Эмоциональные различия: возраст, пол, профессия. Половые различия в эмоциональной сфере

Главный вывод, который напрашивается при анализе эмпирического материала, касающегося исследованиям общего интеллекта, - отсутствие половых различии.

Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8-11 лет в решении невербальных задач (в частности, по субтестам Векслера «Завершение картинок» и «Сбор предметов» ) - в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. У мужчин наблюдается превосходство по общему интеллекту в возрасте после 38 лет.

По речевым способностям впервые превосходство мужского пола обнаруживается около 3 лет, своего пика оно достигает в 5-11 лет, а отдельные «всплески» преимущества наблюдаются в 14, 17, 29 и 41 год. Выделяются следующие группы показателей:

  • - артикуляция речи;
  • - ее декодирование;
  • - словарный запас;
  • - беглость речи;
  • - скорость чтения;
  • - понимание прочитанного;
  • - интеллектуальные показатели.

В этих результатах, пожалуй, выделяется интеллектуальный компонент. Преимущество мальчиков в артикуляции наблюдается только в 7 лет.

Превосходство девочек и женщин - гораздо более яркое как по количеству показателей, так и по возрастному диапазону. Превосходство женского пола начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, т.е. при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Женское превосходство в вербальных, или лингвистических, функциях отмечается с младенчества до зрелого возраста:

  • - девочки в младенчестве начинают говорить на 2-4 месяца раньше мальчиков;
  • - в 18 месяцев девочки знают приблизительно 50 слов, мальчики же приобретают такой же запас лишь к 22 месяцам.
  • - словарном запасе;
  • - речевой активности;
  • - ясности речи.

Девочки используют предложения раньше мальчиков и проявляют тенденцию к более длинным и зрелым по своей структуре предложениям. Они быстрее продвигаются в обучении чтению. Артикуляционные способности, т.е. более четкое произношение звуков девочек, в 1-м классе сравнимы с такими способностями мальчиков 2-го класса. В подростковом возрасте также отмечается незначительное преобладание языковых показателей девушек в артикуляции. Е. М. Данилович в своих исследованиях установила более высокий темп артикуляции у женщин по сравнению с мужчинами выявила.

Возможные причины явного превосходства девочек и женщин по речевым способностям:

Можно выдвинуть гипотезу о более раннем созревании девочек, но почему же тогда и в 84 года речь женщин меньше поддается инволюционным изменениям?

Возможно, дело в функциональной асимметрии мозга.

Фактор гендерной социализации, скорее всего, также играет свою роль: гуманитарные предметы традиционно считаются более «женскими», и еще в школе девочек ориентируют в первую очередь на них.

Математические способности. Прежде всего, многие результаты свидетельствуют об отсутствии половых различий. Это касается в основном вычислительных способностей, а также невербального интеллекта.

Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям.

Казалось бы, ничего драматичного здесь нет, тем более что никто не делал выводов о более низком интеллекте женщин: просто у одного пола обнаружилось преимущество в одном, у другого - в другом показателе. Однако в 1970-х гг. в психологии половых различий и в психологии женщины не было темы более спорной, чем тема математических способностей. Раздавались даже призывы запретить подобные исследования, которые якобы дискредитируют умственное развитие женщин. До сих пор эта проблема остается одной из самых спорных в психологии женщины, и по-прежнему раздаются нелепые призывы запретить подобные исследования.

Интересным представляется рассмотрение половых различий в проявлении эмоций у детей и взрослых. Плач и беспокойство у детей (группировка данных из книги Э. Маккоби и К. Жаклин). В большинстве случаев половые различия по этой характеристике отсутствуют. Их нет по частоте и длительности плача, по проявлениям беспокойства, по реакциям на присутствие и отсутствие матери или незнакомого человека, и это, по-видимому, естественно. Плач и беспокойство ребенка свидетельствуют о том, что он замечает изменения ситуации и эмоционально реагирует на нее.

Мальчики плачут чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Т. В. Бендас, предлагает считать плач мальчиков - «исследовательским», а девочек - «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.

Анализ данных, касающихся страха, показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх:

  • - при встрече с незнакомым человеком;
  • - подъеме па высоту;
  • - по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки и на громкий голос;
  • - по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку;
  • - по доведению во время первого посещения детского учреждения.

Эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью - адекватная реакции. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики.

О большой эмоциональности женщин свидетельствуют следующие эмпирические факты:

  • 1) большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами;
  • 2) для девочек и женщин связь эмоции с межличностными отношениями является более значимой, чем для мальчиков и мужчин;
  • 3) женщины чувствительнее мужчин к тем негативным жизненным событиям, которые переживают их друзья и близкие;
  • 4) женщины более подвержены депрессиям;
  • 5) женщины чаще говорят о своих негативных эмоциях, таких как печаль и страх;
  • 6) положительные эмоции женщины пережинают более ярко;
  • 7) девочки и женщины не стесняются демонстрировать свои эмоциональные реакции;
  • 8) женщины превосходят мужчин в области невербальной экспрессии: они более точны в невербальном выражении эмоции и лучше декодируют невербальные эмоциональные сигналы других.

Косвенным свидетельством большей эмоциональности женщин являются данные о меньшей эмоциональности мужчин:

  • 1) мальчики и мужчины не стремятся показывать свои эмоции, особенно негативные;
  • 2) они эмоционально сдержанны даже с друзьями своего пола;
  • 3) они подвергаются более жесткой, чем женщины, регламентации со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний.

Существуют данные - об отсутствии гендерных различий в области эмоциональных переживаний: гендерное равенство в переживании профессионального стресса в организациях.

Иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоции, как:

  • - гнев,
  • - презрение;
  • - отвращение;
  • - по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих.

Наконец, можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоции, т.е. эмоции, более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин - печаль и страх.

Гнев (злость). В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности этой отрицательной эмоциональной реакции у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Ученые объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

Склонность к переживанию гнева. Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола.

Печаль. Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали: у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков.

Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным.

Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста, проведенное М. С. Пономаревой, показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.

По данным Д. И. Захарова

Выраженность страхов

У девушек количество мнимых страхов в 6 раз больше, чем у юношей.

Радость. Не обнаружено четких половых различий.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по:

  • - эмоциональной возбудимости;
  • - в меньшей степени - по интенсивности;
  • - еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

Вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) - большая эмоциональная возбудимость лиц женского выражена у них больше, чем у мужчин.

И мальчики и девочки, конечно же, отличаются друг от друга не только генетически по Х- и У-хромосомами, не только биологически, но и по социально-психологическим параметрам. С каждым годом в жизни мальчика или девочки всё большее значение играет воспитание и социальное окружение. Каждый ребёнок - неповторимая индивидуальность. А разные дети требуют с одной стороны, индивидуального подхода, учитывающего особенности их психики, с другой, – одинаково бережного отношения к личности ребёнка. Поэтому важно по-разному строить воспитание и обучение мальчиков и девочек.

Взрослый, который играет с ребёнком, учит его, помогает понять и почувствовать окружающий мир, показывает и объясняет, сопереживает и поддерживает, – часто не задумывается о том, что он развивает мозг ребёнка. Без участия взрослого все возможности, которые заложены в этот орган психики ещё до рождения малыша, не смогли бы раскрыться. Семья, детский сад, школа развивают мозг и все его многочисленные функции, регулирующие поведение ребёнка, определяющие успешность его обучения, творческое развитие.

Особенности психического развития мальчиков и девочек

Существуют ли различия в формировании мозга, в овладении разными видами деятельности между мальчиками и девочками? Да, существуют. Это постоянные и переменные факторы.

Прежде всего, это генетически обусловленные факторы в виде половых различий. Записывая биотоки мозга у совсем крошечных малышей (новорождённых и детей первых месяцев жизни), физиологи убедились, что мозг мальчиков и девочек уже в этом возрасте работает неодинаково. Анализ взаимодействия электрических потенциалов разных областей коры мозга: моторных, зрительных, слуховых или ассоциативных позволяет с большой долей вероятности определить пол ребенок. Органы чувств младенца уже настроены определенным образом, и из всех звуков он выделяет звуки человеческого голоса (настроен именно на эти частоты), из всего зрительного ряда выделяет человеческое лицо. Уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются.

Интуитивно чувствуя различие в зарождающейся психике малыша, родители по-разному разговаривают с сыном и дочкой, используя отличающиеся жесты и мимику. Не у всех родителей это проявляется достаточно чётко: у большей части интуиция, направленная на ребёнка, вытесняется чувствами, связанными с собственным комфортом или дискомфортом. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо, их раздражает «излишняя» подвижность мальчиков и их выраженная поисковая активность («всюду лезут, всё ломают и портят»). То есть на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.

Очередность и скорость созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. У мальчиков, по-видимому, медленнее созревает левое полушарие, а у девочек — правое. Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления». У мальчиков то же самое происходит еще на наглядно-образном уровне. Это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки. Среди левшей больше мужчин, чем женщин.

Различия в результатах исследований учёных разных стран помогают понять своеобразие полов. Наиболее изученное явление в области половых различий – речевые способности. Множество результатов свидетельствуют об отсутствии половых различий по речевым способностям: по голосовой активности младенцев, способности правильно произносить звуки и подражать им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, пониманию грамматики, чтению, лингвистическим способностям, словесным ассоциациям, вербальному интеллекту. Причём эти результаты прослеживаются во многих возрастных группах. То есть, речь играет важнейшую и равную роль в жизни и деятельности обоих полов.

Тем не менее, огромное количество других данных свидетельствует о наличии различий в пользу мужчин или в пользу женщин. И это – переменные факторы, к которым можно отнести социально-психологические условия развития.

Так, установлено, что в ходе игры мальчики-дошкольники больше разговаривают со свер-стниками своего пола, причём часто эта вербализация носит конкурентный характер. Девочки же более активно общаются с матерью, чаще требуют от неё информации или оценки и больше общаются как с взрослыми, так и со сверстниками. Причём для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками своего и другого пола. По-видимому, половая сегрегация, которая свойственна дошкольникам, более жёстко соблюдается как гендерная норма у мальчиков. «Девчоночьи» игры для мальчиков более неприемлемы, чем «мальчишечьи» для девочек, что является следствием маскулинной культуры.

Впервые превосходство особенностей психической деятельности у мужского пола обнаруживается около 3 лет, своего пика оно достигает в 5-11 лет, а отдельные «всплески» преимущества наблюдаются в 14, 17, 29 и 41 год. Выделяются следующие группы показателей развития речи, отличающих мальчиков от девочек: артикуляция речи, ее декодирование, словарный запас, беглость речи, скорость чтения, понимание прочитанного и интеллектуальные показатели.

Превосходство девочек и женщин - гораздо более яркое как по количеству показателей, так и по возрастному диапазону. Здесь можно отметить следующие закономерности. Превосходство психической деятельности у женского пола начинается уже в 6 месяцев, продолжается в другие возрастные периоды (с 3 лет до 21 года) и заканчивается (исходя из имеющихся данных) в 84 года. Это превосходство в равной степени проявляется во всех культурах, а также как среди обычных испытуемых, так и среди одарённых, т.е. при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

Причина явного превосходства у девочек по речевым способностям по-прежнему неясна. Можно выдвинуть гипотезу о более раннем созревании девочек. Но почему же тогда и в 84 года речь женщин меньше поддается инволюционным (старческим) изменениям? Возможно, дело в функциональной асимметрии мозга. Фактор гендерной социализации, возможно, также играет свою роль.

С середины 70-х г.г. прошлого столетия не утихают споры вокруг половых различий в математических способностях. Результаты по развитию речи не оспаривались учёными так, как результаты по математическим способностям. По-видимому, здесь имеет место сочетание генетических и социально-психологических факторов.

Превосходство девочек наблюдается в заданиях на нумерацию и вычисление: это относительно легкие стереотипные задачи, и не удивительно, что девочки, которые в какие-то периоды опережают мальчиков в развитии, выполняют их либо лучше мальчиков, либо, по крайней мере, не уступают им. Но, в другие периоды развития подростков гораздо чаще обнаруживается превосходство мальчиков и мужчин. Оно проявляется, начиная с 12 лет и вплоть до 21 года (более поздних исследовании не было), в разнообразных параметрах (рассуждениях, вычислительных способностях, математических достижениях при прямом определении математических способностей по специальным тестам). Близкие результаты сохраняются и на выборке одаренных детей (когда одарённые девочки сравниваются с одарёнными мальчиками). Все эти закономерности свидетельствуют о более значительном преобладании мальчиков и юношей над девочками и девушками по математическим способностям.

Ряд исследователей обнаружили, что недостаток математической подготовки, характерный для девушек, поступающих в колледжи, приводит к появлению у них специфической «боязни математики» и к тому, что девушки не выбирали в качестве профилирующих дисциплин математические. Круг замыкался - девушки были плохо подготовлены по математике и не стремились улучшить свою подготовку из-за тревоги, что у них ничего не получится. В итоге были разработаны специальные курсы и написаны книги о том, как преодолеть эту математическую тревогу.

Некоторые исследования продемонстрировали превосходство мальчиков 8-11-лет в решении невербальных задач, в этом же возрасте у них начинается развитие зрительно-пространственных способностей. Мужчины 39-44 лет превосходят женщин по увеличению интеллекта. Последний результат может объясняться тем фактом, что девочки и девушки опережают в развитии своих сверстников мужского пола и поэтому раньше достигают пика развития. Гораздо чаще обнаруживается превосходство женского пола, особенно в возрасте с 3 месяцев до 20 лет. Скорее всего, это также связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками.

Это согласуется с данными о том, что девочки до десяти лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей. Однако у них быстрее завершается развитие памяти. Кроме того, если у мальчиков специализация полушарий мозга по пространственно-временной ориентации имеется уже в шесть лет, то у девочек её ещё нет даже в тринадцать. То есть можно сказать, что в детстве мальчики как бы более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать в профессиях, где ведущим фактором успешности является логика, мужчины обгоняют женщин и становятся как бы более левополушарными, чем женщины.

Американские психологи в 90-х годах 20 в. доказали, что половые различия в математических знаниях есть просто следствие способа подготовки, так как мальчики чаще девочек выбирали карьеру математика в связи с тем, что, когда приходит пора выбирать профессию, девочки находятся под сильным влиянием близких. Родители и учителя, исходя из социокультурных традиций, не советуют девочкам заниматься математикой, и они смиряются со своей «нематематической» судьбой. Было указано и на то, что учителя математики не уделяют девочкам такого же внимания, как мальчикам, исходя из тех же традиций и социальных мифов.

Влияние социума на развитие речи ребенка

Изучая речь девочек и мальчиков, исследователей интересовала зависимость речи от условий жизни детей. В одном из экспериментов велось наблюдение за детьми, посещающими обыкновенный детский сад, и детьми, посещающими группу развития в художественном музее.

Мальчики, обобщая негативные ассоциации, отражают криминальные проявления в обществе (война, зло, преступники, бандиты, стрелять, убить, жечь, грабить, воры, кровь). Или на-зывают героев мультфильмов и фильмов ужасов, а позитивные ассоциации связывают с пищевой мотивацией, с продуктами питания.

У девочек сохранился более красочный, более многообразный мир позитивных ассоциаций. Отрицательными являлись герои сказок: Баба Яга, Кощей Бессмертный, дракон, чудовища, динозавры и многие животные - тигр, змея, волк, медведь, а также герои мультфильмов и фильмов ужасов. Криминальные слова попадали в число «плохих» значительно реже, чем у мальчиков. У девочек больше «хороших» слов, прежде всего связанных с семьей (мама, папа, бабушка, дедушка). У них богаче, многообразнее тематика позитивных слов: мир животных, сказок, развлечений (театр, цирк), мир игрушек, мир природы, человеческих отношений.

Если раньше число хороших слов и их разнообразие резко преобладало над плохими, то теперь эта тенденция сохранилась только для девочек. Видимо, девочки в большей степени, чем мальчики, склонны выделять позитивные явления окружающего мира. Положительные эмоции у них выполняют стабилизирующую, развивающую, смыслообразующую функции в разных социальных условиях.

Значительное влияние на детей оказывает влияние культурных традиций общества. От социальной нестабильности в большей степени страдают мальчики уже в дошкольном детстве, им явно не хватает позитивных эмоций дома, в детском саду.

Ассоциации детей, занимающихся искусством, заметно отличаются от ассоциаций тех, кто посещает обычный детский сад. Особенно заметными различия оказались у мальчиков. Искусство усилило позитивное видение мира (резкое преобладание хороших слов над плохими), сформировало в сознании мальчиков мир людей, отдельного человека. Оказалось, что у мальчиков в процессе систематических занятий в художественном музее изменился характер речевых положительных ассоциаций. Они больше, чем девочки, стали называть прилагательные как хорошие, добрые слова: прелестный, прекрасный, восхитительный, удивительный, лучезарный и т.д.

В грамматическом плане несколько чаще назывались прилагательные, связанные с правополушарной стратегией мышления. Интересно, что мальчики быстрее осваивают художественный мир в целом, ориентируются в нем лучше, чем девочки, которых чаще всего интересует что-то конкретное, детали. Видимо, срабатывают разные уровни, разные механизмы. У мальчиков всё происходит на уровне смысловых образований, а музеи создают сложнейшие контексты при восприятии прекрасного. У девочек - больше включается уровень восприятия, позволяющий детально видеть эту красоту.

Мальчики при назывании действий чаще, чем девочки, перечисляли глаголы: рисовать, лепить, раскрашивать. Таких слов в других детских садах дети вообще не называли, хотя эти занятия им хорошо знакомы.

Девочки, в отличие от мальчиков, в два раза больше в свободных ассоциациях называли эмоционально значимые для них слова, связанные с музейной тематикой: картина, тронный зал, муза, музей, плафоны, лестница, а также цветы: одуванчики, розы, ромашки, тюльпаны, гвоздики, букеты цветов; позитивные эстетические глаголы: танцуют, улыбаются, хохочет, целуются. Называли и другие слова: добрая, хорошая, любимая, украшение.

Возможно, эти различия объясняются исследованиями биоэлектрических процессов мальчиков-девочек в разных зонах мозга: лобных, моторных, нижнетеменных, височных и затылочных, которые имеют разное строение, разную функциональную специализацию и показывают, что у мальчиков и девочек наблюдается существенное различие в функциональной организации мозга с первых дней жизни.

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. Показано, что у мальчиков при этом больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек - правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).

Степень праворукости (или леворукости) с возрастом увеличивается, и ребенок все чаще начинает предпочитать во всех действиях одну руку, используя ее в качестве более активной, тогда как вторая рука выполняет подсобную роль. Казалось бы, отсюда можно сделать вывод, что чем выше степень праворукости, тем лучше, тем более развит ребенок, тем легче ему будет в первом классе. Однако это не совсем так.

Оценив в процентах степень праворукости у детей перед поступлением в школу, санкт-петербургские нейропсихологи В.Д.Еремеева, Т.П.Хризман обнаружили, что лучшие показатели школьной успеваемости были у детей-правшей с меньшим предпочтением правой руки, то есть у тех, которые иногда при действиях двумя руками более активную роль отдавали левой. Этот факт может говорить о том, что у этих детей правое полушарие достаточно активно участвует в организации произвольной деятельности.

Эмоциональное развитие

Рассмотрим половые различия в проявлении эмоций у детей.

Начнем мы с плача и беспокойства. Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят, и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует о более выраженной по сравнению с девочками способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков была прослежена в экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям. Поэтому в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки плакали, когда их оставляли одних за барьером, а также во время ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать «исследовательским», а девочек - «коммуникативным». Это соответствует инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными для обоих полов. Удивительно, что такое различие начинает проявляться в достаточно раннем возрасте.

Анализ данных, касающихся страха, показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх. Не зафиксировано серьёзных различий в их поведении при встрече с незнакомым человеком, подъёме на высоту, по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки и на громкий голос, по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку, по поведению во время первого посещения детского учреждения. Дошкольники обоего пола одинаково испытывают тревогу, когда их кладут в больницу. Наконец, дети обоего пола одинаково склонны сообщать о своих страхах.

Этот результат закономерен. Трудно представить ребенка, который не испугался бы в незнакомой ситуации или при встрече с необычным предметом. Эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью - адекватная реакция. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики.

Эмоции играют очень важную роль в формировании психики, характера, поведения. Но роль положительных и отрицательных эмоций различна. Положительные эмоции создают условия для оптимальной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира, тогда как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику. Ребенок, как и взрослый, старается свести к минимуму отрицательные эмоции и увеличить положительные.

Мозг мальчиков, по сравнению с девочками,- более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая более экономично (иными словами – на более низком энергетическом уровне). То есть, в каких-то моделях поведения у мальчиков имеются преимущества по сравнению с девочками, а в каких-то – явный недостаток.

У мальчиков избирательно активны лобные ассоциативные структуры мозга. Именно эти отделы мозга в значительной степени отвечают за процессы смыслообразования. Это делает мышление мальчиков более творческим, способствует высокой самореализации. Это проявляется в их выборе профессий, требующих более высокой активности, высокому риску. В отличие от мальчиков выборы девочек склонны к меньшей авантюрности, большей стабильности.

На особенности работы мозга мальчиков и девочек можно взглянуть и как на проявление мужского и женского начала, которое направляет освоение разных социальных половых ролей, свойственных мужчинам и женщинам обществе. Мужчины – инновационные проекты. Женщины – сохранение/охранение стабильности в микро- и макросоциуме.

Таким образом, разные формы активной психической деятельности у мальчиков и девочек имеет разную мозговую организацию и разную нейрофизиологическую основу. По выражению Ганса Селье это «общебиологический феномен фундаментального характера».

Учитывается ли это в семейной педагогике, понимается ли взрослыми?

Итак, ребёнок – это всегда дополнительные заботы. Но как это ни банально звучит, ребёнок не просил нас, чтобы мы его родили, и не он выбрал за нас профессию воспитателя, школьного психолога или учителя. Поэтому о своём комфорте в вашей профессиональной деятельности придется забыть (в том числе, мы имеем в виду и вас, родителей). А вот комфортно ли с Вами ребёнку? Здесь нужно чётко понять: кто кого обслуживает?

Пики агрессии у мальчиков и девочек

Резкое чередование настроений, переход от беззаботной жизнерадостности к беспросветной хандре и «мировой скорби» вообще типично для подросткового возраста, требующего к себе повышенной чуткости, хотя сами юноши мало внимательны к взрослым.

За внешней грубостью мальчиков-подростков и скрытностью девочек лежит сложная картина половозрастных различий в их развитии.

Процесс психосексуального развития у девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков и длится на 2 года больше (у девушек 14-18 лет). Несмотря на то, что мальчики физически сильнее девочек, они обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов (в связи с этим у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения). Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы (представления взрослых о различных нормах поведения для девочек и для мальчиков). Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Об этом свидетельствуют данные психологов разных стран мира.

Мальчики и девочки по-разному проявляют агрессивность. Наибольшей агрессивностью отличаются 12-15-летние подростки-мальчики. У них преобладает физическая агрессия, которая с возрастом затухает, а у девочек с возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К 15-18 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идёт значительное увеличение её у девочек. Негативизм значительно чаще проявляют мальчики во все возрастные периоды.

К сожалению, в педагогической практике часто не учитываются эти особенности психосексуального развития.

Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного «отмечают» удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои поступки, подростки демонстрируют своё представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости, часто «неправильное» с позиций взрослых. Так, 90% подростков совершают агрессивные действия в состоянии опьянения (алкогольного или наркотического). Жажда подвига, усиленная наличием в компании девушек, часто приводит парней к демонстративным асоциальным поступкам.

Застенчивость – самая типичная «болезнь» юношеского возраста. В 17- 20 лет от нее страдают свыше 40%, а в 15-16 лет - свыше 70% юношей и девушек. Особенно тяжело переживают застенчивость мальчики, так как эта черта кажется им «не мужской».

При всей их внешней браваде и самоуверенности, особенно на людях и в компании сверстников, довольно многие старшеклассники страдают пониженным самоуважением, самооценкой, что побуждает их «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то «ложное лицо» («представляемое «я»). С суждениями типа: «Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление» и «Я склонен надевать «маску» перед людьми» – юноши с низким самоуважением соглашались почти в шесть раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения. Юношам с низким самоуважением хочется скрыть свои слабости, но необходимость «играть роль» вызывает страх, как бы не сделать ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя напряженность. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему что так или иначе затрагивает их личность, болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они острее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают какой-то недостаток в самих себе. Вследствие этого им свойственна склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества.

Это создает серьезную проблему для родителей и воспитателей.

Неудовлетворенность собой и высокая самокритичность далеко не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Расхождение реального и идеального «я» – нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

У интеллектуально более развитых и творческих подростков расхождение между наличным и идеальным «я», т. е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.

Обучение мальчиков и девочек

Кто кому что должен. Во многих методических пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах вы можете найти неумолимое: «Ребенок в 1 год должен... в 4 года должен... к 7 годам должен...». И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. Такие таблицы показателей, как рост и вес, сравнительно малосущественные для будущей жизни ребенка (да простят нас педиатры), составлены отдельно для мальчиков и девочек. То есть, вес тела разный, вес мозга, соответственно, разный, а все то, ради чего существует это тело и этот мозг, то, что является результатом их деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т.д.), одинаковое? Конечно, нет. Не напоминает ли это вам «среднюю температуру пациентов по больнице»?

В мире психологии существует точка зрения, что общество переоценивает роль левого полушария в становлении мыслительной деятельности ребенка, а следовательно, и роль рационального, логического мышления. Методики обучения в начальной школе, а частично, по-видимому, уже и в детском саду, тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребенка. В то же время известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческой интуиции. Основным типом мышления шестилетнего ребенка является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой, а значит, оно предполагает активное участие правого полушария в обучении. Остаётся лишь сожалеть о практическом исчезновении групповых игр в детских садах, превратившихся в ДОУ - дошкольные образовательные учреждения.

Итак, рассматривая развитие психики ребенка даже под одним углом зрения: асимметричного распределения функций между двумя полушариями мозга, неравнозначности в работе правой и левой руки, глаза, уха, мы приходим к выводу о том, что процесс обучения ребенка-дошкольника, а тем более школьника, обязательно должен учитывать его индивидуальные особенности. Задача школьной психологии и педагогики – целенаправленно разрабатывать новые подходы.

Важнейший момент нормального психического развития ребенка – совместная деятельность со взрослым. Без взрослого ребенок не только плохо развивается, но вообще никогда не станет человеком, а будет лишь человекоподобным животным. Это очень важно: у новорожденного есть лишь врожденные потенции к развитию психики, закрепленные в определенной организации мозговых структур, но раскроются или не раскроются те задатки, которые заложены до рождения, зависит только от человеческого общества и от конкретных воспитателей, т.е. от нас с вами.

Но нет ли здесь парадокса: значит, когда ребенку создают комфортные условия и от него не требуется никаких собственных усилий (пища вкладывается в рот, обеспечивается тепло, сухость и т.д.), он не развивается? Значит, для его развития нужны дискомфорт, стрессы? А может быть – уроки и испытания? Да, в определенной степени ребёнку они нужны.

Реакция на стресс, в зависимости от силы и длительности, имеет три фазы, которые соответствуют трем фазам адаптационного синдрома по Гансу Селье: реакция тревоги, фаза адаптации и фаза истощения. Первая фаза стресса заставляет ребенка активно действовать, вторая в небольших дозах даже полезна и позволяет ребёнку приспособиться к изменившимся условиям, а вот третья фаза истощения просто губительна: она разрушает психику, ломает сложившиеся функциональные связи в мозгу.

Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества.

К третьей, разрушающей фазе стресса, относится так называемая «выученная беспомощность ». Что это такое? Рассмотрим сначала на примере животных. Три группы крысят содержали в разных условиях: первых – в комфортных, вторые приобретали опыт активного сопротивления (время от времени через пол клетки пропускали слабый ток, но крысята могли сами отключать его и очень быстро этому научились), а у третьих вырабатывалась выученная беспомощность (они отключить ток не могли, хотя общее время воздействия тока было таким же, как и во второй группе). Затем всем крысятам приживляли клетки злокачественной опухоли (саркома). Заболели все крысята, у которых был опыт выученной беспомощности, некоторые крысята из тех, кого током не били, а у второй группы – с опытом активного сопротивления (в фазе адаптации по Г. Селье) – опухоль отторгалась.

Этот факт очень важен для тех, кто воспитывает и обучает ребёнка. Что такое плач ребёнка, на который не реагируют родители, – это опыт беспомощности. Если мы даем детям задания, которые они не в силах выполнить, мы вновь даем им опыт беспомощности. А это не только психические, но и физиологические потери. Дети обучаются беспомощности своих действий. Если один, два, три раза ребёнок не смог выполнить задание, то после этого он и не ищет решения. То же самое относится к ситуации, когда в школе задают домашние задания в том объёме, который физически (принципиально) невозможно переработать в процессе подготовки к урокам.

Особенно тяжело переживается ребёнком ситуация, когда он знает (или думает), что другие эту задачу решают. И здесь очень многое зависит от оценки учителя. Если учитель или мама говорят: «Я так и знала, что ты не решишь», «Ты всё равно никогда не сможешь»,- то это обучение беспомощности.

Вот ещё один пример. Трем группам детей давали математические задачи:

    первой группе очень легкие, заведомо решаемые всеми,

    второй – разной степени трудности, среди которых попадались и легкие, и требующие значительных усилий,

    третьей группе – задачи, решить которые было невозможно.

Затем всем детям дали одинаковые задачи – очень трудные, но которые дети на данном уровне знаний могли решить. Их решили только дети второй группы, а те, у которых был опыт беспомощности, – не справлялись.

Выводы сделать несложно: необходимо, чтобы каждый ребенок в течение дня испытывал успех и преодолевал трудности. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы трудности приводили к фазе истощения.

Оказывается, мальчики больше подвержены стрессу, например, вследствие разрыва с семьей (положили в больницу, ушел из семьи отец, умерла бабушка, отдали в круглосуточный детский сад), причем в дальнейшем это может сказаться, например, на их способности к созданию семьи.

Вы скажете – как сложно. Но есть нечто, что может уберечь нас от многих ошибок, – это любовь к ребенку. Собственная природа часто подсказывает нам правильные решения, но мы иногда боимся к ним прислушаться. Хотя, конечно, одной любви мало, нужны знания. Но без любви к ребенку никакие знания не помогут вырастить личность, раскрыть все то лучшее, что подарила природа именно этому мальчишке или этой девчушке. А они очень разные, поэтому и проявлять свою любовь нужно по-разному.

Между мальчиками и девочками существуют различия в познавательной сфере: в развитии памяти, мышления, восприятии, усвоении учебного материала, которые идут разными путями в зависимости от пола. В этой связи важен переход от одинакового обучения девочек и мальчиков к обучению, способствующему формированию познавательных интересов с учётом гендерных особенностей. Сегодня делаются попытки решить данную проблему – создаются образовательные учреждения, дифференцированные по половому признаку, разрабатываются программы, учитывающие гендерные особенности школьников. Однако содержание образования имеет экспериментальный или фрагментарный характер, отсутствует целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей, что вызывает затруднения в управлении данным процессом.

В процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек дети учатся использовать эффективные стратегии поведения. Результаты многих экспериментов показывают, что имеются гендерные различия в проявлении эмоций у детей дошкольного возраста. Например, мальчики 4-х лет выставляли меньший балл, чем девочки, положительным эмоциям. Мальчики лучше дифференцируют отрицательные эмоции: скуку, грусть, злость. Девочки 4-х лет настроены более позитивно. У них проявляются такие эмоции как веселье, доброта, удивление. Дифференциация предпочтений эмоций у мальчиков и девочек 4-х лет происходит в следующей последовательности: веселье, доброта, удивление, скука, грусть, злость. У мальчиков 5-и лет предпочтение эмоций осуществляется в последовательности: доброта, веселье, удивление, скука, грусть, злость. Причем доброту и удивление мальчики оценили выше, чем девочки 5-и лет. У девочек предпочтение эмоций происходит в следующем порядке: веселье, доброта, удивление, скука, грусть, злость. Так же, как и в 4 года, мальчики 5-и лет более четко дифференцируют отрицательные эмоции, чем девочки 5-и лет.

В 6-летнем возрасте мальчики самый высокий балл отдают веселью, а девочки – доброте. Скуку мальчики оценили более высоким баллом, чем девочки. Предпочтение эмоций в порядке убывания у мальчиков: веселье, удивление, доброта, скука, грусть, злость. У девочек: доброта, веселье, удивление, скука, грусть, злость.

Познавательная способность к прогнозированию способствует формированию у ребенка 4-6 лет предвосхищающей эмоциональной коррекции поведения, развитию познавательной мотивации, основанной на мотиве ожидаемого удовольствия от процесса и результата познания, осознанию себя как социального существа. Способность прогнозирования уже в этот период выступает и как когнитивная и как регулирующая функция психического процесса. Основаниями детских прогнозов служат, как правило, факты, события, объекты, бывшие в непосредственном восприятии ребенка. Но уже в возрасте 4-6 лет зарождается способность к прогнозированию на основе установления связей и отношений, правда, в непосредственно воспринимаемой ситуации.

В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению (детскому саду) или школе возможны нарушения, вызываемые разными стрессорами (внешними или внутренними). Одним из факторов влияния на переживание стресса является субъективное восприятие объективных характеристик этой ситуации (воспитательница, другие дети и др.). Человек с точными когнитивными представлениями о ситуации имеет больше возможностей для выживания, чем человек с искажёнными представлениями. Для совладания с ситуацией необходимо соблюдать три условия: осознание возможных трудностей, владение способами эффективного совладания с данным типом ситуаций, своевременное их применение.

Психологическая защита и копинг-поведение – важнейшие формы адаптационных процессов и реагирования личности на стрессовые ситуации.

На поведенческом уровне у ребенка 4-6 лет уже обнаруживаются психологические защитные механизмы, типичные для взрослых. Они свидетельствуют о становлении зрелой системы психологической защиты.

На микрострессовое состояние и у мальчиков и у девочек с возрастом всё больше влияют детские взаимоотношения. У мальчиков с возрастом взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми, чем у девочек. Особенно нарастает социализация в 5 лет, и несколько уменьшается в 6 лет. Роль родителей от 4 до 6 лет уменьшается. Воспитатель имеет самое большое значение для ребенка в 4 года, в 5 лет роль воспитателя явно уменьшается и вновь возрастает в 6 лет. Это объясняется состоянием перед кризисом 7 лет, формирующимся мотивом учения и возрастанием роли воспитателя как будущего учителя.

При обучении полезно учитывать следующие особенности подростков:

Мальчики

    У большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.

    С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные.

    Мальчики тяготеют к широкому кругу общения.

    Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах.

    Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.

Девочки

    У большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления.

    Внимание большинства девочек привлекает сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями.

    В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые «закрыты» для посторонних.

    У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство.

    Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.

Миф, придуманный взрослыми для оправдания своей педагогической несостоятельности – леность ребенка. Но физиологически и психически здоровые дети по определению не бывают ленивыми. Лень – не причина, а следствие других причин. Это защита организма, который не справляется с непосильными нагрузками. Ребенку трудно, он не способен физически выполнить какое-то задание без ущерба для себя. Например, астенизация и нервное истощение после пере-несённого гриппа, ОРЗ. Переутомление, работа на грани нервного срыва, в результате неадекватных педагогических нагрузок. Психологическая неподготовленность к учебным нагрузкам и т.д. В результате, у ребёнка зачастую есть только два выхода: идти наперекор биологическим законам и сломаться физически или интуитивно уйти от непосильной нагрузки.
На первое он не способен, так как волевые процессы у ребенка развиты гораздо слабее, чем у взрослого или учащегося старших классов, а цена такого пренебрежения законами физиологии может быть очень высока. Остается второе – уйти из-под нашего контроля, от наших обучающих воздействий, а это мы и называем ленью. Значит, если ребенок ленится – внимание! Надо срочно искать причину – почему трудно. Найти причину и помочь преодолеть эту трудность.

А может, мы требуем непосильного? Нейропсихологи, обследуя школьников, доказали, что среди неуспевающих детей от 55 до 79% – дети с минимальной мозговой дисфункцией (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без таковой - СДВГ). Это ни в коем случае не умственная отсталость. Но для этих детей, чтобы они в дальнейшем стали абсолютно нормальными людьми, в школе надо подбирать другие методики обучения, которые помогли бы найти обходную дорожку, на которой этот минимальный дефект не стал бы камнем преткновения. А мы говорим про них: «лентяи». Всегда легче своё неумение найти причину школьных трудностей ребёнка списать на него – ленивый.

Данный синдром сегодня самое распространённое среди детей возрастное неврологическое расстройство. По мнению детских психиатров, считается, что он обнаруживается у пяти процентов детей. По мнению детских невропатологов – это 12,5-15% от популяции. В то же время, последние 3-4 года учителя начальных классов видят от 5 до 12 гиперактивных детей в каждом классе. Как правило, это дети с поведенческими расстройствами по типу СДВГ. Среди них, часть поддаются педагогической коррекции, часть психологической коррекции, и только примерно пяти процентам необходимо лечение психоневролога или психиатра.

У 65 процентов детей с СДВГ есть проблемы с повиновением вышестоящим авторитетам, в том числе проявления агрессивности на словах и вспышки раздражения.

25 процентов учеников с СДВГ имеют другие нешуточные проблемы обучения в одной или нескольких областях: навыки словесного выражения, умение слушать, понимание прочитанного и математика.

Половина всех учеников с СДВГ имеет проблемы с пониманием услышанного.

Таким образом, в особенностях физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек есть постоянные и переменные составляющие.

Постоянные составляющие – это генетически обусловленные особенности и различия развития мальчиков и девочек с первых мгновений жизни.

Переменные составляющие:

    Более стабильные составляющие: этно-культуральные особенности воспитания мальчиков и девочек, национальные традиции;

    Менее стабильные составляющие: социальные факторы (уровень доходов родителей, место проживания: столица – провинция и пр.);

    Лабильные составляющие: быстро меняющиеся факторы – семейные факторы (неполная семья, алкоголизация одного из членов семьи, переезд родителей, смена школы и т.д.).

Иными словами, физиологическое созревание и психическое развитие мальчиков и девочек, это мультипроцессорная система.

Отсюда закономерны различия в обучении и воспитании мальчиков и девочек. Причём, с каждым годом эти различия, как мультипроцессорная система, нарастают.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Эмоции появляются у человека еще до его рождения. Выявлено, что эмоциональные реакции удовольствия и неудовольствия наблюдаются уже у пяти-шестимесячного человеческого плода.

Как отмечает К. Изард, с возрастом меняются не только эмоциональные реакции, но и значение активаторов конкретных эмоций. К. Изард, Ю. А. Макаренко и другие психологи выявили, что в онтогенезе разви тие базалъных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по сравнению с вторичными эмоциями. Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения . В. ШеннумиД. Бьюджeнтaль, Дж. Килбрайт и М. Ярцовер, К. Малатеста и Дж. Хейвиленд обнаружили увеличение с возрастом контроля выражения отрицательных эмоций и неизменность его в отношении положительных эмоций. С другой стороны, с возрастом улучшается распознавание эмоций по выражению лица.

Как полагают западные психологи, весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний вследствие родительского недовольства и наказания. Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным процессом.

Возрастная динамика эмоциональных свойств личности. П.А.Ковалев изучил изменение с возрастом (с 5-го по 11-й класс) самооценку трех эмоциональных свойств личности: вспыльчивости (эмоциональной возбудимости), обидчивости и мстительности. Почти во всех возрастных группах выше всего школьники оценили у себя вспыльчивость, затем обидчивость и ниже всего - мстительность. Самооценка вспыльчивости выше всего была у школьников 13 лет, обидчивости – у школьников 12 лет, а мстительности - у школьников 14-15 лет.

Подводя итог возрастных изменений эмоциональной сферы, можно отметить следующие моменты:

1) увеличение количества эмоциогенных объектов, особенно имеющих социальный характер;

2) возрастание дифференцированности эмоциональных переживаний;

3) возникновение эмоциональных переживаний не только по поводу настоящего, но и по поводу будущего;

4) появление способности отрывать экспрессивные средства от переживаний;

5) увеличение способности понимания эмоций других людей;

6) переход эмоциогенных реакций от импульсивности к произвольности.

3.3 Половые различия в эмоциональной сфере.

В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек - убывают. Это объясняется тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

К. Хорни пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. Было выявлено, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Л.В.Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин. Во многих исследованиях выявлены отчетливые различия в эмоциональной сфере лиц мужского и женского пола. Правда, до сих пор не ясно, являются ли хотя бы некоторые из них врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.

Различия в эмоциональной сфере мужчин и женщин многие психологи связывают именно с особенностями воспитания. Согласно К. Юнгу, у мужчины в процессе его воспитания чувствования подавляются, в то время как у девочек они доминируют.

Различия по тревожности . У младших школьников, по данным Л. П. Баданиной, наблюдаются различия между мальчиками и девочками по ряду эмоциональных состояний. Показатели тревожности у мальчиков ниже, чем у девочек. Автор связывает это с тем, что девочки с большей осознанностью воспринимают роль школьника. Мальчики и девочки также различаются по доминирующим причинам тревожности (автор называет их видами тревожности). У девочек школьная тревожность доминирует в 7-9 лет, а в 10 лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего, чем у мальчиков, количества невротических реакций наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков семи лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9-летнем возрасте.

Факт большей тревожности и нейротизма лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола выявлен во многих исследованиях. В.Д.Кузакова, например, выявила у здоровых мужчин высокую тревожность в 14 % случаев, а у женщин - в 21 % случаев. Те же соотношения оказались и у тугоухих (соответственно 26 % и 43 %). И лишь у глухих количество лиц с высокой тревожностью у мужчин и женщин оказалось примерно одинаковым (39 % и 35 %).

Различия в склонности к переживанию базовых эмоций. Выявлены значимые половые различия в самооценке печали, тревоги и вины. Сравнение склонности к переживанию базовых эмоций у школьников и школьниц разного возраста показало, что у девочек и девушек во всех возрастных группах склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков и юношей.

Склонность к радости не обнаружила четкой возрастной динамики: в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10-11 и 14-15 лет она выражена больше у девочек.

Как показано К.П.Сухановой, мужчины чаще сдерживают проявление эмоций, чем женщины, и больше нуждаются в эмоциональном участии. При этом представители сильного пола чаще игнорируют эмоциональные проблемы. Женщины чаще сохраняют эмоциональную безучастность в отношениях. Автор приходит к выводу, что у мужчин эмоциональные проблемы маскируются или даже отрицаются на уровне самооценки.

Различия в свойствах эмоциональности . В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса В.Г.Пинигиным на школьниках и студентах с помощью оценок собственных жизненных проявлений выявило, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени - по интенсивности, еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

Различия в эмоциональных свойствах и типах личности . Лица женского пола уделяют значительное большее внимание эмоциональным аспектам межличностных отношений и своим переживаниям. Считается, что они более эмпатичны. Однако авторы, изучавшие этот вопрос на детях 10-12 лет, полагают, что это происходит потому, что девочки морально созревают раньше, чем мальчики.

Страх женщин перед успехом. Ученица Дж.Аткинсона М.Хорнер ввела в двухфакторную модель своего учителя (мотивацию достижения успеха - избегания неудачи) третий фактор - мотивацию избегания успеха. По ее представлениям, успех вызывает у женщин тревогу, так как ассоциируется с нежелательными последствиями - утратой женственности, потерей значимых отношений с социальным окружением. Успех в профессиональной сфере и в сфере значимых отношений (семья, друзья) представляется для женщины взаимоисключающим. Поэтому, отдавая предпочтение значимым отношениям, она начинает бояться успеха в профессиональной деятельности.

Хорнер считала страх успеха изначально присущей женской природе особенностью, тормозящей достижения женщин в любой сфере деятельности. Другие психологи видели в появлении страха успеха влияние внешних факторов. В пользу последней точки зрения свидетельствует тот факт, что в тех ситуациях, где достижения приемлемы с полоролевой точки зрения, страх достижения успеха у женщин не появляется. К. Бридлов и В. Цицирелли показали, что страх успеха у женщин, занятых в медицине (сфере, нетипичной для женщин Запада), выше, чем у учителей (в сфере, типичной для женского пола). То же получено при сравнении женщин-инженеров с медсестрами. Страх успеха достигал максимума, когда женщина находилась на вершине инженерной иерархии и имела много семейных обязанностей. Показано также, что страх успеха проявляется у женщин в меньшей степени, если они не составляют большинство в смешанной по половому признаку группе или когда они работают в одиночестве.

Вопрос о страхе успеха стал привлекать внимание отечественных психологов только в последние годы. Страх успеха возможен и у мужчин, когда род их деятельности не соответствует их тендерной роли, а также в тех случаях, когда они не хотят вызвать зависть своих сослуживцев.

Рассмотрение различных эмоциональных явлений даёт основание говорить о том, что эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себяэмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности, чувства, в результате сочетания которых образуются эмоциональные типы людей.эмоциональный фон и эмоция обладают набором свойств: универсальностью, динамичностью, доминантностью, адаптацией, пристрастностью, пластичностью, удержанием в памяти, иррадиацией, переносом, амбивалентностью, переключаемостью. У эмоций есть и свойство, не присущее эмоциональному тону: заразительность.

Устойчивая индивидуальная выраженность характеристик эмоций, глубина эмоциональных переживаний, их устойчивость или быстрая сменяемость дают основания говорить об эмоциональныхсвойствах человека: эмоциональной возбудимости, глубины, ригидности – лабильности, устойчивости, экспрессивности.

Чувства – следующий по иерархии и самый высокий уровень эмоциональной сферы человека. Чувство – это устойчивое пристрастное отношение к объекту. Чувство привязано к объекту, а эмоция – к ситуации. Эмоции и чувства вызывают различные виды эмоционального поведения.

В зависимости от выраженности и доминирования эмоции и чувства той или иной модальности можно выделять эмоциональные типы.

Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью человека разнообразна. Это и сигнализация о возникшей потребности, и сигнализация об имеющейся на момент принятия решения ситуации, и реакция на прогноз удовлетворения потребности и на само это удовлетворение, способствующая погашению имевшейся потребности.

Сообщение на круглый стол 7.10.2008 «Стадии формирования эмоциональной сферы дошкольников»

Половые различия в эмоциях у детей дошкольного и раннего возраста.

Говорить о формировании эмоциональной сферы у дошкольников можно очень долго. Действительно эта тема интересная и обширная. И вряд ли кто-то из нас может сказать что он в полной мере владеет данным материалом. И вот сегодня делясь мнениями и собирая по крупицам наш опыт - мы сможем еще раз вспомнить или дополнить наши представления об этой сфере личности.

В связи с тем, что наш детский сад участвует в эксперименте Т.Н. Дороновой по гендерному развитию дошкольников. Мне стало интересно проследить взаимосвязь в становлении эмоциональной сферы и гендера. На мой взгляд, не для кого не секрет что в норме эмоциональная сфера мужчин и женщин достаточно сильно различается. Но когда эти различия впервые проявляются и как к ним относиться - неправда ли интересно? Особенно в виду сложившейся на сегодня обстановкой - когда даже люди далекие от психологии и педагогики отмечают существенные изменения в эмоциональном поведении юношей (они стали более эмоциональны, чувствительны им свойственны депрессии) и девушек же стали более жесткими, решительными, рисковыми и даже агрессивными. На мой взгляд, все это не может не насторожить. И именно поэтому мы в нашем детском саду хотим чтобы дети не просто формально знали кто они - мальчики или девочки, но и вели себя соответственно полу. Вот почему мы занялись этой проблематикой.

На сегодняшний момент совсем не много ученых занимаются темой половых различий в эмоциях у детей дошкольного и раннего возраста. Именно по этому я бы хотела более подробно остановиться на тех немногих исследованиях, посвященных этому вопросу.

Одно из интереснейших на мой взгляд исследований было проведено МАККОБИ и ДЖАКЛИННОМ. Это стенфордское лонгетюдное исследования в ходе которого мамы на протяжении 2-х лет вели дневники эмоционального состояния детей. При рождении этих детей у них был взят анализ крови на 5 половых стероидных гормонов из пуповины. Далее в этом контексте и анализировались полученные данные. И вот что вышло. Влияние половых гормонов на эмоциональное состояние зависело от пола. Так мальчиков чаще всего мамы описывали как веселых и активных, а девочек как спокойных и тихих. Половых же различий связанных с негативным настроением не отмечалось.

Так как уровень гормонов в крови у мальчиков и девочек не существенно отличается, то по мнению многих ученых половые различия в проявлении эмоций у этих детей малозаметны. В связи с этим, на мой взгляд, интересны еще некоторые исследования.

Исследование ДИ ПЬЕТРО который, изучая игры мальчиков и девочек заметил, что мальчики в 4 5 раз чаще, чем девочки предпочитают подвижные игры с шутливыми толчками, ударами и борьбой. В то время как девочки предпочитают игру в дочки-матери.

Здесь я бы хотела остановиться еще на одном моменте. Исследование 1984 года проведенное ЛА ФРЕНИРОМ, СТРАИРОМ и ГЮЗЕРОМ свидетельствует о том что уже в раннем возрасте девочки с 2-х лет а мальчики с 3-х стремятся объединяться в подгруппы по половому признаку. С возрастом эта тенденция только усиливается и уже дошкольники, не желают брать в свою группу представителей другого пола, и уверенны, что их пол самый лучший.

Еще один исследователь Харптан говорил, что половые различия, в том числе в эмоциональной сфере между мальчиками и девочками в раннем и дошкольном возрасте не стоит игнорировать и считать незначимыми. Так ученые обнаружили, что мальчики более активные, выносливые, рискованные, чаще проявляют гнев и агрессию. Девочки же в связи с этими качествами дают мальчикам отрицательные социометрические оценки. Им же самим чаще присуща- покладистость, чувствительность, меньшая активность. Что и ведет к разделению по половому признаку еще в возрасте 2-х лет.

Все эти исследования научно подтверждают то что каждый из нас и без того видет в своем детском саду- это и разделение на группы, и большая подвижность мальчиков и многое другое.

Но все вышесказанное становиться еще более интересным если обратить внимание на то что воспитанием и мальчиков и девочек занимаются женщины, то есть девочки, которые с малолетства не очень то расположены к мальчишечьем проявлением. Они им кажутся не безопасными и естественно, что вряд ли поощряются и вообще разрешаются. Убьются же!!! А что поощряется- истенно женское- чувствительность, спокойствие, эмоциональность.

Я не в коем случае не говорю что не надо в мальчиках воспитывать отзывчивать, эмпатию, эмоционально развивать их – или работать с гневом и агрессией. Просто мне кажется что в сложившихся условиях когда мужчины выпали из воспитательного процесса мы женщины должны помнить о мускулином начале мальчиков, о их потребностях, и не должны перегибать палку в своих запретах.


Эмоция (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Под эмоциями понимают протяженные во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.

Л. В. Куликов отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.

Рассмотрим гендерные различия в проявлении эмоций у детей и взрослых. В большинстве случаев гендерные различия по таким характеристикам как беспокойство и плач у детей отсутствуют (по данным Э. Маккоби и К. Жаклин). Их нет по частоте и длительности плача, по проявлениям беспокойства, по реакциям на присутствие и отсутствие матери или незнакомого человека. Плач и беспокойство ребенка свидетельствуют о том, что он замечает изменения ситуации и эмоционально реагирует на нее. Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации, то есть их плач и беспокойство можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки же чаще плачут тогда, когда возникает угроза лишения общения с окружающими. Т. В. Бендас называет этот тип плача «коммуникативным».

Анализ данных, касающихся страха показывает, что в ситуациях, которые могут быть реально опасными для маленького ребенка, и мальчикам, и девочкам одинаково свойственно испытывать страх. Не зафиксировано серьезных различий в их поведении при встрече с незнакомым человеком, подъеме на высоту, по реакции на необычные (яркие и жужжащие) игрушки на громкий голос, по преодолению робости при необходимости отойти от мамы, чтобы получить привлекательную игрушку, по поведению во время первого посещения детского учреждения. Дошкольники обоего пола одинаково испытывают тревогу, когда их кладут в больницу. Наконец, дети обоего пола одинаково склонны сообщать о своих страхах. Этот результат закономерен, эмоция страха позволяет адаптироваться в мире взрослых, настороженность перед опасностью – адекватная реакция. Но при этом ни в одном исследовании мальчики не испытывали и не демонстрировали большего страха, чем девочки. Напротив, девочки и девушки в большинстве ситуаций проявляли большую робость, чем мальчики и юноши. В. А. Чикер с соавторами выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Это подтвердилось в исследовании, проведенном на студентах. В. П. Плотников с соавторами выявили наличие психического напряжения высокой степени у 62,5 % опрошенных девушек и легкой степени такого напряжения у 45,2 % юношей. Эмоциональное отношение к потенциальным источникам отрицательных эмоций у юношей и девушек было разным. Для юношей более значимыми, чем для девушек, было отношение к учебной группе, к своему самочувствию, к родителям; для девушек – к сессии и к экзаменам.

Л. П. Баданина связывает бо льшую тревожность девочек с тем, что они с большей осознанностью, чем мальчики, воспринимают роль школьника. Различны у мальчиков и девочек в разном возрасте и доминирующие причины тревожности (автор называет их видами тревожности). У девочек школьная тревожность доминирует в семь-девять лет, а в десять лет уступает свое место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, капризность, плаксивость, грусть, тоска, застенчивость, боязливость, подверженность страхам, повышенная обидчивость. У мальчиков семи лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в восьми-девятилетнем возрасте. При этом уже в девять лет показатели самооценочной тревожности у мальчиков начинают выравниваться с показателями школьной тревожности. На фоне большего количества невротических реакций у мальчиков младших классов наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность.

Большая тревожность и нейротизм лиц женского пола проявляется и в их большей проблемной озабоченности . С. Арчер установила, что 42 % девушек обеспокоены невозможностью совместить в будущем семью и работу. Среди юношей лиц с такой обеспокоенностью не было. 75% юношей ответили, что их ничего не беспокоит, в то же время среди девушек таких оказалось только 16 %.

По данным А. Г. Грецова, проблемная озабоченность практически по всем аспектам жизни выражена больше у девочек, чем у мальчиков.

Л. В. Куликовым выявлены значимые половые различия в самооценке тревоги.

По данным А. И. Захарова, количество страхов (то есть того, чего боятся) больше у девочек, чем у мальчиков. По его данным, у взрослых мужчин больше выражен страх высоты, а у взрослых женщин – смерти родителей. У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, страх сделать что-либо неправильно или не успеть сделать. У девушек количество мнимых страхов в шесть раз больше, чем у юношей.

По данным Н. Д. Скрябина, при испуге (реакции на сильный неожиданный звуковой раздражитель) изменение пульса в большей степени наблюдается у женщин, чем у мужчин (соответственно на 21,9 % и 6,3 % - у смелых и на 35,4 % и 14,6 % - у трусливых). Однако кожно-гальваническая реакция была более длительной у мужчин.

В то же время К. Д. Шафранская, изучавшая эмоциональное напряжение, показала, что в ситуации стресса мужчины отличаются более высокой вегетативной реактивностью, чем женщины.

Г. И. Акинщикова тоже выявила противоположные тенденции у мужчин и женщин в проявлении реактивности по артериальному давлению в условиях стрессовой ситуации. У женщин разница между систолическим и диастолическим давлением уменьшалась, в то время как у мужчин – увеличивалась.

Э. Маккоби и К. Жаклин на основе анализа ряда экспериментальных исследований пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности эмоциональной реакции гнева у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек – убывают. Авторы объясняют это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за возможного наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.

Другая возрастно-половая динамика выявлена М. С. Пономаревой при изучении склонности к переживанию гнева. Чем младше школьники, тем больше эта склонность выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше она выражена у лиц женского пола.

Л. В. Куликов выявил значимые различия в самооценке печали : у женщин она выше. Это же выявлено и М. С. Пономаревой с той лишь разницей, что у младших школьников склонность к печали больше выражена у мальчиков.

По данным А. Анголд, девушки в два раза чаще юношей обнаруживают депрессивные расстройства. Коннели с соавторами тоже выявили, что переживание школьниками депрессии средней и тяжелой степени чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков.

У мальчиков-подростков и юношей депрессия нередко сопровождается срывами, а у девочек и девушек – нарушениями пищевого поведения (анорексией и булимией).

Склонность к радости , по данным М. С. Пономаревой, не обнаружила четких половых различий: в 8-9, 12-13 и 16-17 лет она выражена у мальчиков и девочек одинаково, а в возрасте 10-11 и 14-15 лет эта склонность выражена больше у девочек.

Отмечается, что женщины более улыбчивы, чем мужчины. Так, М. Ля-Франс проанализировала 9000 фотокарточек из студенческих альбомов, а Э. Хальберштадт и М. Саитта – 1100 фотографий из газет и журналов, а также снимки 1300 человек в магазинах, парках и на улице. И везде обнаруживалось, что женщины улыбаются чаще.

Исследования эмоциональности взрослых, начиная с работ Г. Гейманса и заканчивая новейшими публикациями, в большинстве случаев демонстрируют преимущество женщин. О большей эмоциональности женщин свидетельствуют следующие эмпирические факты:

1) большая тревожность женщин по сравнению с мужчинами (Фейнгольд);

2) для девочек и женщин связь эмоций с межличностными отношениями является более значимой, чем для мальчиков и мужчин (Шилдс);

3) женщины чувствительнее мужчин к тем негативным жизненным событиям, которые переживают их друзья и близкие (Кесслер);

4) женщины более подвержены депрессиям (Кенни);

5) женщины чаще говорят о своих негативных эмоциях, таких как печаль и страх (Фуджита);

6) положительные эмоции женщины переживают более ярко (Гурнер);

7) девочки и женщины не стесняются демонстрировать свои эмоциональные реакции (Маккоби, Жаклин);

8) женщины превосходят мужчин в области невербальной экспрессии: они более точны в невербальном выражении эмоций и лучше декодируют невербальные эмоциональные сигналы других (Эмбеди).

Косвенным свидетельством большей эмоциональности женщин являются данные о меньшей эмоциональности мужчин:

1) мальчики и мужчины не стремятся показывать свои эмоции, особенно негативные (Фушс);

2) они эмоционально сдержанны даже с друзьями своего пола (Хейес);

3) они подвергаются более жесткой, чем женщины, регламентации со стороны общества по поводу демонстрации эмоциональных переживаний (Лафранс).

Д. Джонсон и Г. Шульман обнаружили, что взрослые женщины больше проявляют интерес к эмоциям окружающих, чем мужчины.

По одним данным преимущества женщин при опознании эмоций по голосу нет (Р. Розенталь и М. де Пауло-Белла), по другим данным преимущество пола зависит от того, какие эмоции распознаются. Так, в работе М. И. Павликовой с соавторами было выявлено, что мужчины, имеющие родительский опыт, наиболее точно оценивали сигналы дискомфорта младенца, давая им более отрицательные оценки, чем женщины. Зато звуки удовольствия мужчины определяли хуже, чем женщины.

Однако есть и другие данные – об отсутствии гендерных различий в области эмоциональных переживаний: метаанализ Дж. Марточчио и Э. О’ Лири продемонстрировал гендерное равенство в переживании профессионального стресса в организациях.

Иногда мужчины даже превосходят женщин по эмоциональности: по переживанию таких негативных эмоций как гнев, презрение, отвращение (Дженнис) и по точности декодирования невербальных сигналов, свидетельствующих о переживании гнева у окружающих. (Роттер).

Наконец, можно говорить о существовании «мужских» и «женских» эмоций, то есть эмоций более значимых для определенного пола: для мужчин это в первую очередь гнев, а для женщин – печаль и страх (Кросс и Мэдсон).

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени – по интенсивности, еще в меньшей степени – по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости.

В исследовании П. А. Ковалева бо льшая эмоциональная возбудимость лиц женского пола получила подтверждение: вспыльчивость (проявление эмоциональной возбудимости в конфликтной ситуации) выражена у них больше, чем у мужчин.

Фактор пола оказывает сильное влияние на переживание вины : у мужчин оно выражено слабее и они гораздо реже говорят о переживании вины, чем женщины (Л. В. Куликов, В. С. Савина).

По данным Н. Е. Серебряковой, применившей оригинальную методику выявления зависти по отношению к успехам другого в различных жизненных ситуациях, у женщин завистливость выше, чем у мужчин, исключая карьеру; здесь различия между мужчинами и женщинами не выявлены.

Таким образом, проведя анализ гендерных особенностей эмоциональных состояний можно сказать, что во многих культурах мужчинам не разрешается демонстрировать некоторые эмоции, свидетельствующие об их слабости. На сегодняшний день продолжает действовать гендерный стереотип о большей эмоциональности женщин. Мужчины более эмоциональны в выражении гнева, агрессии, а женщины – в выражении страха и печали Способность декодировать сигналы также имеет свою специфику: каждый пол лучше распознает «свои» эмоции. Требования деятельности приводят к исчезновению гендерных различий, если надо – женщины демонстрируют эмоциональную сдержанность, а мужчины чувствительность.



Просмотров