Рождество: история возникновения. Рождество имеет языческие корни Какой языческий праздник на рождество

История происхождения праздника Рождества Христова

Принятие христианства в Европе сопровождалось не только вытеснением языческих культов, но и заимствованием некоторых их элементов. Так, чтобы облегчить населению переход от одной религии к другой, христианская церковь часто сохраняла языческие праздники, однако придавала им новое значение. Поэтому не удивительно, что некоторые современные праздники, которые мы привыкли считать христианскими или даже светскими, на самом деле имеют глубокие языческие корни.

Так, например, в свое время христианская церковь присвоила себе праздник дня рождения солнечного бога Митры (иначе – день рождения Непобедимого Солнца –dies natalis Solis invicti), проходивший в Римской Империи 25 декабря, превратив его в рождество собственного бога, дня, месяца и даже года рождения которого они не знали.

Фрейзер пишет: “Наиболее значительным языческим культом, взрастившим празднование 25 декабря как святого праздника во всем римском и греческом мирах, было языческое солнцепоклонство – культ Митры.… Этот зимний фестиваль назывался ‘Рождество’ – [Рождество солнца]”

“Этот зимний фестиваль был очень популярен в древности. ‘В языческом Риме и Греции, во времена тевтонских варваров и в отдаленные дни древней египетской цивилизации, во времена детства человеческой расы на западе и востоке, севере и юге – везде время зимнего солнцестояния было временем веселья и празднований.’ Этот праздничный сезон был заимствован Римской Церковью как время рождения Христа именно из-за его огромной популярности.“ (Из труда Ральфа Вудроу Тайная Религия Вавилона, изд. 1992, ст. 142, 143).

Митра был одним из самых популярных богов восточного происхождения. Учением и обрядностью культ митры напоминает не только культ Великой Матери, но и христианство. Сходство было настолько очевидным, что многие христианские богословы истолковывали его как козни дьявола.
Евангелия ни одним словом не упоминают о дате рождения Христа, поэтому ранние христиане этот праздник не отмечали.

Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Христа.

Однако, со временем, египетские христиане стали считать Рождеством 6 января. Обычай праздновать эту дату распространился к 4 веку по всему Востоку. Но в начале 4 века Западная церковь установила в качестве подлинной даты 25 декабря. Со временем с этим решением согласилась и восточная церковь.
Дата 7 января возникла во времена введения григорианского календаря в России – нового стиля, во времена прихода к власти большевиков и появилась она от того. Что православная церковь не пожелала изменяться и приспосабливаться к окружающей реальности; и продолжила отмечать рождество 25 декабря по старому календарю, что как раз и есть 7 января нового стиля.

День рождения других богов солнца - Осириса, Гора, Геркулеса, Бахуса, Адониса, Юпитера, Таммуза, Сатурна, и других, - тоже праздновались 25 декабря.

Гор родился в самый короткий день в году, в тот день, когда цветет лотос, поэтому изображения Гора и лотоса часто встречаются как в скульптурных композициях, так и на барель ефах.

В древнем Египте, истоки религии которого теряются во тьме третьего тысячелетия до Рождества Христова, в районе 25 декабря справлялся праздник в честь Осириса, умирающего и возрождающегося бога, единого со своим сыном Гором, как Христос был един со своим отцом. Есть у Осириса и другие общие черты со своим столь знаменитым последователем – оба они судят души умерших в загробном мире, оба они умерли и воскресли после своей смерти.

Календарная мифология кельтских народов разработана весьма подробно. Последняя декада декабря – один из самых священных периодов. С захода Солнца 20 декабря начинаются священные «Дни Змеи».

Считалось, что в течении трех дней – 21-го, 22-го, 23-го декабря, Солнце находится в преисподней (в Аннуне), где оно претерпевает очищение от всех грехов старого года и 24-го декабря утром восходит новое, чистое Солнце.

В этот день кельты отмечали новый год и окончание «Дней Змеи», рождение нового Солнца. Три темных дня полагалось проводить, предаваясь аскезе, с трепетом ожидая рождения нового светила, зато 24-го праздник отмечался очень ярко и весело.

Сходным образом отмечался праздник зимнего солнцестояния и у германцев. Назывался он Йуле (от англ. Yule, от др.-сканд. Iul – «колесо»). То есть, это праздник коловорота (солнцеворота), как и у славян; и праздновался он приблизительно с середины декабря до самого конца месяца (современного конечно). Считалось, что в этом периоде содержится весь последующий год, который рождается как раз в это время.

То, что Рождество имеет языческие корни, молчаливо признает Блаженный Августин, когда увещевает братьев во Христе праздновать этот день не как язычники, то есть из-за рождения Солнца, а ради того, кто сотворил это солнце. Из всего этого ясно, что церковь приняла решение праздновать день рождения своего основателя 25 декабря для того, чтобы перевести религиозное рвение «язычников» с Солнца на собственного бога.

Как отмечали праздник на Руси в языческие времена?

Зимние праздники начинались со дня солнцеворота. Самый короткий день в году носил название «карачун». После него начинались обряды, посвященные душам умерших предков: готовились ритуальные блюда для поминовения, в ночь на 25 декабря разводили костры из соломы для того, чтобы души предков «грелись». Даждьбог – податель тепла и света рождается именно в день зимнего солнцестояния. С 25 декабря по 6 января проходили Святки. Святки - зимние праздники - были языческими, но православная Русь не отказалсь от древних традиций, внеся в христианский праздник множество народных традиций.

Наиболее известным элементом, связанным с которым, являются колядования и святочные гадания. Традиция гадания, которая сохранилась до сих пор, очень легко объясняется, если вспомнить веру кельтов и германцев в то, что во время зимнего солнцестояния граница между миром видимым и миром невидимым (миром богов и духов) становится наиболее тонкой и поэтому в это время легче всего получить ответ от богов посредством гадания именно в это время.

Согласно современной реконструкции славянского языческого календаря, Коляда – имя ипостаси Даждьбога-Солнца: на это указывает корень «коло» в имени Коляда и обычай печь блины и круглые лепешки – символы Солнца в праздник Коляды (Замещен Рождеством Христовым).

Так что же за праздник справляется на самом деле, Рождество?

Да, мы справляем именно Рождество, в этом нет никакого сомнения; мы справляем рождение нового года, нового света, нового Солнца, которое возвращается к нам обновленным после смерти в преисподней, неся с собой новые силы, свет и тепло предстоящей весны.

Точной даты рождения Иешуа (Иисуса Христа) никто не знает. В Библии, Мессия не постановлял праздновать свой день рождения. Дата рождения Иешуа (Иисуса Христа) появилась спустя как минимум через 350 лет после Его жизни. Решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году. Сегодня большинство церквей празднует Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря. Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей – отмечают Рождество по Григорианскому календарю. Большинство православный церквей отмечают Рождество 25 декабря по Юлианскому календарю, что в ХХ И ХХ! веках соответствует 7 января по Григорианскому календарю.

Многие церковные праздники отмечают ныне как верующие, так и неверующие люди. Как для первых, так и для вторых, праздники эти представляются только лишь христианскими, ибо в народном сознании они четко ассоциируются именно с распространенной сегодня конфессией. На самом же деле, большинство современных религиозных праздников, подчас с точным совпадением дат, проистекают из более древних языческих празднеств.

В далекие времена, еще задолго до появления христианства, у всех народов Земли праздники были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. п. Лишь позже, чтобы укрепить в народном сознании переход к христианскому пониманию праздников, церковь использовала уже давно полюбившиеся людям языческие праздники, но вкладывала в них новое содержание.

Вкратце напомним, что православное летосчисление ведется по Юлианскому календарю, и потому отстает от нынешнего Григорианского на 13 дней. В 354 году христианская церковь официально установила празднование рождества Христова на зимнее солнцестояние. В этот день в Риме широко отмечалось рождение солнечного бога Митры, в Греции - бога Диониса, в Египте - Осириса, в Аравии - Дусара. На Руси этот праздник называли "зимний коловорот" или "день рождения солнца", так как именно с этого момента солнце начинает "расти": день становится длиннее, а ночь короче. Тем самым, в понимании церкви, рождество Христово символически должно было олицетворять рождение солнца, которое несет жизнь Земле.

Показательно, что в христианской теологии Христа именовали как "солнце Мира" и "солнце Правды". А в 15 веке в Европе даже была попытка переименовать все известные небесные светила библейскими именами: планеты, носящие названия римских языческих богов, предлагали назвать в честь христианских святых апостолов, Луну - Иоанном Крестителем, Землю - девой Марией, а собственно солнце предлагали назвать Иисусом Христом. Однако, в этом историческом курьезе явно заметен мистический символизм: Земля - это мать, а сам бог - как солнце, дарящее жизнь.

Сразу после зимнего солнцестояния у римлян идут "календы". В это же время на Руси древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - Святки. В Белоруссии и на Украине до сих пор святочную неделю называют "Коляда". В эти дни идут пиршества, увеселения, гадания, хождение ряженых, колядование. Аналогичное римским "календам" русское название "колядки" происходят из общего санскритского корня, где "кол" означает солнце или круг. Известно, что "круглое" имеет в русском языке корень "кол": колесо, кольцо, колобок, колодец, колокол, коловорот (солнцеворот). Например, у индийцев (по нынешний день) "Koleda" почитается за божество празднеств и так же называются некоторые обряды, а слово "koledovat" на языке хинди означает хождение детей по разным домам с песнями и плясками (!). Наконец, от этого же слова произошло в дальнейшем и "колдовство".

В христианские времена языческий обряд сохранился практически в первозданном виде. Дети и взрослые надевают маски и костюмы (стараются одеться так, чтобы их не узнали), собираются группами и ходят от дома к дому, распевая особые песни (их называют «колядками»). Часто, колядующие носят с собой звезду, символизирующую Звезду Вифлеема, и небольшой вертеп. Вертеп представляет собой собранный из еловых веток каркас, внутри которого располагаются фигурки младенца Иисуса, Марии, Иосифа и пастухов с дарами. Ряженые подходят к дому и начинают петь колядки (особые песни, содержащие слова прославления праздника и прошение о подаянии), хозяин дома должен непременно открыть дверь и угостить ряженых. В качестве угощения давали сладости, кутью, деньги или любое блюдо с праздничного стола. После этого ряженые благодарят хозяина и поют еще одну колядку с добрыми пожеланиями хозяину и его дому. Эта традиция восходит к языческому празднованию Коляды — дня рождения одноименного божества.

Еще один языческий обряд – гадания. Предки русских верили, что спустившиеся души умерших приносили с собой магическую силу, способную предсказать будущее живых. Как правило, в гаданиях участвуют только девушки, которые хотят узнать, кто станет их мужем. Девушки находили места, где, по поверьям, прячутся злые духи (такими местами считаются подвалы, бани, сени, сараи и так далее) именно в таких местах и начинали гадать. Конечно, любое гадание является большим грехом, тем не менее, колядки и гадания остаются неотъемлемой частью рождественских праздников.

Еще один неотъемлемый языческий атрибут Рождества – специальное кушанье – Кутья.

Сладкая, сваренная на меду, каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Существовали специальные виды каши, имевшие только ритуальное назначение: «кутья», «коливо». Варилась кутья в горшке и в горшке же или в миске подавалась на праздничный стол или относилась на кладбище. Кутья, ей угощаются на поминках и носят друг другу в дома. Многие даже не понимают зачем это, но верно следуют этой традиции. Вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис. Кутья – это еда мертвых.

Прочитано: 246

1. Число 25 декабря (7 января по старому стилю)
В энциклопедии «Британика» говорится: «одним из самых популярных зимних фестивалей был фестиваль «Сатурналия», отмечавшийся с 17 по 24 декабря. Поскольку это было время веселья и буйных вакханалий, то никто не работал, все школы и суды были закрыты. Люди предавались объеданию, танцам, азартным играм и всему, чем обычно люди тешат себя во время фестивалей и праздников. 25 декабря было особым днём – днём рождения иранского бога солнца и света – Митры. Церковь провозгласила этот день Рождеством Христовым с целью противостоять языческим традициям зимнего фестиваля» (Том 7, страница 202).
В 354-м году нашей эры Римский Епископ Либерий написал указ о праздновании Рождества 25 декабря. Он руководствовался желанием превратить языческий фестиваль в христианский праздник.
С этого момента день рождения Иисуса начал отмечаться как день «Света Миру».

2. Ёлка
В книге пророка Иеремии описывается языческая традиция, напоминающая традицию украшения Рождественской ёлки: Иеремия 10:2-4 «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось».
У языческих народов был обычай поклоняться вечнозелёному дереву как символу вечной жизни и плодородия. Современная традиция наряжать рождественскую (или новогоднюю) ёлку своими корнями уходит в Вавилонскую традицию поклонения вечнозелёному дереву.

3. Обмен подарками
Согласно Библии, волхвы с Востока принесли Христу дары. Однако следует отметить, что эти подарки были преподнесены потому, что волхвы признали в Иисусе Христе Царя Израиля: Матфея 2:1-2 «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский?»
По восточной традиции, никто не мог приблизиться к царю без подарка. Таким образом, дары, которые получил младенец Иисус, имели отношение не к факту Его рождения, а к факту признания Его царём.

Многие традиции празднования современного Рождества корнями уходят в язычество: ёлка, обмен подарками, а также и сама дата Рождества. В четвёртом веке католическая церковь заменила языческий зимний фестиваль празднованием дня рождения Христа. Но это не отменило языческих традиций, а всего-навсего перемешало новые традиции со старыми. Вот почему так важно помнить, что Рождество – это не просто повод для застолья, а день рождения Господа и Спасителя Иисуса Христа

VN:F

VN:F

Категории

7 января православные христиане всего мира празднуют рождение Иисуса Христа. сайт расскажет, что это за праздник, какие традиции необходимо соблюдать в этот день, что можно делать и чего делать нельзя.

История возникновения Рождества Христова

Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа.

Начало празднику положила библейская легенда: именно в этот день в Вифлееме, находящемуся к югу от Иерусалима, на свет появился Иисус Христос. Его рождение начинают праздновать в Сочельник, вечером 6 января. Согласно легенде, в этот день на небе появилась первая звезда – та самая, что некогда привела в Вифлеем волхвов.

Источник: alter-idea.info

Самое первое празднование Рождества было отмечено 25 декабря 354 года в древнем иллюстрированном календаре «Хронографе». Однако сам праздник официально узаконили на Эфесском соборе в 431 году.

На Руси христианский праздник стал распространяться в 10 веке. Рождество совместилось с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (Святками), пережитки которого сохранились в «святочных» обрядах (ряженые, гаданье), что в настоящее время церковь считает недопустимым, так как по мнению христианских священнослужителей любое гадание – страшный грех.

Почему отличаются даты католического и православного Рождества

В одних странах Рождество отмечают 25 декабря по григорианскому календарю или по новому стилю, в других – 7 января по юлианскому календарю или по старому стилю.

Долгое время Рождество Христово именовалось Богоявлением. Древние христиане праздновали и Рождество, и Крещение Христа 25 декабря по старому стилю. В 4 веке для того, чтобы придать большую значимость одному и второму празднику и не смешивать сами понятия торжеств, эти дни были разделены на 7 января и 19 января. При этом при появлении деления на григорианский и юлианский календари произошло смещение, которое в наше время неправильно называют делением на католическое и христианское Рождество, однако на самом деле это связано лишь с различными календарями.

Традиции и символы Рождества

Главной традицией Рождества Христова принято прощать всех в этот день. Согласно Новому Завету Бог простил человека, его грехи. Поэтому в церкви считают важным всех прощать, чтобы приблизиться к тайне Боговоплощения, а также очиститься душой на Таинстве исповеди.

Одной из интересных традиций празднования Рождества считаются «рождественские ясли» или вертеп, изображающие сцену рождения Иисуса Христа. Первые в мире Ясли были созданы в 1562 году в Праге. Долгое время их устанавливали только в церквях, позже обычай переняли аристократы и богатые люди. Сцена Яслей следующая: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы. Важную роль играли персонажи из простого народа, теснящиеся вокруг: восторженные рыбаки, продавщица рыбы, женщина с глиняным кувшином и другие.


Эстебан Бартоломе Мурильо, «Поклонение пастухов».

Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Так, одним из широко известных символов Рождества стала первая восходящая звезда в небе, по которой, согласно легенде, волхвы пришли в Вифлеем поклониться младенцу Христу. Но возвращаясь к религиозному символизму, первую звезду символизирует первая же свеча, которую выносят после богослужения. Так, принято не вкушать ничего до первой звезды и 6 января дозволено есть только , а 7 января, после литургии, заканчивается пост и можно есть все.

Также одним из символов Рождества стала и ель, у древних римлян это дерево являлось символом вечной жизни. Когда-то её украшали только фруктами, чаще всего яблоками. И когда в 1858 году случился очень плохой урожай яблок, стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки – отсюда появилась традиция ёлочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые ёлочные шары.

Также отмечают и . В первую очередь, колядки – это песнопения. Раньше это были языческие песнопения, но сейчас они восхваляют Христа. Исполнение колядок – это своего рода народная проповедь, которая рассказывает о Христе и таким образом больше людей узнают историю Иисуса Христа.

Рождество всегда было настолько сильно вплетено в жизнь российских народов, что после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине и Советская власть пыталась отменить любые церковные празднования, людям пришлось изобрести альтернативу: считается, что так появились новогодние утренники и спектакли со сказочными персонажами, являющиеся на самом деле переделанными Рождественскими сценками.

Что нельзя делать в ночь на Рождество Христово

Как утверждают священнослужители церкви, самое главное – быть чистым сердцем и не грешить.

Ранее в домах к празднованию Рождества заготавливали дидух – символический празднично украшенный сноп зерна (ржи, пшеницы, овса), который устанавливали в углу и считалось, что с этого времени там находятся души предков-покровителей. До тех пор, пока дидух находился в доме, запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом.

«Святым» называли не только ужин в канун Рождества, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13 января. При этом всю праздничную неделю запрещалось работать.

Также с Рождества до Крещения мужчинам нельзя было охотиться: убийство зверей во время святок считается большим грехом и может навлечь беду.


Православные христиане 7 января радостно отмечают один из главнейших праздников - Рождество Христово. Даже те, кто не разделяет христианскую веру, знают, что в этот день на свет появился особенный младенец, которому суждено было изменить мир. Но далеко не каждому известна подробная история возникновения праздника, а она не ограничивается лишь одним событием.

Как появился праздник

Празднование Рождества начали отмечать в четвертом веке. До этого такого праздника в православном календаре не было, а было Богоявление, символизирующее Крещение Иисуса и явление миру в этот момент Пресвятой Троицы. Изначально этот важный праздник называли днем Просвещения, олицетворяя этим Бога со Светом и давая понять, что он явился в мир, чтобы сделать его светлее.

Однозначно, что дата 7 января не является точным днем рождения Иисуса, а назначена лишь приблизительно, основываясь на предположениях. Согласно библейским преданиям Христос должен был пребывать на земле полное количество лет, а значит, день его зачатия вероятнее всего совпадал с датой распятия.

Существует также предположение, что дата празднования Рождества не случайно приходится на день языческого праздника Рождения Солнца Непобедимого, символизирующего начало пребывания солнечного дня. Возможно, таким образом, христианская церковь хотела вытеснить древние обычаи. Не секрет, что христианство аналогичным способом заменило языческие праздники своими. К примеру, так произошло с Пасхой и Масленицей.

Традиции празднования Рождества Христова

Рождество Христово входит в число двенадцати наиболее значимых церковных праздников. В ночь на 7 января его отмечают православные церкви, придерживающиеся юлианского календаря (в том числе российская и украинская церкви), а также некоторые восточные католики. Остальные христиане придерживаются григорианского летосчисления и празднуют появление на земле Спасителя в ночь с 25 на 26 декабря.

Рождественским праздникам предшествует сорокадневный пост, он не такой строгий, как проходящий перед Пасхой Великий пост. Четыре дня в неделю допускается включать в меню растительное масло, а в субботу и воскресенье, а также в церковные праздники, выпадающие на это время, разрешено кушать рыбу.

Встречать Рождество начинают вечером 6 января. Христиане называют этот день Сочельником и придают ему огромное значение. В последний день поста строго запрещено работать и есть. Празднование начинают только после того, как на небосводе загорится первая звезда - символ рождения Иисуса. В этот момент все дружно садятся за стол и начинают встречать великое событие.

Сначала на столе должно быть ровно 12 постных яств, главное из которых сочиво - по-особенному приготовленная каша из зерен пшеницы, сдобренная медом и фруктами. Стол застилают белоснежной скатертью и обязательно кладут на него небольшой пучок сена, символизирующий ясли, в которых лежал новорожденный Спаситель.

Только после полуночи разрешается ставить на праздничный стол мясные и рыбные закуски, сладости и другие деликатесы. Православные приступают к трапезе сразу после окончания ночной церковной службы. Рождественское застолье одно из самых пышных и сытных. Изобилием еды христиане радуются чуду рождения Христа.

Рождество в России

В России Рождество начали отмечать в 5 веке, сразу после Крещения Руси. К концу 19 века праздник стал не только церковным, но и светским. Правители всячески не одобряли попытки народа в этот день любые упоминания о языческом празднике - Дне солнцестояния. Запрещалось наряжаться в костюмы, ходить в них по улицам и петь песни. В начале 20 века появился обычай наряжать Рождественскую елку, тогда и родился любимый всеми Дед Мороз с подарками и гостинцами.

С приходом к власти атеистически настроенных коммунистов Рождество внесли список запретных праздников, о которых не допускалось было даже упоминать. Долгие годы этот день всячески старались вычеркнуть из памяти людей, запрещая даже украшать дома нарядными елками. Но в народе продолжали отмечать великое событие, ставя под угрозу карьеру и свободу.

В 1990 году Рождество Христово было объявлено не только государственным праздником, но и стало официальным выходным днем, впервые в масштабах страны его отметили 7 января 1991 года. Сейчас в рождественскую ночь во всех храмах проходят всенощные красивые праздничные службы, а по телевизору всю ночь транслируют службу из Храма Христа Спасителя - главной церкви страны.

В неделю Рождества принято ходить в гости, преподносить друг другу подарки и гостинцы. Но до сих пор в празднике угадываются дохристианские традиции - в святки в народе принято наряжаться и ходить по домам с песнями и играми.



Просмотров