Понятие о религиозном воспитании. Курсовая работа: Религиозное воспитание в семье

Религиозное воспитание

Как только человек начинает заниматься самопознанием, исследованием своего разума и глубин души, он неизбежно приходит к вере в Бога

И. Кант

Этим выпуском методической рассылки акцентируем внимание специалистов социально-педагогических учреждений, управлений (отделов) образования, спорта и туризма райгорисполкомов, осуществляющих сопровождение детей, воспитывающихся в замещающих семьях, на материалах, посвященным религиозному воспитанию детей.

1. Религиозное воспитание

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности - во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Вопрос воспитания является одним из важнейших вопросов человеческого существования, так как имеет прямую и непосредственную связь с эволюцией человечества. Имея целью способствовать выявлению внутренней сути человека и образованию его характера, воспитание создает самого человека. Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и кончая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья (замещающая семья). Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки человек получает в семье, именно здесь под влиянием сложившегося окружения начинает происходить формирование его будущего характера. То, что ребенок в детские годы приобретает в домашнем окружении, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Люди, по привычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции. Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие научных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией. Одни осознают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представлениями о вере, поэтому не считают нужным давать детям какое-то особое религиозное образование. Другие, независимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма . Несмотря на различные мнения , как правило, все сходятся в двух позициях, а именно - всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и хорошего поведения . Верующие люди к тому же убеждены, что их вера и молитвы - большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребенка - и его душа потускнеет; ребенок останется в опустевшем мире, с его мелкими будничными интересами.

Общая задача религиозного воспитания в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. Это духовное созревание не может быть регулировано извне, оно определяется свободным устремлением души к Богу, к Вечности. Этой главной задаче религиозного воспитания должны быть подчинены все остальные. Особое внимание и Церкви, и тех государственных и социальных институтов, с которыми она сотрудничает, должно быть уделено формированию мировоззрения у подрастающего поколения – не скоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовой культурой, но таких убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью, возвышали и преображали бы человека, а через человека - и общество.

При религиозном воспитании детей замещающим родителям стоит учитывать уникальные особенности восприятия, присущие каждому возрасту :

4-5 лет - ребенок очень отзывчив и чувствителен к мистическим идеям. Он легко понимает и принимает саму мысль о существовании Бога, потому что она базируется на понятной для него потребности в безопасности. Интерес ребенка к религиозной теме носит предметный характер: он хочет понять, кто такой Бог и что факт существования Бога означает для него лично.

5-7 лет - его волнуют более сложные вопросы: «Куда я попаду, когда умру?», «Что такое душа?» и т. д. Дети способны уже не просто поверить в существование неосязаемых и незримых абстракций , но и непосредственно их вообразить.

7-11 лет - он может понять смысловое и этическое содержание обрядов и религиозных норм. А главное - отличить их от социальных императивов: ребенок начинает осознавать, чем заповедь «не убий» отличается от маминого «драться нехорошо».

12-15 лет - его познавательные способности развиваются до уровня взрослого. Подросток начинает в полной мере осознавать то духовное содержание, которое составляет суть любой религии.

Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того, как ребенок растет, родители должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача родителей (замещающих родителей) - развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу . Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.

Педагогическая психология учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. К 3-ем годам появляется у ребенка сознание своей личности, и он начинает говорить "я." В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание - это начало воспитания. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример, который благотворно действует как на волю, так и на развитие нравственного сознания. Если же набивать голову ребенка одними правилами, не оживляя их семейной христианской жизнью, то он будет воспринимать эти наставления как сухую и отвлеченную теорию. Добрый пример родителей (замещающих родителей) имеет решающее значение в деле развития ребенка . Несомненно, что неудачи родителей в деле воспитания происходят от их неподготовленности, маловерия, от увлечения материальной стороной жизни. Помехой в деле воспитания является раздражение и гнев, в основе которых лежат самолюбие, привязанность к житейским благам и отсутствие внутренней дисциплины .

Об основах христианского религиозного воспитания, читайте в статье Епископа Александра (Милеанта) «Религиозное воспитание детей » по ссылке http:///node/1019 .

Видео по теме:

font-size: 12.0pt;font-family:" times new roman>

п рофессор Московской Духовной Академии; член Президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви рассказывает:

«Как детям впервые рассказать о Боге » (2 мин 26 сек)

http://www. /watch? v=vc2jUTzvj0g

«Ошибки в воспитании детей » (17 мин 18 сек )

http://www. /watch? v=BfalekywdWg

«Кто такой христианин и что такое Церковь? » (58 мин 7 сек)

http://www. /watch? v=VEQldoSM8qs

Предлагаемые материалы можно использовать в работе клубов усыновителей, приемных родителей, родителей-воспитателей, куда могут быть так же приглашены педагоги-психологи социально-педагогических учреждений и детских садов, учителя и школьные психологи.

2 . Изменения в законодательстве . Уважаемые коллеги ! Обращаем Ваше внимание, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 февраля 2014 г. № 000 , расширен перечень запросов управлений (отделов) образования за счет включения в него запроса о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели .

Дополнения были внесены в следующие постановления:

«Положение о приемной семье»,

«Положение о детском доме семейного типа»,

«Положения о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь»,

«Положения о порядке организации работы по установлению и осуществлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми».

«Положения» с дополнениями размещены сайте Национального центра усыновления http://child. / в разделе «законодательство».

Акты обследования условий жизни кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, родители-воспитатели с 5 февраля т. г. обязательно должны содержать сведения о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в их собственности или во владении.

FontStyle13">3. Продолжается подписка на газету «Домой!». Подписаться на следующий номер газеты можно до 20 числа каждого месяца. За 10 тысяч рублей в месяц подписчик будет иметь актуальные, интересные, методические и публицистические материалы, которые позволят ему делать свою работу лучше и при этом чувствовать себя членом профессионального сообщества.

Приглашаем к сотрудничеству в газете «ДОМОЙ!»: присылайте текстовые и фото-материалы о различных направлениях своей работы по семейному устройству детей, будем рады разместить информацию о семьях Вашего района, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, задавайте вопросы в адрес мультидисциплинарной команды специалистов по различным аспектам семейного устройства (в команде работают юрист, педагог, психолог), делитесь своими проблемами и достижениями в деле воспитания детей с особенной судьбой, создания и сопровождения замещающих семей различных типов. Материалы, вопросы и пожелания газете присылайте на электронные адреса: 7651042@ tut . by , gazetaDomoi @ tut . by . Так же будем рады, если Вы напишите нам о том, как Вам удалось использовать в работе материал, предложенный в различных номерах методической рассылки.

С уважением, Национальный центр усыновления

Вконтакте

Что такое религия и действительно ли она является жизненно важной частью воспитания? Или все же ребенок может формироваться и без религии, без Бога и он не вырастет из-за этого менее достойной личностью?

Религия это слово латинского происхождения, смысл которого происходит из глагола religo — то есть связываю развязанное, воссоединяю. Религия это способ связать себя как часть — с чем-то общим, возвышенным, бесконечным, вечным, имеющим глубокий смысл.

И атеисты, и верующие родители могут придерживаться одинаковых ценностей и моральных принципов, развивая в ребенке уважение к другим людям, сострадание, доброту, обучая не причинять никому зла, и таким образом базовые принципы могут быть общими. При этом религия, вера помогают ребенку понять, кто он, почему он находится в этом времени, в этой семье, в сегодняшних обстоятельствах, и что самое главное — религия говорит ребенку, что все, что с ним происходит, даже если это что-то ужасное или это что-то, с чем трудно смириться, — это часть великого, высшего. Без этой связанности, религиозных институтов или религиозных лидеров ребенок, так или иначе, будет вынужден создавать для себя или искать систему миропонимания, философию, смысл, веру. «Все мы, люди, имеем в богах благодетельных нужду» — говорил Гомер. «Ты можешь видеть государства без стен, без законов, без монет, без письменности, но никто еще не видел народа без Бога, без молитвы, без религиозных упражнений и жертв» — указывал Плутарх.

Когда дети растут в религиозной среде, у родителей уже есть определенный порядок, правила, они приобщают ребенка, если речь идет о христианстве, к заповедям, Богу, к молитве, причастию. Но если родители намеренно не следуют какой-либо религиозной системе, — в таком случае может возникнуть соблазн вообще игнорировать эту тему полностью. И это будет ошибкой. Вы можете не принадлежать ни к какой церкви и быть счастливы, если ваши дети никогда не последуют за какой-либо религией, но это не меняет того факта, что религия является важным аспектом культуры, искусства, политики, и жизни многих людей, и ваши дети будут сталкиваться с этим постоянно. Если они просто ничего не знают о религии, то они могут многое упустить или остаться наедине с самыми сложными вопросами человеческого бытия, например, с таким феноменом как смерть. В книге архиепископа Белгородского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит» есть письмо одной девочки, которая болела раком и медленно умирала. Она написала маме такие слова: «Мама, ты научила меня всему, но ты не научила меня умирать». Тот, кто научит человека помнить о смерти, тот научит его жить.

Другая и, возможно, более серьезная, проблема с игнорированием религии заключается в том, как дети будут реагировать на религию, когда они станут достаточно взрослыми, чтобы принимать свои собственные решения. Если они не знакомы с религиозной системой, то они вполне могут стать легкой добычей для различных сект. У подростка просто не будет необходимых понятий, чтобы оценить странные или экстремальные религии.

Как рассказывать о религии, как это должно быть преподнесено? Детям интересно и познавательно будет узнать об иудаизме, буддизме, конфуцианстве, христианстве, исламе, а также как религиозные течения связаны с наукой, физикой, политикой, психологией или астрологией. Вы можете почитать вместе с детьми книги Филипа Янси «Где Бог, когда я страдаю?», Дугласа Хардинга «Религии мира», серию «Эрудит» Мир религий, посетить выставки или музеи, такие как Музей истории религии для детей в Санкт-Петербурге. Если детей заинтересует, их можно отвезти на богослужения различных религиозных направлений, чтобы они сами могли увидеть то, что читали о церкви, синагоге или мечети. Дети могут задавать весьма сложные вопросы, и это может быть пугающим для родителей, особенно для тех, которые считают, что должны знать ответ на каждый вопрос. Тем не менее, вы не должны просто отвечать, что не знаете. Примите противоречивые, неоднозначные вопросы о религии, вере как возможность для вас и детей узнать что-то новое.

Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. Главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Сама по себе, отдельно от всего комплекса межличностных отношений, вера в Бога не может быть спасительной в духовной жизни людей. Важно гармоническое взаимодействие всех сторон духовной жизни.

Религия близка суммирующему, своего рода итоговому фактору воспитания, как пример-идеал, пример-символ.

Язычество древних греков и современных марийцев, шаманизм якутов, ламаизм бурят - это духовное богатство всего человечества. Религия сама по себе несет мощный заряд духовности, но много значат связанные с ней ритуалы: символы веры, молитвы, исповедь, причащение, таинство крещения, венчание, отпевание и т. д.

Основная тема всех религий - дети, воспитание. В христианстве главная тема - мать и дитя. Мать возвышается до божественного уровня, без матери не может быть не только ни героя, ни поэта, но и сына Божьего. В христианстве утверждается святость материнской любви.

Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений огромен. Священные книги для детей - нравственные уроки. И даже если они из атеистических семей, знания о вере их предков несомненно сыграют в их духовном развитии большую роль.

На долгие годы в нашей стране из педагогики были исключены имена и учения величайших учителей человечества - Будды, Христа и Магомета. Общность их этико-педагогических концепций бесспорна. Будда говорил ученикам: «Будьте сами себе светильниками». Христос учителя ставил в пример ученикам. Магомет, учитель многих народов, был одним из величайших подвижников человечества. Его учение стало основой всей арабской культуры.

Религия - величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, непрочный дом духовности. Великая мудрость учителей человечества духовно обогащает и учителя и учеников.

Буддизм является самым древним религиозным течением в мире, сохранившемся до наших дней. Учение берет свои корни от VI века до н. э. с Древней Индии. Широко распространен в странах Восточной, Южной и Юго – Восточной Азии. Буддийские общины также живут во всем мире.

Основа воспитания в буддизме – это саморазвитие, самовоспитание, самоконтроль и самообучение. А цель родителей – пробудить в ребенке тягу и потребность ко всем этим «само». Однако, в буддизме самовоспитание не является конечной целью воспитания, а является средством на пути к просветлению и приобретению таких качеств как доброта, милосердие, сострадание, бескорыстного служения людям.

Христианство – религия, которая имеет наибольшее количество последователей в мире и в нашем государстве. Христианство делится на три течения: католицизм, православие и протестантизм. И каждое из них немного различно по отношению друг к другу. Учение проповедует отречение от материальных ценностей и воспитанию духовно – моральных качеств и открыть те, все качества и способности, которые человеку были даны свыше.

Хоть в наше время образование в школах и детских садах является светским, все-таки в будущем их ожидает изучение в школе предмета «Христианская этика».

Ислам среди трех распространенных религий является самой молодой, однако, имеет наибольшее количество преданных последователей. Само слово «ислам» переводится как «покорность», что уже говорит о многом. В исламе существует половое разделение при воспитании. Мусульмане, то есть последователи ислама, основной целью воспитания видят такие качества как скромность, правдивость, терпеливость, отвращение к греховным помыслам и действиям, щедрость, терпеливость, верность. Существует множество аспектов и особенностей воспитания в исламе. Например, тот факт, что мужчина может иметь до 4 жен явно свидетельствует о том, что взгляды на воспитание являются совсем иными, чем в предыдущих двух основных религиях.

Так как ребенок является отдельной полноценной личностью, все-таки не стоит навязывать ему свое мировосприятие. Лучший вариант – вырастит и сам решит, каких взглядов ему придерживаться и каким идеям следовать. Ведь в законодательстве нашей страны предусмотрено, что каждый имеет право на свободу вероисповедания.

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщение детей к религии позволяет решить многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия.

Заключение

Связь религии и воспитания всегда была актуальным вопросом. В связи с ускорением темпа жизни, СМИ, доступностью образования и т. д. у людей появляется новый взгляд на воспитание детей. За частую этот взгляд далек от религиозных представлений. Разумеется, есть народы, которые воспитывают своих детей в связи с теми правилами и законами, которые предписаны религией. Народное воспитание влияет на все слои населения, весь народ. Оно делает ставку на духовные ценности, установки, нормы, правила, предписания, мировоззрение.

Народное воспитание – это общественное воспитание, в котором воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народное воспитание и религия заслуживают самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания составляет ядро народной педагогики.

Литература

1. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: Академия, 1999г.

4. [Интернет-ресурс] http://rudiplom.ru/lectures/etnopedagogika/

5. Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на-Дону.: -М., 1997г.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24

 /  Религиозное воспитание детей

Религиозное воспитание ребенка - сложный процесс, который вызывает у родителей множество вопросов. Как правило, дети просто перенимают традиции семьи и отношение ко всем религиозным аспектам. Но времена меняются, поколения становятся более свободными от убеждений, поэтому вопрос воспитания в религиозном ключе может встать ребром.

Из статьи вы узнаете целях и особенностях религиозного воспитания детей.

Цели религиозного воспитания

Общая цель религии заключается в воспитании духовных и нравственных качеств — именно родители являются первыми примерами, благодаря которым ребенок знакомится с религиозными ценностями.

Вы должны научить ребенка самоконтролю и способности постоянно анализировать свое поведение, делать правильные выводы. Нужно поощрять и усиливать склонность к вере, чтобы он понимал и осознавал позитивное значение религии.

Многие родители думают, что до 2-3 лет разум не готов к усвоению каких-то духовных вещей — это не так. Ребенок уже с самого рождения непрерывно фиксирует все ощущения и впечатления: он улавливает звуки, взгляды, интонацию голоса и чувствует настроение папы и мамы.

Таким образом, активно формируется подсознание и личность ребенка. Примерно до 6-7 лет душа легко поддается изменениям, поэтому ни в коем случае не упускайте ценное время.

Церковь учит тому, что дети с самых ранних лет должны различать дозволенное и недозволенное — на вас же лежит обязанность подсказывать, направлять, готовить ребенка самостоятельно принимать решение в различных ситуациях. Нет, это вовсе не навязывание своей воли — помните, что воля ребенка слишком слаба, чтобы заранее знать, к чему приведет тот или иной поступок. Разумные и умеренные принуждения, адекватные наказания без применения физической силы обозначат в голове чада определенные нравственные понятия.

Считаю, что выбор религии должен быть осознанным. Конечно, я за религиозное воспитание. По крайней мере, ребенку объяснят принципы и основы веры, а не просто повесят крестик на шею. Но, повторюсь, я за осознанный выбор. Ребенок подрастет и поймет свой путь сам, а дальше самостоятельно пойдет по нему. С религией или нет — решать только ему.

Счастливый папа Евгений Затыльный

Особенности религиозного воспитания

В некоторых странах распространено свободное воспитание — родители не принуждают и не наказывают маленьких детей, не мешая проявлять и развивать свою личность. Вряд ли эта модель подойдет и вам, ведь ребенок пока совсем не ориентируется в мире и не знает, как себя вести во многих ситуациях — все это чревато развитием эгоизма и неспособностью нести ответственность за свои поступки.

Религиозное воспитание оказывает ощутимое влияние на психологическую уравновешенность ребенка, но только в том случае, когда не происходит фанатичное навязывание определенных взглядов или сурового религиозного «режима». Ваша задача — дать чаду представление о Боге. С возрастом ребенок сам определится кто он — протестант, мусульманин или, например, католик.

Важно воспитать здоровый интерес к религии — это будет положительно воздействовать на эмоциональную, личностную и душевную структуру ребенка. Не бойтесь огорчить или обидеть его, когда этого требует ситуация, ведь внутренняя борьба невозможна без запретов и порой даже слез. Апостол Павел говорил: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

«Для того, чтобы дать детям религиозное воспитание, родители должны сами придерживаться определенной веры. Вы сами должны жить с Богом.

Религия не может быть наказанием для ребенка — «будешь плохо себя вести — отведу к батюшке». Либо же вести в храм в ущерб его игровым развлечениям: сходили сегодня в церковь, значит на карусели уже не пойдем — это неверно. То есть храм должен быть дополнением к повседневным делам ребенка, а не заменой его жизни.

В церковном воспитании нужно ориентироваться на то, каким хочет видеть ребенка Бог. В этом и есть суть любви: «Любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог», — сказал Федор Достоевский.

Важно «не перекармливать» ребенка церковной жизнью — тут необходимо проявлять чуткость и смотреть за поведением чада в церкви.

Но все самое важное начинается в семье. Если родители вмести с детками молятся перед тем, как сесть за стол, это и есть духовное воспитание. Как отмечает священник Даниил Сысоев, важно молитвы не читать, а распевать — так дети лучше усваивают. Я убедился в этом на моей семье. Если родители читают дома Священное Писание — это и есть духовное воспитание.

Кстати, в дореволюционной России общее семейное чтение Писания было нормой. Если родители вместе с ребенком могут посмотреть, например, мультфильм «Маша и медведь» или «Лунтик», а потом дать свой христианский комментарий, то это тоже будет религиозной ремаркой».

Родион Петриков, священнослужитель, психолог и счастливый папа

Учите делать добрые дела и дайте понять, откуда берется все то, что окружает ребенка. Не пытайтесь оградить его от всех опасностей — наоборот, готовьте к честному труду и к некоторой доле суровости жизни. На начальном этапе вам необходимо добиться послушания.

Во всех элементарных аспектах воспитания иногда нужно опираться на религиозную основу — вера в Бога и отношение к нему (любовь, благодарность, надежда). Без этого невозможно познание истинной нравственности. Ребенок должен чувствовать ответственность за свои поступки не только перед вами, но и перед Богом, который может разозлиться и наказать непослушного.

Не забывайте, что ваше поведение будет хорошим примером — любите друг друга, совместно произносите молитвы, беседуйте о Боге, ходите в храм, соблюдайте посты и другие церковные обычаи, помогайте нуждающимся.

Неудачи в религиозном воспитании могут происходить из-за вашей неподготовленности, слабой веры и чрезмерного увлечения материальными благами. Также не стоит раздражаться и проявлять гнев при непослушании — вы должны быть внутренне дисциплинированы, чтобы ребенок брал с вас пример.

Ни в коем случае не принуждайте детей к мучительным делам, которые им пока не по силам — будьте максимально снисходительными и мягкими, но избегайте крайностей, чтобы первые шаги религиозного воспитания укрепились в сознании ребенка.

Создание личностной привычки (в том числе и в совершении религиозных традиций) помогает устранению каких-то вольностей в поведении и в дальнейшем поможет ребенку направлять свою энергию в нужное русло.

Верующая мама делает акцент на то, Бог может наказать и наградить, он находится повсюду и спрятаться от него невозможно. Бог помогает во всех добрых делах и пообщаться с ним возможно посредством молитвы — за помощь его необходимо обязательно благодарить. Расскажите ребенку о том, что у него есть Ангел-хранитель, который будет оберегать от всего плохого.

Вам необходимо непрерывно наблюдать за поведением любимого чада, справедливо оценивать тот или иной поступок, воспитывать последовательность действий и безгранично его любить.

Как быть с религиозным воспитанием детей? Это вопрос, который родители задают себе очень часто. Одни, по при­вычке совершающие религиозные обряды, предписывают своим детям следовать семейной традиции.

Другие, чьи религиозные убеждения поколебались вследствие на­учных доводов или нравственных убеждений, напротив, чувствуют необходимость порвать с религией.

Одни осоз­нают, что их взгляды претерпели со временем заметные изменения и несравнимы с прежними детскими представ­лениями о вере, поэтому не считают нужным давать де­тям какое-то особое религиозное образование.

Другие, не­зависимо от того, каковы их нынешние взгляды, хотят, чтобы их дети прошли такой же путь, какой выпал на их долю, и чтобы дети, повзрослев, смогли самостоятельно сделать свой выбор. Эти родители считают: если ребенка с раннего детства не воспитывать в религиозном духе, у него позднее не будет иного выбора, кроме атеизма.

Не­смотря на различные мнения, как правило, все сходятся в двух позициях, а именно - всем хотелось бы, чтобы дети были знакомы с их религией и выросли с четкими пред­ставлениями о нормах морали и хорошего поведения. Ве­рующие люди к тому же убеждены, что их вера и молит­вы - большая помощь и поддержка всем, кому предстоит преодолевать сложности жизни.

Вопреки распространенному мнению нет никаких доказательств, что как религиозное, так и атеистическое воспитание способно оказать заметное влияние на психо­логическую уравновешенность ребенка или взрослого человека. Речь идет о выборе, который делают РОДИТЕ­ЛИ, а не о рекомендации психолога! В любом случае вос­питание окажется благотворным или приведет к печаль­ным последствиям в зависимости от того, КАК оно будет проводиться.

Человек может быть фанатичным в отстаи­вании своих религиозных взглядов и, наоборот, в борьбе с религией. Так, родители могут испортить отношения с детьми, если будут насильно заставлять их выбрать тот или иной путь. Ребенок может страдать из-за сурового ре­лигиозного режима и, напротив, чувствовать себя отвер­гнутым родителями, если никто в доме не будет исповедо­вать никакой религии.

Так или иначе он неизменно полу­чает какое-то представление о Боге от своих товарищей и испытывает унижение, когда родители говорят ему, что все это такие понятия, разобраться в которых ему еще не по силам. Он может чувствовать себя несчастным и когда его насильно отправляют на урок катехизиса, и когда оказывается единственным во всем квартале, кто не ходит на эти уроки.

Он может ощущать себя отвергнутым роди­телями из-за того, что не разделяет их религиозные взгляды, и, напротив. Может осуждать их за невыполнение культовых обрядов, предписываемых религией.

Хотя и могут перед нами встать те или иные пробле­мы, связанные с религией и атеизмом, это вовсе не озна­чает, что непременно должно быть вечное противоборство чувств! Важно не забывать, что ребенок так или иначе со временем разберется, кто он - протестант, католик или мусульманин, что бы мы ни предпринимали для его рели­гиозного воспитания.

Если он видит, что мы не испытыва­ем никаких осложнений, исповедуя или не исповедуя ту или иную религию, он тоже не будет страдать из-за этого. Кроме того, нормы морали, по которым он живет, - это прежде всего нормы, установленные в семье.

Мужество, с каким он входит в жизнь, - это в конечном итоге прояв­ление полной психологической уравновешенности и ре­зультат многих других сил, действующих на него, поэто­му его решимость нельзя считать только плодом религи­озного воспитания.

Религия играет важную роль в истории человечества. Она принесла облегчение миллиардам людей. Тем, кто хо­чет получить от нее пользу для себя и своих детей, обод­ряющим примером может служить внушительная эффек­тивность религиозных учреждений. Те же, кто ничего не хотят об этом знать, нисколько не умаляют своего досто­инства.

Поэтому позвольте ребёнку не навязывать своих взглядов и суждений пока он мал и не в состоянии сам осознанно решать, какую религию выбрать и нужно ли ему вообще что-либо выбирать…




Просмотров