Почему подросток ничего не ест. Каковы последствия продолжительного отсутствия аппетита? Что делать, чтобы улучшился аппетит

Как исправить положение и улучшить аппетит? Прежде всего, нужно понять, есть ли действительно повод для серьезных переживаний. Возможно, требуется посоветоваться с врачом. Иногда достаточно просто учесть особенности детской физиологии и психики. Не всегда отклонение от нормы (представление о которой может быть ошибочным) является признаком неблагополучия, с которым надо бороться любыми способами. Зачастую помочь может правильная организация питания ребенка.

Причины плохого аппетита у детей

Первое, что делать, когда ребенок плохо ест, - разобраться с причиной такого поведения. Причинами плохого аппетита могут быть:

  • болезнь (от легкого недомогания до серьезных заболеваний различных органов);
  • плохое настроение, отрицательные эмоции;
  • поедание сладостей в перерывах между завтраком, обедом и ужином;
  • неправильный подход к процессу кормления со стороны родителей (нерегулярное или избыточное кормление).

Некоторые дети отказываются от еды, если нет дополнительных развлечений (мультиков, игрушек, бабушкиных сказок), поощрения (родители обещают ребенку купить желанную игрушку, если он съест всю кашу). Привычка вырабатывается быстро, а вот отучить от нее непросто.

Как улучшить аппетит малыша в возрасте до 1 года

Аппетит грудного ребенка зависит от ряда факторов:

  1. Анатомические особенности и состояние здоровья.
  2. Состав и вкус молока, которые во многом определяет питание матери.
  3. Режим питания и сна ребенка.
  4. Психологическое состояние мамы.

Немаловажное значение имеет соблюдение женщиной правил гигиены, так как неприятный запах, косметические ароматы могут ухудшить аппетит малыша.

Надо вовремя начинать приучать ребенка к твердой пище. Если ребенок после 6 месяцев питается только грудным молоком, то впоследствии его уже гораздо труднее приучить к обычной пище.

Аппетит малыша улучшается после купания. Перед кормлением необходимо переодеть его в просторную одежду, обеспечивающую нормальную терморегуляцию.

Что предпринять, если у детей нет аппетита

Для растущего организма необходимо полноценное питание, включающее в себя белки, углеводы, жиры, витамины. Поэтому в детском рационе должны присутствовать мясо, яйца, молочные продукты, различные каши, фрукты, овощи. Только так можно удовлетворить потребность организма в необходимых макроэлементах:

  • кальции (входит в состав костной ткани, необходим для роста здоровых зубов);
  • фосфоре (при его недостатке происходит неправильный рост костей);
  • магнии (влияет на сердечную деятельность, развитие мышц).

С пищей в организм поступает железо, цинк, йод и другие микроэлементы, входящие в состав крови, обеспечивающие нормальное развитие всех органов. Недостаток этих веществ приводит к задержке развития. Это еще одна причина переживаний, когда ребенок плохо ест. Что делать в подобной ситуации, подскажет педиатр, который, скорее всего, назначит специальные витаминные комплексы, восполняющие недостаток элементов.

Снижение аппетита в результате болезней

Одним из первых симптомов заболевания ребенка является снижение аппетита. Не стоит настаивать на непременном приеме пищи, если ему плохо, появляются такие признаки, как вялость, повышение температуры. В этом состоянии гораздо важнее для ребенка больше пить. При этом он будет потеть, за счет чего температура понизится. Кроме того, с потом выходят токсины, образующиеся в организме при воспалительных процессах.

Пищеварение требует затрат энергии. Ослабленный болезнью организм не может справляться с этой функцией. Пища в этот период должна быть легкой: фрукты, молочный суп, картофельное пюре, вареная рыба, куриное мясо. Причем лучше предложить ребенку съесть те продукты, которые он любит.

Анорексия у детей

Анорексия - это состояние, при котором организм не может принимать пищу. У подростков она может возникнуть как результат стремления к похудению.

Детская младенческая анорексия проявляется срыгиванием во время еды, отвращением к обычной пище. Иногда появляется пристрастие к кислым цитрусам (лимон, грейпфрут). При этом ребенок плохо ест, капризничает, скидывает посуду со стола, выражает недовольство самим процессом кормления. Родители часто находятся в растерянности: что делать, чтобы исправить положение.

Если ребенок ест плохо, то, придерживаясь определенных правил, можно постепенно приучить его к нормальному питанию:

  • при необходимости увеличивается интервал между приемами пищи, чтобы малыш проголодался;
  • давать еду надо небольшими порциями, накладывать ее в маленькую тарелку, добавляя, если ребенок выразит желание;
  • необязательно добиваться, чтобы ребенок съел все, что ему положили в тарелку, или то, что ему неприятно;
  • за столом во время кормления не рекомендуется сидеть больше получаса, потом лучше убрать еду со стола;
  • ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если во время приема пищи его вырвало;
  • кормление должно проходить в спокойной и дружелюбной обстановке;
  • при необходимости надо сменить посуду, комбинировать продукты, вызывая интерес к ним;
  • не следует давать булочки, сладкий сок и конфеты между основной едой.

Видео: Почему дети не хотят есть, надо ли с этим бороться

Нужно ли кормить ребенка насильно

Часто родителям кажется, что их сын отстает от соседа-сверстника по росту из-за того, что он меньше ест. Однако дело не в количестве пищи, а в индивидуальности физиологических процессов. У всех людей усвоение пищи и осуществление обмена веществ в организме происходят по-разному. Если у ребенка нет признаков болезни, то не стоит переживать из-за его аппетита. Организму хватает полезных веществ. А на рост может оказать влияние наследственность. Некоторые дети начинают быстро расти в период полового созревания, догоняя и перегоняя сверстников.

Следует обратить внимание: Если при отсутствии наследственных факторов ребенок значительно отличается по росту от своих сверстников, то врач нередко направляет его на обследование к эндокринологу, так как причиной могут быть гормональные нарушения.

Аппетит напрямую связан с работой кишечника. Поэтому родители должны обратить серьезное внимание на частоту опорожнения кишечника ребенка. Если малыш страдает от запоров, то у него может появиться рвота при очередном приеме пищи. Это естественная защитная реакция организма. Если при этом настаивать на приеме пищи, то у детей развивается патологическая реакция, рвота будет появляться при виде любой пищи, разовьется анорексия.

Кормление через силу, грубость, угрозы могут принести непоправимый вред здоровью ребенка, травмируют психику. Последствиями такого кормления становятся болезни сердца, болезни желудка, в том числе и раковые опухоли.

Видео: Проблемы насильственного кормления детей

Что делать, чтобы улучшился аппетит

Родители нередко не могут найти ответ: что же делать, если дети плохо едят. Для того чтобы процесс кормления проходил нормально, необходимо не только разнообразить блюда и обратить больше внимания на сервировку стола, но и сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, не боялся угроз, знал, что его не будут уговаривать и заставлять есть.

Аппетит ребенка обычно улучшается, если его кормят вместе с другими детьми.

Если аппетит плохой, то важнее съесть второе, более питательное блюдо, не заполняя желудок первым, жидким.

В пищу надо включать блюда, возбуждающие аппетит. Детям можно давать не очень соленую селедку, соленые огурцы и помидоры, капусту и разнообразные салаты. Необходимо кормить ребенка продуктами, содержащими много клетчатки (каши, овощи, фрукты), чтобы наладилась работа кишечника.

Большое значение для повышения аппетита имеет длительность прогулок на свежем воздухе, подвижные игры, занятия спортом, закаливающие процедуры. В отдельных случаях может потребоваться прием специальных препаратов для улучшения выработки желудочного сока, средств, содержащих бифидобактерии.

  • С этой статьей обычно читают
  • Самое читаемое

Copyright ©17 Журнал для женщин «Просто-Мария.ру»

Любое использование материалов сайта возможно только при наличии прямой, активной ссылки на источник

Потеря аппетита у детей как симптом: возможные причины плохого аппетита

Аппетитом называют эмоциональное проявление физиологической потребности организма в питательных веществах и стремление к потреблению определенных продуктов питания. Снижение и потеря аппетита проявляются полным или частичным отказом от еды.

Не следует путать голод и аппетит. С медицинской точки зрения это разные, хотя и взаимосвязанные, понятия. Ощущение голода – это рефлекс, который проявляется при возбуждении особых центров головного мозга на фоне отсутствия или недостаточного поступления в организм питательных веществ.

Основными признаками голода являются тянущие неприятные ощущения в подъязычной области и в проекции желудка («под ложечкой»), а также повышение секреторной активности слюнных желез (обильное слюноотделение). Аппетит – это выборочное проявление голода, зависящее от индивидуальных предпочтений, эмоционального состояния и ряда других факторов.

Причины потери аппетита

Принято различать следующие типы изменения аппетита:

  • полная потеря аппетита (анорексия);
  • частичное снижение;
  • изменение вкусовых предпочтений.

К числу причин потери аппетита у детей относятся:

Потеря аппетита у ребенка часто является одним из симптомов т. н. «сезонных» заболеваний – ОРВИ и гриппа. В остром периоде не следует кормить больного «через силу», поскольку в данной ситуации возможно неполное переваривание пищи. Отказ ребенка от еды может быть первым клиническим проявлением отравления некачественными продуктами или лекарственными препаратами. Не исключены пищевые токсикоинфекции (сальмонеллез, ботулизм и пр.), при которых требуется госпитализация в инфекционное отделение стационара.

Потеря аппетита нередко свидетельствует о наличии серьезных аутоиммунных заболеваний и патологий печени и гепатобилиарной системы. Если потеря аппетита сопровождается диспептическими расстройствами (отрыжка, тошнота, изжога), есть основания заподозрить развитие или обострение заболеваний органов желудочно-кишечного тракта. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к специалисту-гастроэнтерологу, который назначит необходимые анализы и составит план лечения.

Когда помимо потери аппетита у ребенка отмечается повышенная утомляемость, сонливость и снижение артериального давления, есть основания заподозрить эндокринные заболевания – в частности, гипотиреоз (снижение функциональной активности щитовидной железы). В таких случаях требуется консультация эндокринолога, ультразвуковое сканирование «щитовидки» и проведение анализов на уровень гормонов. Выявить патологические процессы в гипофизе и (или) гипоталамусе помогает компьютерная томография.

Метаболические нарушения нередко развиваются на фоне роста злокачественных образований. Уже на ранних стадиях у больного изменяются вкусовые ощущения, и отмечается потеря аппетита. Особенно должен насторожить отказ от мясной пищи. При наличии определенных признаков опухоли, пациента направляют на обследование к врачу-онкологу.

При нервно-психических расстройствах снижение или полная потеря аппетита (анорексия) является одним из ведущих клинических признаков. Процесс приема пищи не доставляет пациенту удовольствия, продукты кажутся безвкусными, и появляется быстрая насыщаемость. Даже маленькие порции еды вызывают неприятные ощущения тяжести и переполнения желудка, а также тошноту. В таких случаях требуется консультация и лечение у психотерапевта или невропатолога.

Обратите внимание: наиболее часто нервная анорексия диагностируется у молодых девушек с неоправданным стремлением к снижению веса. При данной патологии постепенно формируется отвращение к пище. Нередко на фоне анорексии развивается сильное истощение, в тяжелых случаях сопровождающееся необратимыми изменениями в организме. При полной потере аппетита может потребоваться длительное лечение в условиях стационара.

Потеря аппетита (чаще – более или менее выраженное снижение) вполне может быть вариантом нормы, т. е. далеко не всегда является признаком соматических заболеваний или нервных расстройств. У детей потребность в пище меняется на разных этапах развития. Она определяется интенсивностью роста, энергетическими затратами и гормональным фоном.

Важно: проведенные исследования пищевого поведения у детей показали, что каждый пятый ребенок в 4-5 лет отличается привередливостью в еде. У некоторых из них данная особенность сохраняется до 9-10 лет.

Снижение или потеря аппетита у детей

У детей до 3-х лет потеря аппетита зачастую связана с прорезыванием зубов, что сопровождается выраженным местным дискомфортом и ухудшением общего самочувствия.

Ребенок, как правило, отказывается от еды, если у него развивается инфекционное поражение слизистых оболочек ротовой полости (стоматит). Воспаление и формирование многочисленных язвочек делает процесс приема пищи болезненным.

Зачастую причиной снижения или потери аппетита является принудительное кормление «по часам». Прием пищи «через силу», когда при малых энергозатратах голод еще не успел появиться, может даже привести к формированию негативного отношения к тем или иным продуктам. Нельзя заставлять ребенка есть поощрениями или угрозами – аппетит должен развиваться самостоятельно.

Обратите внимание: вкусовые предпочтения у детей иногда меняется буквально ежедневно. Пища, которую он с удовольствием ест сегодня, уже на завтра может вызывать у малыша отвращение.

Потеря аппетита возможна, если малыш не приучен питаться в соответствии с определенным режимом.

Отказ от еды – частое явление при перекусах между основными приемами пищи. Пожалуй, все родители знают, что сладкое и мучное («быстрые» углеводы) ухудшают аппетит. Не следует удивляться, если малыш, съев незадолго до обеда булочку или шоколадку, отказывается от супа.

Нервное перевозбуждение или чрезмерное утомление также могут сказаться на аппетите.

Что делать при потере аппетита у детей?

Когда ребенок регулярно отказывается от еды или ест с видимой неохотой, в первую очередь важно исключить наличие нервных или соматических патологий. При их отсутствии важное внимание уделяется формированию режима дня и питания, забота о том, чтобы питание было полноценным и разнообразным.

Чем могут помочь родители?

Когда ребенок при отсутствии серьезных заболеваний сам ограничивает свой рацион, не нужно беспокоиться, что он будет голодать.

Средние возрастные потребности растущего организма в килокалориях:

Важно: избыточное количество калорий может стать причиной набора лишних килограммов и ожирения, которое все чаще диагностируется у детей в настоящее время.

Некоторые родители считают, что упитанному ребенку с весом, несколько превышающим средние возрастные показатели, требуется больше калорий, чем его худеньким сверстникам. Это в корне неверно. Именно худоба является свидетельством того, что все полученные с продуктами калории сгорают. У полных детей, склонных к спокойным играм, потребность в пище может быть заметно меньше. Нередко можно наблюдать, как круглощекий малыш к 9-10 годам начинает «вытягиваться» и от полноты не остается и следа.

Аппетит, как правило, существенно повышается в период активного роста и полового созревания. Параллельно с изменением гормонального фона, происходит перестройка всех видов обмена веществ. Адекватность питания определяется не объемом потребляемой пищи, а темпами роста и развития ребенка и степенью упитанности.

Обратите внимание: в разные периоды жизни дети растут не совсем равномерно, и потребность в калориях у них соответственно меняется. От рождения до 3-4 лет продолжается период «первой полноты», а затем у подавляющего большинства начинается «полуростовой скачок роста», и в первый класс дети, как правило, идут стройными и худенькими.

Чтобы улучшить аппетит, ребенку нужно предлагать разнообразные продукты, избегая т. н. «пищевого консерватизма».

Необходимо по мере возможности регулировать энергозатраты детей. Для улучшения аппетита ребенку требуются регулярные прогулки на свежем воздухе, активные игры и занятия физкультурой и спортом. Если он проводит большую часть времени за компьютером или перед телевизором, не следует удивлять, что у него снижается потребность в пище.

Хорошим средством при потере аппетита у ребенка является наглядный пример. Рекомендуется обедать и ужинать всей семьей. Важно, чтобы родители с удовольствием ели те же блюда, которые предлагают детям.

Принимать пищу малыш должен в спокойной обстановке, не отвлекаясь на внешние раздражители. Нельзя допускать, чтобы он ел перед телевизором.

Если ребенок проголодался между приемами пищи, предложите ему орехи или сухофрукты. Эти продукты не перебьют аппетит, но помогут справиться с чувством голода.

Время кормления нужно ограничитьминутами, а при отказе от той или иной еды – 15 минутами.

Плохой аппетит: к какому врачу обратиться?

При стойком снижении или потере аппетита необходимо показать малыша педиатру. Возможно, что потребуется консультация узких специалистов.

Если малыш выглядит болезненным, усталым или просто недостаточно энергичным, может потребоваться обследование у:

Вполне возможно, что для нормализации аппетита требуется лечение основного заболевания. Веским поводом для обращения к врачу является задержка роста и развития ребенка, а также его плохое общее самочувствие.

При диагностированных патологиях органов пищеварительной системы ребенку назначается диета (в соответствии с конкретным выявленным заболеванием), которой придется придерживаться долгое время. При любых болезнях ЖКТ питание должно быть дробным, т. е. сравнительно частым (6 и более раз в день) и малыми порциями.

Народные средства для нормализации аппетита

Для повышения аппетита можно использовать народные рецепты – отвары и настои целебных трав.

Обратите внимание: перед тем, как давать ребенку фитопрепараты, обязательно проконсультируйтесь с педиатром на предмет наличия противопоказаний и вероятности развития аллергических реакций.

2 ч. л. сухих или свежих ягод малины залейте 200 мл вскипяченной воды и настаивайте 30 мин. При потере аппетита ребенку нужно давать по 100 мл настоя 4 раза в день до еды.

Залейте 200 мл воды 2 ч. л. сухого измельченного корня одуванчика и настаивайтечасов. Настой нужно принимать по 50 мл 3-4 раза в день за 30 минут до еды.

Заварите 1 ч. л. высушенной травы горькой полыни 200 мл кипятка и настаивайте 30 мин. Настой нужно принимать по 1 ч. л. замин. до еды трижды в день.

½ ст. л. сухих цветков василька залейте стаканом вскипяченной воды, настаивайте 15 минут, остудите и процедите. При потере аппетита настой рекомендуется пить по 50 мл замин. до приема пищи.

½ ч. л. семян петрушки залейте 200 мл холодной воды, поставьте на огонь и полчаса нагревайте, не доводя до кипения. Остудите и процедите готовый настой. Препарат рекомендуется давать ребенку по 1 ст. л. 4-5 раз в день перед едой.

Залейте ¼ л кипятка 1 ч. л. измельченных плодов аниса и настаивайтеминут. Настой нужно пить по 50 мл за 30 мин. до приема пищи.

При потере аппетита показана акупунктурная терапия. Одна из биологически активных точек находится на наружной боковой поверхности мизинца руки возле ногтя. Перед едой рекомендуется массировать ребенку данную область посек. со средней интенсивностью нажатия.

Чумаченко Ольга, медицинский обозреватель

Информация предоставляется с целью ознакомления. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу. Имеются противопоказания, необходима консультация врача. Сайт может содержать контент, запрещенный для просмотра лицам до 18 лет.

У подростка зверский аппетит?

Вы ведь не хотите, чтобы за год он поправился на 30 и более килограммов?

Подросток с завидным постоянством совершает опустошающие набеги на холодильник?

У него зверский аппетит, что ни месяц – прибавляются новые килограммы, и уже появились первые растяжки на ягодицах, бедрах и груди?

Срочно принимайте меры: подростку требуется особая диета, иначе за год он может поправиться на 30 и более килограммов, приобретя к тому же целый букет взрослых болячек.

Почему это происходит

Нейроэндокринное расстройство, при котором подросток страдает неуемным аппетитом, называется базофилизмом. Вызывают его нарушения в гипоталамусе – в самой сердцевине головного мозга.

В процессе полового созревания подростков есть особый момент, когда гипоталамус начинает единолично управлять гормональной перестройкой. Сломать этот сложнейший процесс может любая инфекция: грипп, больной зуб, ангина. Ту же роль могут сыграть табак, спиртное, страсть жариться на пляже и нервно-эмоциональные перегрузки. Тогда-то и срабатывает опасная «кнопка»!

Вы пришли с работы и видите – в доме никакой еды, на плите пустые кастрюли и сковородки…

Не кричите, ребенку и так стыдно, что он не смог сдержаться. Но он действительно не мог!

Надо немедленно сдать анализ на сахар и пройти консультацию у терапевта, невропатолога и эндокринолога.

Если упустите время, ребенок не только прибавит в весе. У юношей по-девичьи округлятся грудные железы, на шее появится жировой «воротник», цветом несколько темнее обычной кожи. Кроме того, при округлившемся туловище руки и ноги останутся тонкими, как прежде. У девушек при этом начнутся нарушения месячного цикла.

Для начала разберитесь с очагами инфекции: вылечите зубы, удалите аденоиды и т. д. и, конечно, посадите на диету. Наложите запрет на мучное, жирное, сладкое, соленое и кофе. Давайте меньше колбас, острых закусок и пряностей, которые возбуждают аппетит. Пусть в его рационе будет побольше сырых овощей и фруктов. Они дают ощущение сытости. Помогает справляться с чувством голода пищевая целлюлоза, которую можно купить в аптеке. Кладите 5 таблеток в каждые 150 г мясного и рыбного фарша, овощных котлет или картофеля. Или же просто давайте подростку по 3–5 таблеток за

20 минут до еды 3 раза в день (запивать надо 1/3 стакана кипяченой воды или кефира). Благодаря целлюлозе подросток будет прекрасно наедаться меньшим количеством еды. Следите, чтобы в течение дня ребенок выпивал не менее 1,5 л жидкости, считая любые напитки и первые блюда.

Завтрак: яйцо, винегрет без картофеля с растительным маслом, стакан чая с сахарозаменителем.

Второй завтрак: тушеное мясо с капустой, стакан отвара шиповника.

Обед: щи на овощном бульоне, мясо отварное, каша гречневая рассыпчатая, фрукты

Ужин: судак отварной, пудинг капустный, фрукты.

Как повысить аппетит у подростка?

Из-за отсутствия аппетита наблюдается большой недобор веса.

Нужно сначала разобраться, почему у подростка плохой аппетит. Возможные причины - анемия (при этом обычно бывает слабость, утомляемость, головные боли, сонливость; для проверки сдать общий анализ крови и посмотреть гемоглобин),депрессивное состояние, стресс. Проконсультируйтесь с педиатром и, возможно,с эндокринологом. Чтобы повысить апппетит,нужно воздействовать на причину, отчего его нет. Учесть также, не питается ли подростко чипсами, снэками и т.д. и из-за этого не хочет есть потом нормальную еду.

Повысить аппетит можно самыми разнообразными способами, но нужно сначала понять, почему у подростка нет аппетита. Нет ли, во-первых, у него какого-нибудь заболевания, которое сопровождается потерей веса и отсутствием аппетита, а еще выяснить, нет ли какой-нибудь чисто психической причины такого отсутствия аппетита. Дела сердечные, например, в этом возрасте сильно влияют на организм и на поведение подростков. А еще нужно иметь ввиду, что в подростковом возрасте юноши и девушки очень быстро набирают рост, за счет чего худеют. Постарайтесь сделать так, чтобы юноша или девушка чувствовали себя счастливыми, чтобы радовались жизни и не грустили, чтобы было у них хорошее настроение, и если нет каких-либо заболеваний, то аппетит сам появится.

Если выдержит то полынь она очень горькая, но вызывает аппетит и еще можно почитать про травки многие вызывают аппетит. А так как говорит "Комаровский врач - педиатр"«Дети должны быть худыми и с шилом в заднице». Тогда и аппетит появиться и прибавка появиться. Почитайте и послушайте доктора "Комаровского" у него много интересного. А также подумайте о более калорийной еде, как вариант.

Почему возникает потеря аппетита?

Общие сведения

Аппетит – что это такое?

  • количество и качество продуктов питания;
  • условия питания;
  • скорость усвоения пищи;
  • количество воды, содержащейся в тканях тела;
  • уровень жирового запаса.

Во время приема пищи аппетит постепенно притупляется. Это и неудивительно, так как съеденные продукты питания растягивают стенки желудка, после чего происходит их переваривание. Затем продукты расщепления усваиваются организмом, вызывая в свою очередь чувство насыщения.

Виды расстройств

1. общий или «хочу кушать!»: в данном случае человеку все равно, что кушать;

2. специализированные формы: в данном случае человек хочет съесть что-то определенное, что указывает на недостаток в его организме какого-то вещества. Организм может испытывать нехватку как жиров, так и углеводов, минералов, белков или витаминов.

К их числу можно причислить:

Причины расстройств

Вот самые распространенные из них:

  • деменция (слабоумие, возникшее вследствие заболевания либо повреждения головного мозга );
  • сердечная недостаточность;
  • бронхиальная астма;
  • гипотиреоз (состояние, характеризующееся продолжительным и стойким недостатком гормонов щитовидной железы );
  • хронические патологии печени;
  • недостаток цинка в организме;
  • гепатит;
  • аппендицит;
  • язвенный колит;
  • период беременности;
  • тревожные состояния;
  • нервные расстройства;
  • туберкулез;
  • хроническая почечная недостаточность;
  • талассемия (патология крови, возникающая вследствие генетически обусловленного недостаточного либо полностью отсутствующего синтеза организмом гемоглобина );
  • болезнь Крона (рецидивирующий хронический недуг, поражающий различные отделы пищеварительного тракта );
  • острый вирусный гепатит;
  • курс терапии лекарственными средствами, в том числе химиотерапевтическими препаратами, морфином, кодеином или антибиотиками;
  • обструктивная болезнь легких хронического характера;
  • употребление наркотических средств, включая героин, амфетамин и кокаин;
  • ракжелудка, толстой кишки, крови, легких, поджелудочной железы или яичников;
  • гипервитаминоз (чрезмерное количество витамина D в организме );
  • воспаление почек;
  • гриппозное состояние;
  • воспаление легких.

Значительно ухудшить аппетит могут и некоторые вредные привычки. Так, к примеру, между приемами пищи не рекомендуется употреблять ни сладостей, ни безалкогольных напитков. Нередко аппетит ухудшается и на фоне анорексии (потери чувства голода, связанной с неврологическим недугом, гормональной дисфункцией либо злокачественными образованиями ).

Насколько это опасно?

Каковы последствия продолжительного отсутствия аппетита?

Потеря аппетита при беременности

  • как можно чаще гуляйте на свежем воздухе. После таких прогулок Вам непременно захочется покушать;
  • составьте для себя график приема пищи и четко следуйте ему;
  • приобретите новую посуду, которая будет нравиться именно Вам. Лучше всего остановить свой выбор на красной посуде. Ни для кого не секрет, что красный цвет способствует возбуждению аппетита;
  • стол следует сервировать красиво, чтобы за ним было приятно сидеть;
  • постарайтесь не кушать в одиночестве. Лучше всего разыщите себе компанию, среди которой Вам будет приятно сидеть за обеденным столом.

Потеря аппетита у грудничка

Все дело в том, что даже самая обычная смена обстановки может стать для них сильнейшей стрессовой ситуацией. Не стоит предполагать, что крохи совсем ничего не понимают. Они особенно остро переживают смену как климата, так и окружающей их обстановки. В таких случаях постарайтесь уделять малышу как можно больше внимания. Посетить специалиста следует только в том случае, если потеря аппетита сопровождается существенным снижением общей массы тела.

Потеря аппетита у детей

Возможные причины ухудшения аппетита у ребенка

Факторы, оказывающие влияние на аппетит малыша

2. Сезонные закономерности : так как в зимний период организм вырабатывает намного меньше гормонов, ребенок кушает меньше, а вот летом все происходит наоборот;

3. Индивидуальные особенности процессов обмена веществ : наверняка многие из Вас не раз замечали, как два хорошо питающихся ребенка имеют различную массу тела, т.е. один из них поправляется, а вот другой нет. В данном случае особая роль отводится количеству не съеденной, а усвоенной пищи;

4. Уровень энергетических затрат : регулярное употребление пищи позволяет обогатить организм как всеми необходимыми питательными веществами, так и утраченной энергией. Ни для кого не секрет, что дети особенно подвижны, следовательно, изо дня в день их организм утрачивает достаточно большое количество энергии. Чем больше энергии они тратят, тем лучше едят.

Методы диагностики

  • Тест на ВИЧ;
  • Оценку работы почек;
  • Оценку печеночной функции;
  • Бариевую клизму (рентгеновский анализ толстой кишки );
  • Анализ крови;
  • Анализ мочи;
  • Тест на беременность;
  • УЗИ брюшной полости;
  • Тест на скорость оседания эритроцитов;
  • Исследование работы щитовидной железы;
  • Колоноскопию (визуальный осмотр нижних отделов пищеварительного тракта изнутри );
  • Сигмоидоскопию (обследование сигмовидной ободочной кишки ).

Два последних исследования проводятся только в том случае, если у специалиста возникают подозрения на наличие рака. В некоторых случаях не обходится и без помощи психотерапевта.

2. Четко следуйте определенному графику приема пищи, причем делайте это в предназначенных для этого помещениях;

3. Сев за обеденный стол, ни в коем случае не торопитесь. Прием пищи должен длиться от 20 до 30 минут;

4. В перерывах между приемами пищи пейте как можно больше жидкости в виде кофе, несладкого чая либо минеральной воды без газов;

5. Снизьте до минимума употребление как шоколада, так и многих других сладостей;

6. Регулярно употребляйте капустный сок, которому свойственно великолепно стимулировать аппетит;

7. Как можно чаще кушайте мясные отвары или бульоны;

8. Улучшить аппетит помогают и различные соусы, так что добавляйте их в любые блюда;

9. Усвойте понятие нормы и никогда не переедайте;

10. Кушать нужно часто, но при этом небольшими порциями;

11. Внимательно пересмотрите лекарственные препараты, которые Вы принимаете;

12. Регулярно выполняйте физические нагрузки;

13. Ешьте только те блюда, которые приходятся Вам по вкусу.

Лекарственные растения

Травяные сборы

Полная потеря аппетита или анорексия

Отметим сразу же, что данное состояние наблюдается преимущественно у подростков. Так, к примеру, практически 50% девушек, чей возраст варьирует в пределах от 13 до 15 лет, придерживаются мнения, что им необходимо избавиться от лишних килограммов. Всех анорексиков преследует боязнь потолстеть, именно поэтому они могут не есть неделями, несмотря на целый ряд проблем, напрямую связанных с их здоровьем.

  • общее недомогание;
  • головокружение;
  • усталость;
  • обморочные состояния;
  • чрезмерную ломкость и тусклость волос;
  • посинение кожного покрова;
  • болевые ощущения и запор в животе;
  • повышенную чувствительность к холоду;
  • появление большого количества волос в виде пушка на теле и лице;
  • полное прекращение менструаций;
  • сбои в работе как пищеварительной, так и центральной нервной, а также сердечно-сосудистой системы.

Что касается курса лечения данного патологического состояния, то он предусматривает в самую первую очередь проведение психотерапии, так как данное заболевание возникает на фоне психических расстройств. Те или иные лекарственные препараты прописываются пациентам в ограниченных количествах. Чаще всего это медикамент под названием ципрогептадин, которому свойственно увеличивать общую массу тела, а также выступать в роли антидепрессанта. Немаловажное значение имеет и специальное лечебное питание, которое также способствует постепенному повышению общей массы тела.


Моя 15-летняя дочь отказывается от еды. Попытки наладить с ней контакт и поговорить об этом не приносят результата. Дочь уходит в себя и говорит, что я ее не понимаю.

Наши дети, такие простые и понятные в детстве, становятся все более чужими в юности. Как найти к ним подход и как не разрушить хрупкое равновесие ваших отношений?

Взрослеющий ребенок отдаляется от родителей, все чаще пробуя себя на зрелость. Мир подростка меняется, он учится быть взрослым и самостоятельным. Подростку важно чувствовать себя уверенным и порой он стремится к определенному стандарту «свободы и раскрепощённости».

Одновременно хочется быть и как все, и чем-то особенным. Так навязываемые образы красоты не дают покоя взрослеющим девочкам. Стремление к придуманному идеалу становится самым важным, и все, что не дает достичь желаемого - мешает и раздражает. Очевидно, что проблема глубже, чем просто стремление похудеть и неправильно подобранная диета.


Любые попытки мамы рассказать про вред отказа от еды являются препятствием на пути к цели и вызывают негативную реакцию девочки-подростка, которая уверена - её не понимают. Продолжая рассказы о том, к чему может привести неправильное питание, игнорируя чувства ребенка, можно добиться лишь взаимного отчуждения.

Девочка не чувствует поддержки мамы и закрывается от общения с ней. Мама уже не может донести своё мнение, дочь просто не слушает ее. Многие родители в подобной ситуации испытывают глубокие переживания и чувствуют себя загнанными в тупик. Утрачен контакт с ребенком, а помочь ему, при отсутствии взаимопонимания, становится невозможным.

Услышь меня, мама!


Особенность подросткового поведения в его противоречивости. Так, ребенок в каких-то ситуациях может вести себя, как взрослый, - берет на себя ответственность за свои поступки, а в ряде случаев ему не хватает зрелости, и требуется поддержка родителей. И здесь требуется «грамотное» присутствие мамы: там, где он справляется - не мешать, а где споткнулся, хочется услышать: «Ты справишься, я с тобой!»


Отказ от еды - это тот случай, когда ребенок «споткнулся» и ему крайне нужна мамина поддержка. Что же нужно сделать, чтобы подросток принял помощь? Возможно, что в сложившейся ситуации девочка преследует две цели одновременно - похудеть, чтобы стать красивой и привлечь к себе внимание.

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такое поведение характерно для людей со зрительным вектором . Зрительники - эмоциональные люди, они впечатлительны, ценят красоту и сами стремятся к идеалу. У носителей зрительного вектора хорошо развита фантазия и воображение. Они легко внушаемы, поэтому негативные эмоции могут преумножаться даже от одного случайного взглядаили неловкого слова. Это же могло стать причиной беспокойства по поводу собственной внешности.

Тайные страхи


Не стоит при очередном пропущенном ужине пугать дочь последствиями: «дистрофия», «страшные болезни», «проблемы с учебой», «сначала повзрослей, потом думай о красоте». Для взрослеющей девочки - это сигнал о непонимании со стороны мамы. При этом, страх быть некрасивой и толстой, скорее всего, победит «дистрофию» и «страшные болезни», к тому же «непонимающему» родителю ребенок еще сильнее захочет показать свое несогласие. В результате история с диетами продолжится, а подобное родительское вмешательство желаемой цели не достигнет.


Важно понимать, что руководит подростком в этой ситуации страхи бессознательное желание привлечение внимание. Происходит попытка компенсации собственных негативных эмоций.

Чтобы помочь своему ребенку, нужно узнать особенности людей со зрительным вектором, их чувства, ценности, потребности. Это поможет понять состояние дочери и мотивы ее поведения. А понимание - это первый шаг к контакту . Только наладив контакт с ребенком, действия мамы могут быть эффективными. Отклик ребенка обязательно состоится, когда разгадали его особенности.

Я понимаю тебя, дочка


Одним из проявлений понимания со стороны мамы может стать ее участие и помощь девочке в ее желании стать красивой. Так, можно вместе с дочерью посетить диетолога, косметолога, подобрать для нее подходящую диету и средства по уходу за кожей. Укрепит семейное взаимопонимание совместный поход в магазин за обновками для дочки. Проявление маминой любви и заботы важно для ребенка, для того, чтобы чувствовать защищенность, собственную ценность и уверенность в себе.

Подросток получает ресурс родительской любви и это помогает ему раскрыться и доверить маме свои проблемы, теперь и мама понимает особенности девочки, и может прогнозировать ее поведение.


Отметим, что системно-векторная психология Юрия Бурлана дает базовые знания, необходимые для понимания любого человека или анализа ситуации. Обладая системным мышлением, человек уже не может мыслить иначе, эти знания сами собой прокладывают выход из любой сложной ситуации.

Результаты людей, прошедших тренинг по системно-векторной психологии, - лучшее свидетельство возможностей, которые дает тренинг. Подробные рассказы о построении эффективных отношений с детьми после тренинга смотрите здесь:


Познакомиться с системно-векторная психологией и узнать много нового о себе и близких вам людях, вы сможете уже на бесплатных онлайн лекциях.

Катерина Демина, психолог-консультант:

Почему он ничего не хочет?

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться).

Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть - родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»

Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет? Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1. Учиться;

2. Работать;

3. Ходить на курсы

4. Встречаться с девушками;

5. Помогать маме по хозяйству;

6. И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него - как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла - а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда - Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей. Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет - не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? - уже чуть не плачет мама. - Я же всю жизнь ему отдала.»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.
Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу - добавился конный спорт.

Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит - некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.

Семейная искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял - и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».
Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости - в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел - написал маме эсэмэску, отправил - мама заказала через Интернет - вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз - и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука - самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него все, а он в ответ - ничего. Перечисление того, что именно «для него все», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел - это третий класс. Ну четвертый, для девочек.

Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живем». Если честно - не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжелых, например, когда война идет прямо в вашем городе.

В мое время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.

А вот чего не было - это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу «одна бабка сказала». И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоем доме. Ты видишь это своими глазами - а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?

Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от нее современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой - не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.

С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки - сами, поесть разогреть - сами, в лучшем случае родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На все лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.
А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объеме обрушилась на голову единственного чада.

А обвинения чаду предъявляются серьезные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

«Я в его годы уже твердо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала, а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведешь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать»

Все это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

1. Чтобы делал все сам;

2. Чтобы беспрекословно слушался;

3. Проявлял инициативу;

4. Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;

5. Был чутким и заботливым и не был эгоистом;

6. Был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» - печально спрашивает она.

Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идет мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.

Ребенок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.

Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: все же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь еще и русским языком и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык.

Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки - в пределах сотни. Зато гордо заявляется: ребенок изучает три иностранных языка, включая китайский, и все с носителями языка.

А пословицы дети понимают буквально («Без труда не выловить и рыбку из пруда» - это о чем?» - «Это про рыбалку»), словообразовательный разбор делать не могут, сложные переживания пытаются объяснять на пальцах. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

«Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофером, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе.

Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.

Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки - хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком - постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку - все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.

Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни - общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно - ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это - авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.
А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребенок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями - необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребенка - преступно и недальновидно.

Не выучит этот урок сейчас - накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают - учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом - вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.

Очень часто под влиянием массовой культуры девочки в раннем возрасте уже задумываются о своей фигуре. Иногда это может перейти в проблему отказа от еды с тяжелыми последствиями. Анорексия – термин, означающий упорное и чрезмерное ограничение в еде, в каких – то ингредиентах пищи или в количестве употребления продуктов Англичанин Рихард Мортон описал это состояние уже в 1689 году.

Очень часто будущие манекенщицы или ученицы балета приобретают стойкую анорексию, трудно поддающуюся коррекции. Задача родителей – не закрывать глаза даже на первые весточки будущих проблем.

Ведущим признаком можно выделить сверхценное и подчас не логичное убеждение в избыточной массе тела. Такой ребенок просто «видит» себя очень толстым. Все попытки его переубедить не имеют успеха. Далее подросток может ограничивать себя в еде, принимать специальные препараты. В это сложное состояние вплетаются трудные взаимоотношения с противоположным полом и подругами, недопонимание родителей, неправильное толкование поступков окружающих людей. В более тяжелых случаях возможны неврологические и гормональные нарушения, как следствие вышеописанных состояний.

Даже если ребенок или девушка испытывают голод, то их бредовые убеждения настолько сильны, что удается подавить это состояние. На первых этапах отказ от еды эпизодический и чередуется с перееданием. Такой ребенок будет худеть и поправляться. Это дает родителям обманчивую картину улучшения состояния. Так же становится тяжело контролировать эпизоды, когда девушка кушает и все ли она ест. Первый этап нервной анорексии может продолжаться от полу года до 3 лет. При этом аппетит еще есть, но имеется склонность к избирательности в еде и чрезмерным физическим нагрузкам.

На следующем этапе может наблюдаться полный отказ от еды. Могут проявляться депрессия и снижение общего тонуса в жизни. Чувство голода притупляется, идет прогрессивное падение массы тела. Но, бывают и парадоксальные реакции, когда девушка активно закармливает братьев и сестер или с удовольствие готовит ужин для семьи. Нарастают при этом гормональные нарушения – нет менструаций, поражаются зубы, страдают волосы и ногти, появляются проблемы с кожей. Человек ослаблен, психика его быстро истощается, могут , раздражительность. Такое состояние может продолжаться до полутора лет.

Конечно, не у всех анорексия протекает столь тяжело. Но часто изменения в поведении такого рода могут быть следствием развода в семье, стрессов в школе, при болезненном желании быть лучше всех, отличиться. Родителям лучше мягко и не навязчиво, но вовремя нужно начинать повышать самооценку ребенка, сглаживать бытовые проблемы, контролировать эпизоды с диетами и не допускать чрезмерных физических занятий

Почему ребенок плохо ест и что с этим делать?

Малоежки – так в шутку называют детей, которые мало кушают и постоянно размазывают кашу по своим тарелкам. Пониженный аппетит бывает почти у каждого второго ребенка. Взволнованные родители переживают, мучаются, пытаясь любой ценой накормить свое чадо, а затем обращаются к педиатру с вопросом: что делать, если ребенок плохо ест?

Что такое аппетит и почему после года он понижается?

Аппетит – это процесс на уровне физиологии, при котором возникает потребность в приеме той или иной пищи, начинается слюноотделение, запускается работа желудочно-кишечного тракта. Хороший аппетит обуславливается не только качеством, ароматом, вкусом пищи, но и потребностями организма в питательных элементах.

Детский аппетит особенно непостоянен, то есть, сегодня сын или дочь могут уплетать за обе щеки самый обычный суп, а завтра откажутся от любимого пюре или сока. Организм ребенка четко «улавливает», что именно ему нужно в данный момент, поэтому груднички кушают только тогда, когда сами хотят, накормить их насильно практически невозможно. Детки постарше уже поддаются родительскому влиянию и начинают придерживаться определенного графика кормления.

Дети плохо едят, когда больны

В период болезни, например, простуды, большинство детей ест мало либо вовсе отказывается от пищи. Их организм не требует ее, так как аккумулирует всю энергию на борьбу с болезнью, а не на пищеварительные процессы. Во время болезни детей нельзя пичкать едой насильно. Лучше предложите малышу фруктовые или овощные соки, пюре, фрукты или другую легкую пищу. Как только ему полегчает, он сам попросит есть, и организм восполнит все запасы питательных веществ.

Ребенок может отказываться от еды при воспалении слизистой оболочки рта (стоматите). Процесс пережевывания продуктов становится для него болезненным. Осмотрите его ротовую полость – нет ли на деснах, щеках или внутренней части губ воспаленных участков или маленьких белых язвочек? При стоматите и других заболеваниях полости рта или зубов давайте ребенку теплую жидкую пищу, избегая соленых, сладких или кислых блюд.

Почему ребенок плохо ест, даже если он здоров?

Отметим, что резкое снижение аппетита наблюдается в жаркое время года, когда организм больше нуждается в жидкости. В жару ваше чадо может кушать мало, зато пить будет за двоих. Это нормально и наблюдается даже у взрослых людей. Не кормите его насильно, а просто дайте возможность проголодаться. Жители жарких стран всегда употребляют меньшее количество пищи, чем северяне, причем пища эта обычно легкоусвояемая. В то же время многие жители северных стран не представляют своей трапезы без мясных тяжелых блюд. Это еще раз доказывает влияние климата и погоды на аппетит.

Дети после года начинают есть с меньшим аппетитом, чем раньше. Причина тому – замедление роста. Малыши от рождения до года активно растут и быстро прибавляют в весе, поэтому едят они часто (в среднем раз в 3-5 часов). После года темп роста заметно снижается, а значит, «строительного материала» клеткам организма требуется меньше.

Низкая физическая активность – еще одна причина плохого аппетита ребенка. Если он сидит дома, мало двигается и гуляет на улице, то неудивительно, что и потребность в пище у него ниже, чем у соседского мальчишки, который целый день носится во дворе.

Аппетит временно ухудшается, когда режутся зубки. Десны в это время болят, чешутся, могут быть опухшими, из-за чего прием пищи становится болезненным. Ребенок старается меньше кушать, чтобы избежать дискомфорта.

Стресс также приводит к временному снижению аппетита. Если ребенок пошел в садик, школу, проходит лечение или обследование, попал в непривычные для себя условия, подвергается нападкам со стороны других детей, взрослых, либо воспитывается в негативной обстановке, то он испытывает стресс. Аппетит в такой период может быть очень плохим.

4 причины, по которым ребенок мало ест

Зачастую родители ищут проблему там, где ее нет. Вполне возможно, ребенок плохо ест, потому, что:

  1. Ему не нравится пища. Дети часто отказываются от полезных, по мнению взрослых, продуктов (мяса, молока, некоторых овощей, зелени и т.п.). Попробуйте преподнести блюдо иначе, например, чем-нибудь украсив.
  2. Он перебивает аппетит. Родители жалуются, что их дети ничего не едят в течение дня и ходят голодные, но при детальном выяснении, оказывается, что ребенок и печенье ел, и конфеты, и даже пирожные. Таская сладости до основного приема пищи, дети перебивают аппетит, и когда наступает пора есть заветный суп, они уже не голодные, так как успели наесться сладостей. Решение проблемы простое – угощайте малыша лакомствами только после того, как он поест основную пищу.
  3. Вы пытаетесь насильно накормить ребенка. Частая ошибка родителей – это впихнуть в свое чадо пищу, даже если он не хочет. В итоге у ребенка плохое настроение и кормление для него превращается в каторгу. Ругая малыша за недоеденную кашу, вы тем самым прививаете ему неприязнь к пище вообще, а к этой каше в особенности. После нескольких таких «выволочек» он будет садиться за стол с ожиданием, что ему снова «влетит» за то, что плохо ест. О хорошем аппетите и желании кушать в таком случае речи идти не может.
  4. Слишком большие порции. Дети разные и если соседский мальчишка с легкостью уплетает полную тарелку каши, это не значит, что ваш ребенок съест столько же. Накладывайте ему небольшие порции, а если не наестся – просто положите добавку. Огромная тарелка, полная супа, психологически вызывает у ребенка дискомфорт, так как он изначально думает, что не сможет все это осилить.

Педиатры советуют обратить внимание на состояние ребенка. Если он активен, набирает вес в соответствии с нормой, хорошо себя чувствует, не жалуется на здоровье, то волноваться не о чем. Дайте ему возможность есть столько, сколько он желает, и не перекармливайте насильно. Соблюдайте график кормления и не лакомите его сладостями до основного приема пищи. Если он отказывается от еды за столом, спокойно уберите тарелку и продолжайте трапезу без него. Не бросайтесь сразу к холодильнику в поисках вкусняшек, чтобы хоть чем-то накормить капризного малыша. Скорее всего, он добивается именно этого. Если спустя некоторое время ребенок попросит есть, спокойно накормите его.

Когда надо бить тревогу и обращаться к врачу?

Не всегда отсутствие аппетита является нормой. Иногда это патология, приводящая к истощению организма и острой нехватке питательных веществ, витаминов. В этом случае может наблюдаться отставание в физическом и умственном развитии. Внешне такие дети выглядят болезненно худыми, кажется, будто их косточки просто обтянуты кожей и полностью отсутствует подкожно-жировая прослойка. Наблюдаются признаки авитаминоза, анемии.

Патологически плохой аппетит приводит к снижению количества витаминов и микроэлементов в организме. Определить, имеется ли дефицит полезных элементов, можно при сдаче анализа крови. Чтобы не мучить ребенка зря, сначала следует проанализировать его состояние внешне. Авитаминозу обычно сопутствуют следующие проблемы: снижение иммунитета, подверженность инфекционным заболеваниям, низкая физическая активность, отсутствие интереса к окружающему миру, вялость, слабость, быстрая утомляемость. Кожные покровы нередко приобретают бледный оттенок и становятся сухими, в уголках рта появляются «заеды», ухудшается состояние волос.

Если зубы часто портятся и даже ломаются, значит, в организме не хватает фосфора или кальция. При нехватке железа возникает анемия, гемоглобин становится низким. Дефицит кобальта, меди, цинка и витаминов группы B сказывается на росте ребенка (он замедляется).

Дети, страдающие заболеваниями желудка, двенадцатиперстной кишки или пищевода, зачастую отказываются от соленой, жирной, острой еды. При этом они могут жаловаться на болевые ощущения в этих местах. Для прояснения ситуации необходимо посетить детского гастроэнтеролога и сделать УЗИ.

Нервная анорексия – опасное состояние, при котором ребенок может не только резко сбросить вес, но и заработать большие проблемы со здоровьем. При нервной анорексии дети полностью отказываются от еды, а после вынужденного приема пищи у них начинается рвота.

Если от еды отказывается подросток, обратите внимание на его психологическое состояние и самооценку. Под влиянием глянцевых журналов и телевидения многие девочки-подростки садятся на диету с целью похудеть. Нередко они полностью перестают есть, а если пищу пришлось принять, вызывают у себя рвоту. Спустя некоторое время такой «диеты» со здоровьем начинаются проблемы: размер желудка уменьшается, начинается истощение (кахексия), с высокой скоростью уходит вес и некогда счастливый ребенок превращается в «живого скелета». Далее они бы и рады начать кушать, как раньше, но уже не могут, так как сами мысли о еде становятся причиной рвоты, а процессы переваривания и усваивания пищи значительно замедляются.

Если ваш ребенок настойчиво пытается похудеть и отказывается от еды, отведите его к хорошему психологу, либо обратитесь с проблемой к педиатру, который направит вас, куда нужно.

Итак, если ваш ребенок плохо ест и проблема не надумана, то ваш путь должен начаться с педиатра. Он проанализирует рацион питания, выявит нарушения, отправит на анализы крови и кала (на предмет выявления глистов и лямблий). Ребенок может быть направлен к узким специалистам, таким, как невролог, гастроэнтеролог или эндокринолог. При наличии показаний доктор вправе назначить лекарства, улучшающие аппетит и ускоряющие метаболизм. Как правило, это препараты, основанные на травяных сборах. После проведения анализов могут быть назначены железосодержащие препараты для улучшения состава крови, комплекс витаминов и минералов.



Просмотров