Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения. Семинар для педагогов «Профессиональный портрет современного педагога

Портрет современного педагога

Воспитатель детского сада - особенная, удивительная профессия:
ведь он - мудрый спутник ребенка в его путешествии по стране детства...

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

Современным детям нужны современные педагоги. Современные дети более активны, подвижны в своих самовыражениях, более информированы, более не похожи друг на друга, у них более разные условия проживания и воспитания в семье. Все это предъявляет определенные требования к личности педагога.

Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

Активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

Способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

Внимательным - к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей.

Компетентным - стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

Задача современного воспитателя - воспитать личность творческую, коммуникабельную, развить индивидуальные способности каждого ребенка. Для этого воспитатель должен быть сам личностью образованной, творческой, неординарной. Он должен много уметь и знать, чтобы наши дети ему верили, чтобы захотели всему научиться. Занятия с детьми должны быть целенаправленны на успех, на интерес, на познание. Педагог должен постоянно совершенствоваться, учиться, уметь идти в ногу со временем.

Воспитатель - это ответственная и сложная профессия. Здесь много требований и от родителей в том числе.

Во-первых, воспитатель должен уметь ладить с детьми. Он должен понимать проблемы, интересы, потребности каждого ребенка. Многие малыши попадают в детский сад, не умея разговаривать. Многие не знают, как спросить о чем-то или попросить что-то. Ведь дома мама реагировала на любые его потребности, понимая все и без слов. Воспитатель должен так наладить контакт с малышом, чтобы последний не боялся и не стеснялся подойти даже с малейшим затруднением.

Во-вторых, воспитатель должен уметь и хотеть заботиться о ребенке. У хорошего воспитателя дети накормлены, уложены спать, умыты, вовремя одеты, причесаны и заняты полезным делом.

В-третьих, воспитатель должен быть специалистом, то есть владеть разными методиками образования и воспитания. Он должен как можно лучше подготовить ребенка к школе, воспитатель должен отлично ориентироваться в программе, по которой он работает с детьми.

В-четвертых, воспитатель должен уметь общаться с родителями, решать конфликты, прислушиваться к разным мнениям и пожеланиям. Ни один вопрос не должен быть оставлен без ответа. Воспитатель должен давать рекомендации по воспитанию каждого малыша.

Для того чтобы выстроить качественную работу с семьями воспитанников необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить родителей к себе. Говоря иными словами стать авторитетным педагогом в их глазах.

Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.

Авторитет воспитателя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения родителей к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.

Авторитет воспитателя - особая профессиональная позиция, определяющая влияние на родителей, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, и их родителями способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, проявление эрудированности, компетентности, справедливости и доброты.

На мой взгляд, воспитатель в душе всегда должен оставаться ребенком, иначе дети не примут, не пустят его в свой мир. Самое главное для воспитателя любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.

Я думаю, что воспитатель будущего - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника, это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.

Итак, профессия воспитателя сложна и ответственна. То есть, предъявляемых к ней требований, очень много. Но, по-моему мнению, главное качество современного воспитателя (как и в былые времена) - умение дарить детям любовь и ласку. Воспитатель сегодня должен быть современным человеком, не закоснелым, а способным обучаться, схватывать всё на лету, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать.

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Из истории вопроса

Заключение

Список литературы

Введение

Выбирая тему для своей контрольной работы, я не спроста выбрала, именно эту тему «Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения», т.к. являясь сама педагогом ДОУ мне интересна эта тема само по себе. Работая над контрольной можно анализировать свой психологический портрет как педагога и в результате повысить свой профессиональный уровень.

В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с ее первой ступени - дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей и пр. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми. Особенно это относится к специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что одним из существеннейших Факторов личностного развития ребенка является личность работающего с ним воспитателя. В психолого-педагогической литературе существует достаточно четкое представление о влиянии общения взрослого и ребенка на Формирование личности дошкольника (М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, А.Г. Рузская и др.). Весьма подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии ребенка, в воспитании у них тех или иных качеств, умений и навыков. Однако в психологической литературе не уделено еще должного внимания изучению профессиональных качеств личности самого воспитателя детского сада. Весьма обширная литература по педагогической деятельности посвящена в основном исследованию психологии учителя.

В работах Ф.Н. Гоноболина, 1975; С.В. Кондратьевой, 1984; В.А. Крутецкого, 1978, 1980; Н.В. Кузьминой, 1975, 1985, А.К. Марковой, 1987, 1990; Л.М. Митиной, 1990, 1995; В.А. Сластенина, 1976; И.М. Юсупова, 1989 и др. анализируются педагогические способности и профессионально значимые качества личности учителя; любовь к детям, дидактические особенности, коммуникативные умения и навыки, интеллект, критичность мышления и т.д. Но интегративные образования личности воспитателя детского сада в современных исследованиях представлены пока недостаточно. Между тем дошкольные учреждения образования нуждаются сейчас в таких педагогах-воспитателях, которые обеспечили бы развитие индивидуальности и творческое отношение к жизни каждого ребенка.

Актуальность данной работы определяется тем, что в ней исследуется одна из проблем, стоящих перед педагогической психологией, проблема профессиональных качеств личности современного воспитателя детского сада.

Из истории вопроса

Анализ отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения психологических свойств личности педагога, проблеме влияния личности взрослого на развитие личности ребенка показывает, что ведущим началом процесса Формирования личности является деятельностно-опосредованный тип взаимодействия с наиболее референтными для ребенка лицами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин). Для детей дошкольного возраста - это его ближайший микросоциум - родители, воспитатели в детском саду. В дошкольном детстве начинается становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность. Формируются навыки социального поведения. Этим определяется значение детского сада как организационной и общественной Формы воспитания дошкольников (А.Б. Николаева, 1987,с.158). В отечественной педагогической и психологической литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в обучении детей определенным навыкам и умениям, их Физическом развитии, подготовке к школе т.д. Однако не меньшего внимания заслуживает проблема влияния личностных качеств воспитателя на развитие личности дошкольника. "Вследствие специфики детского возраста - впечатлительность, легкая внушаемость, эмоциональность - педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и другими специальными способностями, но и личностными свойствами» (А.Б. Николаева, 1985, с.158). В этой связи актуально высказывание К.Д. Ушинского о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности… (К.Д. Ушинский, 1974, с.238).

В психологических исследованиях подробно изучены закономерности и особенности психического и личностного развития детей дошкольного возраста, но изучению особенностей личностного развития взрослого, работающего с детьми, еще не уделено должного внимания. Вследствие недостаточного внимания к личностным качествам воспитателя из педагогического процесса в таком виде, в каком он предстает на практике и описан в научной литературе, выпала одна из центральных проблем педагогической психологии - проблема профессиональных качеств личности воспитателя детского сада. Среди немногочисленных исследований, посвященных изучению личности воспитателя детского сада, известны работы А.Г. Исмагиловой, 1988; Е.И. Кузьминой, 1986; А.Б. Николаевой, 1985; Р.В. Овчаровой, 1995.

В исследовании Р.В. Овчаровой подчеркивается, что "воспитатели, слабо разбирающиеся в себе, своих собственных проблемах, не умея правильно оценить себя и принять себя, не в состоянии делать это по отношению к проблемным детям, для которых принятие и признание окружающими является самой актуальной проблемой". На основе проведенного исследования автор делает выводы о негармоничном развитии личности некоторых обследуемых ею воспитателей детского сада. Другие исследователи основное внимание уделили изучению личности воспитателя как фактора становления личности дошкольника. В этих исследованиях сделана попытка изучить, как воздействия воспитателя, его личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно они интерпретируются детьми, какую роль играют педагоги в формировании личности дошкольников, влияние которых предопределено нормативно и усиливается относительной неразвитостью системы собственных ценностей и эталонов социального поведения дошкольника. Но подобных работ явно недостаточно.

Среди исследований по проблемам психологии педагога, его профессиональной деятельности значительное место занимают работы, посвященные педагогическим способностям. Одни исследователи при изучении педагогических способностей исходили из анализа педагогической деятельности. При этом раскрывались структурные и содержательные компоненты педагогических способностей (Ф.Н. Гоноболин, 1962, 1975; В.А. Крутецкий, 1973; Н.В. Кузьмина 1985; Н.Д. Левитов, I960), уровни их развития (Н.В. Кузьмина, 1985) функции (А.И. Щербаков, 1967). Другие исследователи основное внимание обращали на индивидуально-типологические особенности педагога, раскрывая связь коммуникативного компонента педагогических способностей с особенностями его нервной системы (Н.А. Аминов, 1988; Э.А. Голубева, 1989).

Итак, рассмотрев историческую сводку данного вопроса можно сказать, что проблема личности воспитателя его педагогических способностей, актуальна и малоизученна.

Роль воспитателя в развитии личности ребенка

Известный советский педагог А. С. Макаренко, подчеркивая роль и ответственность педагога, писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству»

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание -- это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. И именно от воспитателя зависит, каким будет этот процесс, напряженным или психологически комфортным для детского коллектива.

М.И. Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром. А именно одна из задач дошкольного образования это развитие познавательной деятельности, очень важная для ребенка.

Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:

· способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

· тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;

· умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

· знания особенностей психического развития детей;

· способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Поскольку многими учеными доказана важность общения в развитии ребенка, то как не педагог общается или направляет это общение в нужное русло. И если все перечисленные выше личностные параметры будут представлены в той или иной мере в педагоге, процесс развития личности ребенка будет несомненно выше. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.

Характеристика личности педагога

В психологическом исследовании одной из первых возникает задача определения индикаторов, характеристик, которые фиксируют профессионально значимые особенности личности педагога, проявляющиеся в его деятельности. Данная проблема является собой актуальной в отношении данной профессии, как компоненты, характеризующие личность педагога, обеспечивают выполнение им его профессиональных функций и дают определенные преимуществ у воспитателя над воспитанником.

Большинство разработанных психологических концепций строения личности выглядят излишне сложными: большинство из них сводится к тому, что в личности, как в микрокосме, все компоненты представлены в нерасчленимой, неразложимой целостности. Субъективное и объективное спаяны, сплетены в духовной целостности человека, и невозможно определить, какая из сторон является ведущей. Не останавливаясь на содержательных моментах, отметим, что если собрать воедино все перечни личностных свойств педагога ДОУ, сформировавшиеся во всех психологических дисциплинах, то получится весьма длинный список.

В рамках педагогики чаще всего решение данной проблемы ограничивается задачей выявить те личностные качества, которые являются типичными для представителей педагогической профессии, с тем чтобы на их основе осуществить профессиональный отбор, профессиональную подготовку. Еще в 1929 г. С.М. Фридман, отмечая неразработанность вопроса о выявлении и изучении качеств педагога, писал: «Вопрос об анализе изучения особенностей и тех качеств, которыми должен обладать педагог, вопрос о выработке способов получения этих качеств именно из имеющейся в наличии рабочей силы -- есть основная задача, без решения которой не удается обеспечить просветительные учреждения необходимой рабочей силою. В созданные им бланки оценки труда педагога С. М. Фридман включил специальный раздел педагогических свойств личности. Сюда входят: академическая подготовка; педагогическая подготовка; сведения по отдельным предметам; подход к детям; интерес к жизни ребенка; товарищество и верность; интерес к педагогике; ежедневная подготовка к занятиям; развитие речи и т. д. Большинство из них являются вполне объективными показателями, которые можно непосредственно использовать в практике педагогической деятельности.

Поиск главенствующих, определяющих профессиональных качеств, на основе которых зиждется и разворачивается вся педагогическая деятельность, привел к созданию целой «коллекции». Не рискуя дать полный обзор (хотя анализ литературы позволил выявить более 70 профессионально важных качеств), назовем лишь те из них, которые чаще всего встречаются на страницах психолого-педагогических изданий, посвященных личности учителя. Сюда обычно помещаются эмоциональность (А. О. Прохоров, Т. Г. Сырицо, В. П. Трусов и др.), общительность (Н.В.Кузьмина, В. И. Гинецинский и др.), идейно-политическая активность (М. Ачилов, Ф. Н. Гонобо-лин и др.), пластичность поведения (Н.В.Кузьмина и др.), способность понимать детей и руководить ими (Э. А. Гришин, ф. Н. Гоноболин и др.), владение в совершенстве методами преподавания (Л. М. Портнов и др.), любовь к детям (Ш. А. Амонашвили, Н. И. Поспелов и др.), эмпатия (В. Н. Козиев, А. Э. Штейнмец и др.), социальная зрелость личности (И. А. Зязюн, Н. П. Лебедик и др.) и т. д. Вполне очевидно, что, если говорить о целостной личности, не всегда можно обнаружить полный набор этих качеств в одном человеке.

Нестерова О. также, составила схему свойств личности педагога, разделив свойства на специальные (профессиональные) и личностные нравственно-волевые. (см.схема № 1)

Очевидно, что если взять только один абстрактный критерий, каким бы обобщенным он ни был, как мерило педагогических способностей, то это приведет к унификации требований к педагогической деятельности, в результате чего одна часть педагогов, чьи параметры полностью соответствуют выдвинутым критериям, -- идеализируется, а другая деградирует, так как не соответствует и не может перестроиться, тогда как третья успешно адаптируется к любым новым условиям. В связи с этим в настоящий момент назрела настоятельная потребность отказаться от коллекционирования многочисленных внешних критериев оценки профессиональности педагога и попытаться определить внутренние, сущностные, образующие пространство, в котором развивается профессиональная личность, с тем чтобы уже в рамках этого пространства выделить наиболее типичные направления становления учителя-профессионала.

В каждом конкретном случае значимость и, соответственно, иерархическая структура личностных качеств учителя будет меняться и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, сложившиеся отношения с ребятами и проч.).

Структура мастерства воспитателя

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить - действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной деятельности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Уровень системно-моделирующего творчества соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его внимание сфокусировано на личности обучаемого, когда преподаватель превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности обучаемого, способной к профессиональному и личностному самоутверждению.

Следующим не менее важным аспектом деятельности преподавателя-воспитателя является вопрос о педагогических способностях. Их определяют как индивидуальные, устойчивые характеристики личности, состоящие из специфической чувствительности к объекту, процессу и результатам, позволяющим находить продуктивные способы решения задач в конкретных условиях. Педагогические способности рассматриваются в качестве функционирующей системы, поэтому главным критерием способностей выступает результат деятельности.

Изучение вопросов структуры, функций общих и специальных способностей, требований к преподавателю позволило перейти к изучению одной из важнейших характеристик педагогических работников - их профессиональной компетентности.

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

1. Специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся.

3. Психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых.

5. Рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность.

Специальная компетентность включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач.

Методическая компетентность включает владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

Психолого-педагогическая компетентность предполагает владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

Дифференциально-психологическая компетентность включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися.

Аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Теперь мы подошли к анализу качества и критериев оценки деятельности воспитателя. Сразу отметим, что сегодня учеными, методистами, работниками образовательных учреждений накоплен огромный аналитический материал, но до сих пор четких и научно обоснованных критериев оценки труда педагогов не существует. Это происходит по трем причинам.

Во-первых, критериями становится все, что каким-то образом связано с особенностями педагогической деятельности, и забывается, что критериями являются только отличительные признаки, используемые в качестве «мерила труда» педагога.

Во-вторых, авторы, дающие перечень разнообразных критериев, останавливаются как бы на полпути: не до конца выдерживается принцип деятельности, анализ заканчивается на уровне состава, без перехода к систематизации отдельных элементов, их логической упорядоченности, выявлению доли каждого из элементов в системе целого.

Существуют три блока критериев оценки общепедагогических (воспитательских) умений: блок критериев оценки общепедагогических умений, блок критериев по оценке специальных умений и блок критериев по оценке результатов деятельности преподавателя (в основном умений и навыков учащихся).

Наиболее упрощенная модель, отражающая категорию качества педагогической деятельности, включает три ее уровня: нормативный; преобразующий; творческий.

Нормативный уровень характерен для преподавателей, ориентированных на стандарт, эталонное качество педагогической деятельности, стремящихся к его сохранению и поддержанию.

Преобразующий уровень качества предполагает достижение позитивного результата педагогической деятельности за счет освоения и поиска нового, которое уже, как правило, где-то, кем-то реализуется. Преподаватели, работающие на этом уровне качества, более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального прогресса.

Творческий уровень - в большей степени ориентирован на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в данном виде деятельности, и индивидуальные нормы. Он характерен для преподавателей, занимающихся исследовательской работой, имеющих собственные методики преподавания, постоянно находящихся в творческом поиске.

Накопленный опыт проведения аттестации педагогических и руководящих кадров убеждает, что при изучении профессиональной компетентности педагогических работников образовательных учреждений руководствуются следующими основными требованиями диагностики:

1. Изучение профессиональной деятельности должно быть направлено на выявление индивидуальных особенностей профессионального роста.

2. Оценка профессионально-педагогической деятельности должна проводиться не только путем сравнения полученных результатов с какими-либо нормами, средними величинами, но и путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностирований (не обязательно проводимых в связи с аттестацией) с целью выявления характера продвижения в развитии, профессиональном росте педагога.

3. Диагностика профессиональной деятельности нужна не только для выявления актуального уровня, но и для определения возможных индивидуальных путей совершенствования.

4. Изучение профессионально-педагогической деятельности должно опираться на самоанализ, самодиагностику результативности профессиональной деятельности педагогов и руководителей для создания мотивации самосовершенствования и профессионального Роста.

5. Уровень профессиональной деятельности должен рассматриваться как содержательная характеристика деятельности преподавателя, а процесс самосовершенствования, профессионального роста - как развитие, смена качественно своеобразных этапов деятельности.

Нельзя использовать результаты диагностики для «навешивания ярлыков», ими следует руководствоваться для построения обоснованной системы работы с кадрами. Изучение работы инженерно-педагогических кадров на диагностической основе позволяет вести работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Конкретные условия деятельности образовательных учреждений и самих преподавателей обусловливают необходимость соблюдения следующих правил:

1. Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель, а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей, развития учреждения.

2. Изучение профессиональной компетентности не должно быть привязано только к аттестации кадров, а должно быть непрерывным процессом и охватывать всех инженерно-педагогических и руководящих работников.

3. При диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных особенностей работника.

Основные принципы, лежащие в основе диагностики:

а) Принцип гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на достоинства человека;

б) Принцип комплексности, что предполагает при изучении профессиональной компетентности учет всех компонентов, ее составляющих;

в) Принцип единства личности и деятельности;

г) Принцип надежности и валидности диагностической методики;

д) Принцип доверия к результатам самодиагностики педагога.

Классификация социально-психологических качеств педагога

воспитатель педагог личность мастерство

Роль личностных качеств педагога несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства, уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социально адаптивности.

Личностные качества педагога можно разделить на три группы.

1. Психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности. Они отражают психические процессы - восприятие, память, воображение, мышление. Психические состояния - усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия. Внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие требования могут играть, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны. Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики также невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, применяемых в качестве основы профессиональной пригодности.

2. Психологические качества, характеризующие воспитателя как личность. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

3. Психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния. К третьей группе относятся: коммуникабельность, эмпатичность, аттрактивность, красноречие и другие.

Определение личностных качеств педагога предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов. Однако такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего, он понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощённое представление о человеке, отрыв его от конкретного процесса труда. Важнейший путь овладения педагогическим тактом - постоянный самоконтроль и самоанализ в любых ситуациях. При этом полезно учесть замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не хочет подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу». В том и проявляется искусство педагога, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать мягко, не заметно для окружающих и для ребенка.

Заключение

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Педагог воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога:

высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность им отдать им свое сердце; духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

профессионально-педагогическая направленность: идейная убежденность, общественная активность, склонность к доминированию, социальный оптимизм, коллективизм, профессиональная позиция и призвание к инженерно-педагогической деятельности; профессионально-педагогическая компетентность: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-технический кругозор, педагогическая техника, компьютерная подготовленность, умения и навыки по рабочей профессии, общая культура;

профессионально-важные качества личности: организованность, социальная ответственность, коммуникативность, прогностические способности, способность к волевому воздействию, эмоциональная отзывчивость, доброта, тактичность, рефлексия на свое поведение, профессионально-педагогическое мышление, техническое мышление, произвольное внимание, педагогическая наблюдательность, самокритичность, требовательность, самостоятельность, креативность в области педагогической и производственно-технологической деятельности;

психодинамические свойства: возбудимость, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, высокий темп психической реакции, успешность формирования навыков, экстравертированность, пластичность.

Иными словами, педагог-профессионал как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъектных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда.

А закончить хотелось бы словами советского педагога и писателя А.С. Макаренко: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет».

Список литературы

1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М., 1999.

2. Безделина Р. Повышаем квалификацию педагогов // Дошкольное воспитание. 2003. № 6.

3. Бондаренко А.К., Поздняк Л.Б. Заведующий дошкольным учреждением. М., 1984.

4. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. M., 2001.

5. Видт И.В. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы //Педагогика. 2002. № 3.

6. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5.

7. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. // Избр. пед. соч. В 2 т. М., 1977. Т. 1.

1. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. О воспитателе детского сада: анализ современной воспитательной позиции // Дошкольное воспитание. 1993. № 9.

2. Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. № 2.

3. Рудакова Н. Современным детям нужны современные педагоги // Дошкольное воспитание. 2004. № 9.

4. Стеркина Р.Б. Педагог дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2002. № 4.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия "Учебники и учебные пособия " [Текст]: / Л.Д. Столяренко - 2-е изд., перераб, и доп. - Ростов н/Д: "Феникс ", 2003. - 544 с.

6. Фуряева Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Профессиональное становление современного педагога-воспитателя. Особенности педагогической профессии. Характеристика типичных ролевых позиций. Сущность профессиональной позиции. Самоанализ и диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2008

    Компоненты, на которых должна строиться работа воспитателя дошкольного учреждения. Уровень профессионализма педагога, определяемый его профессиональной компетентностью. Личностные качества хорошего воспитателя детского образовательного учреждения.

    презентация , добавлен 07.10.2016

    Педагогическое мастерство как профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Личность педагога в традиционной системе обучения. Профессионализм учителя, включающий в себя ряд личностных качеств, таких как моральные и нравственные аспекты.

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Характеристика структурно-функциональной модели взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей. Исследование роли дошкольного учреждения в повышении педагогической культуры семьи. Изучение психолого-педагогических основ сотрудничества педагога и родителей.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии. Характеристика типичных ролевых позиций педагога. Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня развития педагогических способностей.

    реферат , добавлен 28.11.2010

    Сущность профессии педагога как одной из важнейших в современном мире. Характеристика основных функций учителя. Роль характерологической особенности личности в формировании профессиональной направленности. Анализ качественных особенностей личности.

    презентация , добавлен 26.03.2015

    Изучение роли педагога в жизни ребенка. Определение основных личностных качеств настоящего педагога, который должен хорошо знать природу ребенка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период жизни, чтобы не причинять ему вреда.

    эссе , добавлен 20.09.2010

    Рассмотрение профессионально-личностных качеств педагога. Профессионально-педагогическая компетентность и культура учителя. Педагогические способности как совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, описание ведущих свойств.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Роль воспитателя в жизни ребенка и общества. Преимущество посещения малышом детского сада в противовес домашнему воспитанию. Ведущие нормативные документы о правах и обязанностях воспитателя дошкольного учреждения, требования к его личности и функции.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2010

    Характеристика профессиональных качеств современного педагога. Выявление специфики профессионально-педагогической культуры учителя литературы и определение роли творческих способностей и эмоционально-коммуникативных качеств в работе учителя-филолога.

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В воспитании ребенка в стенах детского сада воспитатель играет важную роль. От этого человека зависит отношение ребенка к садику и психологический климат в группе. Есть дети, которые приходят в детский сад с настроением и с удовольствием общаются с воспитателем, а есть такие, которые видя воспитателя, плачут, не хотят идти в группу, замыкаются в себе и приход в сад для них становиться пыткой. Это все сразу же замечают его родители.Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В воспитании ребенка в стенах детского сада воспитатель играет важную роль. От этого человека зависит отношение ребенка к садику и психологический климат в группе. Есть дети, которые приходят в детский сад с настроением и с удовольствием общаются с воспитателем, а есть такие, которые видя воспитателя, плачут, не хотят идти в группу, замыкаются в себе и приход в сад для них становиться пыткой. Это все сразу же замечают его родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ\

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В воспитании ребенка в стенах детского сада воспитатель играет важную роль. От этого человека зависит отношение ребенка к садику и психологический климат в группе. Есть дети, которые приходят в детский сад с настроением и с удовольствием общаются с воспитателем, а есть такие, которые видя воспитателя, плачут, не хотят идти в группу, замыкаются в себе и приход в сад для них становиться пыткой. Это все сразу же замечают его родители.

Приводя, ребенка из дома в детский сад родители хотят видеть « идеального», воспитателя, а педагог в свою очередь хотел бы видеть идеальных родителей.

Какой же он, идеальный воспитатель?

Вот и давайте выясним, кто он, тот идеальный воспитатель и существует ли вообще. Как вы думаете, каким должен быть идеальный воспитатель?

В первую очередь воспитатель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Дошкольное образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Дошкольное образование и педагогика».

Воспитатель в своей педагогической деятельности должен знать, и руководствоваться следующими документами:

  • Трудовым кодексом РФ, Законами РФ и Красноярского края;
  • Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ и другими локальными актами учреждения;
  • Правилами внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Основной общеобразовательной программой «ООП» и дополнительными образовательными программами.
  • Приказами, распоряжениями заведующего и вышестоящих органов образования, нормативно-методическими документами Правительства РФ;
  • Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
  • Основными положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,

Воспитатель должен быть:

Опрятным;

Доброжелательным;

Сдержанным.

Воспитатель должен знать:

Педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;

Психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей;

Методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;

Педагогическую этику;

Теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени воспитанников;

Методы управления образовательными системами;

Современные педагогические технологии.

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями, коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Основы экологии;

Трудовое законодательство;

Основы работы на профессиональном компьютере.

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

Правила по охране труда и пожарной безопасности.

А также воспитатель должен знать и обязан выполнять «Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду, программы воспитания и обучения дошкольников, соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования.

Кроме этого:

1 Воспитатель должен, уметь находить общий язык с малышами. Уметь понимать потребности, интересы и проблемы ребенка. Многие детки, придя в ясли, даже разговаривать, не умеют. Они не могут попросить или спросить о чем-то. Дома-то их понимают все, без слов, а вот воспитатель должен суметь понять ребенка и сделать так, чтоб в следующий раз малыш не побоялся сказать или спросить что-то.

2 Воспитатель, это человек, который должен хотеть и уметь заботиться о ребенке. Накормленные, умытые, причесанные и занятые полезным делом – это дело рук хорошего воспитателя.

3 . Это должен быть специалист, владеющий разными методиками воспитания и образования. Это те люди, которые в большей степени занимаются подготовкой ребенка к школе.

4 Достаточно, немаловажный аспект, такой как общение с родителями. Воспитатель должен общаться с родителями, прислушиваться к их мнению, находить разрешение конфликтам.

Воспитатель – это ответственная и сложная профессия. Здесь много требований и от родителей в том числе.

Для того чтобы выстроить качественную работу с семьями воспитанников необходимо завоевать их уважение, доверие, расположить родителей к себе. Говоря иными словами стать авторитетным педагогом в их глазах.

Завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей и родителей, важнейшее средство и решающее условие эффективности педагогической деятельности.

Авторитет воспитателя – это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения родителей к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены.

  • профессиональный авторитет. Как вы это понимаете?
    (компетентность в своей сфере деятельности, знание технологий и методов обучения);
  • личностный авторитет. Какой это авторитет?

(личные качества педагога);

  • социальный авторитет. Что это за авторитет в вашем понимании?

(социальная значимость профессии, ее престиж, профессиональные стереотипы);

Специфика авторитета педагога раскрывается через его профессиональный и личностный компонент. Педагог является источником информации для ребенка и родителей в процессе взаимозначимой деятельности, т.е. имеет информативную ценность, обладает привлекательными для воспитанника и родителя ценностными ориентациями, служащими основанием ценностного обмена между ними в системе взаимоотношений.

Педагог, не проявляющий во взаимоотношениях с воспитанниками педагогического такта, не может пользоваться авторитетом, как у детей, так и у родителей.

Так, что же такое такт?

Такт - от латинского прикосновение осязание – это чувство меры, дипломатичность, умение держать себя подобающим образом.

Как вы понимаете, что такое педагогический такт?

Требовательность, чуткость, справедливость и честность педагога в отношении к детям в том – то и состоят, что он должен и обязан одинаково относиться ко всем и своей наблюдательностью и “педагогическим чутьём” улавливать всякие изменения в поведении детей, проявлять педагогический такт. В педагогическом такте переплетаются лучшие качества воспитателя.

Авторитетные воспитатели, как правило, обладают педагогическим тактом – (чутки, отзывчивы, требовательны к детям, творчески решают педагогические вопросы, инициативно, находчивы, сообразительны, имеют самообладание и терпение. Во взаимоотношениях с воспитанниками и их родителями не допускают грубости и не применяют антипедагогических мер воздействия, обладают навыками и привычками культурного поведения. В совершенстве знают свой учебный предмет и методику преподавания. Имеют высокий нравственный облик).

Можно сделать вывод, что авторитет педагога это важнейшее средство, как в воспитательном процессе, так и во взаимоотношении с родителями. Авторитет воспитателя – особая профессиональная позиция, определяющая влияние на родителей, дающая право принимать решение, выражать оценку, давать советы. Подлинный авторитет воспитателя опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества: демократический стиль сотрудничества с воспитанниками, и их родителями способность к открытому общению, его стремление к постоянному совершенствованию, проявление эрудированности, компетентности, справедливости и доброты. У педагога, обладающего педагогическим тактом, к минимуму сведены возникновения проблемных ситуаций, что благотворно влияет на взаимодействие воспитателя с родителями.

Д емократический стиль сотрудничества - проявление уважения и доверия, налаживание эмоционального взаимодействия с ребёнком.


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Лекция 1. МДК 05. 02. ПМ 05. Методическое обеспечение образовательного процесса Преподавтель: Орлова Н. П.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: 1. Понятие «воспитатель» . 2. Основные составляющие компетентности педагогических работников. 3. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя. 4. Функциональные компоненты профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ. 5. Квалификационная характеристика воспитателя ДОУ.

1. ПОНЯТИЕ «ВОСПИТАТЕЛЬ» . Воспитатель – это: лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условие жизни и личностное развитие других людей. В понятие В. объединяются профессиональная роль и гражданская личностная позиция, принятая на себя одним человеком и реализуемая по отношению к другому человеку или к общности; педагог, организующий жизнедеятельность ребенка, осуществляющий учебный процесс, поддерживающий ребенка в его продвижении по индивидуальной траектории воспитания; педагог, который общается с ребенком с целью помочь ему осознать свои способности, найти вместе с ним сферу их реализации, помочь освоить социально одобряемые способы взаимодействия с другими людьми и успешной реализации своих возможностей.

Воспитатель – это лицо, осуществляющее воспитание детей и подростков, способствующее их развитию посредством создания воспитывающей среды и специальных педагогических воздействий. Воспитатель – это педагогическая профессия и должность в детском учреждении (классный воспитатель, воспитатель группы продленного дня, воспитатель в детском саду, воспитатель отряда в летнем оздоровительном лагере). Воспитатель выполняет роль посредника в решении проблем ребенка между семьей и школой, школой и внешкольными учреждениями. Воспитатель осуществляет индивидуальный подход к ребенку, он – носитель гуманистических отношений между взрослыми и детьми; он – организатор правовой, психологической, социальной и педагогической защиты ребенка.

Воспитатель – это работник образовательного учреждения, в чьи должностные обязанности входит: планирование и организация жизнедеятельности обучающихся, воспитанников; создание условий для социально-психологической реабилитации обучающихся, а также для их социальной и трудовой адаптации; проведение коррекционно-развивающей работы на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников; проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию. Основными требованиями к воспитателю являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к воспитанникам в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности.

2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. Компетентность педагогических работников Характеристика компетенции Профессиональная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально - педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т. п. , методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Компетентность педагогических работников Характеристика компетенции Информационная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач. Коммуникативная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

Компетентность педагогических работников Характеристика компетенции Правовая компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

3. СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. И. Ф. Исаев выделяет следующие структурные компоненты профессионально-педагогической культуры: ценностный, когнитивный, инновационно-технологический, личностно-творческий. Культу ра (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъектности.

Субъектность [лат. subjectum - подлежащее] - свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, "быть субъектом" - значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого.

Ценностный компонент В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы выделили: человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала; духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка; практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности; личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.

Когнитивный компонент Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста. Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах. Таким образом, воспитатель ДОУ должен владеть знаниями: методологическими (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации воспитания и обучения); теоретическими (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка дошкольного возраста); методическими (знание методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста); технологическими (знание способов и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста).

Инновационно-технологический компонент Педагогическая инновационная деятельность в дошкольном учреждении связана с преобразованием, совершенствованием образовательного процесса, с внесением новых, стабильных элементов. Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, игровые технологии, технологии детского экспериментирования и осуществления проектной деятельности.

Личностно-творческий компонент Работа воспитателя ДОУ характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Творческая деятельность воспитателя не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами является оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать интуитивно, согласно обстоятельств. Творческой личности воспитателя присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи» педагогического труда – воспитания человека, нацеленности на оптимальные результаты его свободного и счастливого развития, глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность – одна из важнейших предпосылок педагогического творчества. Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности воспитателя, его общей культуры, начитанности, широты интересов. Вот почему развитие творческих качеств личности воспитателя невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и углубляющегося. Необходимыми качествами воспитателя, работающего с дошкольниками должны быть: уравновешенность, высокая мобильность нервной системы; умеренная экстравертированность; стеничность эмоций и эмоциональная (преимущественно положительных эмоций – радости, удовольствие и др.) устойчивость; уровень интеллектуального развития не ниже нормального по сенсорно-перцептивномнемологическим показателям (т. е. по показателям восприятия, памяти, мышления) и по характеристикам внимания; высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.

В дошкольном детстве взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Среди значимых взрослых мама выступает для дошкольников самым близким человеком. Именно с ней он чаще всего общается и делится впечатлениями. Другим взрослым, который проводит с малышом большую часть его жизни, является воспитатель детского сада. Он вместе с ним выполняет бытовые процедуры, гуляет, трудится, «играет». От того какими методами и приемами пользуется педагог в своей воспитательной работе зависит не только результативность образовательного процесса, но и отношение к нему воспитанником. Личностный подход, эмоциональность воспитателя, начитанность и эрудированность педагога- залог его успеха в педагогической деятельности.

В данной статье хотелось бы поговорить об отношении дошкольника к личности воспитателя, каким видят нас наши дети. Для выявления индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также его эмоций и чувства к взрослому, мы использовали методику Р.Р. Калинина «Рисунок воспитателя».

В ходе предварительной беседы с детьми, мы задавали детям следующие вопросы:

  • Назови имена своих воспитателей?
  • Расскажи, какие твои воспитатели.
  • С каким из воспитателей тебе больше нравиться проводить время? Почему?
  • Если отправить твоих воспитателей в сказку, какими бы сказочными героями они были? Почему?
  • Кого ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему?
  • Нарисуй своего любимого воспитателя.

При анализе рисунков мы учитывали особенности изображения фигуры воспитателя, показатели агрессии, качество линий, наличие дополнительных изображений, использование цвета, а также ответ ребенка на вопрос «Почему тебе нравится эта воспитательница? За что ты ее любишь?».

В целом (97%) опрос показал, что дети высоко ценят своих педагогов, не дают предпочтение какому-то отдельному воспитателю (дети рисовали сразу двух воспитателей вместе, были рисунки, где педагоги держаться за руки, что говорит о слаженности работы обоих воспитателей, и это видят и отмечают сами дети).

Что касается размера рисунка, то в основном, это были портретные изображения воспитателей (35%), но полностью детализированные, что свидетельствует об эмоционально положительном отношении «маленького художника» к данному воспитателю. Никаких показателей агрессии на рисунках не было выявлено. 65% детей на рисунке изобразили самих себя, цветы, зелень, бабочек и т.п., что является показателем доверительности и симпатии. Что касается используемых цветов, то следует отметить, что цветовая палитра была очень насыщенна, дети фигуры воспитателей искусно декорировали различными элементами (бусами, сережками, коронами и т.п.).

Отношение к воспитателю дошкольники мотивируют по-разному. Чаще дети дают общую недифференцированную оценку («Она хорошая!»). Следует отметить, что немаловажную роль для них играет и внешний вид воспитателя («Она красивая, нарядная», «У нее добрые глаза»). В ходе опроса оценка нередко дается по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Она меня не наказывает», «Она ласково меня называет»). Дети также давали оценку педагогам, основываясь на его информированности, на присущих взрослому знаниях и умениях («Она знает много сказок», «Она умеет хорошо рисовать», «Она все умеет делать»).

Воспитанники так же выделили и оценили нравственные качества воспитателя («Ласковая», «Добрая», «Улыбчивая»). Характерно, что дети в основном дают положительную характеристику педагогу и его нравственным качествам. Негативные оценки встречаются очень редко. И даже такое качество, как строгость, рассматривается дошкольниками положительно.

Таким образом, отношение ребенка к воспитателю определяется множеством факторов. Положительное отношение дошкольников к личности воспитателя особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства детской группой.

Исходя из итогов опроса, можно сделать следующий вывод:

  • отношение детей к воспитателю взаимосвязано с отношением к ним педагога;
  • для детей характерна в основном положительная оценка личности педагога;
  • от оценки внешних качеств дошкольники переходят к оценке деятельности воспитателя, а затем нравственных качеств.


Просмотров