Ребенок 8 лет нет интереса к учебе. Пробудить в ребенке желание учиться

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Прививание детям привычки хорошо учиться с самого раннего возраста является одной из самых важных задач, которую могут взять на себя родители. Демонстрируя своим детям то, как важно ценить образование и старательно работать, вы помогаете развитию у них любви к учебе и ставите их на правильный путь для достижения счастья и успеха в будущей карьере. Навыки и ценности, которые ваши дети возьмут от вас позволят им стать независимыми, целеустремленными и успешными людьми.

Шаги

    Начинайте знакомить своих детей с "образовательной" деятельностью в 2-х летнем возрасте. Эта деятельность подразумевает чтение книг, рисование/живопись, изучение основ арифметики, основные грамматические упражнения, изучение иностранного языка, знакомство с инструментами труда и изучение новой лексики посредством рисования.

    Когда ваши дети начнут получать домашние задания - скорее всего это произойдет уже в детском саду - научите их выделять для этого время сразу по прибытии домой для того, чтобы они всегда вовремя справлялись. Скажите им, что час сразу после прибытия домой со школы должен быть посвящен домашней работе, но они могут начать играть раньше в том случае, если раньше справятся со своим заданием.

    • Вместо того, чтобы заставлять своих детей заниматься сразу же после прихода со школы, можно дать им некоторое количество свободного времени, а затем запланировать час рабочего времени для выполнения заданий. Это заставит их быстрее вернуться домой и раньше выполнить домашнее задание, перед тем как они начнут резвиться.
    • Планирование регулярного "рабочего распорядка" на каждый день недели в раннем возрасте является весьма важным элементом воспитания, потому что позволяет создавать впечатление о домашних заданиях как об относительно легкой и приятной деятельности. Маленькие дети обычно послушны и они с удовольствием последуют вашей рекомендации и выполнят свое домашнее задание сразу после школы. Если вы будете продолжать внедрять это в их жизнь по мере их взросления, то у них появиться желание планировать это время для своих дел в будущем.
    • По выходным также необходимо выделять час (например, с 3-х до 4-х часов дня) на то, чтобы выполнять задания, независимо от того назначены ли они в школе или подготовлены вами. Это подходящее время для того, чтобы продолжить заниматься упомянутой на 1-ом шаге деятельностью.
  1. Когда ваши дети начнут становиться более самостоятельными, сокращайте свое участие в их работе. Конец начальной школы или начало средней школы (5-й - 7-й классы) - самое подходящее время для того, чтобы сделать это. При этом следует ориентироваться на степень самостоятельности вашего ребенка.

    • Начните с напоминания о необходимости приступать к выполнению своей домашней работы сразу же после школы, но не контролируйте каждый шаг этого процесса, а позвольте им самим выбирать что и как делать. Вам не обязательно вникать во все их домашних заданиях, прежде чем они сами это сделают. Тем не менее, вы можете продолжать проверять их задания для того, чтобы убедиться, что ваши дети выполняют все в установленный срок.
    • В средней школе, ваши дети начнут получать домашние задания по нескольким предметам с различными сроками выполнения. Препятствуйте тому, чтобы они приступали к выполнению задания в последний вечер перед окончанием установленного срока. Вместо этого, следите за тем, что бы они выполняли работу понемногу, но каждый день. Таким образом, они будут вынуждены приступить к выполнению задания заранее.
  2. Когда ваши дети перейдут в 8-й класс или среднюю школу, сократите количество напоминаний о времени для выполнения работы, и пронаблюдайте за тем, как ваши дети отреагируют на это. Они по-прежнему справляются с выполнением своей домашней работы после школы без вашего напоминания? Если да, то примите поздравления: вы успешно привили им привычку учиться! Если нет, то накажите их за безответственность и продолжайте контролировать выполнение работы по мере необходимости.

    • Объясните своим детям, что если они продемонстрируют личную заинтересованность в выполнении своей работы, то смогут заслужить ваше доверие для того, чтобы управлять своим рабочим временем самостоятельно. Вы должны вознаградить их тем, что откажитесь от контроля.
  3. По мере того, как ваши дети начнут изучать все более и более трудный материал, научите их эффективно применять стратегии обучения для того, чтобы справляться с новой нагрузкой. Есть следующие варианты:

  4. Даже тогда, когда ваши дети будут учиться в старших классах и будут самостоятельно управлять своим рабочим временем, расспрашивайте их о предстоящих проектах/тестах и узнавайте о планах по их подготовке. Даже если вы не расспросите своих детей обо всех подробностях, ваш вопрос все равно напомнит им о том, что они должны начать готовиться заранее, разработать план и выполнить его во время. Вы должны продолжать демонстрировать им, что вас интересуют их успехи в учебе и что вы вознаградите их за привычку хорошо учиться.

    • Не позволяйте своим детям безнаказанно нарушать рабочий распорядок. Строгое соблюдение рабочего распорядка - это единственный способ привить привычку к учебе в качестве постоянной обязанности.
    • Подготавливая к учебе своих детей чередуйте занятия как можно чаще. Например, по понедельникам и средам можно заниматься математикой, по вторникам и четвергам можно читать, а по пятницам можно рисовать. Таким образом ваши дети будет менее подвержены опасности заскучать на этих занятиях.
    • Хорошее поведение должно вознаграждаться вкусными угощениями и возможностью поиграть с друзьями, это особенно важно тогда, когда ваши дети будут становиться более самостоятельными. Это будет стимулировать их хорошо выполнять работу в будущем.
    • Позвольте своим детям обсудить рабочий распорядок с вами. Если у них есть разумное оправдание для отсрочки, то выслушайте их. Будьте готовы, к разумным компромиссам для того, чтобы поощрить самостоятельное мышление у ваших детей.
    • Сами демонстрируйте практический пример выполнения того, что вы от них требуете. Пусть ваши дети видят чем вы занимаетесь, как идете в ногу со временем, читаете книги, заранее готовите презентаций для работы, меняете внешний вид, действуете в разных ситуациях по-разному и т.д. Это даст им отличный пример для проявления собственной инициативы.

    Предупреждения

    • Не расстраивайтесь, если ваши дети отказываются от сотрудничества или протестуют против выполнения работы сразу после школы. Настаивайте на том, в вашем доме должен быть именно такой распорядок. Будьте терпеливы, предлагайте помощь в решении любых вопросов, которые у них могут возникнуть, и объясните им, что их тяжелый труд окупится в будущем.
    • Если ваш ребенок не одарен от природы и/или ему не нравится какой-то предмет (например, математика) то помогайте ему в работе, стимулируйте эти занятия. Начинайте с решения простых задач, о которых вы заранее знаете, что дети способны успешно с ними справиться самостоятельно. Это придаст им уверенности при решении более трудных задач. Хорошо было бы объединить занятия по такой теме с занятиями другой теме, от которой дети получают удовольствие, в один и тот же день.
    • Помните, что некоторые дети могут учиться совершенно по-другому, не так как это делают их одноклассники, братья иди сестры. Есть солидные компании, такие как Sylvan , Kumon и Appleton , у которых есть специальные филиалы по всей территории США. В этих местах можно получить дополнительную поддержку и структурированные, персонализированные уроки для детей, которым с трудом удается привыкнуть к учебе. Иногда дети могут хорошо реагировать и на родительские наставления, и на наставления других взрослых людей.

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Многие родители считают, что ребёнок должен учиться самостоятельно, обязан стараться и прикладывать максимум усилий для освоения материала школьной программы.

Вот только не учитывают тот факт, что ребёнок по природе своей никому и ничем не обязан, чтобы у малыша появилось стремление и желание учиться, именно родителям нужно прикладывать колоссальные усилия, помогая ребёнку правильно познавать мир. Для того чтобы результаты образовательной деятельности в школе были высокими, нужно грамотно мотивировать школьника на обучение.

Совместное занятие упражнениями и уроками в дошкольный период поможет ребёнку привыкнуть к мысли, что учёба является неотъемлемой частью его жизни на длительный период. Заниматься можно всего по 1–2 часа в день, стараясь разнообразить упражнения, подбирая заведомо простые, чтобы заинтересовать школьника, и обязательно создавать возможность сделать сложные, помогая достичь успехов в выполнении. Для ребёнка очень важно, когда родители занимаются с ним совместно, так как в сознании малыша формируется ощущение важности его действия, потому что родители учатся с ним, а взрослые всегда занимаются только важными делами.

В младшем школьном возрасте (с первого по четвёртый классы) крайне важно работать над домашним заданием вместе с детьми, приучая к самостоятельности поэтапно:

  1. Первый класс. Целиком показывать выполнение домашней работы в первом классе, заинтересовывая ребёнка запоминающимися для него комментариями, рассказами, объяснениями во время выполнения работы. Основная цель в этот период приучить детей к усидчивости, сосредоточенности внимания на уроках;
  2. Второй класс . Во втором классе нужно стараться сидеть рядом со школьником, пока он пытается самостоятельно выполнять домашнее задание. Очень важно быть готовым по просьбе ребёнка помочь справиться с задачами, научить его выполнять различные виды работы по образовательной программе. Особенно нужно уделять время и силы тому, чтобы объяснять материал, который ребёнок в школе не понял или прослушал;
  3. Третий класс. В третьем классе детям уже нужно позволять проявлять самостоятельность при выполнении домашней работы. Рядом сидеть уже не надо, важно проверять работу школьника после её выполнения, однако, в случае необходимости быть готовыми помочь с объяснениями и наглядно, продемонстрировать, как лучше выполнить задания. В этом возрасте нужно помочь привыкнуть ребёнку составлять план на день, чтобы приучить к выполнению большого объёма задач. Обязательно предоставить ребёнку возможность самому определять, когда он будет делать перерывы в выполнении заданий, и в какое время малыш отдохнет от учёбы;
  4. Четвертый класс. В четвёртом классе ребёнку надо разрешить самостоятельно планировать свой день, дать возможность распределять задания и продумывать, сколько времени ему нужно на отдых, а сколько на выполнение домашней работы. Очень важно в этом возрасте помогать выполнять задания по факультативным предметам, чтобы школьник ощущал поддержку родителей и их заинтересованность в его жизни и деятельности.

Специальный метод мотивации – поощрения и вознаграждения за результаты учёбы.

Начиная со второго класса, когда ребёнок уже чувствует ответственность за выполнение своего домашнего задания, нужно вводить систему поощрений за результаты его учебной деятельности. Например, можно заранее сообщить о приобретении подарка по итогу четверти, определить денежное вознаграждение за участие в олимпиадах, за выполнение особо сложных работ или заданий.

Такой метод помогает сформировать у школьника понимание того, что у взрослых есть работа, а у него – учёба.

Отношение к урокам, как способу заработать, приводит к появлению у современных детей ответственности и зарождению собственного желания учиться, без напоминаний.

В третьем и четвёртом классе правильнее переходить на оплату оценок. Лучшей мотивации в этом возрасте для ребёнка не существует, так как школьник ассоциирует себя со взрослым, понимая, что за свою работу он будет получать денежное вознаграждение. Чувство ответственности за результат поможет сформировать к пятому классу сильного в учёбе, сознательного школьника, который воспринимает время, проведённое на занятиях, своей трудовой деятельностью. В это время нужно тщательно продумать условную стоимость каждой оценки, оговорить с ребёнком все условия оплаты его труда, чтобы школьник выдел, что его воспринимают взрослым человеком.

Родителям необходимо тщательно продумать и посчитать, сколько они могут позволить себе платить за результат своим детям. Для некоторых сумма в 5 рублей за одну пятёрку может оказаться непосильной для бюджета семьи, а кто-то готов платить по 50 рублей, не испытывая никаких финансовых трудностей. Важно, чтобы ребёнку объяснили, почему именно определённая сумма вознаграждения за оценки, так как школьник должен чувствовать ответственность не только за учёбу, но и за семью.

Смешанная система мотивации – залог успеха не только в школе.

К пятому классу ученик становится самостоятельным, способным принимать ответственные решения, человеком. Умение составлять план и распределять время на выполнение всех пунктов оттачиваться будет вплоть до одиннадцатого класса и далее – во взрослой жизни. Норма вознаграждения, установленная в третьем классе, должна быть пересмотрена к девятому, так как нагрузка и уровень ответственности после девятого класса существенно возрастает, поэтому и мотивация должна быть соответственной. Важно понимать, что поддержка родителей и готовность их помогать в любом возрасте своим детям сильно придаёт уверенности школьникам, сохраняя в них наряду с чувством самостоятельности, ощущение спокойствия, надёжности и понимания того, что, в крайнем случае, родители всегда помогут.

Главное, для родителей понимать, что никакая мотивация не заменит их внимание и желание помогать ученику в освоении материала. Самостоятельность и ответственность у школьника закладывается исключительно до пятого класса благодаря родителям, мотивация только помогает в этом.

Вакцинация ребенка

Дата рождения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

Января февраля марта апреля мая июня июля августа сентября октября ноября декабря

Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается? Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Родители в панике. По данным опросов Левада-центра, 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Сами родители, возможно, учились еще в советской школе и были более дисциплинированными учениками, но им вряд ли больше хотелось учиться, чем их детям. Просто ими было легче управлять: «Надо так надо».

Что изменилось сегодня? Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни. Чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.

У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого.

«Влияние родителей опосредованное, мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес - настаивает психолог Тамара Гордеева, автор книги «Психология мотивации достижения», - но именно мы можем «запускать» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает нас самих».

Большинство школ не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться

Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают детям противоречивую установку - поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», - уверена Тамара Гордеева.

«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, - уточняет семейный психолог Людмила Петрановская. - Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы». Но большинство школ, увы, не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться. Значит, нам, родителям, предстоит развить у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.

«Стать репетитором по всем предметам не выход из положения, - уверена детский психолог Елена Морозова. - Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к собственному ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».

Что нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

  • Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
  • Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия.
  • Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого.
  • Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца.

Задачи для родителей

Мы попросили экспертов рассказать об универсальных рекомендациях, которыми может воспользоваться каждый, скорректировав их с учетом своего характера и семейных традиций. Для каждого возраста - свои приоритеты. Поэтому мы выделили три основных этапа.

Начальная школа: безопасность и любопытство

В первый класс дети приходят с ожиданием новых, интересных событий. Но именно первые годы учебы позже вспоминаются некоторым из нас как самые скучные. Что могут сделать родители, чтобы сохранить у ребенка интерес к учебе? Ответы в статье Начальная школа: безопасность и любопытство

Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Быстрый рост и гормональные бури меняют восприятие себя и отношения с окружающими. Эта революция в жизни подростка сказывается и на учебе. А увлечение современными технологиями, новыми формами общения и досуга становится еще одной причиной конфликтов с родителями. Как общаться с подростком, чтобы сохранить интерес к учебе, читайте в статье Средняя школа: самостоятельность и поощрение

Старшие классы: гибкость и выдержка

Жизнь старшеклассника проходит под знаком необходимости выбора вуза и сдачи ЕГЭ. На пороге будущего для него неоценима поддержка родителей. Как помочь ребенку разглядеть свои сильные стороны, разобраться в желаниях и расставить приоритеты, читайте в статье Старшие классы: гибкость и выдержка



Просмотров