Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Дисциплина: Педагогика
Тип работы: Курсовая
Тема: Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Оглавление.
Введение.

1.1.
Понятие о воображении.
1.2.
Виды воображения и способы создания творческих образов.
1.3.
Механизм творческого воображения.
1.4.
Особенности воображения у детей.
1.5.
Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста.
2.1.
Констатирующий эксперимент.
2.2.
Формирующие эксперименты.
2.3.
Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение
Актуальность темы.
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые
жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует
совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности
ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об
определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только
предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в
значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития
творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Проблема исследования.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью
человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период
воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность,
снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая
организация изобразительной деятельности.
Объект исследования.
Объектом исследования являются дети подготовительной группы ДОУ.
Предмет исследования.
Организация работы по развитию творческого воображения у детей подготовительной группы в процессе изодеятельности.
Цель работы.
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Гипотеза исследования.
Развитие творческого воображения происходит в процессе деятельности. Оптимальным средством для его развития у шестилетних детей на занятиях изобразительной деятельности является
художественно-дидакточеская игра.
Задачи исследования.
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
– провести экспериментальную проверку отработанных форм, методов и средств для развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей.
База исследования.
Исследования проводятся на базе МДОУ «Детский сад № 24», общеразвивающего вида. Поселок Фосфоритный, Воскресенского района, Московской области. Продолжительность исследования 6
месяцев. Количество испытуемых 15 человек. Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет). Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1.1. Понятие о воображении.
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет
принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и
создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы
существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает
его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не
реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни,
делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо, – крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением – постройкой, возведенной в уме
при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение – не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно
воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей
деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый
плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается
результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никт...

Забрать файл

В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.

Непроизвольное – пассивное

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

Произвольное – активное

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами. Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно. Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

  • воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
  • творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
  • мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Особенности воображения у детей

Психологи различают три стадии развития воображения человека:

  1. преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  2. сочетание фантазии с практическим расчетом;
  3. полное подчинение этой способности интеллекту.

В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.

Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.

Способ 1 - дидактическая игра

Существует три основных вида дидактических игр:

  1. словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  2. настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.

Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности. Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей. Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.

Способ 2 - воображение в изодеятельности дошкольника

Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.

Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными. Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.

В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:

  1. произвольность;
  2. креативность;
  3. устойчивость;
  4. широта.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Способ 3 - сказка и воображение дошкольника

Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.

Сказка сама по себе является основой для развития воображения:

  • это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
  • воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
  • в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
  • это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
  • окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
  • дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
  • развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.

Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Способ 4 - воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов

  1. ребенок представляет в уме требуемый результат;
  2. углубляются представления об окружающем мире;
  3. идет процесс осмысления предметных свойств;
  4. запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  5. дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  • готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  • наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  • различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

В заключение

Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично. Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить. Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Татьяна Ануфриева
Опыт работы «Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАЕВОЙ ФОРУМ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ОПЫТ РАБОТЫ

«Развития творческого воображения у детей дошкольного возраста »

Воспитатель :

Ануфриева Татьяна Викторовна

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ИГРЕ .

«Мы рождены, чтоб сказку

сделать былью.» А как жить так,

чтобы из были сделать сказку?»

Представьте себе на секундочку, что мы лишены возможности представлять. Это и вообразить невозможно ! Благодаря воображению человек живет как минимум в двух мирах : реальном и воображаемом . Человечество никогда не достигло бы нынешнего уровня развития , если бы у него отсутствовала эта уникальная особенность - умение воображать , представлять.

Воображение сделает ребенка веселым и радостным, творческим и очень активным . Оно научит его радоваться жизни, смотреть на мир широко открытыми глазами. Воображение превратит самые скучные занятия в занимательные, научит справляться с трудностями и уходить от неприятностей. Воображение превратит ребенка в волшебника и взрослые, находясь рядом с ребенком, увидят, как в известной детской песенке увидел «строгий дядя» что их окружает «оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд» и что самая лучшая профессия на земле это быть волшебником!

В каждом ребенке живет волшебник, этот волшебник уникален. Нет среди дошкольников не талантливых и не способных детей . Увидеть и развить этот талант , помочь ребенку найти свое «я» - дело окружающих взрослых. Так давайте же поможем нашим малышам! И тогда волшебник сделает и нас, и наших ребят счастливыми.

Добро пожаловать в группу «Золотой ключик» . Здравствуйте, милые малыши- карандаши, озорники - шалунишки. Какие же вы все разные : темненькие и светленькие, с голубыми глазками и с карими! Смышленые, внимательные глазки смотрят вопросительно; а что же будет дальше? Давайте дружить, детки! Я приглашаю вас в удивительное путешествие А золотой ключик откроет нам дверь в страну волшебного детства.

Удивительные открытия ждут нас впереди. В добрый путь!

Веселый, озорной Буратино и его друзья встречают нас, знакомятся с малышами и приглашают в волшебную жизнь - сказку. Сказка начинается.

Для детей 3-4 лет характерен такой уровень развития воображения , при котором пусковым моментом является предметная среда. Именно она дает состояться внутренней позиции, делающей воображение воображением .

На первом этапе необходимо научить малышей не однозначно воспринимать окружающие их предметы.

Игорь и Рома сидят на ковре и стучат кубиком по столу. На вопрос : «Что ты делаешь?» оба малыша отвечают : «Стучу» . А вот вопрос «Чем стучишь9» сразу ставит детей по разные стороны барьера. Игорь говорит то, что есть на самом деле : «Стучу кубиком» , а Рома говорит, что он стучит молотком. У Игоря воображение еще не выделилось в самостоятельный процесс, он не умеет переносить функции с одного предмета на другой, обыгрывать действия. Воображение Ромы развито гораздо лучше . Это сравнение необходимо для того, чтобы понять, чему мы должны обучать ребенка на самом первом этапе целенаправленного развития воображения . Если мы хотим помочь малышу увидеть предмет неоднозначно, расширить границы окружающего его мира с помощью мира сказки и волшебства, давайте специально разведем оптическое и смысловое поля. Пока ребенок не научился воображать , уберем от него игрушки, имеющие свою логику, с которыми можно действовать лишь однозначно, например заводные, электронные. Взамен же дадим ему многофункциональные предметы, то есть предметы, которые могут быть в игре самыми разными вещами в зависимости от ситуации. Это разнообразные кубики, коробки, крупные пуговицы, части конструкторов и так далее. Но предметы сами по себе не развивают воображение ребенка . Здесь нужна помощь взрослого. Предлагая Игорю кубики, попросила его. покатать машинку. Если ребенок легко справится с этим заданием, то можно усложнить его. Предлагая один и тот же кубик, попросила Игоря покатать его как машинку и погладить им, как утюгом. Если ребенку трудно выполнить действие, выполняю его сама. Игорь просто наблюдает. Затем предложила ему выполнить это задание совместно со мной.

Наблюдение Игоря за действиями воспитателя, эмоциональное участие в них, сочувствие и сопереживание помогут ему в выполнении игровых заданий.

После того, как Игорь научился самостоятельно «гладить» кубиком, можно переходить к следующему, второму этапу.

У детей 3-4 лет появляется интерес и любовь к книге Дети этого возраста могут довольно долго заниматься рассматриванием картинок в книге. На этом построены разные задания, появляющиеся на втором этапе формирования воображения . Процесс осмысления увиденного на картинке у всех детей разный . Картинка, как и фотография, запечатлевает какое-то мгновение, ситуацию. Мы, взрослые, умеем «оживлять» картинку, предполагая, что было перед этим моментом, что последует за ним, и так далее. Многие дети затрудняются описать картинку.

Читаю сказку. Все слушают затаив дыхание. Но вот я перевернула страницу, и появился рисунок. Всем уже не сидится. Каждый хочет его поближе рассмотреть. Картинка очень нравится ребятам. Но вот я прошу их изобразить, что нарисовано в книжке (на картинке девочка, которая бежит от стаи лебедей) . «Показать» картинку вызывается Настя. Она встает перед детьми, поднимает ногу и. замирает. Действительно, это точно соответствует рисунку. Может быть, Настя не поняла заданию. Прошу ее : «Расскажи, что нарисовано на картинке» . Она охотно перечисляет : «Девочка, гуси-лебеди, яблоня» . - «А что делает девочка?» - «А вот что» - и Настя снова принимает позу и замирает.

Такое непонимание рисунков связано с воображением . Поэтому для детей этого возраста очень полезны задания, в которых надо разгадать смысл картинки. Например, придумать по картинке простую сказку или историю. Начинать такую работу хорошо со знакомых ребенку книжек. Если ребенку" трудно сочинить историю, то ему надо помочь, задать наводящие вопросы. «Кто это? Что он делает? Куда идет? Что несет?» и так далее.

Помочь ребенку в понимании картинок можно и таким образом : оживите изображение, то есть делайте то, что нарисовано. «Настя, найди картинку, где показано такое же действие» .

Такие задания очень важны тем, что в них ребенок учится не просто видеть образ, а как это свойственно дошкольникам , двигающийся образ.

Следующий этап развития воображения у детей состоит из организации индивидуальную режиссерских игр.

Режиссерскую игру трудно увидеть со стороны. Она практически всегда индивидуальна. Ребенок очень старается сохранить ее для себя, и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Особенностью этой игры является то, что играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте.

Что же нужно детям для режиссерской игры? При ее организации необходимо соблюдать три условия. Первое из ник - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Сделать ребенку индивидуальное пространство для игры помогут разные ширмы. В нашей группе имеется множество видов ширм : мини-ширмы, ширма-занавес, книжка-раскладушка и так далее. Одна из любимых игр малышей - строить себе домики. Эти домики уютно располагаются под столом, под стулом, да где угодно. Детям там хорошо, там они хозяева. Это необходимо им для эмоциональной разгрузки. Там они чувствуют себя всемогущими, большими и сильными, независимыми от всяких мелких и крупных неприятностей

Индивидуальное пространство может быть и на простом листе бумаги или куске ткани. В нашей группе эффективно используется подвижный фланелеграф. Для его изготовления надо взять несколько кусков ткани разной расцветки, сшить их в целое полотно, затем прикрепить его к палке, чтобы фон можно было менять. Такой фланелеграф не занимает много места, да висит на стенах. Ребенок выбирает (отматывает) нужный фон, например, если он хочет играть в море, то голубой, и при помощи лоскутков разной формы, ниточек придумывает сюжет.

Второе условие, необходимое для организации режиссерской игры, - наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала : кубики, коробочки, зверюшки, кораблики, куколки и так далее. Этих предметов должно быть много, чтобы не ограничивать фантазию ребенка, а, наоборот, побуждать его к созданию новых сюжетов.

Третье условие организации режиссерской игры - позиция взрослого, умелое руководство этой игрой. Взрослый в этой игре выступает в роли зрителя. Но зритель не только хлопает в ладоши, но и просит пояснить те или иные действия, тем самым развивая сюжет . Часто от взрослого зависит и возникновение самой игры.

Задания «Придумай и покажи сказку» , «Изобрази мультфильм» и так далее помогают детям найти интересное занятие и служат толчком к режиссерской игре.

Организацией режиссерской игры не кончается целенаправленное развитие воображения в младшем дошкольном возрасте . Продолжается оно и в развитии образно-ролевой игры.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализованной и почти полностью основана на личном опыте ребенка . Так, если ребенок уже сталкивался с особенностями создания различных образов (ходил в театр, смотрел кукольные спектакли и так далее, то он достаточно легко участвует в образно-ролевой игре.

Например, артистическим способностям Кати родители уделяли большое внимание. Любой праздник, любое событие в семье сопровождались спектаклями, где Кате отводилась определенная роль. Это сближало их, вводило ребенка в мир прекрасного, учило перевоплощению, что сказывалось на развитии воображения и творческих способностях девочки. Поэтому в дальнейшем уже в детском саду Катя могла свободно перевоплотиться в какой-либо образ, легко и непринужденно участвуя в образно-ролевой игре.

Для расширения личного опыта детей , с целью овладения приемов вхождения в образ, развития артистического воображения мы с детьми часто посещали кукольные спектакли, цирковое представление, где дети были не только зрителями, но и непосредственными участниками

Большая роль в развитии артистических способностей детей отводится личному примеру педагога : Поэтому рядом с детьми должен находиться человек творческий , в совершенстве владеющий техникой перевоплощения в любой образ.

Например, ситуация сложилась так, что дети никак не хотели убирать за собой игрушки. Что делать? Сообщаю детям, что мне надо срочно уйти и заведующая пришлет кого-либо другого. Дружелюбно попрощавшись с ребятами, закрываю дверь, быстро надев на голову первый попавшийся платок, через минут буквально «влетаю» в группу и говорю скрипучим чужим голосом : «Здравствуйте, ребята. Я Баба - Яга. Я очень люблю детей , которые не убирают игрушки. Они мои большие помощники и друзья. Ой, ой, ой! Зачем же вы убираете игрушки? Я сейчас растаю! Ой, не убирайте, пожалуйста.» И исчезаю за дверью. Игрушки были быстро убраны на место, это оказалось несложно сделать, а дети вместе с вернувшимся воспитателем весело обсуждали происшедшее.

Дети очень любят наряжаться и крутиться перед зеркалом Поэтому организовать игру образного характера труда не составляет. Можно поиграть гак : воспитатель, одев необычный наряд или не переодеваясь, молча кого-либо изображает, а ребенок должен угадать, кого. Затем взрослый и ребенок меняются ролями, и малыш уже сам с помощью костюма и мимики загадывает загадки, а взрослый отгадывает их.

Образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией. Полученные в процессе этой игры навыки дети успешно применяют в более старшем возрасте : в КВНах, в конкурсах и так далее.

Однажды в один дождливый осенний вечер, когда многих детей уже забрали родители, когда настроение у всех было грустное, я предложила детям : «Давайте поиграем в КВН для малышей» . Разделив детей на две команды , придумала им задание. Одна команда должна была показать любимого героя мультфильма, а другая - инсценировать песню. Через минут ребят не было слышно. Они шептались по разным углам, и через какое-то время перед нами появился Саша с шарфом на шее. Он поправил шарф специфическим жестом, поднял палец и сказал : «Ребята, давайте жить дружно!» «Да это же знаменитый Леопольд!» - догадались мы.

Вторая команда показала вот что : посередине группы встал Виталик, а Женя завернул его в зеленое одеяло. Потом, найдя где-то сломанную клюшку, он подкрался к завернутому в одеяло Виталику и начал этой клюшкой бить по полу, возле ног мальчика. После этого Женя поднял завернутого Виталика и унес его из комнаты. Конечно, мы не могли не узнать песенку «В лесу родилась елочка» . И вечер показался нам не таким дождливым и безрадостным, а дети с азартом ждали новых заданий.

Коренным образом изменилось настроение и детей , и взрослых. А во всех этих волшебствах повинны образно-ролевая игра и воображение , которое помогло ей состояться.

Время, насыщенное удивительными играми и упражнениями пролетело незаметно. Сказочные герои : озорной Буратино, Мальвина, Пьеро и Артемон подружились с ребятами, помогая им преодолевать все трудности, на пути в сказку В группе воцарилась атмосфера дружбы, добра и взаимопонимания. Наши малыши подросли, стали мудрее. Мир сказки поглотил их полностью.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы. Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

Опыт работы воспитателя ДОУ, Развитие творческого воображения у детей

Аннотация: В статье раскрывается необходимость уделения внимания развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательной работе.

Творчество у взрослых высоко ценится в нашем обществе. Личное творчество способствует изобретательности, инновациям социальным и культурным. Творческие люди умеют быстро, эффективно отвечать на различные вопросы, творчество помогает в достижении их жизненных целей. Творчество - это как набор навыков и уникальный и индивидуальный характер структуры, которая развивается на протяжении детства и дорабатывается в подростковом и зрелом возрасте. Образование и воспитание играет ключевую роль в его развитии. Поэтому необходимо развивать творческое воображение у детей, которое станет в дальнейшем и предпосылкой развития познавательных процессов, многие психологи уже пришли к единому мнению, что логическое мышление невозможно развить без предпосылки развития творчества.

Необходимо поощрять творчество у детей и не бояться раскрашенных обоев и мебели. Ведь маленький творец не замечает, как творчество его выходит за рамки альбомного листа. Не следует ругать ребёнка, а беседовать с ним, а возможно и купить обои широкого метража и позволить ребенку выплеснуть свое воображение. Кто знает, может быть растёт будущий гений, а мы своими упрёками тушим искру креативности. Надо помнить, что воображение ведёт к инновационной деятельности, уникальным идеям и опыту.

Доказано, что если творчество не развивать в детстве, то его невозможно развить в более позднем возрасте. Дети легко придумывают вымышленные ситуации и сказочных героев, верят в чудо и ждут волшебства, с лёгкостью преобразуют изображения. Преобразование изображения это творческий навык, который естественно и неотъемлемо присутствует у детей дошкольного возраста.

Неоценимый вклад педагога - уважать выбор ребенка на основе понимания и приверженности детской мудрости в отношении их потребностей в обучении и воспитании. Необходимо с детьми взаимодействовать, сотрудничать, планировать, опираться на предыдущие темы или начинать новые проекты. Чем больше степень свободы, тем богаче творческого роста. Если дети будут получать удовольствие от творческой деятельности, это также будет способствовать интересу к учебе, который будет способствовать в более поздних стадиях онтогенеза в процессе приобретения знаний. [Дориан О, Коннор стр3-5]

Воображение принадлежит к числу главных психологических завоеваний дошкольного детства, следствия развития воображения у дошкольников очень разнообразны. Вопрос о природе детского воображения до сих пор предмет острых дискуссий. От того, как мы взрослые ставим вопрос, зависит выбор стратегии развития творческого воображения ребёнка. У ребёнка присущ смысловой подход к решению встающих перед ним задач, но авторы многих программ обучения упускают это из вида, делают упор наовладение техническими приёмами. Довольно часто забывают о развитии у детей смыслового видения мира, основанного на воображении. Однако не стоит и забывать, что только у детей после 4 лет складывается опыт сюжетно-ролевой игры, внутри которой воображение формируется в своей общей форме, если ранее то такое видение едва ли будет полноценным. Ребёнок на занятии должен быть «волшебником», «мастером», «выдающимся художником», так как вступая в игровой образ у детей проявляется мотивация к созданию своих «шедевров». Творческое воображение позволяет ребёнку пройти свой путь интеграции в человеческую культуру, проникновение во внутренние миры других людей и – главное - в свой собственный внутренний мир. [В.Кудрявцев, стр. 77-78]

Выбирая педагогический подход, который поддерживает творчество у детей педагог, сделает счастливыми детей. Счастье является центральным этапом в детстве. Только в силах педагога и взрослых сделать детей счастливыми и творчески развитыми. Педагог задает тон и обязан учитывать отношения между детьми и ним, а также каждого ребенка и его сверстников. Атмосфера в воспитательно-образовательной деятельности важна для детей, только чуткий педагог понимает это, а так же то, что нельзя торопить и давить на детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что воображение присущая нам черта, без которой невозможно сделать будущее. Что проявляется оно в детстве, но связано с опытом из действительности. Развивая творчество, необходимо давать волю воображению, так как возможно растёт будущий гений и надо помнить об этом.

Библиография:
1. Дориан О,Коннор Development in Early Childhood The Role of Educators
2. В.И.Кудрявцев. Феномен детской креативности.Дошкольное воспитание,5,2006.



Просмотров