Формирование творческих способностей в художественной деятельности. Развитие творческих способностей дошкольника в процессе изобразительной деятельности

Обучение детей нетрадиционным техникам рисования.

Тема: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне… » (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем:

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Цель работы: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.


Задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.


Гипотеза представляет собой - процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

1). Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

2). Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

3). Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

4). Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5). Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

Словесные,

Наглядные,

Практические,

Игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

Высокий – 21%

Средний – 42%

Низкий – 37%

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды:

- портрет;

Памятники;

Сказочно-былинный жанр;

Натюрморт;

Книжная графика;

Были изготовлены следующие альбомы:

Времена года

Композиция;

Элементы декора; Народные промыслы

Дружные краски.

Приготовила для детей следующие игры:

- «Соедини по линиям и раскрась»;

«Весёлые рожицы» - «Составь композицию»;

- «Составь фигуру»;

Составь натюрморт в холодных и теплых тонах;

Русские узоры;

Матрешки.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности . Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

(Пальчиковая живопись)

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке , тем умнее ребенок».

(Рисование ладошкой)

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

(Прижми и отпечатай)

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

(Рисование углем)

Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами , действуют и живут в рисунке.

(Монотипия)

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

(Кляксография)

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

(Набрызг)

Радость творчества знакома каждому малышу.

(Трафарет)

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

(Рисование по мокрому)

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

- «Моя любимая сказка»;

- «Моя любимая мамочка»;

- «Ветвистые деревья»;

- «Снег идет», «Ночное небо»,

- «Морозные узоры», « Волшебные птицы»

- «Лебеди», «Тюльпаны»; «Весёлые снеговики»

«Совушка- сова», «Осенний натюрморт»

«Весенний натюрморт с цветами»

«Вишнёвый сад», «Ромашки», «Гусеница»;

- «Радуга», «Снежинки», «Кто живёт в море?»

Для родителей подготовила несколько консультаций:

А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

Диагностика на контрольном этапе показала:

Высокий – 32%

Средний – 48%

Низкий – 20%

Перспектива:

1) .Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

2) .Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)
Самообразование

Тема:

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

Выполнила: Егармина И.И.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне… » (Э. Успенский)

Я не случайно взяла в качестве эпиграфа слова стихотворения Эдуарда Успенского.

Тема моей статьи «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности» .

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в младшей и средней группах, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

А, следовательно, они неуверенно познают окружающий мир, меньше общаются со сверстниками.

Чтобы дать возможность развитию творческих способностей в изобразительной деятельности, я создала располагающие к этому условия.

Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Я нашла много интересных идей и поставила перед собой основную задачу:

«Наша задача – развивая творческие способности, помочь детям добраться до собственных вершин настолько высоко, насколько это возможно».

(Лорис Малагаззи)

Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Познакомившись с методической литературой различных авторов (таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» ), составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

На занятиях по изобразительной деятельности я учу детей овладевать разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке широкий круг явлений и предметов.

    Кляксография

    Печать листьев

    Рисование пальчиками

    Рисование ватными палочками

    Штамповое рисование

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Поэтому я на свои занятия провожу в живой, радостной, эмоциональной атмосфере. Использую разнообразные методы и приемы, включаю игры, варьирую обстановку, в которой провожу занятия: за столами, вытянутыми в длинный ряд, полукругом, сидя и лежа на ковре, а так же использую метод «пассивных движений», действие совместно с рукой ребенка, что предает ребенку уверенности в действии, и он начинает действовать самостоятельно.

Моя работа проходит всегда в тесном сотрудничестве с родителями:

    «Выставка для родителей»- оформляется после каждого занятия, это вызывает эмоциональный подъем и хорошее настроение у детей.

    Открытые занятия.

    Консультации.

    Оформление в уголке для родителей папки-передвижки «Ребенок и рисование», «Удивительный мир красок» и многое другое.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

    Способствует снятию детских страхов;

    Развивает уверенность в своих силах;

    Развивает пространственное мышление;

    Учит детей свободно выражать свой замысел;

    Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

    Учит детей работать с разнообразным материалом;

    Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

    Развивает мелкую моторику рук;

    Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

    Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь!!!"

    Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.

    Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.

    Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.

    Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005. http://www.o-detstve.ru

    http://doshvozrast.ru

Важно, чтобы дошкольника в детском саду и в семье окружали предметы декоративно-прикладного искусства, произведения изобразительного искусства.

Собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становится синтетической, так как ребенок одновременно использует разные способы цветной, пластической выразительности при создании собственных композиций сюжетного или декоративного характера.

Можно сказать, что процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Поэтому необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа. Поэтому важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.

Итак, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются: личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно - силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание.

Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского художественного творчества.

Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей.

Эффективность обучения, а, следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий.Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно. Например, знакомя детей с любым видом декоративно-прикладного искусства в старшей или подготовительной группах в I квартале планируется блок занятий. В этом блоке знакомство с дымковским народным творчеством, взаимосвязаны все виды изодеятельности, а также предварительная работа в группе.

I квартал старшая группа

Предварительная работа

Аппликация

Рисование

Тема: Знакомство с дымковским народным творчеством

  1. Рассматривание предметов иллюстрации
  2. Рассказ воспитателя
  3. Оформление уголка изо

Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия. Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером. Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной деятельности под руководством педагога, работа по ознакомлению детей с художественной деятельностью в детском саду ведется по схеме:

На специально организованных занятиях с подгруппой детей в изостудии решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства.

Сокращение числа занятий рисованием компенсируется за счет организации обучения детей в процессе игры в группе с воспитателем, с одаренными детьми на кружке в изостудии и с отстающими в индивидуальных занятиях. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

  1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
  2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.
  3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.

Планируя занятия, необходимо выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая сложность и объемность и специфику изостудии.

Так, изложение материала может проходить предварительно в группе с воспитателем, а затем продолжаться на занятиях в изостудии, или наоборот.

Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в цирк, делают зарисовки - клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети, проявляя творчество, создают работы - лепят, рисуют и т.д.

Учитывая особенность темы занятия могут проходить в изостудии, а могут и в музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения. При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

Активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;

Умение находить новые способы для художественного изображения;

Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Все занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер. Педагогический процесс включает также индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми два раза в неделю может проводиться кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное - приобретают возможность неограниченного творчества. На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности - рисованием, лепкой, аппликацией, а также декоративно-прикладной работой - устанавливаются тесные связи. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Например, на

занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают не мало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д. Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А как ты представляешь, опиши и т.д. Готовясь к своим занятиям, мы постоянно думаем, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Мы хотим, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает. Поэтому на занятиях по изодеятельности мы стараемся отвести большую роль источникам фантазии, творчества, самостоятельности. Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем им помочь.Главное - вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку Лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить). Очень важно, что благородную роль помощника и защитника слабых ребенок может выполнить только научившись чему-то новому.

Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.

II этап. Познавательный:

  1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.
  2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения (см. приложение), что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий.

По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ.Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние. Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения» карточку со схематическим изображением настроения. А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы. Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки. Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества. Например, при проведении занятия «Путешествие в сказочный лес царя Палитры» можно использовать следующее упражнение. Вместе с детьми читать стихотворение и выполнять движения:

Мы в дремучий лес заходим (дети идут по студии, разводя руки

Ветви в стороны разводим в стороны, поворачивая туловище

Все заходим и заходим, влево и вправо)

Ветки в стороны разводим.

На пути у нас болото,

Мочить ноги не охота. (прыжки на одной ноге, или

Все по кочкам прыг да скок переменные прыжки)

И не нужен нам мосток.

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.

Используемая литература: Интернет ресурс

Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Архиповой Елены Сергеевны

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» комбинированного вида р.п. Маслянино, 2016г.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет свою собственную фантазию. И нам, взрослым, не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. И поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка нам, педагогам, нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, поэтому выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и практически не зависит от умения и способности. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Поэтому главной целью своей работы вижу в формировании у детей творческой личности, через нетрадиционную технику рисования. Исходя из цели, я определила следующие задачи работы с детьми:

  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования
  • Формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования
  • Формирование эстетического вкуса, творчества и фантазии
  • Развитие ассоциативного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения
  • Совершенствование технического умения и навыков рисования
  • Выработка художественного вкуса и чувства гармонии.

Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в детском саду по программе «Детство» определяет ключевые задачи в изобразительном развитии наших воспитанников:

  • Развитие у детей желания участвовать в образовательных ситуациях, и рисовать как совместно с взрослыми так и самостоятельно
  • Создание условий для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов (гуашь, цветные карандаши и т.д.) , развитие мелкой моторики и умения использовать подручные инструменты.

Для реализации поставленных задач мною разработан перспективный план изобразительных занятий с детьми (приложение №1) . В него входит нетрадиционная техника рисования, которая способствует развитию у детей интеллекта, умению нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Так же я включила в занятия по изобразительной деятельности применение игровых приемов, которые способствуют повышению роста профессионального мастерства педагога, так как требуют от него мастерского владения данными технологиями в организации учебно-воспитательного процесса (приложение №2) . Наблюдения за детьми показали, что использование игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности детей развивают творческие способности дошкольников, повышают мотивацию обучающихся к их освоению, что в свою очередь приводит к качественному результату, а воспитательно-образовательный процесс становится интересным и непринуждённым. Цель данных занятий создать необходимые условия для того, чтобы каждый ребенок посещающий детский сад на завершении ступени образования был не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому виду деятельности.

Вторая часть – пальчиковые игры, дидактические игры.

Третья часть - Самостоятельная, творческая работа детей на заданную тему, в ходе которой продолжается индивидуальная работа по формированию технических умений и навыков, знакомство с композицией рисунка.

Четвертая часть – итог занятия. Рассматривая получившиеся рисунки, стараюсь найти возможность выслушать всех детей, которые хотят рассказать о своих впечатлениях.

Во время обучения детей нетрадиционной технике рисования и применение нетрадиционных материалов практика показала, что техника способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно. Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком (приложение №3) .

Один раз в месяц провожу с детьми ознакомление с каким – либо разделом изобразительного искусства. Эта форма работы включает в себя различные виды искусства: музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры, которые осваиваются детьми в игре (приложение №4) .

Особенность эстетической игры в том, что создается мнимая ситуация, «действие в воображаемом поле» , которым может быть сказка, произведение музыкальное или живописное. «Отправляясь» в пространство картины, мы с детьми решаем, что нужно с собой взять, как одеться, кого можем встретить. Такое виртуальное путешествие дает возможность ребенку самому, при минимальной подсказке взрослого, раскрыть образное содержание картины.

Так дети по-разному «собирались» в путешествие по картинам И. И. Шишкина «На Севере диком стоит одиноко» , «Зима» . Для вхождения в игровую ситуацию придумываю сюжет, в котором ребенок примеряет на себя различные роли. Персонажем может быть капля дождя, лист, облако, ручеек и т. д. В процессе игры ребенок, синтезируя и творчески преобразовывая впечатления, создает собственные образы. Во время игровых действий, перед малышом ставятся творческие задачи: «Нарисуй, как танцуют (дрожат) линии. Нарисуй красками звучание духового оркестра (маленькой дудочки) » .

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми: это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

С 2016 года с детьми старшей и подготовительной группы провожу кружковую работу на тему «нетрадиционной техники рисование» . Часть 1, Часть 2, направленную на всестороннее, гармоничное развитие детей.

В программу входят нетрадиционные виды рисования: «Набрызг» - (рисование зубной щёткой) , «Расчесывание краски» - (рисование специальным гребешком или обыкновенной вилкой) , «Рисование поролоном» - (рисование кусочком поролоновой губки) , «Рисование штрихом» - (рисование простыми карандашами или цветными карандашами) , «Рисование музыки» , «Рисование нитками» , «Рисование солью» - (рисунок посыпается солью) , «Граттаж» - (способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом) , «Батик» - (рисование на ткани) и т.д.

Программа объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно – воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.

Безусловно, успешное выполнение задач по формированию самостоятельной творческой деятельности зависит от предметно – пространственной среды, созданной в группах. Предметно – пространственная среда – это естественная, комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления - до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит: тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

Создание уголка эстетического восприятия.

Создание художественного фонда – коллекций жанров живописи:

  • портрет
  • памятники
  • сказочно-былинный жанр
  • натюрморт
  • пейзаж.

Были изготовлены следующие альбомы:

  • голубой
  • розовый
  • композиция
  • элементы декора
  • дружные краски.

Приготовлены для детей следующие игры:

  • «Соедини по линиям и раскрась»
  • «Какое настроение?»
  • «Составь композицию»
  • «Составь фигуру»
  • Лото «Узнай элемент узора» .

А так же было создано дополнительно:

  • составь натюрморт в холодных и теплых тонах
  • Матрешки.

Однако я убеждена, что только при взаимодействии с родителями можно добиться наибольшего успеха в воспитании и развитии ребенка. Стараюсь объяснять родителям значение изобразительной деятельности для общего развития дошкольников. Рассказываю, какие успехи делает их ребенок, какие задачи решаются на конкретном занятии, в чем его трудности, чем могут и должны помочь родители. Напоминаю об условиях, которые следует создать для ребенка в семье. Приглашая на занятия, показываю, как взрослые могут вместе с детьми рассматривать предметы, иллюстрации, наблюдать изображаемые явления. Большого внимания требует объяснение родителям того, как нужно относиться к работам детей, чтобы побуждать ребят к творчеству. В этом очень помогает проведение совместных выставок родителей и детей, братьев и сестер. Регулярно обращаю внимание на творческий рост ребенка. Поэтому мной была разработана модель работы с родителями, которая включает в себя анкетирование (приложение№5) , совместную деятельность и участие в творческой деятельности. На ее основе составлен перспективный план работы с родителями на весь год (приложение№6) .

Результат анкетирования родителей показывает, что значительно повысилась их компетентность по организации творческой деятельности с ребенком, 65% родителей осознают значение развития творческих навыков у детей дошкольного возраста.

Своим опытом работы по формированию у дошкольников самостоятельной творческой деятельности я делюсь с коллегами на метод объединеньях

«Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию личности ребенка».

Аристотель

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, почерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.

И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.

По диагностическим данным, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных ответов, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %.

Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.

Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.

По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изонавыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.

А это значит, что руководство изодеятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И поставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели ставим следующие задачи :

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создать психологические условия , чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Обратимся к современной классификации методов, авторами которой являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин.

Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:

1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов . Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так для детей младшего дошкольного возраста подходит пальцевая живопись . Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Автором картины может стать любой человек, не зависимо от возраста, пола, профессии и социального статуса. Раскрытие творческих способностей идет в обход сознания человека по короткому пути – «сердце - кончики пальцев».

Наукой доказано, что пальцевая живопись оказывает терапевтический эффект. Это, безусловно, так, творческие люди меньше болеют, легче справляются со стрессовыми ситуациями, так как во время творческого акта происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства, которые находят материальное воплощение в картине. Терапевтический эффект наблюдается не только в момент создания полотна (нормализация пульса и артериального давления, антистрессорный эффект, гармонизация внутреннего состояния), но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой.

Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. Дети в большей степени стремятся заявить о себе, показать свое «Я» окружающим, преодолевать препятствия и решать разнообразные проблемы.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование ребром ладони, ладошкой, пальчиком. (Приложение №1, 2)

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками.

Вэтом возрасте они легко справляются с рисованием методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. (Приложение №3. Рис.1)

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.(Приложение №3. Рис.2)

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями , можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Эта техника исполнения хороша своим разнообразием приемов. Если лист смазать краской тоном выше чем фон, то отпечаток получится более выразительным. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

Нужно нанести на листок немного краски, положить его окрашенной стороной вниз на чистый лист бумаги и плотно прижать, стараясь не двигать, иначе изображение получится смазанным.

Аккуратно взять листок за черенок и плавным движением вверх постепенно отклеить его с альбомного листа.

Когда рисунок заполнится отпечатками листиков, кистью дорисовать недостающие детали. (Приложение №4)

В старшем дошкольном возрасте детимогут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов. (Приложение №5. Рис.1)

Монотипия уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы - матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

Чтобы нарисовать картину в технике монотипия, нужно, нанести краски на гладкую ровную поверхность, следуя задуманному сюжету. Делать это нужно свободно и раскрепощенно. Необходимо работать быстро, чтобы краска не успела высохнуть ко времени печати. Когда картина готова, на расписанную поверхность накладывается белый лист бумаги и аккуратно прижимается руками, затем его тщательно разглаживают.

Теперь необходимо аккуратно снять лист с поверхности. Делать это можно в одно плавное движение, или в несколько, отрывая плавными рывками, каждый раз припуская лист обратно. Получается очень неожиданный эффект – словно изображение состоит из нескольких слоёв.

Когда отпечаток слегка подсохнет, его дополняют несколькими деталями – рисунками водорослей, камешков, наиболее яркие пятна несколькими движениями превращают в морских рыбок.

Вот и всё – монотипия готова! (Приложение №5. Рис.2. Приложение №6)

Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия пейзажная , когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). (Приложение №7, №8)

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж (рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

В дальнейшем можно несколько разнообразить эту технику и получить цветной граттаж . Сначала протонировать лист бумаги цветной акварелью, а затем нанести воск и тушь. Тогда штрихи будут цветными. Хотите изобразить праздничный салют? Тогда на бумагу следует нанести цветные пятна акварелью, затем слой воска, слой туши. Теперь процарапать рисунок. И вот уже темное ночное небо расцвело красными, зелеными, синими огнями. (Приложение №9)

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Эффективность проведённой работы прослеживается в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.

В исследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста. Из которых 20 человек составили экспериментальную группу и 20 человек – контрольную группу. Исследование проводилось в начале года до проведения занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования и в конце года.

Для определения уровня развития творческих способностей детей использовалась методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок» и «Свободный рисунок». (Приложение №10)

Полученные результаты свидетельствуют о том, что:

В начале года дети обеих групп (экспериментальной и контрольной) показали одинаковый уровень развития творческих способностей:

Никто из детей не показал очень высокий уровень;

Только по 20 % детей показали высокий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 14 до 18 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали достаточно красочные и оригинальные картины;

По 50 % детей показали средний уровень, т.е. превратили от 10 до 14 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии;

По 25 % детей показали низкий уровень развития творческих способностей, т.е. превратили от 5 до 9 изначальных изображений из 24 в новые образы и нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия;

По 5 % детей показали очень низкий уровень, т.е. превратили до 4 изначальных изображений из 24 в новые образы и за отведенное время так и не сумели ничего придумать и нарисовали лишь отдельные штрихи и линии.

В конце года произошли изменения:

15 % детей экспериментальной группы показали очень высокий уровень развития творческих способностей, т. е превратили от 19 до 24 изначальных изображений из 24 в новые образы и придумали и нарисовали нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии; в контрольной группе детей с таким уровнем не выявлено;

Высокий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе показали 60 % детей, в контрольной – 30 % детей;

Средний уровень - в экспериментальной группе показали 20 % детей, в контрольной – 55 % детей;

Низкий уровень - в экспериментальной группе показали 5 % детей, в контрольной – 10 % детей;

Очень низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальной группе не выявлен, в контрольной – составляет 5%.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения фронтальных занятий и кружковой работы по обучению нетрадиционным техникам рисования изменились качественно и количественно.

3. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

Приложение к работе можно .



Просмотров