Как помочь своему ребенку взрослеть? Дает социальные и материальные льготы. Дает заботу, помощь близких, внимание окружающих

«Счастливая, неповторимая пора детства!» – как не согласиться с великим Толстым… Все так, да вот только в этот «счастливый» период жизни каждому ребенку приходится пройти через многие трудности и испытания. Много лет работая с детьми, имеющими трудности в обучении, мы очень хорошо знаем, как нелегко быть ребенком. С поступлением в школу заканчивается время игр, безоблачной радости и полной безответственности.

На плечи школьника ложатся многие заботы: получать отличные оценки, слушаться учителей, радовать родителей, иметь хороших друзей, полезные увлечения, быть не хуже других. Малыш, с которым ни у мамы с папой, ни у воспитательницы, ни у бабушки проблем не было, став первоклассником, порой превращается в одну огромную проблему. Где ее корни? Где ее решение? Да и есть ли оно? В этой книге мы попытаемся дать ответы на эти вопросы, чтобы помочь родителям наилучшим образом организовать жизнь своего ученика.

Часть I
Проблемы времени и места

1. Почему ребенок утомляется

В начале июня на нейропсихологическую консультацию мама привела третьеклассника Женю. Мальчик выглядел сосредоточенным, явно старался как можно лучше ответить на вопросы тестов. Постороннему наблюдателю могло показаться, что особых проблем с учебой у него быть не должно. Однако выяснилось, что третий класс он закончил на одни тройки, отказывается читать, учителя частенько называют его «глупеньким», и ко всему прочему Женя болеет иногда по два раза в месяц. Мама очень надеялась за лето как-то подтянуть сына и чрезвычайно удивилась, услышав от нейропсихолога: «Нет, летом заниматься мы вам не советуем. Вы даже не представляете, насколько устал ваш ребенок!»

Многие дети большую часть учебного времени находятся в состоянии крайней усталости, поэтому заставлять их в каникулы учить математику или заниматься русским просто жестоко. А если он начинает учить через силу, то заболевает. Большинство проблем Жени, как и многих его друзей по несчастью, ежедневно приходящих в центр нейропсихологии, заключается в незрелости мозга, точнее, тех отделов, которые отвечают за питание мозговых структур, снабжение их энергией. Если энергии мало, весь мозг, может быть и неплохо устроенный, не работает, а находится в бездействии.

Состояние нервных клеток этого важного блока зависит от интенсивности обменных процессов внутри организма и от раздражения наших органов чувств.

Чем более активен человек физически, чем больше разнообразных ощущений он переживает, тем лучше работают его внутренние органы, тем выше его интеллект. И наоборот, как только истощаются силы физические, истощается и мозг. Поэтому летом ребенку не нужны никакие интеллектуальные занятия, особенно в виде дополнительных уроков. Зато как можно больше следует бегать босиком – по траве, по песочку, по морской гальке. Как можно больше купаться – хоть в море, хоть в тазу – важен контраст температур. Это раздражает нервные окончания кожи и тонизирует весь организм. Как можно больше ходить, ездить на велосипеде, получать новые впечатления от общения с природой, с друзьями, животными.

Подобные рекомендации получила и Женина мама, а когда осенью вновь пришла в центр, оказалось, что лето не прошло даром: Женя стал активен, на уроке руку поднимает, получил уже первые в новом учебном году пятерки. Правда, он не успел прочитать все книги по списку, но зато научился плавать. Теперь мама хочет, чтобы Женя прошел курс нейрокоррекции, и верит, что книжки никуда от него не уйдут. Вот что значит – подпитать мозг.

Никита на год младше Жени. Он более непосредственный и раскрепощенный. Только вошел в комнату, сразу схватил ручку со стола, повертел ее, положил, а она покатилась и упала на пол. Никита нагнулся, потянулся за ручкой, а за ножкой стола обнаружил карандаш, про ручку забыл, вытащил карандаш, покатал его в ладонях… Мама жалуется на неграмотность, плохое поведение на уроках (учительница устала писать замечания в дневник). Да и дома его не удержать, все время вертится, крутится. Как показали результаты тестирования, адекватно себя вести Никите мешают и недостаточная сформированность энергетического блока (как у Жени), и плохая работа блока, отвечающего за учет всевозможных правил и норм поведения. Никита просто не в состоянии учитывать правила – отсюда и его бесконечные ошибки в русском языке.

Летом Никите посоветовали обтираться сухой и влажной массажной рукавичкой, принимать контрастный душ, а еще пройти курс специального массажа воротниковой зоны. Гиперактивность Никиты вызвана недостаточностью подкорковых образований, поэтому его мозг следует тонизировать. Однако мама Никиты не поверила, что такие элементарные процедуры действительно помогут сынишке. Весь август мальчишка занимался с учительницей русским языком, а когда в октябре мама вновь пришла в центр, результаты тестов сильно снизились. Мозг Никиты не только не отдохнул за лето, но и не пополнил запасы энергии, теперь работа нейрокорректора усложнится и на помощь мальчику уйдет гораздо больше времени.

Нейропсихологи не устают повторять: прежде чем дополнительно заниматься тем или иным предметом с отстающим ребенком, надо выяснить причины этого отставания. Часто наблюдается такая ситуация – чем больше ребенок учит предмет, тем хуже его успехи. Как это можно объяснить? Да очень просто! Представьте себе ребенка, которому не дается устный счет, он никак не может выучить таблицу умножения, плохо запоминает стихи. Все это оттого, что у него плохо развито чувство ритма. Если он будет день и ночь «долбить» стихи или таблицу умножения, организация его мозга не изменится, а соответствующее полушарие будет только еще больше угнетено. Обычно перегрузку вызывает именно тот вид деятельности, который с трудом дается человеку. Сам мозг не справляется с поставленной задачей, отсутствие положительного результата приводит к понижению самооценки и психологическому дискомфорту.

Говоря о ребенке, что он «глупый», «ничего не соображает», мы не объясняем его поведение, а только занижаем его самооценку. Прежде всего следует выяснить природу его школьных неуспехов и тогда уже постараться помочь. Ребенку с недостаточностью мозговых структур противопоказаны монотонные занятия, зато в игровой форме он легко освоит и орфографию, и сложение с умножением.

Родители часто приводят в пример себя или старших детей, с которыми «проблем не было», не понимая, что нынешние дети действительно «по-другому устроены». Они не такие, какими были мы, успевавшие быть «хорошистами», посещать театральный кружок, лыжную секцию и имевшие в друзьях весь двор. Объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, экономику; усложняются учебники и программы. Плохая экология, патологии беременности, сам ритм современной жизни, при котором ребенок не получает того, что ему необходимо для полноценного развития, как физического, так и психического. Так, детям недостает общения со сверстниками – многие и не знают, что такое двор, как играют в «казаков-разбойников», в прятки. Во многих домах книги заменил сначала телевизор, а потом и компьютер. Часто слишком занятые родители не находят минутки, чтобы погладить на ночь ребенка по головке, хорошо, если это сделает чужая тетя – няня или домработница.

Бывают и такие семьи, где воспитанием наследника бизнес-родителей занимается только «папин шофер дядя Коля», который в школу отвозит, из школы забирает, потом везет в бассейн и становится чуть ли не единственным человеком, открытым для общения.

Современные дети в массе своей не могут учиться так же, как мы, а тем более как их бабушки и дедушки. Поэтому для их успешного обучения надо искать подходящие варианты, подстраиваться под сущность ребенка. Нельзя всех стричь под одну гребенку. Необходимо к каждому искать индивидуальный подход, докапываться до сути проблемы и помогать ее решать.

2. Ветер перемен, или Как правильно выбрать школу для ребенка

Трудности учебного года позади, а «неуды» в дневнике по-прежнему не дают вам уснуть… Если и вас, и учителей не устраивают отметки вашего ребенка – пора всерьез задуматься. Нет, не об успеваемости, а о школе, которую он посещает. Возможно, все, что нужно вашему ученику, – это сменить «альма-матер»?

Смена школы – очень непростой шаг. Перемены места жительства и окружения, особенно частые, маленькому ученику даются нелегко. Поэтому необходимо быть твердо уверенными в том, что причина изменившегося отношения к учебе, корень зла, так сказать, заключается именно в неподходящей школьной обстановке. Вам стоит серьезно заняться поиском новой школы, если:

Ребенок перестал усваивать элементарные вещи и нервничает при одном виде учебников;

Вы начали замечать, что у него явно пропало желание ходить в школу и он неохотно рассказывает о событиях в классе;

Малыш стал часто болеть, чего раньше не было;

Учитель жалуется на то, что ваш ученик либо «отсутствует» на уроке, либо беспрестанно балуется и мешает заниматься другим;

Вы чувствуете, что маленький вундеркинд значительно опережает в развитии своих ровесников, и ваше мнение совпадает с мнением учителя.

Чтобы оценить способности своего школьника, физическое здоровье, особенности его психического развития, стоит подойти к вопросу объективно. Не пренебрегайте помощью классного руководителя. Даже если учитель вам не по душе, его мнение лучше учесть – ведь он постоянно наблюдает вашего ребенка в школьной обстановке, а у вас такой возможности нет.

Итак, «пройдемся» по нескольким учреждениям с обычной программой среднего образования, рассчитанным на детей с разным уровнем развития.

Школа рядом с домом

Мнение учителя. «Ваш ребенок способный, может стать отличником, очень общительный, но полностью себя не реализует и учится как-то неровно».

Районная школа подходит именно для таких, беспроблемных детей, у которых все в порядке и с успеваемостью, и с общением. Многие из нас посещали такие школы. Основным ее плюсом всегда было то, что она располагалась рядом с домом и дорога к ней была наиболее безопасной.

Преимущества. У ребенка освобождается масса времени для занятий по интересам или просто для гулянья. Образование в таких школах бесплатное, поэтому средства, которые вы запланировали на начальное образование ребенка, можно потратить на занятия, которые не менее полезны для его развития: музыку, рисование или спорт.

Недостатки. Классы в этих школах переполнены (до 30 человек), поэтому учитель не в состоянии уделить должное внимание каждому. Ученики подобраны не по уровню успеваемости, а по возрастным категориям (или по месту жительства). Официальная статистика говорит о том, что 1/3 всех школьников имеют психоневрологические отклонения, а 80–95 % нездоровы. Это означает, что часть детей в классе не будет усваивать учебную программу должным образом и волей-неволей учителю придется подстраивать свои объяснения под эту группу учащихся. Еще это значит, что в классе могут быть «расторможенные» дети, своим поведением мешающие остальным ученикам усваивать материал. Следовательно, наверняка будет снижена учебная мотивация и школьнику, который хочет учиться, придется делать выбор: или во избежание конфликтов с остальным классом стать таким, как все, или пытаться учиться лучше вопреки всему.

Из-за массовости и загруженности педагогического состава районная школа почти не имеет возможностей для нововведений и предпочитает старые, испытанные методы. Если в силу каких-то причин ребенок имеет возможность посещать только районную школу, постарайтесь определить его на курсы, подготавливающие детей к обучению в общеобразовательных школах. Эти курсы проводят нейропсихологи, занятия платные, но стоимость их невысока.

Школы-гимназии

Мнение учителя. «Ваш ребенок очень способный, понимает объяснения быстрее других, поэтому иногда ему бывает неинтересно на наших занятиях».

Школы-гимназии предусмотрены для детей, которые опережают в развитии своих сверстников. Они платные, но эта плата доступна семье со средним достатком. Из-за большого количества желающих попасть в гимназические классы при поступлении обычно проводится тестирование.

Преимущества. Обучение проводится по специальным программам, преподаватели – опытные педагоги. В эти классы не берут «расторможенных» и отстающих в развитии детей. Учиться в школах-гимназиях можно по разным программам, главное, чтобы вы не выбрали курс с углубленным изучением тех предметов, к которым ребенок, может быть, и способен, но не проявляет интереса.

Недостатки. Обучение в подобных школах проводится по усложненной программе, что может негативно сказаться на состоянии здоровья ребенка. Поэтому, решая отдать его в гимназию, руководствуйтесь не только умственными способностями, но и физическим состоянием.

Специализированные школы

Мнение учителя. «Он умненький и очень любознательный: весь урок задает вопросы – и такие, что не сразу ответишь… И отвечает на уроке совершенно не так, как остальные, – все время какие-то новости».

Ваш ребенок полон творческих идей, от которых, честно говоря, вы немножко подустали. Используйте его творческую энергию в мирных целях! Существуют специальные школы, предназначенные именно для таких – творческих, самостоятельно мыслящих, активных детей. Эти школы работают по авторским программам, например Эльконина/Давыдова.

Курс воспитания в них основан не на послушании, как в обычных школах, а на самостоятельности.

Преимущества. Ученики не получают здесь готовых ответов, а приходят к ним сами, в процессе обсуждений и споров. Например, таблицу умножения дети не заучивают, а «выводят». Им разрешается спорить с учителем и заваливать его бесконечными «почему?», иметь собственную позицию по любому вопросу и критиковать чужое мнение. Упор в обучении сделан не на запоминании, а на понимании, и приветствуется, когда при проверке ученик сам нашел и исправил ошибки в своей тетради. Эти методы включают и психологические (возрастные) факторы. Например, для первоклашек на первом месте стоят игра, соревнование, общение с одноклассниками. По методу Эльконина/Давыдова работают 8–9 % школ России.

Недостатки. Для обучения по этой программе необходима смена места жительства всей семьи, так как вероятность того, что подобная школа находится рядом с вашим домом, очень мала. После окончания такой школы у ребенка не будет возможности продолжить обучение по той же методике (в вузах такую систему преподавания не практикуют). Привыкнуть к стандартным методам обучения будет непросто.

Гимназии

Мнение учителя. «Для вашего ребенка программа класса – давно пройденный этап, он уже все это знает».

Если учитель подтвердил ваше мнение о том, что ребенку слишком легко (и поэтому неинтересно) учиться в данной школе, то подумайте о переводе его в гимназию. Не путайте школы-гимназии, где помимо гимназических классов существуют и обыкновенные, и гимназии, в которых учатся только дети с высоким уровнем развития.

Преимущества. Штат преподавателей в государственных гимназиях очень силен. В старших классах занятия часто ведут преподаватели вуза, курс по какой-либо теме может читать специалист-ученый, посвятивший всю жизнь изучению данного вопроса. Ребенок, одаренный и стремящийся к знаниям, будет чувствовать себя в гимназии как рыба в воде.

Недостатки. В государственных гимназиях учится большое количество детей из элитных, хорошо обеспеченных семей. Поэтому дети, чьи родители имеют менее высокий социальный статус, могут чувствовать себя ущербно.

Частные школы

Мнение учителя (вариант 1). «Этот сорванец занимается на уроке всем, чем угодно, только не учебой. Он не усваивает урок вместе с классом, иногда приходится объяснять специально для него».

Мнение учителя (вариант 2). «Ваш ребенок очень старается и на уроках себя хорошо ведет, но слабенький какой-то, болеет часто, пропускает много занятий, поэтому многое упустил».

Даже не думайте о том, чтобы начать дополнительные занятия дома. Вы должны найти своему ребенку такие условия обучения, которые будут максимально подходить его здоровью и физиологическим особенностям. В частных школах следят не только за успеваемостью детей, но и за их общим состоянием.

Преимущества. Отдав ребенка в частную школу, можно быть твердо уверенными в том, что он будет прекрасно накормлен, ухожен, что ему будут обеспечены идеальные бытовые условия и у него появится возможность дополнительно заниматься всем, чем он пожелает. Классы частных школ малочисленны, учитель имеет возможность заняться с каждым учеником индивидуально. Даже место, где сидит ваш ребенок, будет выбрано не случайно, а в зависимости от того, насколько удобно ему воспринимать информацию с этой точки пространства. Тестирование в этих школах проводится в основном для того, чтобы учителя могли понять, с кем они будут иметь дело. В преподавательский состав включены психолог, дефектолог и логопед. Наиболее «трудных» учеников объединяют в отдельный, коррекционный, класс.

Не стоит думать, что в частных школах учатся только проблемные дети. Контингент учеников очень разный. В старших классах частных школ хорошо бывает подросткам, которые по ряду причин не могут окончить 10 и 11 класс обычной школы. Попав в комфортные условия и доброжелательную обстановку, где каждым лично интересуются и пытаются распознать способности, школьники меняют учебную мотивацию на положительную и начинают лучше учиться.

Частная школа – идеальный вариант для родителей, которые не могут уделять много времени детям и контролировать их школьные успехи или внешкольные занятия.

Недостатки. Некоторые частные школы имеют слишком высокую стоимость обучения.

При выборе частной школы всегда интересуйтесь, есть ли лицензия и аккредитация. Лицензия подтверждает право школы обучать детей, дает гарантию того, что помещение отвечает санитарным и гигиеническим нормам, что в нем есть необходимое оснащение и штат укомплектован специалистами с соответствующим образованием. Аккредитация говорит о том, что школа имеет государственный статус, а следовательно, выпускники ее получат аттестаты государственного образца.

Если вы не ошибетесь в выборе школы, то положительные результаты в учебе не заставят себя долго ждать. Главное, помните: для любого ребенка можно найти условия, которые пробудят в нем желание учиться.

Как только вы определились с видом учебного заведения, постарайтесь собрать о нем и его работниках как можно больше информации, а затем отправляйтесь туда вместе с ребенком.

Но не забывайте, что не только вы будете изучать учебное заведение, но и представители этого учреждения будут изучать вас. Вот несколько советов, которые необходимо учесть при посещении школы впервые.

Собираясь посетить намеченную школу, оденьтесь официально. Вы идете представлять своего ребенка.

Расскажите малышу что-нибудь любопытное про эту школу (только не выдумывайте лишнего), чтобы он тоже почувствовал заинтересованность.

Разговаривая с директором в присутствии ребенка, понаблюдайте, обращает ли тот внимание на своего будущего ученика, а также заметьте, как он разговаривает с педагогами.

Это должен быть исключительно спокойный, деловой тон. Если директор – личность явно неуравновешенная, не исключено, что преподавательский состав часто будет срывать раздражительность на учениках.

Посмотрите расписание предметов. Дополнительно поинтересуйтесь содержанием тех дисциплин, о которых раньше ничего не слышали.

Обратите внимание на учащихся. Если значительная их часть одета слишком вольно или, например, изобилует использование косметики – в школе не учебный стиль.

Пройдитесь по классам. Убедитесь, что они без сквозняков, с удобными партами, с приятным антуражем – детскими работами на стенах, растениями на окнах.

Как помочь своему ребенку взрослеть?

Что могут сделать родители, чтобы их сын или дочь безболезненно миновали все этапы переходного возраста? Каковы подлинные мысли и чувства скрытных подростков и как вести себя с ними, чтобы сохранить доверие? Чем «грозит» первая влюбленность и нужна ли подростку сексуальная грамотность? Насколько распространены алкоголизм и наркомания в среде современной молодежи и как уберечь от них ребенка?

Это только верхушка айсберга вопросов родителей подростков…

Нелегкая это задача - быть родителем подростка! Переходный возраст, когда жить чужим умом уже не хочется, а своим еще не получается, - это время испытаний как для взрослеющего ребенка, так и для его родителей. Испытание на прочность родственных чувств и семейных отношений.

Это также время формирования характера подростка, когда происходит низвержение одних авторитетов и установление новых, когда прививаются и закрепляются нравственные установки, отношение к самому себе и окружающим.

Как уберечь подрастающего ребенка от опасных увлечений и развить у него положительные качества характера? Как справиться с повышенной эмоциональностью взрослеющего человека? Какие этапы физического и психического роста проходит ваш ребенок? Как находить с ним общий язык? Мы попытаемся помочь вам найти ответы на эти непростые вопросы.

Как правило, родителей подростков не надо убеждать в том, что их дети проходят довольно сложный жизненный этап. Но и те мамы и папы, которые только готовятся примерить на себя статус родителей подростков через год-другой, уже догадываются, что их детям, да и им самим будет в этот период не так-то легко. Это связано как с воспоминаниями о собственном переходном возрасте, так и с наблюдением за «непонятной» современной молодежью.

Действительно, глядя на шумную компанию ярко одетых подростков, которые говорят на «своем» языке и смеются над тем, что совсем не кажется нам смешным, поневоле начинаешь задумываться: как узнать, что за мысли спрятаны в этих головах, украшенных длинными челками и модными кепками? Смогу ли остаться другом своему подрастающему ребенку? И если что-то пойдет не так, то хватит ли у меня терпения спокойно реагировать на его колкие реплики и взгляды исподлобья? Ведь я сам (сама) в его возрасте был (была) не подарок, вечно конфликтуя с родителями и устраивая эмоциональную «бурю» из-за того, что теперь кажется пустяком. И что такое происходит с человеком в переходном возрасте?..

А происходит - ни много ни мало - полная перестройка организма: и физическая, и психологическая. С одной стороны, «берут свое» гормоны, с другой - полностью меняется мироощущение взрослеющего ребенка, возникает настоятельная необходимость найти свое «Я», вывести и обозначить его среди «Я» чужих. Очевидно, что это нелегко. Совсем недавно подросток ощущал себя ребенком, который прекрасен - ведь дети не сомневаются в своей уникальности и видят отражение собственного совершенства в любящих глазах родителей. А сегодня он ощущает себя нескладным увальнем, над которым могут хихикать девчонки или подшучивать мальчишки, - оказывается, что симпатии окружающих еще надо заслужить, они не сопутствуют тебе с рождения, как родительская любовь. Буквально вчера за подростка все решали родители, а сегодня надо сформировать свое мнение на те или иные жизненные события, доказать и отстоять свои принципы. То есть детство уже закончилось, а формирование зрелой личности только начинается, и приходится идти по тонкой грани между тем и другим, не имея возможности вновь стать малышом и не находя в себе силы сразу же стать взрослым.

ЕЩЕ РЕБЕНОК ИЛИ УЖЕ ПОДРОСТОК?

Для начала нам стоит определиться с тем, кого мы будем называть подростком, какие возрастные границы имеются в виду.

Сразу оговоримся, что временные рамки или возрастные ориентиры для обозначения этого периода не всегда можно очертить с точностью до года. Наиболее часто употребляются следующие цифры: возраст от 11 до 17 лет. Именно его мы и будем называть переходным, а ребенка от 11 до 17 лет - подростком. Однако не стоит забывать, что каждый организм - индивидуален: кто-то вступает в период полового созревания раньше, кто-то позже. К тому же у каждого ребенка этот процесс протекает с личностными особенностями.

Кроме того, надо сказать, что в современной литературе - психологической, медицинской и популярной - даются разные определения понятию «переходный возраст». Это и пубертатный период, и период полового созревания, и отрочество, и подростковый возраст. Все эти определения - отражают ту или иную стадию взросления юного индивидуума. Чтобы не утяжелять процесс восприятия информации специальными терминами, мы остановимся на таких определениях:

  • младший подростковый возраст (11-12 лет),
  • средний подростковый возраст, или просто подростковый возраст (13-15 лет),
  • пора юношества, или старший подростковый возраст (16-17 лет).

На характере протекания и длительности переходного возраста сказываются и половые различия. Так, для девочек он наступает на пару лет раньше и проходит не так остро, при этом длится меньшее количество времени. У мальчиков переходный возраст занимает большее количество лет и проходит гораздо острее, активнее.

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Чем отличаются маленькие дети от детей взрослеющих? Первые находятся на особых правах среди других членов семьи, закрепляющих за ними детские поведенческие реакции. Что это такое? Все очень просто: маленькие дети избавлены от необходимости принимать решения, над ними не довлеют обстоятельства, никто не станет требовать от малыша разумных действий, основанных на логике, они не отдают себе отчета в причинно-следственной связи своих действий, а также происходящих вокруг них событий, маленьким детям прощаются легкие капризы и шалости.

Иное дело подростки, которым приходится отвечать за свои действия, а это, оказывается, так трудно. Время, когда все было понятно и устойчиво - это я, это мои мама и папа, это мои игрушки, - уже ушло, и случилось это как-то внезапно. Изменилось все, но при этом обрисовать эти изменения в деталях не получается. Рядом те же любящие родители, но они, увы, не помогут решить множество по-настоящему важных для подростка вопросов, связанных с его личной жизнью (отношения со сверстниками, учителями и т.д.). И любимые игрушки (пускай теперь это мобильные телефоны и компьютеры) больше не могут быть центром твоей маленькой вселенной - оказывается, вокруг большой мир, в котором то и дело что-то происходит. Но, конечно, основные трудности приходятся на поиски своего «Я». Кто я такой? Я смелый или застенчивый? Сильный или слабый? Крутой или ботаник? Умный или глупый? Кто ответит на эти вопросы? Учителя рассказывают об иксах и игреках, хлоропластах и химических элементах, орфографических правилах и законах, по которым образовываются космические тела, но ответа на то, что действительно важно, в школе не получишь. С этими вопросами можно обратиться к родителям, главное, чтобы они не отделались шуткой, поняли всю актуальность спрашиваемого, отнеслись к взрослеющему сыну или дочери как к равному - то есть взрослому человеку, проходящему нелегкий этап изменений.

Ритуальное взросление

Если обратиться к опыту, накопленному человечеством за все время его существования, то можно увидеть, что переходный возраст как грань, за которой заканчивается детство и начинается взрослая жизнь, отмечен всеми народами и цивилизациями, на какой бы ступени развития они ни стояли.

Так, в племенах, которые находятся на первобытной стадии развития, взрослеющих юношей и девушек подвергают целому ряду ритуальных действий. Известно, что у североамериканских индейцев мальчики-подростки проходили посвящение в охотники, или воины, которое сопровождалось выполнением самых разных (зачастую довольно сложных) заданий и умышленным нанесением серьезных ран и т.д.

Аборигены Австралии и поныне устраивают для своих подростков состязания и посвящения во взрослую жизнь, посмотреть на которые сходится все племя. Взрослеющие дети должны показать, что знакомы с преданиями своего племени, пролезть через шкуру убитого животного (что символизирует новое рождение), продемонстрировать свои трудовые навыки и т.д.

По свидетельствам археологов и этнографов, среди славянских народов бытовал обычай отдавать своих взрослеющих сыновей в специальные мужские дома, находившиеся далеко от деревни, в чаще леса. Там они жили порой до 5-7 лет, набираясь опыта под началом старшего.

ЭТАПЫ РОСТА

Подростковый возраст - это время активного роста и развития половых признаков. Он характеризуется ростом количества выработки целого ряда гормонов. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы. Остановимся на этом вопросе подробнее.

Взрослеющие мальчики

У мальчиков начало и скорость полового созревания колеблются в довольно широких пределах. Но чаще начало приходится на 12-14 лет.

  • 10-11 лет отмечается увеличение размера яичек и полового члена;
  • 11-12 лет становится заметна пигментация мошонки и начало оволосения лобка;
  • 12-13 лет рост волос на лобке увеличивается, происходит дальнейшее увеличение полового члена и яичек;
  • 13-14 лет начинается мутация голоса, появляются волосы в подмышечной области, на верхней губе, происходит развитие мускулатуры;
  • 15-17 лет формирование скелета и мускулатуры постепенно подходит к заданному природой уровню.

В целом можно сказать, что вчерашний мальчик возмужал и окреп. У него проявляется растущий интерес к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется сексуальная активность. Становятся актуальными вопросы внешности - мальчики могут проводить много времени у зеркала.

На поведенческом уровне: футбол становится менее интересен, чем свидания, «чисто мужские компании» охотно принимают в свою среду девочек, наступает время флирта и влюбленностей.

Взрослеющие девочки

Как правило, девочки начинают ощущать наступление периода полового созревания раньше мальчиков.

  • 8-10 лет уже заметны округление бедер и ягодиц, расширение таза;
  • 9-10 лет около сосковый кружок начинает выступать над кожей груди;
  • 10-11 лет появляются первые волосы на лобке и в подмышечных впадинах, отмечается дальнейшее развитие молочных желез;
  • 11-12 лет может наступить первая менструация;
  • 15-16 лет менструации становятся регулярными, наблюдается дальнейшее оволосение лобка и подмышечных впадин. Одновременно с половым созреванием происходит усиленный рост организма. Пик скорости роста в среднем выпадает на 12 лет и может достигать 9 см в год;
  • 16-18 лет наступает постепенная остановка роста.

Вчерашняя девочка становится все более женственной - плавные движения, мягкая улыбка, изящные жесты. Ее чрезвычайно занимают вопросы внешности: красива ли она? Шатенка или все-таки блондинка? Украшает или, напротив, уродует ее эта родинка над губой?

Так же, как и у мальчиков, у девочек начинает проявляться интерес к противоположному полу. Девичникам предпочитаются компании, в которых есть мальчики. Назначаются свидания, начинаются флирт и влюбленности.

ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКА

Состояние внутренних органов и систем подростка во многом имеет свои особенности, отличаясь как от физиологических особенностей ребенка, так и от физиологических особенностей взрослого человека. Это нужно учитывать.

Костно-мышечная система

В переходном возрасте в основном завершается формирование костной ткани. Для того чтобы этот процесс проходил без патологий, подросток должен получать с пищей более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция - это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.

Мышечная ткань в период полового созревания также претерпевает изменения, в основном за счет интенсивного роста. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин к 14-15 годам. У парней мышечная сила значительно увеличивается в возрасте 14 лет, но достигает взрослого уровня позже, чем это происходит у девушек.

На заметку родителям: в подростковом возрасте недостаток кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц.

Кстати, знаете почему подростки порой выглядят угловатыми, неловкими, даже неповоротливыми? На фоне быстрого роста костно-мышечной ткани может отставать развитие координации движений. Со временем это проходит.

Нервная система

У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением. Именно поэтому реакция на устную информацию бывает замедленной или неадекватной.

У многих взрослеющих детей также бывают проблемы с запоминанием информации. Особенности нервной системы зачастую являются причиной того, что ребенок страдает повышенной возбудимостью, выдает бурные эмоции на минимальные стрессовые ситуации, хуже учится. Настаивать на отличных оценках, ругая подростка за плохую успеваемость, не стоит - это ни к чему хорошему не приведет. Лучше помочь сыну или дочери справляться с домашними заданиями, посоветовав удобный режим труда и отдыха, подсказав, как оптимизировать учебный процесс.

Иммунная система

Иммунная система , обеспечивающая устойчивость организма к внешним воздействиям, по представлениям современных медиков, имеет пять критических периодов развития. Пятый период приходится на подростковый возраст и отмечается у девочек в 12-13 лет и у мальчиков в 14-15 лет. Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих (в том числе и хронических) заболеваний. На практике это означает, что родители вновь сталкиваются с заболеваниями, которые, как им казалось, дети «оставили» в детсадовском возрасте, а также с помощью врачей диагностируют у ребят новые болезни.

Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей. Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Благодаря этому подростки часто испытывают неприятные ощущения в области сердца (боли, чувство давления, учащенное сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.

Органы дыхания

Еще одна причина подростковых обмороков кроется в особенностях органов дыхания взрослеющих мальчиков и девочек. В переходном возрасте происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Перестройка органов дыхания призвана лучше обеспечивать растущий организм кислородом. Недостаток последнего очень чувствителен для подростков, которые испытывают трудности с дыханием в плохо проветриваемых помещениях и при интенсивных занятиях спортом. При этом юные девушки хуже, чем юноши, адаптируются к недостатку кислорода.

Органы пищеварения

В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К 10-11 годам - желудок, к 11-13 годам - слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Чуть позже завершается формирование желчевыделительной системы.

Есть у органов пищеварения подростков свои особенности. В первую очередь это их ранимость и нестабильность. При эмоциональном или физическом напряжении, при пренебрежении режимом питания нередко возникают и прогрессируют гастроэнтерологические заболевания.

Чем болеем?

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Обращая внимание на этапы физического развития взрослеющих детей, довольно часто упускается из вида тот факт, что и нервно-психическая система у подростков несовершенна и проходит свои этапы становления. При этом развитие психических функций осуществляется последовательно, усложняясь от уровня к уровню.

Так, для маленьких детей характерно образное мышление, а в подростковом возрасте на смену образному мышлению приходит мышление абстрактное. Постепенно мыслительные процессы становятся все более самостоятельными, активными и творческими. Обратите внимание на слово «постепенно» - оно является ключевым. Подростки могут проявлять настойчивость и целеустремленность в какой-то период, затем словно бы возвращаться назад в детство и не обнаруживать этих качеств. То есть для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях - сменяться неуверенностью в себе, а возвышенность чувств может уживаться с циничностью и враждебностью.

Родителям нужно это учитывать и не требовать от взрослеющего ребенка последовательности. Становление характера делает психику уязвимой и сверхчувствительной, а переход от опекаемого детства к самостоятельности обнажает слабые стороны личности. Самое плохое, что могут сделать в этой ситуации мамы и папы, - это укорять подростка в том, то он «слаб, несамостоятелен, глуп». Дети - даже взрослеющие - очень внушаемы. Напротив, стоит объяснить ребенку, что проявление тех или иных слабостей или принятие не самых умных решений - это естественное положение вещей. Все ошибаются (в том числе и взрослые люди), а для подростка, не имеющего жизненного опыта, ошибки - это более чем естественно.

Основные этапы психического развития:

Младший подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью и сложными эмоциональными переживаниями (появление страхов, мнительность и т.д.).

Среднему подростковому возрасту присуща непредсказуемость, неадекватное поведение.

Старший подростковый возраст характеризуется более устойчивыми эмоциональными реакциями.

Новые роли

Подросток все чаще начинает осознавать себя не ребенком, а в большей степени взрослым. Он примеряет на себя различные жизненные ситуации и в своем воображении играет в них «взрослые роли». Но сыграть их в жизни ему удается не всегда - чрезмерно бдительные и опекающие его родители этого не допускают. Отсюда конфликты, проходящие под лозунгами: «меня не понимают!», «мне не дают жить!».

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Мы поговорили о физиологическом и психическом развитии детей переходного возраста. Надеемся, что теперь родители будут понимать потребности своих взрослеющих детей гораздо лучше. Но остается открытым главный вопрос: как справиться со всеми этими особенностями подростков? Стиснув зубы, терпеть вспышки гнева и бурные проявления эмоций?! Молча наблюдать, как твой ребенок отдаляется от тебя, стараясь самоутвердиться в компании подзадоривающих его сверстников - мол, смотрите, друзья, я уже не маменькин сынок?! Махнуть рукой на успеваемость сына или дочери - пусть делает, что хочет?!

Конечно же, нет! Психологи сформулировали ряд рекомендаций, которые позволят не только сохранить прежние доверительные отношения с взрослеющим ребенком, но и стать ему лучшим другом, преодолев возможное недоверие и даже враждебность.

Смещение акцентов

Мнение родителей не обсуждается - оно выполняется! Когда ребенок был маленьким, он не имел ничего против этой аксиомы. Но теперь все по-другому. Стремящийся к самостоятельности подросток едва ли станет безоговорочно следовать вашим указаниям. Смените тон с приказного на дружеский.

Не раздавайте приказов - вместо этого попробуйте давать аргументированные советы. Многие родители допускают одну и ту же ошибку: они настаивают на своем, утверждая, что у них больше опыта, а потому им видней. Опыта у родителей, что и говорить, много. Но не стоит пользоваться им как оружием. В воспитательном процессе противопоставление сил и позиций, конфронтация и давление не принесут ничего хорошего. Так что сделайте опыт союзником - вашим и вашего ребенка - в решении сложных жизненных вопросов.

Понять и принять

Конечно, самое главное во взаимоотношениях с ребенком - это взаимопонимание. Установить его легче с ребятами младшего подросткового возраста. Однако дети среднего и старшего подросткового возраста также пойдут с вами на контакт, если вы проявите инициативу и настойчивость.

Ну а для взаимопонимания необходимо проводить вместе свободное время, много разговаривать, обсуждать проблемы и успехи, делиться чувствами. Ваши сын или дочь не собираются впускать вас в свой внутренний мир? Начните с себя: впустите их в свой. Расскажите о том, что происходит у вас на работе, поделитесь мнением по поводу своих друзей, коллег, знакомых, пригласите ребенка разделить ваши интересы (вместе сходите в кино, например). Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство родителей в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы пополнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены самим себе.

Долой маски

Очень важно быть искренним в проявлении интереса к внутреннему миру и к делам подростка. Дети остро реагируют на фальшь. Родители могут навсегда потерять доверие подростка, если будут только притворяться заинтересованными его делами, а на практике постараются использовать его откровения в своих целях (например, чтобы как-то отреагировать на неприятную им ситуацию, что-то запретить и т.д.) Научитесь принимать и даже любить мир, в котором живет ваш подросток, поставьте себя на его место, и вы сможете добиться его доверия. Стоит сказать, что подростки часто меняют и свои интересы, и свои взгляды. Под это придется подстраиваться, культивируя в себе гибкую позицию и уважая любые проявления личности взрослеющего человека.

Признать ошибки

Если вы уже наделали ошибок в воспитании подростка, то не бойтесь их признать. Сначала перед самим собой, а потом и перед ребенком. Авторитет вы от этого не потеряете - напротив, он возрастет: ведь проговорить свои ошибки способны только сильные люди. Объясните, почему вы поступали так, а не иначе, приведите аргументированные доводы. Расскажите о том, какова ваша нынешняя позиция в отношении сына или дочери. Спросите, согласен ли он с ней. Почему да или почему нет? Внимательно выслушайте ответ. Не исключено, что и ребенок признается вам в том, что не всегда был прав (можно аккуратно подвести его к этой мысли), и дело закончится взаимным прощением и примирением.

Компромисс

Иногда взаимные обиды не так легко преодолеть. Но если подросток демонстративно не ищет взаимопонимания с родителями, не стоит думать, что он в нем не нуждается. Дети тяжело переживают одиночество во время переходного возраста.

Сделайте первый шаг.

Пойти на компромисс взрослому человеку гораздо легче, чем ребенку.

Родительское собрание на тему: «Как родители могут помочь своему ребёнку хорошо учиться»

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Расширять объём знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

Убедить родителей, что соблюдение режима дня – важнейшее условие успешной учёбы ребёнка;

Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: круглый стол.

Перед родительским собранием проводится опрос детей и родителей:

Легко ли быть учеником?

Чтобы учение было успешным…

Что обеспечивает успех урока?

Почему мы хотим, чтобы ребёнок хорошо учился?

Что способствует повышению успеваемости дома?

Заранее проводится анкетирование родителей:

1. Поддерживаете ли своего ребёнка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком его учёбу?

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и вашего мужа (жены)?

6. Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок (или, что читали ему вы)?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

10. Любит ли ваш ребёнок учиться?

Ход собрания

    Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече. Сегодня мы предлагаем вам вступить в диалог о проблемах младших школьников. Как помочь детям хорошо учиться? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить на сегодняшнем собрании.

    Родительский практикум-игра «Корзина чувств»

Каждый из нас, встречая на своём пути что-то новое, не всегда сразу справляется с возникающими трудностями. Также и наши первоклашки.

Как только ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе. В вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование (так же, как у вашего ребёнка). Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет.

(Родители называют переживаемые ими чувства. Задание позволяет выявить трудности и проблемы в семьях, обсудить эти проблемы в ходе собрания).

А сейчас посмотрим видеоматериал о том, какие чувства переполняли ваших детей, когда они пошли в 1 класс.

(Включается видеозапись высказываний детей о чувствах, которые они испытывали, идя в 1 класс)

    Лекция «Как помочь ребёнку хорошо учиться».

Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они хотят учиться, трудиться, подражать взрослым. Но обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально-педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности – это и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе. Это очень напряжённый период, потому что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Возрастает удельный объём нагрузок. Именно эта нагрузка является наиболее утомительной. Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребёнку: принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками; подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно. «Дети активные существа…А если это так, то следует создать им организационную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.Амонашвили). Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать. При этом положительные эмоции, которые ребёнок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. Одна из основных задач, которые ставит перед ребёнком школа – это необходимость усвоения им определённой суммы знаний, умений, навыков. Несмотря на то, что общая готовность учиться(желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому, у ребёнка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут трудности. Но многие родители знают по опыту, что со временем, начиная со 2 класса, интерес к учёбе пропадает. Почему это происходит? Одна из существенных причин состоит в том, что с каждым годом требуется всё больше усилий для выполнения всех школьных заданий. Большинство детей справляется с растущими требованиями. У некоторых возникают пробелы в знаниях. У третьих нет успехов, хотя они стараются. Заметив первые тревожные признаки. Родители должны сразу посоветоваться с учителем, что делать. Если отставание растёт, дети из-за неудач теряют интерес к учёбе и интерес к школе вообще. При возникновении таких трудностей в учёбе очень важно создать атмосферу оптимизма. Надо сказать ребёнку: «Ты справишься» и вместе с ним подумать о том, как лучше усвоить материал. Это куда полезней, чем ругать его за плохие отметки. Вместе с тем бывает необходимо принять конкретные меры: повторить основы, позаниматься дополнительно. Большинство детей испытывают радость от преодоления трудностей, чувство удовлетворения от того, что они справились. Если ребёнок не может сконцентрировать свои силы на учёбе, необходимы специальные упражнения. Но они должны быть разумными. Не надо без конца повторять одно и тоже плохо выученное задание. Ребёнок должен просто справиться с программой, а школьные требования таковы, что любой здоровый ребёнок при известном прилежании может их выполнить. Конечно, хотелось бы, чтобы ребёнок в школе развил по возможности свои способности. Но всё же будут дети, которые при всём своём старании не становятся лучшими учениками в классе. Их способности и таланты лежат, возможно, в тех областях, которых школьные занятия просто не касаются. Что же делать вам, родителям? Ни в коем случае не предъявлять к детям чрезмерные требования. Ребёнок не понимает требований, которые вы ему предъявляете. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни их возраст, ни индивидуальные возможности. Ребёнка с малых лет включают в мир ценностных ориентаций, принятых среди взрослых людей. Престижные установки и ожидания должны обязательно присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития ребёнка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний. Завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, а заниженный не стимулирует их развитие. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания. Поэтому вместе с учителем нужно постараться определить, в каких областях дети могли бы достичь большего, помочь им утвердиться им на этом поприще. Надо хвалить за каждый. Даже самый скромный успех. Если дети полностью теряют интерес к учёбе, становятся упрямы, то большей частью от того. Что никто не заметил и не оценил их маленькие успехи, отставание не было вовремя замечено и устранено, а неудачами их постоянно попрекали. Они плохо чувствуют себя в школе, даже если учитель к ним внимателен. Они постоянно сравнивают себя с одноклассниками, им кажется, что из-за плохой успеваемости их меньше уважают. Родители должны найти все пути для самоутверждения ребёнка. И здесь помогут успехи в других областях, например, в работе по дому или в саду. И как часто дети, у которых были трудности в учёбе, потом прекрасно проявляли себя в профессиональной деятельности. Нередко признание успехов в практической области способствует пробуждению интереса к теоретическому знанию. Нормально, если ребёнок не ко всем предметам проявляет одинаковый интерес. Нельзя терпеть полное отсутствие интересов у ребёнка. У родителей всегда есть возможность убедить детей в том, что знания, полученные ребёнком в школе, могут пригодиться им дома. Дети осознают необходимость и полезность учения и тогда, когда мы связываем школьные знания с интересными для детей профессиями или с их любимыми занятиями. Когда дети выполняют домашние обязанности, они заслуживают похвалы и уважения. В то же время у вас есть возможность указать детям на то, что при изучении не особенно интересных предметов они могут так же старательны. Поэтому необходимо дома отдавать должное любому успеху в учёбе. Кроме того, решающую роль играет и отношение родителей к учёбе, их пример (курсы повышения квалификации). Необходимо терпение, доброжелательность, внимание. И так должно продолжаться всю жизнь, потому что наша готовность обсуждать с детьми их проблемы есть предпосылка того, что они сохранят своё любопытство. Наше терпение, доброжелательность каждый раз заново будут вызывать доверие у детей. Чтобы отношения в семье были стимулом к познанию. Вы должны задуматься: как создать в семье благоприятную для учёбы атмосферу, исполненную оптимизма и терпения, но в тоже время и последовательной требовательности? Как помочь ребёнку хорошо учиться?

Помощь родителей идёт в трёх направлениях:

Родители организуют режим дня;

Проверяют домашние задания;

Приучают детей к самостоятельности.

Соблюдение режима помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления. У 20% детей слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости в начальных классах.

При планировании учебной работы школьника и других его обязанностей по дому, свободных занятий родители должны иметь в виду, что всему должно быть отведено определённое время. Конечно, иногда приходится просить сына или дочь помочь в чём-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем сейчас занимается ребёнок. Нередко бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, как его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу – просят полить цветы, села девочка за вышивку, только начала работать – её посылают погулять с младшим братом.

В зависимости от типа нервной системы ребёнка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного вида деятельности на другой, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей ещё не умеет быстро переключаться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно дело, на которое он настроился, и приступить к другому, ребёнку приходится преодолеть естественное внутреннее желание настоять на своём и не выполнять просьбы родителей. В результате появляется общее недовольство, чувство огорчения.

Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребёнок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только я начну что-нибудь интересное, так обязательно другое заставят делать». Родители должны дать ребёнку время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Напр., дочка читает книгу, а её необходимо послать в магазин. Мать говорит дочери: «Галя, как только дочитаешь страницу. Надо будет пойти в магазин. Вот я тебе деньги положила». Или сыну: «Заканчивай делать примеры. Через 10минут будем накрывать на стол».

Всякое необоснованное переключение ребёнка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно тем, ребёнок вынужден бросать начатую работу, не закончив её. Если это войдёт в систему, то у школьника будет воспитана плохая привычка - не доводить начатое дело до конца.

Все эти факты важно учитывать родителям детей младшего школьного возраста, у которых начинает формироваться отношение к своим обязанностям, урокам, общественным поручениям, к труду.

Режим предусматривает обязательное пребывание детей на свежем воздухе. Родители не должны нарушать этого требования. Т.о., родители должны понять, что их главная задача – помощь ребёнку мл.школьного возраста в организации свободного времени дома. Организованный, усидчивый и внимательный ребёнок будет хорошо работать на уроке.

Родителям необходимо контролировать выполнение дом.заданий школьниками. Прежде всего. Необходимо постоянно следить за записями дом.заданий в дневнике. После этого важно проверить сам факт выполнения домашнего задания. А затем просмотреть и правильность его выполнения. Взрослые заметили ошибку в тетради – не надо спешить показывать, где она. Ребёнок должен приучаться к самоконтролю. Сначала надо сказать: «Ты неправильно решил пример. Вспомни, как ты проверял решение таких примеров в классе. Каким способом можно проверить. Есть у тебя ошибка или нет?» и только в крайнем случае прямо показать, где допущена ошибка.

Нередко родители, помимо заданий учителя, нагружают своего ребёнка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными занятиями. У таких родителей ребёнок выполняет сначала задания на черновике, потом переписывает его в чистую тетрадь. Если учитель задаёт на дом 2 столбика примеров, родители заставляют выполнить 4 – лучше будет знать! Причём всё это делается за счёт свободного времени. Ребёнок переутомляется, быстро устаёт и нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учению, которое становится для него тяжким неинтересным трудом. Дорогие родители, если вы даёте дополнительные задания своему ребёнку, то, пожалуйста, согласовывайте с учителем количество и содержание их.

Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки. Это стремление поощряют некоторые родители. У детей такое желание вызвано неумением их переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребёнок отдохнул, погулял и только после этого начал делать уроки. В первом классе за уроками дети сидят не более 1 часа. Долго сидеть за уроками – не значит хорошо их приготовить. Бесконечное сидение за уроками объясняется неустойчивостью внимания детей, неумением сосредоточиться на одном предмете. Напр., написал ребёнок строчку и начинает вспоминать, что было сегодня в классе, опять вернётся к письму, вновь отвлечётся – начнёт чинить карандаш…Это отражается на качестве выполнения задания. Чтобы приучить ребёнка к усидчивости, родители ставят перед ним задачу – уложиться в определённое время, ставят перед ним часы; он же, глядя на часы, учится распределять свои занятия по времени.

Не все дети одинаково развиваются, отдельные дети даже в 1 классе слабо усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток мог бы быть преодолён со временем, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребёнком, буквально вдалбливая в его голову урок. Раздражаясь, начинают кричать на ребёнка, называть его тупицей. В результате дело идёт ещё хуже, ребёнок начинает ненавидеть учение, а иногда и школу, как виновницу своих неудач. Терпение родителей, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи ребёнку в учении.

Главная задача родителей – проконтролировать, когда ребёнок сел за уроки, всё ли сделал, подсказать, где искать ответ на вопрос, но не давать готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

    Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

    Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

    Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

    Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Не ругайте, а учите!

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности . Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто

Анкетирование родителей:

    Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?

    Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

    Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

    Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?

    Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

    Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?

    Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок?

    Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?

    Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

    Любит ли ваш ребёнок учиться?

Моя коллега, хороший психотерапевт, однажды рассказала мне о сильном впечатлении от поведения ее клиентки, молодой женщины, сын которой страдал от последствий детского церебрального паралича. Мальчик этот пытался самостоятельно одеться, но ему это плохо удавалось. Хотя ребенок не плакал и не прекращал своих попыток, было видно по его лицу, что он очень страдает.

Мать молча стояла рядом и неотрывно смотрела на него, покусывая губы. Она была полностью сосредоточена на сыне, на его усилиях, но ничего не предпринимала, чтобы ему помочь. И моя коллега, у которой заныло сердце от сочувствия к малышу, спросила женщину с удивлением и упреком: «Что же ты не поможешь ему?» Та взглянула на нее с выражением глубокой боли в лице и ответила: «Разве ты не видишь, что я ему помогаю?»

И психотерапевт вдруг увидела всю ситуацию так, как должна была увидеть ее с самого начала. Мать была не просто рядом с ребенком, она была вся в нем, она вместе с ним одевалась, совершала все эти усилия, преодолевала его неловкость и беспомощность.

В ее взгляде, в том, что она ничего не пыталась сделать вместо него, была глубокая вера в сына, в то, что он может справиться сам, – и именно благодаря этой вере мальчик продолжал свои попытки одеться и даже не плакал.

Есть два типа поведения родителей, которые одинаково ошибочны. Первый – когда родители просто запрещают ребенку любое проявление активности, которая выглядит в их глазах рискованной и может привести к непредсказуемым и опасным последствиям.

Ребенок очень хочет действовать сам, это повышает его самооценку и веру в себя

Второй тип поведения – когда родители немедленно бросаются помогать ребенку во всем, стремятся опередить его в выполнении его желаний, предполагая, что он сам не справится и это будет для него травмой.

Когда маленький ребенок пытается начать что-то новое для него, например самостоятельно подняться по лестнице, он часто оглядывается на мать. Но смотрит он на нее не для того, чтобы она подбежала и переставила его на следующую ступеньку – как это иногда кажется матери. А для того, чтобы быть уверенным, что он не один, что мама с ним и готова помочь, – и тогда он может рисковать.

Ребенок очень хочет действовать сам, это повышает его самооценку и его веру в себя. Каждый его успех, достигнутый собственными усилиями, который не был изначально гарантирован, – серьезная победа и гарантия дальнейших попыток самостоятельно справиться с трудностями.

Одна из главных задач воспитания – формирование готовности к овладению новыми навыками, к рисковому, поисковому поведению и приобщение к удовольствию от самого процесса преодоления. А для этого родители всегда должны быть под рукой, но они не должны путаться под ногами.

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Тумгоева Зарина Аюповна, учитель географии

Цель : интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

    расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

    выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

    выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения : круглый стол

Анкета для детей:

Легко ли быть учеником?

    Легко ли быть хорошим учеником?

    Могу ли я назвать себя хорошим учеником?

    Есть ли у меня возможность стать хорошим учеником?

    Почему нужно хорошо учиться?

    Чтобы учение было успешным...

    В чем секрет моего успеха? (успешные ученики)

    Что способствует повышению успеваемости дома?

Вступительное слово:

Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете.

    Легко ли быть хорошим учеником? (анализ детских ответов)

    Могу ли я назвать себя хорошим учеником?

    Есть ли у меня возможности быть хорошим учеником?

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас.

Давайте посмотрим на данные анкеты детей: Почему нужно хорошо учиться ?

Чтобы учение было успешным...

Исходя из выше сказанного следует:

    Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

    Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

- Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить успеваемость.

    Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

    Составьте план изучения предметов.

    Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

    Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

    Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

    Основными причинами являются: непреодолимые трудности, снижение мотивации.

- Что способствует повышению успеваемости дома? (какие приемы используют родители)

(Ответы детей)

Мотивированные дети – это самостоятельные дети. Они прикладывают больше усилий, чтобы справиться с заданием, даже с неприятным, потому что сами понимают, зачем им это нужно. Потребность в самостоятельности – одна из трех основных психологических потребностей человека, как мы уже выяснили в первых главах.

Но как способствовать развитию в ребенке самостоятельности? Ответ парадоксален: ставя разумные ограничения. Детям необходимы ориентиры, рамки, внутри которых они могут свободно развернуться. Прежде всего это четкий, подробный распорядок дня в определенном подходящем ребенку ритме, обеспечивающий здоровый образ жизни. Он должен включать в себя время для выполнения домашних заданий и совместные обеды или ужины с семьей. Совместные трапезы и совместный досуг с родителями очень важны для ребенка.

Вам нужно договориться с ребенком, когда и где он будет делать домашние задания, когда идти спать или садиться за стол. Если время для занятий установлено и оно постоянно, не будет напряженных споров, пора делать уроки, или можно посмотреть еще один мультфильм. При этом простое и постоянное расписание воспринимается детьми легче, чем многочисленные правила.

Вам нужно установить для ребенка следующие правила, касающиеся школы:

посещение школы – обязанность ребенка, как и работа по дому, о которой вы с ребенком договорились. Отлынивание не приветствуется, если только ребенок не заболел. Ребенок должен сам вовремя вставать по утрам и собирать все необходимые ему в школе вещи;

вопрос о выполнении домашних заданий вне обсуждения . Как и когда они должны выполняться, вы можете решить вместе с ребенком;

Об оценках ребенок должен сообщать. Всегда можно спокойно все обсудить и, в случае неудач, набросать план по улучшению ситуации.

Если правила нарушены, вы должны последовательно отреагировать . Если ребенок, например, не соблюдает время, предназначенное для уроков, примите соответствующие меры. Они должны быть разумными, логичными и понятными ребенку. Например: «Если ты через десять минут не выключишь компьютер и не сядешь за уроки, не пойдешь гулять после обеда». Оставайтесь непоколебимыми в своем решении, даже если иногда это сложно.

В рамках своих возможностей детям необходимо как можно раньше принять ответственность за свое обучение на себя, при этом они должны знать, что родители их всегда поддержат. Самостоятельность не означает, что детей нужно бросить на произвол судьбы. Помогайте при необходимости, но по возможности поменьше.

Объясните ребенку, как он может самостоятельно распланировать обучение, задав ему наводящие вопросы: «По каким предметам у тебя сегодня задания? С чего ты хочешь начать?» – «Как ты будешь учить стихотворение?» Проверяйте задания только тогда, когда он их закончит .

Никогда не подсказывайте ребенку ответы. Переживание успеха от самостоятельно решенного после долгих мучений уравнения дольше сохраняется в памяти, чем ответ, который подсказала мама. Последовательно выводите ребенка на правильный путь и склоняйте к самостоятельным размышлениям. Давайте ему все необходимое, побуждайте применять собственные учебные стратегии, помогайте пробовать новые методы.

Дайте ребенку возможность проверить свою работоспособность и бросить себе вызов.

При этом показывайте ему свое доверие: «Я знаю, ты сможешь все сделать самостоятельно». Предъявляйте требования высокие, но соответствующие возможностям ребенка, избегайте недооценок и переоценок.

Вера в собственные способности

Успех в учебе зависит не только от врожденного таланта, но в большей степени от уверенности в своих способностях. Чтобы добиться хороших результатов, дети должны верить в то, что у них получится. Они должны чувствовать, что смогут справиться с поставленными или самостоятельно выбранными задачами.

Уже в возрасте 10-12 лет дети имеют четкое представление о своем уме и своих недостатках: тот, кто понимает, что способности можно развить, добивается лучших результатов в учебе. Мнение ребенка о его собственном интеллектуальном развитии и талантах можно изменить. Достаточно объяснить ребенку, что человеческий мозг постоянно совершенствуется в ходе обучения, в нем образуются новые нервные клетки и связи между ними, а значит мозг можно тренировать, как мускулы, и эта тренировка имеет смысл.

Помогите ребенку понять, как его старания приводят к нужным результатам , это тоже будет способствовать развитию у него динамического представления о себе. Подчеркните, чего он добился благодаря упражнениям, учению, упорству или правильным стратегиям. Не должно быть фраз типа: «Мне просто повезло» или «Задания были легкими» и тем более таких: «Немецкий – такой предмет, где или везет, или не везет» и «Либо ты математик, либо нет».

Побуждайте ребенка ставить перед собой реальные цели, оценивая при этом, сможет ли он их добиться . Это повышает чувство самоэффективности. Напоминайте ему о его прошлых достижениях, сравнивайте своего ребенка с ним самим пол года назад, а не с другими детьми.

Задумывайтесь о том, какое мнение о школе и определенных «ненавистных предметах» складывается у вашего ребенка. Возможно, после нескольких плохо написанных контрольных работ у него появилось убеждение, что у него нет способностей к английскому языку или он слишком глуп для математики, вследствие чего нет больше смысла стараться.

Эмоциональное развитие

Способность справляться с отрицательными чувствами не только играет важную роль в учебе, но и в целом помогает человеку успешно идти по жизни. Если ребенк научится преодолевать гнев, раздражение и стра х, он разовьется в счастливую, сильную и мотивированную личность.

Советы родителям:

    Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

    Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

    Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

    Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

    Не ругайте, а учите!

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален.

(по материалам публикаций сети интернет)

.

Советы родителям “Психотерапия неуспеваемости”

(по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего . “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности . Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.



Просмотров