Занятия для мелкой моторики рук 3 года. Мелкая моторика: развиваем у детей до трех лет

Мастер-класс для родителей ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Гончарова Инна Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №41, Московская область, Сергиево-Посадский район, поселок Скоропусковский.
Описание работы: Данный материал будет полезен для родителей и педагогов детей раннего возраста, направленный на развитие мелкой моторику рук.
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.

Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей

Ход мастер-класса:

Здравствуйте уважаемые родители, я рада вас видеть на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи.
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Пальчиковые игры очень эмоциональны увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках, попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг)
Я подготовила игры с пальчиками и упражнения,которым хочу вас научить. (Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родитель повторяют упражнения).

«Сорока-белобока»
«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу
Кашу варила,
Деток кормила.

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу
Дров не рубил,

Каши не варил –
Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак
Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол

«У оленя дом большой»
У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)
Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)
Дверь открой! (открываем дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)



Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которые можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:
Игра «Сделай бусы»
Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой.Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и веревочка. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.



Игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.



Игра «разноцветная фасоль»
Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус.Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление.


Игра «Рисование на манке»
Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка.
Можно рисовать вместе с мамой солнышко, тучка и дождик, цветок и тд.
Хочется отметить рисование манкой,для детей такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое.


Игра «Поиск клада»
Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с крупами - не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме - фасоль, горох, гречка, пшено, рис и тд., мы использовали манку. Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки.


Рисование ватными палочками. (Коллективная работа)
Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.
Многие дети двух лет любят брать кисточку и карандаш в руки вот так:


Малышу очень трудно правильно в руке держать карандаш. И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.
Но выход есть – рисование ватными палочками.


Маленьким пальчикам будет удобнее держать легкую палочку, а рисунок получится сам собой. Двухлетний ребенок обязательно заинтересуется такой захватывающей и простой техникой.Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику.Техника рисования ватными палочками напоминает мозаику, когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина.Первое время ребенок нуждается в помощи взрослого, потому что без сопровождающей игры рисование ватными палочками для детей не очень интересно. И в заключение нашего мастер-класса мы совместно сделаем Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.


Заключение:
Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии.Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка 2-3 лет и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Раннее развитие ребенка всегда подразумевает в том числе и развитие мелкой моторики, т. е. обучение его держать и оперировать мелкими предметами. Способы развития мелкой моторики рук существуют разные: каждый родитель волен выбрать то, что по душе и ему, и ребенку. Ниже рассмотрены основные нюансы, связанные с развитием мелкой моторики, дан ответ на вопрос о том, зачем нужно ее развивать, а также представлены игры, которые наверняка увлекут вашего малыша.

Зачем и когда нужно развитие мелкой моторики?

Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики дает толчок развитию речи у ребенка. Те дети, с которыми мамы регулярно играют в , которым дается большое количество разнообразных по текстуре предметов для изучения, начинают говорить раньше своих сверстников, которым отказано в упомянутых развлечениях. Кроме того, такие дети быстрее усваивают информацию (тактильные ощущения связаны с деятельностью мозга), легче обучаются, быстрее начинают писать. Довольно часто развитие тактильных ощущений используется в качестве подготовки к школе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развивать мелкую моторику у ребенка следует как можно раньше. Существуют пальчиковые игры, в которые можно играть чуть ли не с рождения.


Как развивать мелкую моторику у детей разных лет?

Каждому возрасту – свои игры. С этим утверждением не поспоришь, поэтому важно не торопить события и последовательно предлагать ребенку те игрушки, которые соответствуют его возрасту.

От рождения до полугода

В это время кроха активно развивает тактильные навыки самостоятельно. Начиная с 3-4 месяцев ребенок осознано тянет ручки к игрушкам, ощупывает погремушки, руки мамы, изучает свои пальчики. Можно предложить малышу разные игры.

  • Массаж ручек – аккуратно разминайте детские пальчики, поглаживайте их, осторожно крутите. Можно сопровождать процесс стишками и прибаутками.
  • Дайте ребенку свои большие пальцы и попробуйте приподнять малыша. Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем крепче кроха будет хвататься за ваши руки.
  • Предложите малышу бумажные книжки или простые листы бумаги. Покажите, что их можно рвать, мять, скручивать.
  • Погремушки, мячики и игрушки с ребристой поверхностью являются отличными помощниками в раннем развитии малыша.

С 7 месяцев до года

В это время можно использовать те же материалы и игры, что и до полугода. Можно добавить и несколько других.

  • Пирамидки – они познакомят ребенка с понятием величины и разовьют способность быстро нанизывать кольца на стержень.
  • Крупы, бобы, макароны – все, что найдете на кухне. Важно все время присматривать за ребенком, чтобы он не проглотил посторонние предметы.
  • Ткань и сшитые из нее мешочки с различными наполнителями.
  • Конструктор.
  • Кубики.

С года до двух лет

Количество игрушек для развития мелкой моторики следует постепенно увеличивать. Все так же интересными и полезными для игры остаются крупы и мешочки с зерном, но малыш становится все старше и умнее, поэтому с имеющимися игрушками можно придумывать новые игры, требующие логического и обдуманного подхода.

Также в игровую копилку можно добавить необычные атрибуты.

  • Вода. Попросите ребенка переливать воду из одной плошки в другую, разлив при этом как можно меньше жидкости.
  • Шнурки и шнуровка.
  • Бусины, пуговицы, прищепки и другие бытовые предметы.
  • Китайские палочки.
  • Пазлы и мозаика.
  • Рисование.

С 2 до 3 лет

Трехлетний ребенок – уже целостная личность. Это не грудничок, который тянет все в рот, таким способом познавая мир. В 2-3 года с ребенком можно играть в достаточно серьезные игры, требующие внимательности, ответственности, четкой последовательности действий.

  • Работа с тестом.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Работа с ножницами и цветной бумагой.


Конструктор для детей – это не только модная игрушка, но и замечательный материал для изучения простых бытовых истин, а также способ во время игры развивать интеллект и мышление.

Выбирая конструктор, руководствуйтесь правилом: чем меньше ребенок, тем больше детали. Для самых маленьких лучше приобрести конструктор, состоящий их крупных элементов, которые точно не пролезут крохе в горло, если тот захочет попробовать их на вкус.

Игры с конструктором могут быть разные. Можно «строить» с ребенком здания и предметы только определенных цветов (учим цвета), можно предложить малышу посчитать детали (учим счет). Так или иначе, конструктор будет развивать у вашего ребенка мелкую моторику рук и улучшать его интеллект.


Лепка для развития тактильных ощущений

Пластилин известен всем. Это универсальное средство, которое применяется и в детских садах, и в домашних условиях и позволяет занять малыша на некоторое время. Лепить из пластилина любят почти все дети, но далее речь пойдет не о нем.

Существует более безопасный, нетрадиционный, но очень интересный способ развить мелкую моторику у крохи с помощью лепки. Это соленое тесто. Готовится оно очень просто и быстро из продуктов, которые есть в любом доме, и при этом соленое тесто полностью безопасно (хотя оно съедобно, ребенок вряд ли станет его кушать). Кроме того, поделки из теста можно сохранить на память, так как они застывают естественным путем (или их запекают в духовке), в отличие от пластилиновых шедевров.

Рецепт соленого теста

Вам потребуется:

  • мука – 250 грамм;
  • соль – 250 грамм;
  • вода – 125 мл.

Все ингредиенты смешайте и замесите тесто. Чтобы оно было более эластичным и не липло к рукам, в него можно добавить ложку растительного масла. Также существуют рецепты с добавлением клея, крахмала и даже сливок. Впрочем, лишние изыски ни к чему. Самое простое тесто из муки и соли отлично подходит для детских поделок.

Покажите ребенку несколько техник лепки: катание, расплющивание, разминание и т. д. Пусть кроха работает всей ручкой, вылепливает мелкие детали. Это отлично разовьет гибкость его пальчиков и мелкую моторику рук.


Рисование учит малыша правильно держать кисть, что впоследствии поможет ему быстро и без проблем овладеть правописанием.

Для рисования можно использовать краски и кисточки, карандаши и фломастеры, мелки и пастель. А можно предложить малышу порисовать руками! Такое упражнение тоже будет очень полезно для развития мелкой моторики. Но учтите, что рисовать пальчиками лучше, используя съедобные краски или, в крайнем случае, краски без содержания вредных веществ.

Можно создать съедобные краски самостоятельно. За основу возьмите детское пюре или манную кашу, а в качестве красящего пигмента используйте либо пищевые красители, либо соки овощей и фруктов.


Играть в пальчиковые игры можно начинать с рождения. Сначала движения ручками ребенка будет совершать мама. Но вскоре кроха сам поймет, что к чему, и станет шевелить пальчиками в такт песенке или стишку.

Пальчиковые игры – отличное упражнение, путем которого можно ускорить развитие мелкой моторики рук, стимулировать работу мозга, а также заложить основу для приучения ребенка к письму.

  1. Деткам до 6-7 месяцев можно делать пальчиковый массаж. Мама растирает каждый пальчик, произнося его имя. Например, можно использоваться потешку:Вставай, Большак!Вставай, Указка!

    Вставай, Середка!

    Вставай, Сиротка,

    И крошка-Ерошка!

    Привет, ладошка!

  2. К году ребенок уже может понимать, что от него требуется. В этом возрасте мама выступает лишь как инструктор. Она показывает чаду основные движения, которые ребенок должен повторять. Как правило, пальчики малыша изображают животных или людей.Также можно читать малышу стишок и совершать под него основные движения. Хлопайте в ладоши, соединяйте пальчики в щепотку, сжимайте ладонь в кулачок.
  3. С ребенком 3 лет и старше можно устроить представление теней. Лучше подберите зрителей из родственников, чтобы ребенку было интересно «репетировать» представление. Также для пальчиковых упражнений можно использовать различные предметы: орехи, бусины, пуговицы, ткань.


Игрушки для развития мелкой моторики

Для наглядности ниже приведен общий список игрушек, которые помогают развить тактильное осязание и «научить» пальчики малыша двигаться в соответствии с нервными импульсами мозга.

  1. Пирамидка.
  2. Кубики.
  3. Ребристые погремушки.
  4. Мячики разных размеров.
  5. Сортер.
  6. Книжки с выпуклыми картинками.
  7. Конструктор.
  8. Счеты.
  9. Пазлы.
  10. Лабиринты.
  11. Рамка со шнуровкой.
  12. Бусы.
  13. Кнопочные игрушки.


Развитие мелкой моторики по методике Монтессори

В методике Марии Монтессори большое внимание уделяется именно развитию мелкой моторики рук. В ее записях имеется множество игр, которые способствуют этому. Ниже представлены самые интересные из них.

«Как взрослый»

Дайте ребенку губку и несколько грязных чашек. Пусть кроха, подражая маме, вымоет посуду. Вам кажется это легким занятием? Для негибких детских пальчиков довольно сложно удержать чашку в воде и не выронить ее, также такое упражнение будет отличной тренировкой гибкости пальцев и развитием мелкой моторики рук.

Пуговицы

Дайте чаду кофту, куртку или другую вещь, на которой есть пуговицы, крючки и другие застежки. Можно сделать малышу специальный тренажер: объединить несколько застежек на одной вещи. Такое упражнение полезно для мелкой моторики, а также тренирует навык самообслуживания.

Сортировка

Возьмите две миски. На стол насыпьте горох и гречку (макароны и фасоль – выбирайте любые крупы). Попросите ребенка отсортировать одно от другого и разложить в две миски.

Слишком напоминает задание, которое мачеха придумала для Золушки? Возможно. Но такое задание является отличной тренировкой для маленьких детских пальчиков.

Только не переусердствуйте. Не нужно заставлять ребенка перебирать крупы, если ему это надоело или он устал.

Рисование на муке

Насыпьте на стол муку (манку, песок, сахар). Предложите крохе порисовать на присыпанной поверхности. Достоинство такого рисования в том, что рисунок можно легко стереть и начать заново.

Лоскутки

Возьмите несколько кусочков тканей с различной текстурой. Шерсть, крупная вязка, бархат, шелк. Предложите чаду потрогать каждый и описать свои ощущения.

Шнуровка

Очень хорошо развивают мелкую моторику у малышей обыкновенные шнурки. Можно приобрести специальную рамку со шнуровкой, а можно учить кроху на примере его собственных ботиночек.

Губка

Попросите кроху перенести воду из одной миски в другую с помощью обычной губки для мытья посуды. При этом малыш должен стараться, чтобы на стол попало как можно меньше капель. Это не только хорошее упражнение для пальчиков, но и обучение аккуратности.

Сборщик

Рассыпьте по полу мелкие предметы и попросите ребенка собрать их в миску или сумку. Можно также просить малыша называть цвет или «имя» каждого предмета.

Фокусник

Положите несколько предметов в шляпу или непрозрачный пакет. Ребенок на ощупь должен определить, что находится в пакете. Попросите кроху вытащить ту или иную вещь. Прежде чем исполнить это, ребенок будет долго изучать вещи пальчиками.

Заключение

Эти и многие другие упражнения и игры призваны развить у ребенка умение управлять собственными ручками, а также обогатить список его навыков и способностей, научить мыслить логически.

Очень важно регулярно заниматься с малышом, но не докучать ему. Все занятия следует преподносить в игровой форме.

Каждая мама знает о важности развития мелкой моторики рук. Но о том, как именно это происходит, знают не все, равно как и некоторых особенностях самой мелкой моторики. При этом мелкая моторика в значительной степени влияет на развитие речи детей раннего возраста. Итак, какие действия особенно полезны в развитии мелкой моторики у детей 2 лет?

Особенности мелкой моторики у детей 2 лет

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».

К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.

Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.

Занятия на развитие мелкой моторики у детей 2 лет

На основании некоторых особенностей развития мелкой моторики ребенка в этом возрасте можно судить в дальнейшем и о готовности его к обучению в школьных учреждениях. Если все в норме, то ребенок сумеет мыслить логически, уже имеет основные задатки для обучения письму, отличается достаточной концентрацией внимания и памятью, воображением и связной речью.

Развитие мелкой моторики – это непрерывный процесс, при этом постепенный и индивидуальный. В ходе совершенствования мелкой моторики негармоничные и неумелые детские движения постепенно улучшаются, становятся точнее.

Игры, упражнения и занятия на развитие мелкой моторики у детей 2 лет

На сегодняшний день разработано множество упражнений, игр и комплексных занятий, которые направлены на развитие мелкой моторики ребенка. В общем виде они разделяются на такие группы, как:

— игры с мелкими предметами;

— пальчиковые игры;

— массаж пальчиков;

— рисование и лепка.

Среди наиболее простых и при этом эффективных игр выделяются игра в ладушки, массаж ладошек, разрывание бумаги и многие другие. Все они становятся интересными детям примерно с полугодовалого возраста. Но есть и другие способы развития моторики. Это:

1.​ Различные конструкторы, в том числе Лего. Подобные конструкторы не только полезны для моторики рук. Ведь они еще и очень интересны детям, которые занимаются с ними с большим удовольствием. Для детей 2-х лет оптимальным вариантом станут наборы с достаточно крупными деталями.

2.​ Шнурки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки. Все это доступно любому ребенку, но не каждый родитель понимает полезность этих предметов. Конечно же, в 2 года ребенок еще не готов самостоятельно одеваться, но регулярные попытки проделывания отдельных манипуляций с одежной являются отличной тренировкой для мелкой моторики рук. Причем все малыши отличаются хорошей памятью, поэтому уже после первого показа родителями порядка действий с удовольствием стремятся их повторить. С течением времени дети самостоятельно осваивают одевание.

3.​ Рисование – это еще один прекрасный способ развития мелкой моторики у детей 2 лет и старше. Не важно, чем именно малыш будет рисовать – фломастерами, красками, карандашами. Изначально он будет попросту заляпывать бумагу некими бесформенными пятнами и изображениями. Но со временем ему обязательно удастся постичь всю сложность процесса рисования.

4.​ Игрушки из разнообразных подручных средств. В любом доме немало вещей, которые подойдут в качестве игрушек для 2-3-х летних малышей. Это ложки, пуговицы и другие предметы. Особый интерес дети проявляют к игре с бельевыми прищепками, из которых прекрасно составляются интересные композиции и фигуры. Они развивают не только моторику, но и воображение.

5.​ Лепка. Это также особенно полезное занятие для ребенка. Ведь в то время, когда ребенок пытается вылепить ту или иную фигуру из пластилина, он задействует все мышцы ладони. Со временем он будет стремиться к красивым формам, развивая тем самым ловкость.

Важность и необходимость развития мелкой моторики у детей 2 лет ни в коем случае нельзя недооценивать. Ведь чем быстрее и лучше она будет освоена, тем проще малышу будет даваться все последующее обучение, в том числе и в непростые школьные годы.

Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Если мелкая, так, может, неважная? Нет, не так. Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц, делает возможными манипуляции с авторучкой, швейной иглой, пинцетом, ножницами. Словом, мелкая моторика — это высококоординированная деятельность, которой наш мозг управляет особо точно.

Обучиться таким тонким движениям совсем нелегко, об этом знает любой взрослый, который с нуля начинал заниматься плетением вологодского кружева или пайкой микросхем. Что уж говорить о малыше, который за первый свой годик должен был освоить целый пласт новых умений. Перевороты, ползанье, стояние и, наконец, ходьба.

Основа заложена, пора заняться кропотливыми действиями. Обучившись делать «ладушки» и перекладывать из руки в руку предметы, годовасы вовсю тренируют пинцетный захват, подбирая каждую крошку, упавшую с кухонного стола, разрывают в мельчайшие клочья любую попавшуюся на глаза бумажку.

Еще 365 дней малыш тренируется , чтобы его движения становились все более точными, чтобы полученный результат максимально был близок к желаемому –неустанно, иногда даже неусыпно. Родители, правда, считают, что он просто играется.

К двум годам исследователь уже поднаторел во многом.

Выбирая игрушку из ряда других – берет ту, на которую нацеливался; может построить из кубиков дом, подправить то, что не понравилось; кладет элемент сортера в соответствующую ему дырочку; кушает (с разной степенью аккуратности) ложечкой, некоторые родители даже доверяют маленькому гурману пользоваться взрослыми столовыми приборами – вилкой и ножом.

Многие детки лихо управляются с деревянными вкладышами, крупными деталями паззлов, конструкторами.

Помощь родителей на этом этапе, в основном, должна проявиться в том, чтобы предоставить своему сокровищу как можно большую свободу в изучении предметов различных форм, текстур и размеров.

Арсенал навыков естественно растет и сам по себе, но родители могут сделать и собственный вклад в развитие мелкой моторики у детей .

1. Гимнастика и игры для пальчиков – в сопровождении стишков и потешек

Это самая недорогая и одна из самых древних возможностей развивать своего ребенка. Простые движения пальцами, ладонями, сжимание-разжимание кулачков — отличные упражнения для развития мелкой моторики детей 2-3 лет .

Не знаете текстов? Придумайте сами! Малышу будет приятно и полезно в любом случае.

2. Игрушки из домашнего хозяйства

Детям будто медом помазано в отцовском ящике с инструментами, в маминой коробке с рукодельем, не говоря о кухне.

Стоит взять этот исследовательский пыл под контроль, а не ограничивать. Чайная ложечка и изюминки могут стать настоящим экскаватором, а крышка от кабачковой икры самосвалом – и помочь освоить точные движения кисти.

Прищепки – это просто кладезь возможностей! Их можно соединять в кольцо, делать из них гирлянду или бусы, можно собрать из прищепок даже собачку.

И подобных удивительных предметов в квартире огромное количество. Главное, помнить о технике безопасности.

3. Прокалывание дырочек и нанизывание

Это отдельная, очень интересная и многогранная игра. Ведь нанизывать можно почти все. Те же прищепки – на бельевую веревку, бусинки – на леску, ягоды рябины или шиповника, принесенные из леса, макарошки, изюм и курагу, взятые на кухне – на ниточку.

Взрослые могут предложить игру на любой вкус: подобрать цвет, подобрать размер, чередовать большие «рожки» и маленькие «звездочки», перемежать оранжевые пластиковые бусины синими деревянными. В процессе такой игры малыш не только учится согласовывать свои движения, развивая мелкую моторику , но и получает данные о форме, размере, сочетании вещей, возможностях небанального использования привычных предметов.

4. Рисование

Если вы пока не сделали ремонт в какой-нибудь комнате – используйте эту возможность по полной программе. Дайте ребенку предметы для рисования. Пусть он ощутить всю прелесть от «праздника непослушания»!

Одновременно малыш будет осваивать правильный захват карандаша, фломастера или мелка, а заодно удовлетворит страстное желание всех начинающих художников – рисовать на стенах.

Рисовать можно и в менее экстремальной манере: на асфальте мелками, на бумаге — чем угодно. Можно купить или сделать самим трафареты разных форм, обводить их или заляпывать пустое место краской.

5. Игра в «утюжок»

Своеобразный массаж ручек: вместе с деткой сначала смять бумажные листы, а затем разглаживать, будто утюжить. Для маленьких ладошек здесь много дела: сжимать, мять, гладить, распрямлять. А если еще устроить соревнование кто быстрее?! Ненавязчивое и веселое занятие по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет !

6. Лепка

Неважно, глина или тесто – мягкие и пластичные, эти материалы легко поддаются надавливанию, легко формируются, но при этом требуется немалая ловкость, чтобы придать им нужную форму. Это друзья, с которыми малышу не будет скучно, но сначала придется постараться найти с ними общий язык.

7. Развивающие игрушки

Сегодняшним деткам можно позавидовать. Ассортимент всяких шнуровок, сортеров, штампиков, мозаик и конструкторов самого разного
размера (важно: чем младше возраст – тем крупнее детали!)- огромен.

Кто-то предпочтет деревянные игрушки, кому-то по душе – пластмасса. По большому счету самое главное – качество и безопасность, а так все это – верные помощники неравнодушного и любящего родителя, который дает возможность своему ребенку развиваться максимально полно.

Мелкая моторика рук – важная часть подготовки малыша к школе, этой значимой части его жизни, где письмо и рисование имеют большое значение.

А также элемент . И об этом важно помнить, поскольку, чем лучше человечек сможет рассказать о своих нуждах и требованиях окружающим, тем лучше будет понят и принят в ясельках, в саду, а потом – в начальных классах.

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!



Просмотров