух, чтобы вас понять.

5. Если вы чего-то недопоняли или не расслышали, попросите повторить: «Извините, я не расслышал».

6. Очень невежливо отвечать вопросом на вопрос.

7. Если к вашему разговору присоединился третий человек, найдите тему, которая будет интересна всем троим.

8. В споре не стремитесь быть правым, не демонстрируйте свою обиду, если ваша точка зрения не принята всеми. Примите к сведению аргументы других. Это не значит, что вы должны отказаться

от своего мнения, но форма несогласия должна быть корректной.

9. Не засоряйте свою речь бранными словами. Помните, что, употребляя нецензурные выражения, вы не только вызываете брезгливость окружающих, но и совершаете правонарушение.

Рефлексия: «Сегодня я понял, что...»

Школа и семья – это сферы, где ребенок получает основы нравственного воспитания и ценностные ориентации. Поэтому имеет большое значение взаимодействие родителей и учителей в системе воспитания. Школьная жизнь детей должна быть наполнена нравственным содержанием на уроках и во внеурочной деятельности. Опираясь на духовные ценности, школа и родители должны решать задачи по нравственному воспитанию детей во время классного часа. Необходимо помочь каждому ребенку найти жизненный ориентир, чтобы он умел отличать зло от добра в современном мире.

Классный час на тему духовно-нравственного воспитания

Обязанность родителей – содействовать классному руководителю в деятельности по формированию гармоничной личности ребенка, как члена общества. ?

Определение понятий «нравственность» и «духовность»

Понятие «нравственность» в толковом словаре объясняется, как совокупность внутренних качеств человека, которыми он руководствуется в жизни, комплекс этических норм и правил поведения, определяемых этими качествами. Это означает, что нравственный человек – тот, который в детства усвоил правила поведения в коллективе и постоянно следует им в общении с другими людьми. Например, есть высказывание: «Человек безупречной нравственности».


Духовность и нравственность — определение понятий

Понятие «духовность» более сложно. С одной стороны, духовный – относящийся к религии и церкви. Например, духовным чадом в православии называется человек, который руководствуется наставлениями духовника и всегда исповедуется. С другой стороны, духовность связана с внутренним миром каждого человека. В качестве примера можно привести слова: «Духовно богатый человек». Духовность в этом понимании состоит из таких понятий:

  • интеллект,
  • чувства,
  • мысли.

Понятия «духовность» и «нравственность» взаимосвязаны. Вопрос нравственного воспитания детей очень актуален именно сейчас, когда духовные ориентиры нового постсоветского общества еще не сложились. В советское время духовно-нравственное воспитание было основано на идее равенства всех людей, живущих в государстве, которых называли «трудящимися». Работа, труд на благо общества, а также достойное моральное поведение человека были идейными целями воспитания. В дореволюционной России идеологическая концепция православия была стержнем для духовного формирования личности человека, будь он богатый или простолюдин.


Церковь также привлекается к воспитанию нравственности

В настоящее время, когда церковь отделена от государства, а на государственном уровне еще не выработаны моральные ценности, вокруг которых возможно объединение общества, школа и семья в процессе воспитания детей руководствуются общечеловеческими ценностями, такими как:

  • творить добро,
  • избегать злых поступков,
  • быть благородным в своих действиях,
  • приходить на выручку,
  • оказывать помощь нуждающимся в ней,
  • быть дружелюбным и внимательным к людям.

Концепция духовно-нравственного воспитания

Формирование нравственного поведения ребенка в семье

Нравственные нормы поведения – это, с одной стороны, запреты, которые ограничивают ребенка в действиях и поступках (например, не сотвори зло). С другой стороны – это правила этического поведения в обществе, которые формируют моральный облик детей (делать добро). К моменту поступления в школу ребенок на 50% развит, как личность. Семья и отношения между ее членами закладывают основу нравственности ребенка. По длительности и силе воздействия на психику детей семья во много раз превосходит школьные классные часы по нравственному воспитанию. Правила поведения, нормы и ценности, приобретенные в семье, дети сохраняют на всю жизнь.


Нравственное воспитание в семье закладывает основу

Совет родителям: важны не столько словесные наставления ребенку, сколько личный пример положительного поведения в повседневной жизни.

Главное, чтобы слова и поступки родителей имели одинаковую направленность в деле воспитания у детей доброго отношения к людям.

Чтобы дети с радостью выполняли все нормы морального поведения, а не воспринимали их только как запреты, мешающие свободной жизни, необходимо формировать у них нравственные потребности. Положительная моральная среда, добрые отношения между родителями и другими членами семьи способствуют возникновению у ребенка желания быть добрым, ласковым, спокойным. Образцы поведения в своей семье дети переносят и на других людей: школьных друзей, учителей и других членов коллектива. Классный час в школе только закрепляет положительные моральные и этические установки, данные ребенку в семье.Роль родителей и школы в воспитании


Роль родителей и школы в воспитании нравственной личности

К основным элементам нравственных потребностей относятся:

  1. Чуткость, отзывчивость и участие, которые означают умение сопереживать людям и желание прийти на помощь.
  2. Этическая установка – никому не вредить, но стараться приносить только пользу.
  3. Активно делать добро и быть непримиримым к проявлениям зла.

Подготовка к классному часу по духовно-нравственному воспитанию

Родители должны осознавать свою ответственность за подготовку к классному часу по духовно-нравственному воспитанию во 2 классе. Учителя воздействуют на сознание воспитанников при помощи убеждения. В школе для духовного просвещения детей используются книги, фильмы и презентации. Таким образом, формируются воля и чувства подрастающего поколения. В процессе разъяснения и беседы педагоги обучают детей духовным ценностям и дают им нравственные ориентиры в жизни, обучают нормам и правилам поведения. В процессе общения с окружающими дети на практике закрепляют полученные знания. Конкретные дела и добрые поступки, общение с родителями и друзьями, примеры людей, которые находятся в окружении ребенка – все это способствует формированию моральных установок и качеств личности.


Ценности духовно-нравственного воспитания дома и в школе

В младшей школе проводятся классные часы по нравственному воспитанию для 2 класса на различные темы, например:

  • Азбука нравственности.
  • Учимся быть культурными.
  • Твори добро.
  • Нравственный поступок.

Духовно-нравственное воспитание в 5 классе в течение классного часа проводится на более высоком уровне, чем для начальной школы. В старших классах дети активнее участвуют в мероприятии, они оформляют классную комнату, разучивают стихи и афоризмы, подготавливают презентацию с помощью компьютерной техники. Темы для этого могут быть примерно следующими:

  • Золотое правило нравственности.
  • Нравственные идеалы.
  • Нравственный человек и его здоровье.

Презентация в старших классах на тему «Гордость России»

Перед педагогом стоит важная задача – такая организация духовного воспитания школьников, когда каждый ребенок вовлечен в трудовую и общественно-культурную деятельность. Необходимо сформировать у детей единство слова и дела, дать им основные понятия об этическом поведении и закрепить на практике эти знания.

Совет родителям: помогая ребенку подготовить нужные материалы для школьного мероприятия, разрешите ему проявить свою инициативу, а также научите его самостоятельно искать в литературе и в Интернете необходимую информацию. Таким образом, вы будете способствовать воспитанию у сына и дочери такого качества, как ответственность.

Роль учителя в нравственном воспитании детей

Задача учителя состоит в том, чтобы изучить особенности характера каждого ребенка в группе, его поведение и мораль. Среди разнообразных средств педагогического влияния на учеников самый распространенный способ воспитания – это организация классного часа. В это время учитель проводит беседы о таких понятиях, как:

  • доброта,
  • дружба,
  • сердечность,
  • скромность,
  • справедливость,
  • трудолюбие.

Активное участие ребят в проведении классного часа – это обязательное условие успешного воспитательного процесса. Учитель проводит с детьми беседы об этических нормах поведения. Педагог разъясняет учащимся такие понятия, как мораль и духовность, на примерах из жизни учит школьников нормам нравственности. Дети должны обучиться правильно оценивать поведение – свое и окружающих людей – с точки зрения его соответствия нормам морали и этики. Особенно восприимчивы к таким беседам и воспитательному воздействию младшие школьники. Педагоги отмечают, что подростков трудно учить нравственности, и если они не усвоили кодекс морального поведения, то их уже надо не воспитывать, а перевоспитывать.


Учитель проводит беседу на классном часе

Большая роль в духовном воспитании детей отводится организации и проведению общешкольных мероприятий.

Подготовка мероприятия занимает много времени, в ней задействованы учителя, дети и родители.

Совет родителям: Всегда помните о том, что не только само мероприятие оказывает воспитательное воздействие на сына или дочь, но также и подготовка к классному часу.

Помогая ребенку искать нужную информацию, разучивая с ним стихи, будьте терпеливы и показывайте ему образец доброжелательного поведения.

Инна Савицкая
«Дорогою добра». Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 1 класса

Методическая разработка

Духовно-нравственное воспитание учеников .

Выполнила Савицкая Инна Константиновна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11

Дорогою Добра .

Классный час с учащимися первого класса по духовно-нравственному воспитанию

Цель :

Формирование представлений о добре , зле и нравственной ответственности человека за содеянное.

Задачи :

1. Формирование важнейших нравственных ценностей : добро , уважение, любовь.

2. Развитие умения чувствовать и понимать других

3. Способствовать развитию сопереживания к окружающим тебя людям, сочувствию, рефлексии.

4. Развивать умение анализировать свои поступки, соотносить их с общечеловеческими ценностями.

5. Повышать уровень взаимопонимания, сплоченности, согласованности своих действий с действиями других.

Ход занятия.

Учитель :

- Добрый день , ребята! Я рада приветствовать вас на занятии.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Кого вы видите? (Сказочных героев)

Давайте назовем их. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Золушка, Белоснежка, .Карабас Барабас, гномик Вася, Серый Волк, Доктор Айболит, Аленушка)

На кого из этих сказочных героев вы бы хотели быть похожими? Почему?

На какие две группы их можно разделить? (хорошие и плохие, добрые и злые и т . Д.) Почему?

Как вы думаете, что мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей) -

Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и зле , о добрых делах .

Сейчас я вам расскажу притчу о Добре и Зле .

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину :

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…Другой волк представляет добро – мир , любовь, надежду, истину, доброту , верность…Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил : «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил : «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» .

Ребята,а какого волка вы кормите и чем?

Вспомните, пожалуйста, добрый поступок , который вы совершили. Или расскажете о поступке, который кто-то совершил, а вы запомнили. (ответы детей)

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым ? Надо ли учиться доброте ? (ответы детей)

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней .

Да, непросто, быть добрым человеком . Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки . Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло. Давайте вспомним, из каких сказок наши герои, и какие они совершали поступки. (ответы детей) .

Физкультминутка.

Доктор Айболит пришил Мотыльку крылышко. И он может снова летать. Вот он приземлился к вам на головку. Поищите его там. Вот он сел на правое плечико к вам. Поищите его там. Он перелетел на левое плечико. Поищите его там. Сел к вам на животик. Поищите там. Приземлился на левую пяточку. Найдите его там. Приземлился на правую пяточку. Там найдите. Возьмите в ладошки. Раскройте их. Дуньте и отпустите мотылька порхать над цветами!

Сейчас мы поиграем. Игра называется «Коврик мира» .

Случалось ли вам спорить с кем-нибудь из одноклассников ? О чем вы спорили? С кем чаще всего спорите? (ответы детей)

Чем заканчивались ваши споры? Как вы чувствовали себя после этого? (ответы детей)

Я принесла «коврик мира» , на котором мы попробуем разрешить спор мирным путем.

(можно взять несколько ситуаций, о которых проговорили ребята и разобрать их)

Двое ребят садятся на коврик и пытаются разыграть ситуацию.

Почему произошел конфликт?

Как можно было бы разрешить его?

Каким должен быть человек, чтобы конфликты можно было разрешить мирным путем?)ответы детей)

Не навреди! Подумай! Не шуми!

Всех уважай! Добрее посмотри !

Не спорь, коль не уверен! Отойди!

А, если с кем и вышло что не очень,

То первым подойди сам, между прочим.

Скажи : - Давай забудем все разборки.

«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.

Ты – Человек! Ты – умный, добрый , знаю,

Тебе я, милый, очень доверяю!

Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.

И эта ссора надо нам? Едва ли!»

Как нужно себя вести, если все таки возник конфликт?

Какими словами заканчивается стихотворение?

Учитель показывает детям бумажную куклу.

Про хорошие ваши поступки мы вспомнили. А случалось ли вам хоть раз совершить плохой поступок? Или обидеть кого-нибудь? Часто даже словом можно причинить боль человеку.

Что вы видите у меня в руках? Правильно. Это кукла. Она сделана из бумаги. Сейчас каждый из вас вспомнит плохой поступок, или приведет пример плохих действий. И при этом будет загибать кусочек куклы.

Что произошло с нашей куклой? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

Столько причинили боли, обиды.

А как можно исправить ситуацию? (ответы детей – Извиниться, попросить прощения)

Хорошо. Какими словами можно попросить прощения? (ответы детей)

Мы будем извиняться. просить прощения, говорить что-то приятное и при этом разглаживать куклу.

Посмотрите, что изменилось? Стала ли кукла такой же, какой я ее вам показала? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

Обижая, в душе другого человека все равно остается боль, шрамы, неприятный осадок. Правильно говорят : Словом можно ранить.

Почему обиды запоминаются?

Как вы себя чувствуете, когда вас обижают?

Как мы можем поднять друг другу настроение?

Что нужноделать, чтобы быть добрее ?

Любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

Самостоятельная работа

Звучит песня "Дорогою добра ”

У вас на парте у каждого лежит мотылек, которому Доктор Айболит приклеил крылышко. Раскрасьте его.

А на доске две планеты сказочные. Одна планета Добра . Вторая планета Зла.

Приклейте своего мотылька на любую из этих планет.

Давайте сравним планеты. Что получилось?

Почему такой сделали выбор?

Хорошо ли быть добрым и почему ?

Что интересного узнали?

А как нам добрые слова нужны !

Не раз мы в этом убедились сами!

А может не слова- дела важны?

Дела – делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы.

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

Занятие закончить просмотром мультфильма «Просто так!»

Классный час по нравственному воспитанию «Планета добрых людей», 6-7 класс.

Цель: Развивать и закреплять знания о нравственно – эстетических качеств каждого человека.
Задачи:
1. Способствовать развитию духовно – нравственных качеств классного коллектива.
2. Развивать навыки самооценочной деятельности.
3. Воспитать стремление совершать добрые дела и поступки.
Оборудование: пословицы, рисунки (солнце, лицо человека, планета Земля), семена гороха, клубок ниток.
Ход урока:
- Добрый ребята! Добрый день всем! В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные свои поступки, и поступки сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие - остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их и смотрят в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах, давайте вспомним слова отрядной песни «Дорога добра». Итак, вы догадались, о чём пойдёт сейчас речь? Правильно. Тема нашего классного часа: “Планета добрых людей". А теперь закройте глаза садитесь поудобней мы с вами совершим полет на планету.
- Я приветствую всех на «Планете добрых людей».
-Сейчас я каждому присутствующему хочу подарить подарок. (учитель раздает присутствующим по горошине, вкладывая ее в раскрытую ладонь), берегите ее не теряйте.
- Посмотрите внимательно и скажите, на что она похожа?
Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой горошинкой она видится из космоса. (показать изображение Земли из космоса).
- Эта наш общий Дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету. Здесь проживает множество разных дюдей. Существует множество необитаемых звезд, планет, галактик, на которых можно поселиться, но Земля у нас одна где мы живем.
- Наша школа, наш класс – эта тоже своеобразная планета, на которой мы живем вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение. Зеркало нашего настроения – лицо. Лицо доброго, умного, воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка. (показ рисунка)
- Сейчас мы проведем церемонию приветствия: Повернемся к соседу справа, посмотрим ему в глаза, улыбнемся и скажем: «Здравствуй, сосед!». Затем повернемся к соседу слева, посмотрим ему в глаза и, улыбнувшись, скажем: «Здравствуй, сосед!».
- Улыбайтесь, излучайтесь! Сегодня наши улыбки должны светить, как солнце! Эмблемой нашей встречи будет красивое, доброе солнышко.
(на доске крепится изображение солнца).


Просмотров