Пожарные собаки краткое содержание для читательского дневника. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»

План – конспект

открытого занятия в творческом объединении «Воображение»

Составитель:

педагог дополнительного образованиия

Еналдиева Э.С.

г. Владикавказ, 2014

План – конспект

открытого занятия

в творческом объединении «Воображение»

по дисциплине «Развитие речи»

Вид занятия – комбинированное.

Присутствовали – родители в кол. 12 чел., зам. дир. по УВР.

Тема: Пересказ художественного произведения.

Л. Толстой. «Пожарные собаки».

Цель занятия: создать условия для обучения связной речи и расширения словарного запаса детей.

Задачи занятия : учить детей составлению предложений; умению связно, выразительно рассказывать текст без помощи вопросов педагога;

упражнять детей подбирать определения, синонимы и антонимы;

развивать у детей чувства ритма и рифмы при составлении шуток – чистоговорок;

воспитывать внимательное отношение детей к правилам пожарной безопасности.

Методическое сопровождение: конспект занятия, дидактические карточки, наградной материал.

Ход занятия:

    Вступительная часть. Приветствие, проверка готовности обучающихся к началу занятия, перекличка, ознакомление с темой и задачами занятия.

    Основная часть. Вступительное слово педагога.

Педагог:

- Ребята, что вы представляете, когда вы слышите слово «пожар»?

- Какие чувства вызывает это слово?

(Ответы детей).

Кто помогает справиться с пожаром?

(Пожарные).

- Пожарные – это специально подготовленные и обученные люди. Но есть и специальные собаки – помощники человека. Вот о таких собаках – пожарных я прочитаю вам рассказ-быль.

Чтение рассказа – были Л. Толстого «Пожарные собаки», объяснение значения новых для ребят слов «Лондон» и «Англия».

Пожарные собаки.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; звали ее Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она. Но Боб снова рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что – нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Беседа по тексту.

Педагог:

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?

- Почему собак называли «пожарными»?

- Что делают пожарные собаки?

- Что произошло однажды в Лондоне?

- Чем закончился рассказ?

Чтение рассказа повторно, при этом детям дается установка на последующий пересказ. После чтения педагог вызывает троих детей, между которыми распределяется текст. Первый – о пожарных собаках, второй – о том, как собака Боб спасла девочку, третий заканчивает пересказ эпизодом о том, как собака принесла куклу.

Педагог:

- Что было с мамой, когда она увидела девочку в горящем доме?

(Мама плакала, была в страхе, отчаянии, была печальная, расстроенная).

- А когда она увидела, что ее девочка жива, она стала какая?

(Радостная, веселая, счастливая, довольная, оживленная).

Беседа по правилам пожарной безопасности:

Уходя из дома не нужно забывать выключить свет.

Не пытаться зажигать огонь без взрослых.

Нельзя без разрешения включать электроприборы.

Никогда не тянуть за провод, вынимая за штепсель из розетки.

Не обходимо следить, чтобы газовые краны были закрыты.

Нужно следить за тем, чтобы сквозняк или вода не потушили пламя газовых горелок.

Нельзя допускать прикосновения бумаги или ткани к электрическим приборам и ночникам.

Аэрозольные баллоны и зажигалки нельзя хранить возле источников тепла.

Нельзя допускать, чтобы на электрические приборы попадала вода.

Задание:

Придумать шутку – чистоговорку. Педагог говорит первую строчку, дети заканчивают.

Ты, собачка, где гуляла?

(Я за зайчиком бежала).

Эй, щеночек, где ты был?

(В лесу бабочек ловил).

Словесная игра «Взрослый – детеныш». Педагог называет взрослых животных, а дети – детенышей:

собака – щенок

кошка – котенок

корова – теленок

олень – олененок

лошадь – жеребенок

свинья – поросенок

белка – бельчонок

лиса – лисенок

медведь – медвежонок.

Заключительная часть.

Закрепление пройденного материала. Вопросы педагога:

    Почему прозвучавший текст называется «Пожарные собаки?»

    Где происходили события, описываемые в рассказе?

    Над чем расхохотался народ?

Задание на дом:

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котов

И щенков беззаботных,

Кто может любить

И осла, и козла,

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

Используемая литература:

    Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Педагогика нового времени. Г.Воронеж, 2010 г.

    Синцова А. А. Занятия по развитию речи. Г. Москва, 2006 г.

    «Безопасность в доме». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. ООО «Маленький гений Пресс».

Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку.

Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Рассказ Толстого Л. Иллюстрации.


Огонь Правила безопасности.

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».
Программное содержание: *Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полными , правильно построенными предложениями;

* Развивать внимание, память, связную речь дошкольников при пересказе;

* Воспитывать чувство осторожности и самосохранения, умения правильно реагировать в опасных для жизни ситуациях.
Предварительная работа: Беседа о правилах пожарной безопасности

Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар», Заучивание стихотворений , пословиц на данную тему, пластилинография по рассказу.
Материал: игрушка собака, пластилиновые картинки, рассказ Л.Н Толстого «Пожарные собаки», Лабиринты, карточки.

Ход занятия:

I Игровой момент.
1.Игр.упр. « Приветствие»

Дети стоя берутся за руки приветствуя друг друга ласковым словом.

2. Загадка.

Ребята, у нас сегодня необычный гость.(подходят к столу).

А чтобы узнать его, отгадайте загадку:

Все следы находит точно.

Охраняет склады ночью.

Уши чуткие и нос -

Это друг наш, верный... (Пес.)
-Действительно, это собака! И зовут ее Жак.

А что у нее в зубах? (письмо)

Оно пришло из Лондона, от его друга Боба. Боб не просто собака. Он живет с пожарными и помогает спасать людей. Боб спас из пожара 12 детей, и писатель Лев Николаевич Толстой написал о нем рассказ, который называл «Пожарные собаки».

Давайте присядем и вместе с Жаком послушаем этот рассказ.

(дети садятся на ковер)

II Основная часть.

1.Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».

Мы пожарников отряд.

От жары горит лицо,

Мы огонь возьмём в кольцо.

Едкий дым колюч и горек.

Тут поможет лишь топорик.

Пламя в щели так и бьёт.

Прорублю я в стенке ход.

Багром дотянусь до горящих досок

Лопатою пламя зарою в песок.
- Молодцы! Сейчас, я прочитаю рассказ еще раз, а затем вы попробуете его пересказать!

5.Повторное чтение.

6. Пересказ по цепочке, в паре.

7. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
-Давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы , а вы, если согласны, шагайте на месте и отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!» Если вы не согласны с тем, что услышите, стоим на месте.

Кто из вас заметил дым, набирает 01?

Кто забыл вчера из вас отключить в квартире газ?

Кто свечей не зажигает, и другим не разрешает?

Красный отблеск пробежал, кто со спичками играл?

Дым, увидев, не зевая, кто пожарных вызывает?

Дым столбом поднялся вдруг , кто не выключил утюг?

Правила, кто точно знает, и всегда их соблюдает?

Молодцы!
8. Упр. «Лабиринт»

Дым увидел- не зевай!

И пожарных вызывай!

Я предлагаю пройти за столы.

Пожарная машина очень спешит потушить горящий дом. Помоги ей скорее добраться до места!

А Жак посмотрит, быстро ли мчаться ваши машины….

Пожар потушил

Карандаш положил!

9. Д/и « Разложи знаки».

Как вы думаете, почему случился пожар?

А вы знаете, как вести себя при пожаре?

Детям в произвольном порядке раздаются карточки. На красную ткань нужно положить карточки (знаки), что может привести к пожару. На зеленую- как вести себя при пожаре.

III Итог.

Чем мы сегодня занимались?

Что узнали нового?

Как называется рассказ, который мы пересказывали и кто его написал?

Как вы думаете, нашему гостю понравился ваш пересказ?

Мне тоже очень понравилось, как вы работали.

И мы вместе с Жаком хотим вручить вам отличительные значки « Юный пожарник».

В статье изложено содержание и сделан анализ рассказа Л. Н. Толстого "Пожарные собаки".

Краткая биография автора

Л. Н. Толстой родился в далеком 1828 году. Его родители принадлежали к знатному роду, владели усадьбой "Ясная поляна" в Тульской области (тогда - губернии). Они рано ушли из жизни, оставив сына на попечение родственников.

Опекуны хорошо заботились о мальчике, дали ему блестящее образование. После окончания Казанского университета Лев поступил служить в армию и уехал на Кавказ. Именно здесь он начал писать. Его первое произведение - "Детство". Всего Толстой написал более 170 книг.

Русский автор Лев Толстой известен практически каждому соотечественнику по таким произведениям, как "Анна Каренина" или "Война и мир". Но он много писал и для детей (у самого писателя было 13 отпрысков, 5 из них умерли в младенческом возрасте). Самые известные детские рассказы Толстого:

  • "Филиппок".
  • "Три медведя".
  • "Косточка".
  • "Котенок".
  • "Пожар".
  • "Лев и собачка".
  • "Правда всего дороже".

Интересен и поучителен детский рассказ "Пожарные собаки". Анализ произведения дан в статье.

Толстой Л. Н. умер в 1910 году, но память о нем и любовь к его творчеству будут жить всегда.

Рассказ "Пожарные собаки" начинается с объяснения, что во время пожара маленькие дети пугаются, прячутся и сидят тихо. В дыму и копоти спасатели не всегда могут их увидеть, на оклики они не отзываются. Что делать, как спасать малышей из огня? В Лондоне специально для таких целей начали обучать собак, которые с помощью нюха находили детей и выносили их из огня. Четвероногих друзей так и называли - пожарные собаки. Один героический пес по кличке Боб вынес из огня 12 детей.

Далее рассказывается, как однажды Боб во время пожара вынес из дома 2-летнюю девочку. Пожарные, убедившись, что собака цела, хотели увести ее, поскольку мама девчушки говорила, что в доме больше нет детей, но Боб рвался в огонь. Его отпустили, и он бесстрашно вбежал в горящий дом, а через минуту вернулся назад, неся что-то в зубах. Неужели еще ребенок? Когда собака подбежала ближе, все увидели, что она спасла от пожара большую куклу! Пожарные рассмеялись.

Анализ произведения

Анализируя рассказ "Пожарные собаки" (Толстой - автор этого произведения), необходимо указать на храбрость пса, его сообразительность и самоотверженность во время спасения детей из огня. Этим примером автор хочет показать, как тесно связан мир людей и животных, пытается внушить читателю мысль, что в трудную минуту наши братья меньшие способны спасти от беды, поэтому нужно беречь их и защищать. Намного позже другой герой, - Маленький принц, - скажет: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Пожарные в детской книжке так и поступали: они внимательно осмотрели Боба после того, как он выбежал из горящего дома, чтобы убедиться, что пес цел и невредим. Такая забота о доблестном четвероногом друге достойна уважения.

Примерный по теме: "Пожарные собаки" (Толстой Л. Н.)

Такой урок проводится в 3-4 классе. Его задачами можно назвать следующие:

  • познакомить учеников с автором Л. Н. Толстым, его произведениями;
  • отрабатывать технику чтения;
  • развивать память, внимание, умение слушать других, а также формулировать и высказывать свою точку зрения;
  • расширить знания учеников о взаимосвязи природы и человека;
  • научить детей бережно и благодарно относиться к животным.

Ориентировочный план действий:

  • Рассказать ученикам, кто такой Лев Толстой, кратко и доступным языком описать его жизнь, охарактеризовать творчество, назвать самые популярные произведения, рекомендовать к прочтению детские рассказы (дать список). Для наглядности использовать презентацию.
  • Прочитать рассказ "Пожарные собаки" (Толстой), анализ которого сделать позже.
  • Ответить на вопросы учителя: "О ком говорится в рассказе?" (о пожарной собаке), "Как звали собаку?" (Боб), "Что делают маленькие дети во время пожара?" (прячутся и молчат), "Где впервые начали обучать собак пожарному делу?" (в Лондоне), "Почему пес Боб вернулся в горящий дом?" (за куклой). Такие короткие вопросы-ответы помогут ученикам лучше запомнить рассказ.
  • Перейти непосредственно к анализу произведения. Учитель дает наводящие вопросы: "Какое впечатление произвел на вас этот коротенький рассказ?", "Как пожарные относились к псу Бобу?", "Какие чувства вызывает у вас эта собака?", "Хотели бы вы, чтобы рядом с вами был такой четвероногий друг?", "Какие обязанности у хозяина по отношению к своей собаке, к другим домашним питомцам?" Ответы на эти вопросы должны быть не короткими, а объемными, основанными на размышлениях ученика.

Для закрепления материала можно предложить ребятам дома нарисовать рисунок к рассказу Толстого "Пожарные собаки" и принести его в класс, чтобы учитель мог организовать мини-выставку творческих работ.

Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Воробей и ласточка

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Зайцы по ночам кормятся. Зимой зайцы лесные кормятся корою деревьев, зайцы полевые - озимями и травой, гуменники - хлебными зернами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники - и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, о орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали, но трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу, и начинает от страза метаться из стороны в сторону. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь и побежит назад о своему следу. Еще услышит что-нибудь - и со всего размаха рыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь - опять заяц повернется назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

Заяц-русак жил зимою подле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ужо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.

Зайцу нужна опять было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях.

Заяц опять остановился подле дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов. Лица их были чуть видны. Бороды, усы, ресницы их были потные, и у поту пристал иней. Лошади толкались в хомутах, ныряли, выныривали в ухабах. Мужи догоняли, обгоняли, обгоняли, били кнутами лошадей. Два старика шли рядом, и один рассказывал другому, как у него украли лошадь.

Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и полегоньку пошел к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал к гумну по субоям; зайцев задержали субои, а собака на десятом прыжке завязала в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошел к гумну. По дороге он, на зеленях, встретил двух зайцев. Они кормились и играли. Заяц поиграл с товарищами, покопал с ними морозный снег, поел озими и пошел дальше. На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышали плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. Заяц прошел на гумно и там нашел товарищей. Они поиграл с ними на расчищенном току, поел овса из начатой кладушки, взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин и через плетень пошел назад к своему оврагу.

На востоке светилась заря, звезд стало меньше, и еще гуще морозный пар подымался над землею. В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали. По дороге еще больше выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.

Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз поде дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и полетел к морю.

Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, - нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.



Просмотров